Енисейская губерния-3, или тайга зовет

5 сентября 2008, 03:00

Идея нынешней поездки, как и предыдущей ( https://www.fishingsib.ru/reports/216/ ), родилась на основе изучения карт, спутниковых снимков, немногочисленных показаний очевидцев в Интернете, а также собственных впечатлений от района 12-летней давности. Из нескольких вариантов на этот раз выбор был сделан в пользу более легкого, а, следовательно, недорогого – расчет был на то, что на компанию даже на относительно людной речке рыбы наловить всегда можно, а во главу угла был поставлен неспешный отдых в течение недели. К слову сказать, я был удивлен, насколько реальность совпала с планами – в первую очередь по срокам, да и по результатам тоже.

Компания состояла из 4 человек – 2 моих брата и друг младшего, Алексей. Доктор Саня, участник прошлогоднего вояжа, поехать не смог. Кстати, предпочитаю не называть подобные полуувеселительные поездки громким словом «экспедиция», что так любят делать так называемые профессиональные рыболовы: даже в научной среде слово «экспедиция» как слишком громкое и официальное используется редко, чаще говорят «поле». Чего уж говорить так о недельном сплаве с целью релакса?

Логистика выглядела следующим образом: ребята на поезде выезжают из Челябинска, я подсаживаюсь к ним в Новосибирске, затем в Красноярске садимся на автобус до Северо-Енисейска, а оттуда на наемной машине двигаем на речку. По речке сплываем до деревни, откуда нас забирают на машине в поселок, и далее в обратном порядке. Интернет и телефон творят чудеса, и к дате выезда все было договорено и решено. Кроме того, будучи за 2 недели до выезда в Красноярске, я купил (в час ночи!) билеты на автобус, так что все билеты у нас уже были на руках.

Итак, 13 августа. Вечером мужики садятся на поезд в Челябинске, о чем незамедлительно извещают СМС-кой. В день отъезда, 14 августа, я торчу на работе, но срываюсь пораньше домой, завершить сборы. В 11 вечера я на вокзале, жду поезда, поезд задерживается, телефоны у ребят молчат, я на нервах. Но вот прибытие, я на перроне, все выходят из вагона, встреча! Подсаживаюсь в плацкарт, поздний вечер, большинство пассажиров уже дремлет. На сон грядущий принимаем по стопке коньяку (у старшего брата сегодня ДР), догоняемся пивом, ложимся спать.

15.08. Неспешно просыпаемся и к обеду прибываем в Красноярск. Багажа у нас порядком: у каждого по хорошему рюкзаку плюс еще две немаленьких сумки. Едем на автовокзал, неподалеку от которого нам обещана съемная квартира. Потихоньку доползаем во двор на Взлетной по указанному адресу, сгружаемся и с братом идем в офис гостиничной фирмы. Жарко. В офисе нас обрадовали: наша квартирка в 300 м от автовокзала (которую я подобрал специально, чтобы утром неспешно дойти до автобуса) уже занята, а предлагается заселиться в другой адресок, уже в 2 км от вокзала. Бронь по телефону для местных гостинщиков недействительна. Но отступать уже некогда и некуда – получаем ключи, идем на автовокзал, там за пару минут сдаем лишний билет на автобус, а затем думаем, как бы нам лучше переместиться в нужную локацию. Звонки в такси на предмет заказа микроавтобуса ввергают в ступор недетскими расценками. На стоянке такси выбираем самую крупную машину, которой оказалась «Хонда-Одиссей». Едем за вещами, и они неожиданно практически все входят в багажник мега-авто, да так, что мы вчетвером в нее входим сами. Приезжаем на адрес: новый дом, двор-колодец, сторож на воротах. Квартира небольшая, но уютная. Идем в магазин, покупаем еды, поздний обед в компании с потной поллитрой, душ и релакс у телевизора.

16.08. С утра встаем рано, пьем чай, собираемся и на 2-х такси выезжаем на автовокзал, по пути завезя ключи от квартиры на фирму. За ночь на четверых отдали 1700, что вполне приемлемо. Посадка в автобус, и нас ждет 14-часовая поездка до Северо-Енисейска. Автобус китайский, но относительно новый, называется “SHUCHI-BUS”, что можно перевести как «Щучий-Бас». Через 300 км пути перед паромом в Енисейске обед – в числе первых мчимся в кафешку, заказываем солянку и манты, вместо которых нам приносят плов – но все вполне съедобно и даже вкусно, так что мы не в обиде. Дальше паромная переправа через Енисей и еще 300 км пути, но уже не по асфальту, а по гравийке различной степени раздолбанности. Шофера включают DVD и ставят «Особенности национальной охоты», а следом «Особенности национальной рыбалки», но плеер иногда подтормаживает из-за тряски.

Дорога до Северо-Енисейска весьма живописна и идет по гористой тайге. Несколько портит впечатление лишь густая пыль, но внутри автобуса исправно задувает кондиционер, и пыли не ощущается. В Брянке покупаем мороженое и любуемся местами прошлогодних событий – а в лесу рядом с остановкой масса грибов и ягод, даже земляника спелая еще висит.

Автобус на удивление резво катится по дороге, которая местами напоминает скорее заброшенный проселок, чем трассу краевого значения. Ближе к концу пути попадаются поселки и повороты на поселки, где выходит существенная часть пассажиров. По местности чувствуется, что мы въезжаем в золотоносный край – долины речек и ручьев перемыты и перекопаны, хотя уже заросли молодым лесом. Речки и ручьи, через которые мы проезжаем по мостам, радуют глаз чистотой воды и быстротой течения, а вокруг горы, каменистые осыпи и распадки, поросшие разнообразной таежной растительностью. Последние 30 км до поселка дорога асфальтовая, она поднимается вверх по долине ручья и затем с горы скатывается уже в другую долину, где стоит поселок. И тут начинает накрапывать дождь. Из автобуса выгружаемся в полдесятого вечера, уже темнеет. Перетаскиваем шмотки в гостиницу, заселяемся в 4-местный заранее забронированный номер. Решаем – попробовать сейчас закупить все продукты для дальнейшего путешествия и договориться о выезде на пораньше. Тем временем подъезжает наш местный организатор, Николай, который подбирал нам забросчика. Знакомимся, он предлагает тут же на его машине проехаться по магазинам и договориться с забросчиком, с чем мы, естественно, охотно соглашаемся. Едем в один магазин, но наш продуктовый список ассортиментом этой торговой точки не покрывается, затем в другой и третий. Куплено практически все, за исключением крупной соли, которой у нас всего полпачки. Потом едем знакомиться с забросчиком. Анатолий - работающий пенсионер, у него вполне приличный Уазик, буханка. Договариваемся на 7 утра и уже затемно возвращаемся в гостиницу, там варим пельмешки, принимаем душ, ужинаем и уже за полночь ложимся спать.

17.08. Встаем со скрипом, но горячий чай в 6 утра бодрит как надо. Собираемся, сдаем номер и выползаем со всем грузом на крылечко. Чуть погодя подъезжает УАЗик, мы грузимся и вполне комфортно размещаемся внутри. По дороге заезжаем к Анатолию, он дает нам приличный мешочек крупной соли и, зайдя в соседний заброшенный огород, выбрасывает оттуда с десяток досок, которые нам будут нужны для постройки катамарана. Теперь едем! Большая часть дороги повторяет вчерашний путь, а затем мы сворачиваем на дорогу, ведущую на рудник компании «Полюс-Золото». Через 25 км въезжаем во владения золотого гиганта: среди горной тайги гигантские отвалы, глубокие карьеры, аккуратные рабочие поселки. Все выглядит очень цивильно, поскольку интенсивная разработка этого месторождения началась лишь в постперестроечное время. Едем мимо поселка прямо через рудник, затем по такой же укатанной гравийке катим дальше, держась подальше от самосвалов с породой, поднимающих тучи пыли и камней.

Последние 8 км до речки едем по зимнику, который находится на удивление в приличном состоянии: так, пара лужиц небольших и все… Следов от транспорта тут почти нет, и это откровенно радует. Через 2,5 часа пути скатываемся к речке, и тут видим стоящий ГАЗ-66 – это машина моих коллег, которые должны с этого же места были уйти сплавом по нашему маршруту с работой. Нас встречают три нетрезвые личности мужского пола – это водитель 66-го и двое местных мужиков, выехавших с ним типа как на рыбалку. Коллеги ушли сплавом позавчера, так что догнать их у нас шансов почти нет. Но наше внимание устремлено на речку, которой нам предстоит отдаться на целых 8 дней. Воды на первый взгляд вполне достаточно для сплава, ширина реки метров 40-50. Отлично! Все идет по плану.

Выгружаемся, рассчитываемся с Анатолием, прощаемся (он торопится по своим делам), и остаемся в компании пассажиров 66-го. Ну, за приезд!!! А теперь за работу: пока погода стоит хорошая (а стоило нам съехать с асфальта, как из дождливой погоды мы опять попали в пыль и сушь – вот особенности здешнего климата!), нужно построить катамаран и по возможности съехать вниз по речке, чтоб избавиться от назойливого соседства. Мужики идут в лес за жердями, но вместо хвойного сухостоя им проще оказалось нарубить свежей осины; я ж тем временем начинаю накачивать баллоны. В этом году я настоял, чтобы мы сплавлялись на одном большом катамаране, а у родственников удалось незадорого купить кат 4-ку, обычный двухслойный. К слову сказать, катамаран показал себя с самой наилучшей стороны, как по вместимости, так и по проходимости и маневренности. Да и вес и объем его в упакованном виде меньше, чем у двухместной резинки.

Проходит часа 3, и вот катамаран готов к спуску на воду, вещички перепакованы в гермики, спиннинги собраны и налажены. Все это сопровождается неспешным распитием пива и комментариями со стороны аборигенов. Пользуясь случаем, вымениваем у мужиков пару банок тушенки на полторашку пива – и им хорошо, и нам спокойней, поскольку мы не успели купить нормальной консервы в магазинах. Перед отплытием они предлагают немного перекусить – и то, время уже за полдень. Погода нормальная, но немного достает мошка, хотя мы и готовы к встрече с ней. Съедаем по кусочку сала, запиваем чаем, и, торопясь, грузимся и выплываем от назойливого соседства. Вслед нам звучат нестройные пожелания ни хвоста, ни чешуи и все в том же духе. Но мы уже на воде и движемся! Настроение достигает наилучшей отметки, закрепить которую помогает все то же пиво «Купеческое». Немного сплываем, и видим в повороте небольшую ямку. Истосковавшиеся по благородной северной рыбе спиннингисты тут же кидают свои блесны, но в ответ глухое молчание и столь же глухие зацепы. Чуть осмотревшись, видим, что в ямке стоит аборигенская сетка – да и ладно, сплываем подальше. Речка в основном мелкая, но проводить катамаран почти не приходится. Вода чистая и прохладная, вот только рыпп пока нету. Но ничего! Решаем отплыть на хорошее место, где встать лагерем, перепаковаться и спокойно провести остаток дня. И такое место вскоре находится: небольшой остров с небольшой косой в голове, куда мы и десантируемся. Ставим палатки, идем на «материк» за дровами, хотя в тальниках находится немало дров, заброшенных туда весенним паводком. Перед ужином идем прогуляться вверх и вниз по речке, но забросы безрезультатны. Варим супчик с добавкой тут же найденных грибов и до вечера наслаждаемся окружающей обстановкой. Перед отходом ко сну начинает накрапывать дождик, поэтому ставим водомерку – несколько камней пирамидкой.

18.08. Встаем достаточно рано, но даем дождю прекратиться. Окружающие горки покрыты туманом, который должен уйти к обеду, когда солнышко заглянет в долину речки. Собственно, пока мы просыпаемся, завтракаем и упаковываемся, так и происходит.

Часов в 11-12 отчаливаем с намерением найти и обловить секретные уловистые места, однако выраженных ямок в русле реки не наблюдается, а на мели рыбе делать нечего. Проходим устье правого притока, но оно мелкое, и настроения кидать туда нет. После устья притока километра через три видим избу, стоящую на пригорке, и посещаем ее с инспекцией. Изба в хорошем состоянии – закрытые сени, нормальная печка, но места там мало, да и на ночлег становиться пока рановато. Вокруг избы по склону много разных ягод: брусника, черника, голубика, жимолость и костяника.

К обеду разъяснилось, и голод заставляет нас тормознуться на острове, где на газовой плитке мы вскипятили воды и заварили бич-пакеты и чай. Для отгона мошки развожу небольшой костерок (газовая горелка рулит для растопки). Плывем дальше, и на подходе к устью крупного правого притока начинает моросить дождь. В устье натоптаны явно рыбацкие тропки, но течение в притоке слишком быстрое, да и глубины нет – в общем, и здесь забросы безрезультатны. Чуть ниже опять останавливаемся – вроде, небольшая ямка среди камней. Мужики пытаются кидать, а я иду ниже, в поворот реки. Здесь явное сужение русла, много камней, а чуть ниже вполне себе выраженный порожек с двумя крупными сливами и несколькими помельче. Фактически, шивера, но перепад воды в главном сливе больше полметра. Перед порогом каменистый участок с чуть более тихим течением воды, кидаю туда блесенку, и ощущаю небольшие удары: на зацепы от камней непохоже, скорее всего, долбит мелочь. Это значит, что рыба таки есть! Иду к парням и зову их покидать на мое место (они кучкуются метрах в 400 выше по течению). Сам спускаюсь под главный слив, кидаю, и со второй или третьей проводки вытаскиваю хайрюзка грамм на 300. Ну, слава Богу, есть рыба! Тем временем, коллеги по цеху рассредоточиваются вдоль порога – и тут поперло! Несмотря на моросящий холодный дождь, рыбу начинают с переменным успехом доставать все. В основном, это некрупный, грамм по 200-300 хариус, однако я вытаскиваю одного явно на полкило, есть чуть меньшие, грамм по 400. В один из забросов в дальний угол порога ощущаю уверенную поклевку, начинаю подтаскивать рыбу, вначале она идет легко (у меня палка достаточно дубовая), но ближе к берегу сопротивление рыбы резко возрастает. Вижу сквозь пенистую воду, что это или очень крупный хариус, или ленок, мне на помощь приходит брат, и в прибрежных камнях он берет за жабры рыбину и выносит на берег, и тут я, слегка при***ев, вижу, что это недурственный такой ленок, килограмма на полтора и длиной в полметра. Сбегаемся полюбоваться рыбиной, а я сажусь на мокрые камушки и закуриваю, переживая добычу трофея. Разумеется, последующие забросы в то место безрезультатны.

Время, между тем, к вечеру, а, судя по карте и космоснимку, мест для стоянки ниже по течению близко не предвидится. Идем вниз на разведку, и решаем встать чуть ниже порожка в бичевнике – конечно, криво и на камнях, зато рядом дрова и рыбалка. Дождь, между тем, не прекращается, а палатки уже влажные с предыдущей стоянки. Но, так или иначе, забираем добычу (а хариуса наловлено уже как минимум с полведра, плюс еще леночек),

сплываем вниз и таборимся. Снова идем ловить, я кидаю там, сям, но без особого успеха. На одном из забросов опять мощная поклевка, я подвожу рыбу к своему берегу, но в прибрежных камнях снова ее сопротивление резко возрастает. Мощный удар, я вижу в темной воде медно-красный, отливающий металлом бок здорового – не меньше предыдущего – ленка! И через мгновение – тишина, мотаю леску – пусто. Оторвана и блесна (черная Аглия №1), и карабинчик с вертлюжком – а леска, между прочим, хоть и старая, но 0,35 и свежепривязанная. Скорее всего, рыпп удачно оттолкнулся от камней, усилив собственную мощь надежной опорой. Обидно не столько за упущенный трофей, сколько за саму рыбину – сможет ли она выбить блесну из пасти и не подохнет ли бесславно, а не в борьбе с более удачливым рыболовом? У мужиков улов уже меньше, но вечером мы несколько хайрюзков с этого места снимаем. И ни у кого нет ленков, только мне отчего-то повезло с поклевкой, да еще дважды.

В любом случае, на сегодня рыбалка более чем удалась, а значит - поездка состоялась! Это главное, но теперь необходимо утилизировать (читай – приготовить и сожрать!) добычу. Принимаем решение: сделать хорошую, добротную двойную уху из хариусов, самых крупных пустить на согудай, а ленка запечь в фольге. Благо, старшие товарищи, несмотря на проливной дождь, развели таки добротный костер. Мы ж с младшим братом идем чистить рыбу, а затем отделять филе хариуса. Закончив с этим, я прячусь от дождя в палатку и сначала заряжаю мариноваться согудай, затем запечатываю с пряностями в фольгу ленка. Кстати, рыбка потянула на 1,8 кг – очень неплохой результат, хотя мы ловили и крупнее.

Одновременно с этим, делаем первую закладку рыбы в уху – я то выскакиваю под дождь к костру, то прыгаю обратно в тамбур палатки, чтобы продолжить колдунство над очередным кулинарным шедевром. Брат, не выдержав, пробует согудай и с довольной миной лезет ложкой в кушанье снова, но я категорически против: ведь, как известно, согудай это не еда, это Закуска с большой буквы! Уха готова, и я заряжаю в костер ленка в фольге, а тем временем мы набиваемся в мокрый и тесный тамбур палатки, который наполняется ароматом ухи.

Само собой, «опередивом» к ней служит заранее разведенный медицинский спирт (спасибо Доктору!), заедаемый согудайчиком. Проходит 15 минут, и пора вынимать рыбу из костра, что немедленно и осуществляется. Рыба из фольги, приготовленная в поле (а значит, свежепойманная и неимоверно вкусная), съедается всегда сразу в любом количестве. Мой ленок исключения не составил, благо, выглядело и пахло все крайне аппетитно. Завершает трапезу свежий чай. Все отлично, и даже подтекающий по дождю тент зарубежной палатки не может испортить остаток вечера!

19.08. Дождь продолжается всю ночь и все утро. Снова не спеша встаем, готовим чай на газе – хотя попозже разводим и костер. Самые нетерпеливые бегут ловить, но улов составляет всего 3 некрупных хариуса. Надо двигать дальше, но погода нас тормозит. Вода в реке поднялась см на 20, но до палаток она пока не достает. Собираемся, на обед разогреваем остатки ухи, выплываем. Дождь то лишь слегка моросит, то накрапывает уже конкретно. Через некоторое время, километрах в 3 ниже, приходим на похожий на предыдущий каменистый участок, где в общей сложности налавливаем штук 15 хариусов, все весом до 400 грамм, но вполне едовые. Всего получается за этот день пройти км 7, после чего резко возникшее желание заночевать на ровном месте, без булыжников под спинами, заставляет тормознуться на крохотном островке. Благо, дождик постепенно кончается. Поскольку сегодня мы опять с рыбой, то для разнообразия решено ее пожарить. Делаем таганочек, разводим костер – а за дровами опять устраиваем вылазку на «материк». К вечеру начинает проглядывать солнышко, а мы, сделав три добротные закладки рыбы на сковородку, объедаемся ею, запивая «Купеческим» - а что, пиво вполне неплохое. Ночью светит луна и звезды, но ко времени подъема снова начинает идти дождь. Мы, конечно, с вечера постарались подсушиться у костра, но свежежареные хариусы вечером перебороли мокрые вещички. Но спалось все равно неплохо.

20.08. Встаем, собираемся и выплываем по дождю, который уже начинает доставать. Плюс ко всему, ветер меняется на северный и помаленьку задувает навстречу. Все, что не в гермиках, уже давно мокрое или вскоре намокает. Уровень воды за ночь не изменился, но она чуть помутнела. На сегодня ставим перед собой цель: доехать до устья крупного левого притока, напротив которого нам местными обещано хорошее зимовье, в котором очень уже хочется обогреться и обсушиться. По дороге пытаемся кидать, но ловится один несчастный хариус, до которого впоследствии даже руки не дошли. Проходим примерно 12 км, погода все ухудшается, ветер и дождь, холодно. И вот, наконец, достигаем района, где по идее должна быть изба. Высаживаемся на берег, Алексей остается у катамарана, а мы втроем идем на разведку. В лесу вдоль берега идет натоптанная тропка, но след уже несвежий. Внимательно смотрим, но ни от воды, ни вглубь леса тропы нет. Выходим на большую поляну – совершенно очевидно, что это вырубка, причем уже старая, деревья с которой пошли на постройку домов. И среди высоченной травы видим полуразрушенный остов зимовья. Мда. Идем дальше, но ничего похожего на свежий след и тем более на избу нет. Пройдя вдоль берега более километра, понимаю, что ловить здесь нечего – надо как-то устраиваться самостоятельно – а погода дрянь: косой дождь с ветром, температура воздуха градусов шесть-семь… На обратном пути в кустах братья видят здоровенного зайца, а чуть позже дорогу перелетает рябчик – а ружья остались на кате.

Постепенно в голове созревает план борьбы со стихией. Сплываем чуть пониже и вытаскиваем вещи в лес, на высокую плоскую террасу с густым лесом. Место под палатки находим без особых проблем, но сейчас главное – укрыться от дождя. Натягиваем полиэтилен между деревьев, ставим дополнительные подпорки и растяжки, и сразу становится несколько уютнее, хотя дождь захлестывает с боков. Затем общими усилиями делаем прямо под пленкой (она натянута высоко) костер, куда подкладываем для жара сырую березу, распаковываем вещи и достаем теплые куртки, шапки и перчатки.

Между делом выпиваем по 100 грамм для профилактики простуды. На разгоревшийся костер вешаем котелок и идем ставить палатки. Все мокрое, но, несмотря на косой дождик и ветер, удается и обогреться, и просушиться под тентом. Брат идет за зайцем, но тот его дожидаться не стал, а искать его в траве бесперспективно. Варим супчик на основе грибов и пакетиков, добавляя тушняка – получается вполне аппетитно и нажористо. Усугубляем профилактику простуды, и разбегаемся по мокрым палаткам. Меж тем, вода резко прибывает.

21.08. С утра видим, что вода серьезно поднялась – не меньше 60-70 см и помутнела, что наводит некоторое уныние, поскольку, во-первых, рыба не будет видеть блесну, а во-вторых, мы не будем видеть ямок, где рыпп живет. Зато река стала течь намного быстрее. Утром по-прежнему моросит дождь, но после чая решаем с братом поискать рябчиков. Находим двух, но они, видимо, уже пуганые, и подстрелить не удается ни одного. К обеду дождик стихает, хотя временами продолжает накрапывать весь день. И холодный северный ветер. В обед выплываем – сами обсохли, но палатки мокрые, конечно. Вода несет хорошо. Чуть пониже справа каменистая крутая осыпь, я выхожу посмотреть на камни, а мужики лезут вверх посмотреть на речку. И находят там заросли черной смородины, каменушки. Брат приносит мне несколько горстей, ягода сладкая и ароматная. Еще чуть ниже по левому берегу ручей, ниже него красные скалки песчаника, пытаемся кидать и там, но безуспешно. Едем дальше, опять по левому берегу видим березы с ободранной корой и тропку, уходящую в лес – зимовье! Спешно десантируемся под налетевшим градом, идем смотреть. Изба есть, но она далеко в лесу, метров 150 от воды. Нет, слишком далеко, хотя дом и в нормальном состоянии. Жаль, но приходится плыть дальше. По ходу видим впереди стайку уток, начинаем грести, подходим на выстрел, брату удается застрелить одну. Это гоголь, небольшая черная нырковая утка. Еще некоторое время спустя по левому берегу устье ручья – а в нем опять березы с ободранной корой! Ну есть ли смысл прятать избы, если березы с драными стволами видно за полкилометра? Десантируемся, идем на разведку. Метрах в 70 от берега, в узкой долинке шумного ручья изба. В ней никого, но обстановка жилая. Печка, дверь, стекло – все на вид цело. Есть нары, достаточно широкие для двоих, панцирная кровать и на полу место одному еще найдется – в тесноте, да не в обиде.

Решаем заночевать под крышей, переносим вещи, катамаран прячем в кусты. Разжигаем печку, она начинает парить. Мужики недоверчиво присматриваются к заброшенной обстановке таежного зимовья и вдыхают затхлый воздух, но мы с братом знаем, что стоит разгореться печке и согреться еде, все будет по-другому.

И через час уже булькает на газовой плитке супчик из утки, промокшие за день сапоги подсыхают, мы зажигаем стоящую на столе керосиновую лампу и тесная изба становится самым уютным местом за десятки километров в округе. На ужин, кроме супчика, решено пожарить грибы – что вполне удается. После заката начинает ловиться радио, слушаем новости. Даже банальное пиво под крышей возле печки идет по-другому, нежели под промозглым дождем…

22.08. Спалось отлично, да и погода с утра начала налаживаться. Проспавшись, с утра никуда не торопимся и устраиваем помывку – благо, на жаркой печке вода в котелках греется быстро, а у хозяина избы есть еще пара ведер. После водных процедур готовим лапшу с тушенкой, чтобы до вечера продержаться. Умиротворенный помывкой, я сижу в двери избы и любуюсь природой в ожидании сытной трапезы. Вдруг вижу на противоположном склоне овражка, за ручьем, по лесу гуляет птичка размером с хорошего цыпленка. Блин, это ж рябчик! Беру ружье, стоящее у порога, брат хватает патроны, заряжает и, прямо не выходя из избы, стреляет. Рябчик готов, но за ним вверх за бровку улетает еще штук пять. Да у них тут выводок! Торопясь, натягиваем сапоги, хватаем ружья и жилетки с патронами и бежим туда. Забрав первого рябчика, крадемся по склону оврага, брат сразу забирает левее, я иду прямо. Надо сказать, что до сего момента ни я, ни мое ружье еще не добыло никакой съедобной дичи. Выползаю на плоскотинку и осторожно присматриваюсь. Вдали, метрах в 25 вижу на елке темное пятно, но что это – птица, клок мха или еще какая холера – непонятно. Стою, жду. Вдруг пятно слегка шевелится, и в прогал я вижу вытянутую птичью голову. Ага! Целюсь, стреляю – но не вижу падающей птицы и со второго ствола стреляю туда же. Иду к дереву – пусто. Разочарованно оглядываю глубокий мох – в паре метров лежит птичка. У брата тоже выстрел. Забираю в сторону от него, и через несколько шагов вдали с дерева слетает рябчик. Но влет я стрелять еще опасаюсь, поэтому тихонько иду по направлению его лета. Чуть погодя он снова слетает, и на этот раз я почти точно замечаю, что он сел на здоровенную ель. Не спеша подхожу к ней, вокруг нее деревьев мало, останавливаюсь, смотрю. Через полминуты среди веток вычисляю серый силуэт птицы, и метров с 30 стреляю – рябчик падает, хлопая крыльями. Готов второй! Ааа – Мугамба-охотник! Беру вторую птичку и иду к брату – принимать поздравления с полем. Ну, теперь рябчик мне не страшен. А у него еще один, в сумме уже 4 – диетический супчик на вечер нам гарантирован! Идем к избе, позируем на фото и видео, и приступаем к обеду – причем я предваряю лапшу глотком коньяка «За охоту».

Отобедав и ощипав птичек, собираемся и с чувством благодарности к хозяину приютившей нас избы отплываем. Вода упала сантиметров на 30, но еще высокая, и стала заметно прозрачнее, но приобрела бурый оттенок, из-за болотного торфа. По дороге пытаемся снова догнать уток, которые сбиваются в стаи, но безуспешно. Поскольку вода посветлела, то прямо с борта катамарана начинаем кидать блесны – а вдоль берега почти везде плещется рыба, это кормится мелкий хариус. И вот на одном из плесов брат сообщает, что у него поклевка, а спустя мгновение добавляет, что рыба для лайтовой палки очень серьезная и неплохо бы брать ее с берега. Ага, а мы тут посреди реки расслабились, да и течение тащит так славно. Понемногу подгребаем к берегу, а там полузатопленные кусты. Но деваться некуда, и пару минут мы с ним, чертыхаясь, бегаем по колено в воде с непонятным нечто на том конце лески. А старший брат все это умудряется снять на видео. Но, в конце концов, рыба устает, у берега видим, что это приличный ленок, не меньше моего первого. Я таки хватаю его под жабры и подаю брату, тот, довольный как слон, позирует с трофеем.

Но надо ехать дальше, впереди у нас по плану порог – вроде несложный, но кто его знает, как оно там. В этом же месте с берега у Алексея цепляется ленок на килограмм, вот и ему счастье привалило. А у старшего брата хариус, но один. По дороге к порогу проходим узкую шиверу, судя по всему, сюда часто наезжают рыбаки, но сейчас вода высокая, и у нас ничего не ловится из-за очень быстрого течения. И вот на горизонте порог. Десантируемся перед ним и идем на разведку. Порог трудности не представляет; так – небольшие, по полметра волны, которые наше судно просто примнет собой. Но хотелось бы в общих чертах представлять, что там дальше делается и где лучше заночевать. Идем вниз по течению, по пути с трудом пересекаем полноводный ручей. Дальше плоская высокая терраса без леса – верный признак того, что здесь рубили лес для домов (собственно, по карте показаны бараки). А в конце луга, уже в лесу видна изба – идем туда, поднимаемся, смотрим. Огромный по таежным меркам, свежий дом, 2 стола, двое широких нар, печка, 3 окна, широкий навес у входа. Просто песня! Конечно, ночевать лучше здесь. Возвращаемся на катамаран, проходим порог, пристаем в нужном месте, разгружаемся, кат затаскиваем в кусты наверх – во избежание, здесь до деревни остается уже меньше 25 км. И заселяемся в избу. Опять жарко разжигаем печку, на плите ставим суп из рябчиков, а рыбу решаем пожарить: ленок очень хорош жареным, да и если не съедим, не сразу пропадет.

И, как и вчера, все у нас получилось: свежежареная рыбка под холодное пиво, ароматный суп из нежнейших рябчиков, тепло от печки, сухость в шмотках, горячий чай и вечерние новости по радио.

По плану я закладывал на нашем сплаве одну дневку – нечего и говорить о том, что весь следующий день мы планируем оставаться здесь. Немного беспокоят лишь надвигающиеся выходные, что подтверждают две лодки, прошедшие вверх по реке – к счастью, без остановки. Могут приехать хозяева избы, но ладно, мы можем и в палатку перебраться… Вечером идет небольшой дождик, но к ночи немного разъясняется, и от воды поднимается розовый в лучах заката туман.

23.08. Просыпаемся умиротворенные тишиной и теплом. Не спеша кипятим и пьем чай, заедая остатками жареной рыбы. После этого решаем пойти и прогуляться вверх и вниз от избы, но я остаюсь в избе, поскольку не исключены визиты посторонних. На этот случай у нас есть рации, одну из которых рыбаки берут с собой, а вторую оставляют мне. Я подтапливаю печку, валяюсь на нарах и читаю охотничьи журналы, лежащие на полке в избе, делаю записи в дневник, чтобы потом ловчее было писать этот отчет Изредка выходим на связь друг с другом. Ребята сообщают, что выше порога у них по нолям, и они идут вниз. Еще через пару часов выхожу по мелкой нужде на улицу, а навстречу мне от воды с довольной миной поднимается младший брат и тащит отличного ленка, как потом показало взвешивание – 1,8 кг. У старшего брата средненький хариус – и все. Хоть вода и падает, но по-прежнему она высокая и довольно мутная. Обедаем чаем с остатками рыбы, тем временем наверх по реке проходит еще одна лодка. После обеда идем снова вниз по реке, километра на 2 до следующего сужения. По дороге я под перекатом в начале плеса вылавливаю небольшого ленка, грамм на 600-700. Но внизу, несмотря на явно перспективное место, никто не попадается – только пара совсем мелких хариусов цепляется на блесну. Кстати сказать, как и в прошлом году наиболее надежными в отношении поклевок оказались легкие (№ 0-2) вращалки с темным и черным лепестком. Возвращаемся назад, тем временем вверх уходит еще одна лодка и начинает снова моросить дождь. Возвращаемся на избу, решаем рыбу снова пожарить – в таком виде она легко по холодку пролежит сутки-двое. К рыбе я еще в обед приготовил рис с тушенкой. Вечер проходит столь же неспешно и умиротворенно, как и предыдущий: теплая печка, чай, пиво, новости по радио и крепкий сон.

24.08. Встаем по гидробудильнику, т.е., кто когда; и сразу после завтрака (остатки рыбы, чай, печенье и сухарики со сгущенкой) начинаем собираться: сегодня обязательно надо проплыть хороший кусок, а завтра в обед быть в деревне, до которой остается больше 20 км. К обеду выплываем. Пробуем прокидывать вчерашнее место и ловим 1 хариуса, потом едем дальше. По дороге впереди на воде стайка уток, подгребаем к ним (пока они не слетают, их можно догнать на воде), брат стреляет дважды или трижды, одну утку удается взять, а остальные либо заныривают, либо разбегаются, и неясно, есть ли среди них подранки. С воды в глубоких местах продолжаем кидать спиннинг, и эта тактика тоже небезуспешна: за день удалось взять 5 рыбин – это средненькие хариусы и небольшие, до полукилограмма, ленки. Откровенную мелочь (а на блесну кидались и 10-сантиметровые хайрюзки) выпускаем. Подъехали к ручью в месте резкого поворота реки, под перекатом роскошная яма – но заметно, что место посещаемое. Тем не менее, старший брат наконец-то ловит леночка на полкило, а я – хорошего хариуса. Приезжаем к устью крупного левого притока – и видим у одного берега лодку с рыбаками, а чуть позже – и у другого. Народ ловит длинными удилищами – либо на мокрую муху, либо на «балду». Держимся от них подальше, чтоб не терять время. После впадения притока река становится еще шире, а посредине отличная длинная яма. Кидаем спиннинги, у брата поклевка, он вынимает мелкого – грамм 150 – ленка и отпускает его. Все это происходит в полусотне метров от стоящей у берега лодки с четырьмя рыбаками. Они, видя такое дело, после длинной молчаливой паузы отпускают нас подальше, а затем видим уже позади себя, как они заводят мотор и становятся на якорь на это место. Ну, удачи. Мы же уходим за пологий поворот, пристаем к берегу и прокидываем очередной слив, где я на зацепе обрываю очередную блесну. Ну, у настоящих спиннингистов об оторванных блеснах жалеть не принято, пусть это будет даже самодельная 20-граммовая колебалка, собственноручно выкованная из серебра! Пока мужики кидают, вижу нечто темное, плывущее по течению на поверхности воды. Приглядевшись, вижу, что это дохлая утка – видимо, умерший из обстрелянных нами подранков. Прыгаем на катамаран, а брат бежит вдоль берега, пытаясь подобрать ее на мелководье. Но метров через 300 мы настигаем ее на воде – и точно, утка, засунула голову под крыло и издохла от потери крови. Две утки – не одна, и это уже серьезная заявка на ужин (хотя здешние гоголи совсем мелкие, чуть покрупнее рябчика).

Сплыв еще километров 6-7, начинаем присматривать место для ночлега. По правому берегу мы видели пару избушек, но обе были небольшие и явно не в лучшем состоянии. Я предполагал провести последнюю ночь на острове неподалеку от деревни, причем остров подобрать так, чтобы одна из проток была явно неходовая – ни к чему стоять у фарватера и привлекать местных. Первый островок нам не подошел – низкий и открытый. Ниже пытаемся подобрать место в лесу на терраске – я иду на разведку, следом Алексей. Иду вдоль бровки берега, по звериной тропке. Вдруг слышу шорох, а затем тихое недовольное урчание, и на сосне шагах в 10 перед собой замечаю соболя. Это довольно крупный кот, но на совсем взрослого не похож – наверное, второлеток. Шкурка у него еще короткая, летняя. Чуть поднявшись по сосне, зверек начинает меня разглядывать, а я любуюсь на него. Тихонько подзываю Алексея с фотиком, а сам бегу за старшим братом с видеокамерой. Соболек же, чуть взобравшись повыше и почувствовав себя в безопасности, охотно позирует и разглядывает пришельцев.

Я иду дальше, но хороших мест для стоянки нет (при нужде, конечно, встали бы, но хочется отдохнуть последнюю ночь нормально). Идем до последнего острова, километрах в 5 выше деревни, заходим в правую протоку и проплыв немного, выбираем место, оказавшееся удачным в плане маскировки: нас не видно ни сверху, ни снизу, а моторки, как я и предполагал, идут по другой, закрытой от нас лесом, стороне острова. Дождик заканчивается, по широкой косе валяется масса плавника, которого хватает не только для костра, но и для импровизированных скамеек. Да, брат по дороге подстрелил еще одну утку и могли бы взять еще, но нам уже достаточно. Ставим палатки, разводим костер, и решаем приготовить суп из уточек, достаем остатки деликатесов (оливки, кукурузу в банке) и устраиваем роскошные посиделки. Глядя на нашу протоку, замечаем, что ее ширина такая же, как и у всей реки в начале нашего сплава. Перед ужином традиционно расстреливаем остатки патронов по пластиковой бутылке. Допиваем последний коньяк, чай – и спать.

25.08. С утра снова неспешные сборы, упаковка ружей и спиннингов. Вчерашнюю рыбу (7 штук) еще с вечера засолили. Поздний плотный завтрак лапшем с тушенкой, подсушиваем палатки, собираемся и выплываем. До деревни едем часа полтора, и вот из-за поворота показывается оплот цивилизации. По дороге любуемся на окружающие горы и скалы, фотографируем. Пристаем у первого съезда к воде, разгружаемся и идем звонить Николаю, который должен нас забрать на своей машине.

В деревне пусто (сегодня понедельник), лишь во дворах лают огромные злобные кобели. Дозваниваемся, Николай обещает подъехать через пару часов, он купил нам билеты на автобус на завтра до Красноярска. С этой новостью возвращаемся на берег, а поскольку время к обеду, брат отправляется в магазин и вскоре возвращается с пивом и чипсами. Не торопясь, пакуем вещи, переодеваемся, а чуть ниже, на берегу, местные ребятишки кидают удочки, и девчонка лет восьми даже вытаскивает некрупного хариуса, которого в ведерко кладет ее младший брат. Лежим на берегу у шмоток, развлекаемся киданием камушков в воду. Но вот время уже подходит, а Николая нет. Брат не выдерживает, и снова идет в магазин, за колбасой и хлебом. Чуть позже приезжает Николай на джипе с прицепом, мы грузимся и выезжаем, тут же снова начинает моросить дождик. По дороге заезжаем по делам Николая, он идет к своему приятелю, мы сидим в машине, жуя колбасу и запивая пивом. Но, наконец, едем дальше, приезжаем в Северо-Енисейский, снова заселяемся в гостиницу, звоним домой, сказать что живы-здоровы. Ноколай чуть позже привозит билеты, мы с ним рассчитываемся, он рассказывает о возможных маршрутах для рыбалки (у него своя большая охотничья база по притокам Вельмо, куда можно в будущем поехать), прощаемся. Идем в магазин за пельмешками, ужинаем, упаковываемся в дорогу и ложимся спать.

26.08. С утра тяжелый подъем (устали прилично, а спали мало). Но время поджимает, хорошо хоть остановка автобуса напротив гостиницы. Выходим, стоит 2 автобуса, находим наш (такой же «Щучий-Бас»), грузим багаж, садимся, поехали. Пытаемся дремать, но больше глазеем в окна на горную тайгу, переживая недавние события. С парой остановок (одна маленькая, вторая побольше, в Брянке) к 2 часам дня проезжаем 300 км до парома – здесь отзваниваемся домой, поскольку появилась нормальная связь. Переправляемся на другой берег, и почти сразу подъезжаем к кафешке – я в числе первых бегу занимать очередь и снова берем по солянке и на это раз по мантам. Сытно обедаем, и чуть погодя автобус отправляется дальше. Дорогу здорово скрашивает DVD – сперва смотрим «День радио», а затем шофера ставят сериал «Знахарь». В общем, нормально. Еще одна остановка в Казачинском, за 200 км до Енисейска – покупаем колбасы и бананов, а то что-то солянка быстро провалилась. В 9 вечера мы в Красноярске: идем на автобус, доезжаем до жд вокзала, и там покупаем билеты на поезд. Удается взять плацкарт, хоть и верхний, но правда ждать еще 5 часов. Да и ладно – перебираемся в зал ожидания на 2 этаже – народу немного, рядом буфет, на стенке напротив телевизор. Остаток дня проводим в неспешных хождениях по магазинам (купить продуктов в дорогу), попивании кваса, чтении газет. В 3 часа ночи посадка в поезд, наша здоровая сумка с катамараном, другим бутором и едой в дорогу несколько пугает проводников, но все утрясается. Ложимся спать. Следующий день ничем особо не отличается от прочих дней, проводимых в поездах: сон, перекуры, чай, Доширак, сало, пиво, снова сон… После обеда я схожу в Новосибирске, а мужикам еще сутки ехать до дома, но и эти сутки проходят, как им положено.

Подводя итоги, спешу похвалиться, что все прошло практически так, как я предполагал и планировал: 7 полных дней на реке, неспешный сплав с одной дневкой, безпроблемная и недорогая заброска и выброска. Весь вояж на четверых от Красноярска обошелся тысяч в 30 – на каждого вышла достаточно скромная сумма (включена дорога, проживание и питание). Рыбалка, конечно, могла бы быть и получше – но, учитывая легкодоступность реки, я на трофеи и мега-уловы особо не рассчитывал. А получилось нормально, несмотря на откровенно плохую погоду. Но основное, за чем мы ездили – положительные эмоции и воспоминания – при нас, что, как я считаю, главное. И если на большую рыбалку сложится план на будущий год, то, скорее всего, это снова будет Енисейская губерния.

5 сентября 2008, 15:33
Немного дополнительных фотографий в нормальном разрешении - тут: http://fotki.yandex.ru/users/krov1973/album/53639/
AndreyI
5 сентября 2008, 17:10
5 сентября 2008, 17:13
>> Хорошая поездка! Впечатляет! Как я понимаю, самая рыба в верховьях? На мушки ловить не пробовали?

Вверху получше, но ловилось и внизу.
Мухи как-то не использовали совсем.
НиколайМ
5 сентября 2008, 17:44
Очень даже не дурно.... и не напряжно.....
Вопрос: Где снимки брали? (В гугле не все места подробно.)
Paul_T
5 сентября 2008, 18:03
интересный рассказ, хорошие фотки :)
завидно :)
МАВ67
2064 Новосибирск
5 сентября 2008, 18:17
Красота,только дождика бы поменьше.
5 сентября 2008, 19:05
>>Вопрос: Где снимки брали? (В гугле не все места подробно.)

Хватило того разрешения, что есть.
Виталий
5 сентября 2008, 19:06
Молодцы ребята! По хорошему завидую! Примеряю на себя,- наверное не смог бы. У вас это в крови от отца. Привет Денису и всем твоим близким. Не забывайте нас, мы всегда ждем Вас в гости. Привет от Нины. Виталий. ЗЫ. Мой адрес vitarudin@mail.ru сообщи свой.
Kleviy
5 сентября 2008, 21:16
Супер! Завидки побелому берут! Спасибо за рассказ!
евген_к
6 сентября 2008, 11:57
Да уж, профессионально, такие отчеты можно в дорогих журналах размещать! Ну тока, действительно, называть "экспедиция" :)

"Щучий-Бас" - отдельный зачот!
Molotok
6 сентября 2008, 22:43
обалденно... прочитал взахлеб.... 5 баллов!!!! маладцы пацаны... это настоящая рыбалка... я бы даже сказал- Икспидиция!!!!))))
tvn
8 сентября 2008, 13:48
хорошо!
просто и душевно! ;-)
как будто на Родине опять побывал :-)
все детство и юность свою в таких местах провел... эх!
Секретарь
8 сентября 2008, 15:29
Отличный отдых. 5+++++ :))))
Maks
8 сентября 2008, 22:11
Почти что безупречный отчёт! Радует качество описания, и грамотный слог, и отсутствие мега-запасов водки!
Ксения
9 сентября 2008, 15:54
Папа, спасибо за ссылку! Прочитала все с огромным удовольствием! Помимо просто интересного чтения, положительные эмоции вызвали и такие перлы русского языка как \"различной степени раздолбанности\", \"на материк за дровами\", \"комментарии со стороны аборигенов\" и много чего еще. Кроме того, меня как лингвиста особо порадовал перевод \"Щучьего Баса\". В общем, здорово! Каждая ваша поездка - настоящее приключение!
sergej001
11 сентября 2008, 02:34
просто нет слов,читал как говорят в захлеб.Супер 6 Баллов
warel
11 сентября 2008, 11:48
здесь можно увидеть часть фотографий по данному мероприятию:
DNM
12 сентября 2008, 14:08
Да, прочтение данного отчета толкает на подвиги, а в моем понимании это не экспедиция, а ПОДВИГ.
Поручик
12 сентября 2008, 20:20
Класс! Наверное, после такого похода вся отрицательная энергия утекает куда-то вниз к окияну... За сбычу мест!
Мико
14 сентября 2008, 04:11
д
aleant
9 октября 2008, 14:57
Доброе время суток krov!
Хороший отчет. Тоже были в тех местах и в тоже время, шли чуть другим маршрутом, возможно даже видели Вас :). Тоже было интересно и добыча классная рябчиков меньше, рыбы по более, отчет можно посмотреть тут http://bylkov.ru/publ/11-1-0-122.
restorator
15 октября 2008, 03:36
<aleant> - ты чуть с сылкой ошибся, долго думал, почему не попадаю на страницу, - просто точка в конце ссылки лишняя оказалась.

вот так правильно будет: http://bylkov.ru/publ/11-1-0-122

(молодцы - хорошего тайменя взяли - респект!)
mixuil
20 июня 2010, 23:23
я одно не пойму - почему нет названия деревень, рек, притоков, расстояний? в чем сикрет?