Убитая железная дорога.

,
3490 просмотров, 26 комментариев

" Ломать - не строить " (Не все так славно в Датском королевстве).

----------------------------------------------

Всего немного времени прошло с тех пор, всего 15 лет, когда могущественная организация под названием "РЖД" уничтожила единственную железную дорогу, соединяющую Транссиб с севером Новосибирской области, с Колыванским районом.

Дорога эта начиналась на станции Кокошино, что за Чулымом, а заканчивалась в Пихтовке.

Фрагмент карты 80 - ых годов.

Начали строить её в 1929 году. Стране нужен был лес, и строили железку, чтобы вывозить его с лесоразработок севера Колыванского района. Начинали строить её комсомольцы, но в начале 30 - годов контингент лесорубов поменялся, и стройка стала частью ГУЛАГа. Маховик репрессий начал поставлять на лесоповал зэков. Можно сказать, что замешано там было на поте с кровью. Протяжённость дороги ( до Пихтовки ) была 179 км. Были сделаны два прекрасных моста в Мальчихе и Пихтовке ( через Баксу ). От Пихтовки в тайгу были были проведены лесовозные узкоколейки. Во время войны дорога внесла большой вклад в Победу. Ведь именно из тех берёзовых лесов были сделаны тысячи прикладов винтовок и автоматов - лес прямиком по жел. дороге шёл в Ижевск и Тулу, на оружейные заводы. Также лес направлялся на шахты Кузбасса.

Вдоль дороги возникло 30 поселений. Дорога стала в прямом смысле слова источником жизни для десятков окрестных деревень. Старожилы еще помнят многолюдные сельские ярмарки в селе Пенёк, ныне обезлюдевшем.

В 1993 году при губернаторе Индинке закрыли участок дороги Пенёк - Пихтовка, а в 1997 г. губернатор Муха с подачи руководства "РЖД" закрыл полностью железную дорогу. К 2000 году все рельсы повырывали и увезли. Три тысячи местных жителей потеряли работу и дорогу на Большую землю. Край обезлюдел. Молодёжь разбежалась, остались в основном одни старики умирать. Насыпь с каждым годом всё более зарастает молодым лесом, а на месте некоторых поселений только заросли конопли в рост человека.

( Снимки с Интернета )

Сомневаюсь, что всё это делалось от бедности и невозможности содержать дорогу. Ведь в то же время были выстроены железнодорожный музей на ст. Сеятель и Детская жел. дорога в Заельцовском парке, возведение которых требовало значительных средств. Можно было просто законсервировать дорогу до лучших времён.

По сути, местное население было брошено на произвол судьбы и заброшен край с богатейшими урманами с обилием клюквы, залежами торфа. Людям по железной дороге удобно было добираться до тайги с её охотой и рыбалкой, грибами - ягодами.

Аналогичная ситуация произошла в то же время в Мошковском районе. Там закрыли жел. дорогу Мошково - Ташара.

Рассказать друзьям:
,
3490 просмотров, 26 комментариев

Комментарии (26)

27 мая 2015, 16:36
рейтинг: 1424
откуда: Новосибирск
Столкнулся с таким-же в д.Красный Яр Томской области.В деревне был леспромхоз,в сутки по узкоколейки протяжённостью 120км из тайги вывозили по 1000м3 леса.В девяностые заглох леспромхоз,а потом и рельсы сняли продали в Китай.
+0 0
27 мая 2015, 17:41
рейтинг: 23826
откуда: новосибирск
МАВ67, а меня интересует, куда же делись все баржи, что зимовали у нас в Затоне. Неужели тоже в Китай продали ??
+1 0
27 мая 2015, 18:04
рейтинг: 1424
откуда: Новосибирск
Ромуальдович, Нет что ты из них танки Армата сделали:)
+0 0
27 мая 2015, 23:20
рейтинг: 10457
откуда: Новосибирск
По молодости после института 2 или 3 раза ездили по осени компанией до ст. Лось за клюквой. Красивые были места!
+0 0
28 мая 2015, 9:00
рейтинг: 2802
откуда: Новосибирская область, с.Довольное
А я в тех краях в первый класс пошел,в Лаптевке.Отец на высылке был.Было это в 63 году,поезд состоял из пяти вагонов-3 пассажирских,1-товарный и одна цистерна,а во главе паровоз.Последний раз был там в 83 году,уже тепловоз тягал вагоны,да и вагоны были чуть не дореволюционные.Там научился рыбачить и плавать.До конца дней своих буду помнить,а может еще и побываю там,правда родных и близких там нет,но все равно тянет.Ромульдович спасибо!!!+++
+0 0
28 мая 2015, 11:11
рейтинг: 23826
откуда: новосибирск
Я больше не буду выкладывать подобные материалы, не относящиеся к рыболовной тематике на Фишингсибе. Всё таки здесь не Форум краеведов, а рыболовный сайт.
+1 0
28 мая 2015, 11:22
рейтинг: 392
откуда: г.Новосибирск
Ромуальдович,
Очень жаль! ((((
+0 0
28 мая 2015, 12:30
рейтинг: 11492
откуда: Новосибирск
Ромуальдович, зря, сайт хоть и рыболовный, но интересно читать историю тех мест, куда ездим на рыбалку.
+0 0
28 мая 2015, 14:10
рейтинг: 534
откуда: Новосибирск
Ромуальдович,

Новосибирский речной порт потерял свое значение как крупная перевалочная база для северного завоза. Грузовых рейсов на северА крайне мало сейчас. А пассажирских нет совсем.
Основной поток перехватила железная дорога. Соответственно весь (почти) флот, в т.ч. и баржи ушли работать в среднее (нижнее) течение Оби.
Те составы, что сейчас на реке работают - на 95% песок таскают из пригорода.
И судовой ход давным давно не чистят как раньше. Редко работающий земснаряд можно увидеть.

P.S. Пиши еще. Всегда интересно почитать исторические статьи.
+0 0
28 мая 2015, 15:29
рейтинг: 1192
откуда: Новосибирск
В конце 90-х с Пихтовки по узкоколейки добирались на самодельной дрезине на Шегарку) веселое было приключение - особенно по мосту через Шегарку страху натерпелись :), тогда для местных это был путь за ягодой, грибами, охотой и рыбалкой) а основная дорога уже в то время разбиралась на металлолом - поищу , где-то фото с той поездки было
+0 0
28 мая 2015, 19:57
рейтинг: 3092
откуда: Новосибирск
"Я больше не буду выкладывать подобные материалы, не относящиеся к рыболовной тематике на Фишингсибе. Всё таки здесь не Форум краеведов, а рыболовный сайт".

Ромуальдович, рыболовный - это ведь не значит, что только крючки и палки нужно обсуждать! История своего края - это тоже очень важно, и интересно, и её надо знать! Без прошлого нет будущего! А ваши рассказы действительно привносят в сайт много интересного, и оживляют скучную рутину!
Ждем следующего "урока" по истории! +
+0 0
отредактировано 28 мая 2015, 19:59
28 мая 2015, 20:24
рейтинг: 1054
откуда: нсо
А сколько семей кормилось вокруг этих узкоколеек. Это и станция и обслуживающий персонал. К ст. Пенёк в конце 80-х подвели 2-х цепную ЛЭП 35кв.для нужд села, леспромхоза. Теперь там только самогон пьют от безделия. Ни сельского хозяйства, ни леспромхоза, ни ЖД нет. Люди занимаются,как в древние времена собирательством ягод, грибов, охотой, рыбалкой. А рыбалка там отменная.
+0 0
29 мая 2015, 8:35
рейтинг: 3791
откуда: Новосибирск
Давайте согласимся, что эта ветка потеряла свое значение в связи с закрытием леспромхозов и отсутствия объемов перевозок. А содержать как музейную ценность не позволяет бюджет НСО. Нужна она была пока там располагались комендатуры. Колыванская комендатура была во Вдовинском (за Пихтовкой) на самый рассвет этого "мероприятия" НКВД там было 12 поселений таких как Черемшанка, Тетеринский, Хохловский, Косицы, Шагерский и т.д. в которых насчитывалось 1016 хозяйств и 4405 едоков. А так же был лагерь, где содержались рабочие лесозаготовок. К стати там отбывали ссылку Анастасия Ивановна Цветаева, дочь Н.И. Бухарина Светлана Николаевна Гурвич-Бухарина, дочь Р.А. Петерсона Майя Рудольфовна Петерсон и многие другие.
Была там еще одна дорога, от Вдовина в ТО - дорога смерти, вот тут кое что о ней http://klv-bib.ngonb.ru/pihtovka/Istorij/doroga%20v%20nikuda.htm
+0 0
отредактировано 29 мая 2015, 8:43
30 мая 2015, 10:17
рейтинг: 9275
откуда: Новосибирск
Я и не знал что на север дорога была. Эх, как не хватает туда ее, я бы каждый выходной туда гонял))
+0 0
30 мая 2015, 11:09
рейтинг: 1054
откуда: нсо
Дорога была по "железке" вроде 3 раза в неделю от ст.Кокошино.
+0 0
30 мая 2015, 17:04
рейтинг: 845
откуда: новосибирск
Ромуальдович,
Я больше не буду выкладывать подобные материалы, не относящиеся к рыболовной тематике на Фишингсибе. Всё таки здесь не Форум краеведов, а рыболовный сайт.

