История одной мельницы.

,
2798 просмотров, 31 комментарий

На речке Порос возле села Успенка, что в Мошковском районе, стоят руины старой водяной мельницы. О том, что это за мельница, и кто её построил - мало кто знает.

Попытаюсь вкраце рассказать её историю ( чтобы не было много букв ))

Построил её Колыванский купец 1 - ой гильдии Евграф Александрович Жернаков, в начале 90 - годов XIX века.

Мельница выдавала 3 тыс. пудов муки в сутки и на ней трудилось 50 - 60 рабочих. Производство занимало довольно большую территорию. На ней размещались обширный мельничный пруд, плотина, само здание мельницы, кузница, конюшня, жилые дома для рабочих, амбары, ватерклозеты ( прогрессивное на тот момент английское устройство для спуска воды ). Плотина была сделана из ряжей ( срубов из лиственничных брёвен, заполненных глиной, служащей гидроизолятором ). Это уж потом, при позднейших её реконструкциях, делали из бетона. На этом рисунке 1908 года хорошо видно её месторасположение.

Фишка этой мельницы была в том, что в зимнее время, когда было мало воды в речке, запускался паровой двигатель мощностью 180 л. с. и таким образом процесс помола муки не останавливался.

Помимо этой, у купца были ещё и другие мельницы. Мука Жернакова на Большой Всероссийской выставке 1909 г. получила Большую серебрянную медаль.

Евграф Александрович вместе с братом Ипполитом Александровичем приехал в 70 - годах из г. Ирбит и обосновался сначала в Колывани, а потом уже и в Новониколаевске. Скопив капитал, начал свое дело с магазина в Колывани, а затем открыл торговлю в Томске, Барнауле, Тюмени, Иркутске и многих небольших поселениях. Евграф Александрович торговал разными товарами, но основной доход приносила хлеботорговля. Держа в руках солидные запасы хлеба и муки, он зачастую диктовал цену на рынке. Вот первый универсальный магазин, который он открыл в 1894 г. в тогда ещё посёлке мостостроителей. Сейчас на этом месте автовокзал.

А это магазин его брата Ипполита Александровича ( на месте нынешней Обладминистрации, Красный проспект 18 )

Племянник Жернакова Владимир Ипполитович Жернаков был избран в 1909 году первым городским головой ( по нынешнему - первым мэром ) Новониколаевска. Внёс существенный вклад в развитие города. В 1931 году, как и водится, был репрессирован и провёл 3 года в концлагерях. После освобождения жил тихо и умер в 1943 году.

Евграф Александрович Жернаков умер в 1908 году. После его смерти хозяевами мельницы стали сын от первого брака Николай и вторая жена Елизавета Ильинична. В 1917 году мельница была ими продана купцам Ривво и Шмуйловичу. С приходом к власти большевиков всё это было национализировано, но ненадолго. В 1918 году после чехословацкого мятежа мельница была возвращена прежним хозяевам.

В 1919 году отступающими колчаковцами было сожжено шестиэтажное здание мельницы ( но тут до конца неизвестно - утверждают ещё, что здание сожгли впоследствии арендаторы ).

Во время НЭПа мельницу арендовали нэпманы Фрейман и Тореев. Но хозяйничали они недолго, всё пришло в запустение.

Используя пруд и дамбу Жернакова, в конце 20 - х годов организовали межколхозную водяную мельницу. В 1946 году в результате пожара по недосмотру она вышла из строя.

В начале 50 - х годов на остатках плотины устроили мини гидроэлектростанцию. Привезли из Германии динамо машину. Мощность была 120 кВт. Электричество от неё освещало деревни Успенку, Белоярку и Галинскую. В 1959 году опять же произошёл пожар, плотина разрушилась и электростанция встала. И так до наших дней

P. S. Мораль сего повествования такова. Как умер хозяин, так всё прахом и пошло.

Рассказать друзьям:
,
2798 просмотров, 31 комментарий

Комментарии (31)

20 мая 2015, 17:55
рейтинг: 428
откуда: Новосибирск
Владимир,спасибо!Да,было у кого поучиться хозяйствованию,смекалке и хватке(сейчас только"хватка")Напрасно нас учили к плохому отношению к купцам заводчикам и к так называемым кулакам.Это были труженики сами,члены семей.Династии,потомственность! Жаль, многое утерянно... ++
+0 0
20 мая 2015, 18:03
рейтинг: 428
откуда: Новосибирск
Володя,слышал на Новородниковой тоже была небольшая мельничка.Там и сейчас есть омуток,видимо остался от неё.Удачи,всего доброго.
+0 0
20 мая 2015, 18:16
рейтинг: 23823
откуда: новосибирск
ded48, Валера, в окрестностях, да и в самом городе на всех речках тогда были десятки водяных мельниц... я вот к чему клоню. Сейчас многие точат зуб на бобров - мол, запруживают речки и рыбы от этого меньше. Но ведь те многочисленные мельницы тоже перегораживали все реки, но рыбы было намного больше. Может, в чём нибудь другом причину поискать ?? А не только у бобров отпущения ??
+1 0
отредактировано 20 мая 2015, 18:17
20 мая 2015, 18:38
рейтинг: 428
откуда: Новосибирск
Ромуальдович,
Володя,правильно говоришь.Человек так устроен-от всего открещивается.Всё норовит свалить на природу.
Думать разучились.Алчность затмила разум! Истинно-после нас хоть потоп!
Точат зуб на бобров-это нечто!!!
+0 0
отредактировано 20 мая 2015, 18:40
20 мая 2015, 20:28
рейтинг: 7149
откуда: Новосибирск
Очень интересные статьи Вы пишите! Приятно читать! И что интересно, вроде рассказ о каком-то предпринимателе, жившем больше сотни лет назад.И ведь это непосредственно относится к тематике сайта. Именно в таких омутах, оставшихся от старых мельниц и водится рыба, правда? Спасибо за подобного рода статьи, пишите чаще! +
+0 0
20 мая 2015, 20:39
рейтинг: 428
откуда: Новосибирск
А вот кому то не понравилось.Видимо, потомок" идейного" революционера.До основанья всё разрушим...Хотя революционеры народ смелый.Покажись.
Тишина.А может я всё усложняю.Ну ткнул не ту кнопку или не тем пальцем.))
+0 0
отредактировано 20 мая 2015, 21:13
20 мая 2015, 21:35
рейтинг: 5263
откуда: Бердск
О какую тему затронул! Я ж правнук мельничника, была прадедом мельница построена на Алтае, да власть сменилась...
Хорошо написал, Володя, интересно, как и всегда.
+0 0
21 мая 2015, 11:37
рейтинг: 446
откуда: Новосибирск
Бобры здесь не при чем, они природу не загаживают так как это делает человек. Рыба мельчает не из-за бобров а из-за сбросов в реку всякой гадости, и дикой кучи плавающего в реке полителена, который при разложении выдилият финолы и всякие продукты химии. Автору +.
+0 0
21 мая 2015, 13:42
рейтинг: 786
откуда: Новосиб/Академ
Хариуса в малых реках бобры уничтожают однозначно. Косвенно конечно. В иловатом бобровом пруду хариус жить не может. Лес уничтожают однозначно, причем не какие-то кустики, а иной раз в обхват. Лес исчезает - грунтовые воды уходят - малые ручьи и речки мелеют. Увеличенная площадь водяного зеркала увеличивает испарение, что тоже работает в минус. Мошки и комаров становится намного больше. Вот такая логическая цепь.
Плюс один - появляется карась.
+0 0
21 мая 2015, 13:55
рейтинг: 356
откуда: новосибирск
Бобер это мини ГЭС , только током рыбу не бьет .
Лицензиями на своем участке не торгует , но любит леску на закидушках перегрызать .
Все деяния бобра это не злой умысел.
+0 0
21 мая 2015, 16:45
рейтинг: 392
откуда: г.Новосибирск
Михалыч, как всегда прав! Бобер - зло!
Автору как всегда +!
+0 0
отредактировано 21 мая 2015, 16:46
21 мая 2015, 20:27
рейтинг: 23823
откуда: новосибирск
Михалыч, про иловатость и испарение водяного зеркала пожалуй соглашусь, а про уничтожение леса ей Богу смешно. Прям, как дети малые. Пройдитесь по нашим речкам, где бобры, и посмотрите, много ли они грызут. В основном ивняк по берегам, так же немного осин и одиночные берёзы. Главный враг леса - это человек. Тысячи гектаров уничтожает.
Про запруды тоже не соглашусь. Далеко не везде они их делают. На той же Шадрихе, к примеру, много бобров, но нет ни одной запруды. Там они наловчились рыть норы в берегах. http://www.fishingsib.ru/gallery/view/30930/?nav=user
+1 0
отредактировано 21 мая 2015, 20:32
21 мая 2015, 20:51
рейтинг: 12683
откуда: Новосибирск
Мой бобер, точно не при чем был!(..
+0 0
отредактировано 21 мая 2015, 20:52
21 мая 2015, 22:56
рейтинг: 1537
откуда: Новосибирск
Ромуальдович, У бобров зубы растут по 1-2мм в сутки и поэтому им надо грызть а не рыть норы в берегах. Эти норы вырыты в то время когда была построена платина. А вообще убил бобра, спас дерево! А мясо у них вкусное)
+0 0
22 мая 2015, 5:17
рейтинг: 12683
откуда: Новосибирск
Нам Все, лишь бы убить! У китайцев, на улицах, ни собак, ни кошек, ни воробьев не осталось.. Все сожрали!
+0 0
22 мая 2015, 8:29
рейтинг: 1633
откуда: Киселевск
Э-эх! Зверье, бобры, козлы... Мельницы - перекрывая речки - служили людям, говоря нынешним сленгом - обеспечивали продовольственную безопасность и независимость. Что обеспечивают бобры - дают нам тему для разговора - почесать языки...
Я пришел сегодня в лес и костер я там развел
Только сел я на траву на меня напал бобер
У него твердый череп, два клыка и крепкий хвост
Его боится вся округа, он сожрал их старый мост
+0 0
22 мая 2015, 9:08
рейтинг: 3788
откуда: Новосибирск
Продовольственную программу тогда успешно выполняли.. Даже колбасу делали (там же где сейчас мясокомбинат)
[URL=http://www.radikal.ru][IMG]http://s52.radikal.ru/i135/1505/bd/0a1c73f11c4c.jpg[/IMG][/URL]
+0 0
22 мая 2015, 11:22
рейтинг: 786
откуда: Новосиб/Академ
Ромуальдович,
Ивняк, говоришь? Загляни на нижний пруд Зырянки в ботсаду. Там сотрудникам пришлось деревья в обхват обвязать стальной сеткой от этой братии...
Человеки - это да, главный враг природы. Кстати и бобров канадских сюда завезли для "обогащения видового разнообразия фауны"....
+0 0
22 мая 2015, 12:12
рейтинг: 23823
откуда: новосибирск
Михалыч,
+1 0
22 мая 2015, 13:42
рейтинг: 428
откуда: Новосибирск
Ромуальдович, наши бобры до того обленились и обнаглели, что уже не грызут лес,а просто берут - и поджигают.))
Всем бобрам - Бобры,вот кого огородить бы стальными сетками,а лучше решетками!!
+0 0
22 мая 2015, 16:49
рейтинг: 23823
откуда: новосибирск
Михалыч, значит, обвязывают деревья?... Вот и подошли мы к сути этой проблемы. Если бобры хозяйничают где нибудь в диких местах, то большого внимания они не привлекают. А уж если они начинают грызть что либо на ведомственной территории, или ( не дай Бог! ) на частной, то сразу становятся злостными вредителями. А нам, людям, значит можно заваливать берега рек кучами мусора и устраивать лесные пожары. Удобно на бобров сваливать - у них ведь нет адвокатов, знакомых прокуроров и тугих кошельков.
Впрочем, правильно СКИФ подметил - чешем языки ( а воз и ныне там ).
Кстати, пруд в Бот.саду привёл к обмелению Зырянки ( увеличилась площадь испарения ), а никакой хозяйственной пользы у него нет, и эстетической составляющей не имеет ( вид у него уже, как у болота ).
+1 0
отредактировано 22 мая 2015, 16:51
22 мая 2015, 17:42
рейтинг: 786
откуда: Новосиб/Академ
Ромуальдович,
Ну зачем ты так? Я что, сказал, что можно валить мусор на берега?
Меня лично как раз угнетает их разрушающая ландшафт деятельность на нетронутой, безведомственной территории.
Ничего больше говорить не буду, приведу только в пример Норвегию, где за отстреленного бобра дают премию.
Почему? Потому что туристы приезжают полюбоваться на чистые, бегущие, прозрачные ручьи, а не на цепочки болот.
+1 0
22 мая 2015, 18:01
рейтинг: 428
откуда: Новосибирск
Да уж, в отстрелах мы преуспеваем. Поэтому многих животных,только в зоопарке и увидишь. Звери друг друга перегрызли,и Красную книгу написали.
+0 0
22 мая 2015, 20:09
рейтинг: 3196
откуда: Бердск
Спасибо за урок краеведения.
+0 0
22 мая 2015, 20:26
рейтинг: 12683
откуда: Новосибирск
Я не понимаю, за что так не взлюбили бобров?.. Он всего лишь часть природы, а у нее нет ничего лишнего! У нас нет такого количества этих умных зверьков, чтобы они нанесли реальный вред. А человек.. как пишут святые пророки: уничтожит сам себя и все вокруг!!
+0 0
22 мая 2015, 20:49
рейтинг: 3092
откуда: Новосибирск
Ага, как говорится..."Убей бобра - спаси дерево!" (С) (шутка, конечно)

Ромуальдович, в очередной раз спасибо за познавательную историю! +
+0 0
23 мая 2015, 9:54
рейтинг: 392
откуда: г.Новосибирск
http://www.hunting.ru/gallery/view/108735/
Животное не наше, искусственно оклиматизированное в Сибири. Прав Михалыч!
+0 0
отредактировано 23 мая 2015, 9:59
23 мая 2015, 10:11
рейтинг: 23823
откуда: новосибирск
Егор1, бобры в Сибири появились в Эоцене ( 40 млн. лет назад ). К XVIII веку были выбиты охотниками и снова были завезены в нашу область в 30 - х годах из Воронежского заповедника. Так что не мы, а бобры здешние аборигены.
+1 0
отредактировано 23 мая 2015, 10:13
25 мая 2015, 16:50
рейтинг: 786
откуда: Новосиб/Академ
Я хочу спросить, - вы любите болото, как люблю его я – то есть всеми силами души вашей? Со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна только пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного…. Лучше сказать - вы можете не любить болото больше всего на свете? Является ли оно постоянным возбудителем ваших чувств?...
Болото, это храм, подлинный храм природы, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли!... Здесь ваше холодное Я исчезает, растворяется в пламенном эфире болотных испарений…. Ступайте, ступайте в болото, живите и умрите в нем, если можете!
( монолог Дорониной с минимумом изменений от Михалыча).:):)
+1 0
25 мая 2015, 17:46
рейтинг: 1275
откуда: Нск
У меня на даче эти бобры все осины по берегам повалили,плюс один теперь коряжник появился.
+0 0
26 мая 2015, 19:01
рейтинг: 2549
откуда: н с о
Ромуальдович, На речке Умревушка которая длинной 15 км в разное время стояло (как говорят старики) 8 мельниц. Бобры гадят тем. что все отходы их жизни деятельности остаются в реке. Всё это гниёт и преет .
+0 0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх