оз. Лабынкыр

Ykut
Ykut
19 февраля 2007, 04:00

Ну, раз уж вспомнилось одно озеро, то грех не рассказать о другом, не менее знаменитом – оз. Лабынкыр. Чем оно знаменито все и так знают, а кто не знает читать тут. http://www.itogi.ru/Paper2005.nsf/Article/Itogi_2005_07_12_12_3616.html

Как то в средине восьмидесятых облетывал я составе комиссии, наши приписные аэропорты, входящие в состав Маганского ОАО. Прилетели в аэропорт, который находится верстах в семидесяти от райцентра Хандыга, эта «точка» была последним пунктом нашего «турне». Сижу у начальника перевозок и слышу, как он по телефону с кем-то обсуждает предстоящий вылет вертолета на озеро Лабынкыр. Я встрепенулся, вспомнив, как смеялся отец, читая году в шестьдесят втором, заметку в районной газете о динозавре живущем в этом озере. «Интересно», подумал я и давай расспрашивать. Оказалось, метеорологи летят питание менять на автоматической станции, да еще сам Васильевич «рулить» будет. Стецюк П.В. как у нас говорят – пилот от Бога, был тогда в этом аэропорту командиром звена Ми-8. Я к нему «возьми Васильевич, хочу посмотреть, что за чудо-юдо в Лабынкыре водится». Потом бегу к председателю комиссии и прошусь остаться на день – другой, ну якобы для тщательной проверки первичной перевозочной документации. Иван Алексеевич, душа человек – разрешил.

Утром, слава Богу, погода хорошая - вылетели. Снастей естественно никаких, да и времени для рыбалки не предвиделось, стоянка час – полтора не больше.

Летим как раз над теми местами, где с 1942 по 1945 год наши отцы перегоняли американские самолеты с Аляски в Красноярск. Полегло их на этой трассе больше сотни молодых, красивых мужиков в 44 авиационных катастрофах. Лежат на этих горах бомбардировщики А-20 «Бостон» и Б-25 «Битчел», истребители Р-39 «Аэрокобра» и Р-40 «Киттихаук», транспортники С-47 (Ли-2). Грустно. Но если бы не было этой трассы, не встретились бы мои родители – и меня бы не было.

Летим вдоль первой речки петляющей в заболоченной равнине, переваливаем через горушки в долину следующей и так далее, а вокруг горы. Ветр и восходящие потоки качают машину и при резких порывах лопасти издают специфический звук, пугающий хлопками непосвященных пассажиров. Перелетаем через последний перевал на плато Сордоннох и вон оно легендарное озеро!

Озерцо оказалось не таким уж страшным и большим, Обское водохранилище куда как больше. Вижу два-три островка, заливчики, по берегам чахлый лес. Ихтеозавра я с высоты птичьего полета не рассмотрел, а вот перепады глубин заметил. Место не очень приветливое, да и понятно - всего в ста километрах полюс холода, где температура бывает -71 градус! Пейзаж меня не трону, уж очень все мрачно, хотя и величественно.

Зато своими глазами увидел мужика, который попал сюда в ссылку еще в тридцатые годы и все про это озеро знает. Я не расспрашивал его о их «Лох-Несси», а старался говорить о рыбалке. Он этого не ожидал и постоянно пытался переводить разговор на «черта», так местные зовут это чудище. Но общими усилиями меня и Васильевича выяснили, что в озере рыбы очень много. Самые крупные это щуки и налимы. Тут же мужик приврал, что попадают экземпляры по сорок килограмм, но я конечно не поверил.

Тем временем бортмеханик приволок рыбу, которую пилоты обменяли на продукты. Я внимательно ее рассмотрел – крупные, жирные сиги, вальки и очень приличного размера голец. Причем голец озерный, не похожий на «прогонистых» речных. Этот широкий, упитанный, солидный. Дома перерыл всю литературу и определил, что этот голец называется «Salvelinus Richardson».

Выяснилось, что там еще водятся ленки, топь, хариус, алимба, окунь и мальма. Короче есть, что половить и есть чему удивиться. Самое привлекательное то, что почти вся рыба хищная и ловится на спиннинг.

Сейчас добраться туда уже не представляет труда. В Якутии появилось несколько крупных туристических предприятий, которые построили на этом озере и пару домиков и баньку и время от времени возят туда искателей приключений. Вот такое интересное озеро есть в Якутской тайге.