Очень жаль!
+0 0
30 мая 2015, 18:09
рейтинг: 1054
откуда: нсо
филатов, Поддерживаю, очень интересные темы. А давайте это расценивать как дороги к месту рыбалки. Вот тематика о фишингсибе.
+0 0
31 мая 2015, 21:18
рейтинг: 5263
откуда: Бердск
Володя, поправь, пожалуйста, свой пост, где ты как бы решил завязать с поиском и ознакомлением нас с интереснейшей информацией. Видна некоторая обида, непонятна причина. Забей! Не поздно ещё. Иначе так и будем все просто заглядывать на сайт. Просто заглядывать.
+0 0
31 мая 2015, 21:39
рейтинг: 428
откуда: Новосибирск
,Пиши.Это важно и нужно!
+0 0
отредактировано 1 июня 2015, 4:15
1 июня 2015, 8:55
рейтинг: 12687
откуда: Новосибирск
Интересно стало!((..
+0 0
1 июня 2015, 14:35
рейтинг: 1732
откуда: Новосибирск
Владимир, всегда читаю Ваши рассказы и заметки, очень нравится. Обязательно продолжайте писать, ведь и рыбакам нужно знать историю своего края. Спасибо Вам!
+0 0
1 июня 2015, 19:45
рейтинг: 3092
откуда: Новосибирск
Ромуальдович, а может быть Вам просто сделать свою тему (например, "История родного края") в курилке? Это ведь не воспрещается! Кому неинтересны Ваши рассказы, тот и не будет эту тему посещать, а кому интересно, тот будет!!
+0 0
1 июня 2015, 20:01
рейтинг: 23826
откуда: новосибирск
vlad40, подобные непрофильные темы надо интегрировать в Отчёты о рыбалке ( в качестве лирического отступления ). Тут ведь необходимо размещать фотоматериал и документы сразу в большом размере. В таком случае и здешние ортодоксы будут удовлетворены ( в своей идейной нетерпимости ).
И в конце концов, чего это мне одному отдуваться ? :) Пусть и другие присоединяются. К примеру, у Молотка хороший слог...
+0 0
отредактировано 1 июня 2015, 20:43
3 июня 2015, 15:57
рейтинг: 84
откуда: Новосибирск
А я уж подумывал, что единственный в моей жизни поход за клюквой с турклубом и станция Лось - это мне приснилось )))
Всё-таки это не сон!!!
+0 0
19 июня 2015, 9:03
рейтинг: 206
откуда: Ижевск-Новосибирск
Всегда с большим увлечением читаю ваши статьи,смотрю фото...Не хотелось бы чтоб вы прекратили писать здесь.Я сам приезжий и очень многое почерпнул из ваших материалов.Это всегда очень увлекательно и интересно.
+0 0
3 июля 2015, 11:25
рейтинг: 0
откуда: Новосиб
Не совпала ли разборка этой дороги с реконструкцией вокзала Новосибирск Главный. Тогда же рельсы старогодние в китай отправляли, а китайцы вокзал ремонтировали
+0 0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх