Глист Иван Грозный и компания багероидов

2 октября 2008, 03:00
Глист Иван Грозный и компания багероидов

Отличаясь почти безграничной любовью к мертвым зацепам, уже в начале сезона извел запасы резинок для волос в ближайших магазинах (кто не знает, из них я делаю червей для судака - см. https://www.fishingsib.ru/reports/217/). Отличаясь, кроме того, почти непреодолимой врожденной леностью, искать эти резинки в дальних магазинах не стал, а решил подумать (лежа на диване, естественно) о замене. Ничего нового придумывать не пришлось, так как очень скоро на ум пришли вабики – приманки, напоминающие кисточку, производимые из пучка самых разных волокон. Очень простая технология: намотать энное количество оборотов нити на несколько пальцев, получившееся кольцо разрезать, сложить пополам и примотать к цевью крючка. Но мне нужен червь, так как именно на червя ловить судака у меня получается лучше всего.
Пришлось встать с дивана, порыться в кладовке. Нашел капроновую веревочку, которая для белья оказалась тонковата, а для бэкинга – толстовата. Зато для червя – в самый раз. Итак: 15 оборотов вокруг трех пальцев, получившееся колечко разрезаю и, в отличие от вабика, вытягиваю из пучка раз за разом по 1 – 2 нити (как получится), но не совсем, а чтобы только сдвиг был небольшой. В итоге получается пучок нитей, сужающийся с двух сторон (красиво говоря, double tapered), складываю, но не как вабик (пополам) а в районе одной трети длины. За это место и приматываю к крючку. Получается очень подвижный в воде червь. Длину использовал от 8 до 12 см. Без разницы: и в устье Ини, и с понтонов, и в Красном Яру ловился судачок. К сожалению, в этом году, мелкий, а один, в устье Ини, вообще длиной с червя. Если бы судак ловился обычных размеров, я бы так и продолжал, но…. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Судачья мелочь меня не особо радовала, потому и обратил внимание на отсутствие в прилове щуки, которая привносила раньше в судаковую рыбалку свою долю экстрима.
Вообще-то, одним из «щучьих» классических стримеров, из используемых мною ранее, был легендарный Wooly Bugger. Смысл его работоспособности, как я понимаю, в том, что лучи пера обмотки, погруженные в пушистое тело стримера, в потоке не складываются у основания, а пригибаются, образуя в целом даже не силуэт, а только контур тела. Причем, классически, контур четко очерчен черным пером. Получается полная иллюзия полупрозрачности с "ребрами" и "стержнем". Это первое. Второе – любые изменении давления потока заставляют этот контур "дышать". Третье – контур за счет ребер сегментирован. Пятое – хвостик из марабу тоже сегмент, да ещё работает (и «дышит», и извивается) …. Много еще можно "напридумывать" объяснений уникальной работоспособности этого стримера. Просто "гениальная" муха, вобравшая в себя самые неотразимые пищевые раздражители и, к тому же, внешне похожа на всё, включая мальков и раков. Вот только название, "грубо говоря, язык не поворачивается, а, мягко говоря, слов нет"*.
Вот я и решил придать червю некую баггерообразность. Всего тремя «штрихами»: добавить телу сегментированность, «обволошенность» и полупрозрачность. Для этого пучок ниток (как для червя) примотал за середину к цевью крючка у начала поддева, скрутил пучок в плотный жгут и, сделав им три оборота вокруг цевья (типа штопора), зафиксировал его около ушка. Далее подкрасил водостойким маркером поверхность «штопора» и намотал небольшую голову, чуть прижав нитки к «телу» стримера. Высоко оценив на очередной рыбалке работу конструкции, напоминающей глиста, обозвал его Глист Иван Грозный (если хотите, Helminth Ivan The Terrible). Грозный не только для судака, но и для щуки, которая в августе и начале сентября регулярно ловилась вперемежку с судачком в Красном Яру.
Однако же, не глистами едиными жив человек…. Смешав нитки разных цветов (использовал и врожденно многоцветные – есть такие в любимом магазине «Для тех, кто шьет», если пойдете, не спутайте с «Для тех, кто пьет»), а для изготовления «штопора» применяя поролоновую скрутку, получил пестрые приманки, близкие по виду к современным пресноводным десиверам (Deciever – жулик, обманка…). Их, десиверов, общие свойства – узкотелость, гибкость, многоцветность и т.д. Получилось, короче, нечто среднее между баггером и десивером –Buggerlike Deciever**, однако. Его разные в цветовых комбинациях варианты белый, черный и пестрые (а пестрые приманки зачастую эффективнее монохромных) постараюсь, если не будет ранней зимы, испытать в октябре.
Всем удачи!

* - Примечание (примечание, это и следующее тоже, детям до 16-ти и дамам преклонного возраста читать не рекомендуется): Американцы, давая мухам названия, в выражениях не стесняются, и названия эти публикуются совершенно свободно не только в Сети, но и, в отличие от нас, в книгах и журналах. Судите сами: Wooly Bugger – дикий пидор, Booby Fly – сисястая муха, Montreal whore – монреальская шлюха, Egg Farting Leech – пиявка, выпукивающая икринку….
** - Buggerlike Deciever – жулик педерастического вида.

PS:
Два наблюдения.
Первое. Приехал как-то порыбачить с понтонов, а там – немцы! Более десятка, со спиннингами, судака половить. Пока ждал своей очереди доставки на понтон, вежливо так поинтересовался, какого икса надо было тащиться в такую даль, когда в Рейне судака немеряно. Оказалось, за впечатлениями – полное солнечное затмение на носу. Ну, впечатлений то у нас и без этого можно получить массу. А вот, как раз, и оно. Стоим, ждем, беседуем…. Моторист, возвращаясь после доставки очередной группы, врезается в ближний к берегу понтон (толи «между ними» хотел?), вылетает из лодки, встречается с перилами, изменяет траекторию и плюхается в воду…. Лодка с растрескавшимся покореженным носом ходит кругами, он же выныривает (слава Богу, сознание не потерял и под винт не попал), взбирается на понтон, раздевается и за лодкой (мотор потихоньку заглох). Поймал, завелся и дальше работает – развозит туристов по понтонам. Голова рассечена, кровит, на спине синячина огромный, с две ладони, зреет, сам мокрый, в одних трусах (а 7 утра), ему же – хоть бы хны. Одно слово – победитель.
Второе. Как-то всей семьей выехали в Красный Яр: внуку большую реку показать, по берегу погулять. Они потом домой, а я на часок задержался: со спиннингом и собакой. Время мало, тратить его на зацепы не хотелось, вот и поспрашивал мужиков, где тут дно почище. Указали на участок песка между камнями и баржой. Пошел туда, нашел свал и выдернул несколько судачков. Буквально из-под баржи. И зацепов нет. Через день приехал туда же после работы: заброс – зацеп, заброс – зацеп…. Пытаюсь в разные места кидать, заброс – зацеп, заброс – зацеп, потом заброс, и что-то тихонько поднимаю – сеть! Блин! Вот же, багероиды!

На фото (слева направо): Глист Иван Грозный, его зеленый и желто-зеленые братья, Buggerlike Deciever (четыре штуки: два пестрых, белый и черный). Стримеры сфотографированы мокрыми, потому что их сухая пушистость некоторых рыболовов, как и меня ранее, просто пугает.

евген_к
3 октября 2008, 01:04
как всегда отлично! хороший слог, интересные прибамбасы.

ЗЫ. вот только потеряется этот текст в "отчетах". Раздел "статьи" тож как-то не по профилю. Господа админы, может стоит выделить раздел типа "мастерская", если это не совсем обременительно?
catterpillar
2490 Барнаул
3 октября 2008, 02:11
Вот это я понимаю!
И рассказал и показал.
АБМ
3 октября 2008, 13:18
Вместо трех пальцев можно использовать стеклянный (или пластиковый) сосуд подходящего диаметра. Я делал так: покупал швейный люрекс, наматывал его на стакан, полученое в результате мотания кольцо ниток разрезал, потом крепил к крючку. Если брать люрекс разноцветный - можно значительно повысить художественную ценность вабика.
Для себя сделал следующий вывод: никакой особой уловистости приманка не дает, но имеет одно важное (в некоторых условиях) свойство - ДАЛЬНОБОЙНОСТЬ.
Все остальное - лирика.
Сейчас не не использую такие приманки. Старые пооборвал, а новые делать лень.
3 октября 2008, 13:39
АБМ
Лодку надеюсь зарегистрировать и опробовать на следующей неделе, поэтому дальнобойность до последненго времени для меня была очень важным свойством стримеров (ранее это уже как-то обсуждали).
Но я ещё и нахлыстовик, а в нахлысте (для многих и для меня) изготовление приманок и их использование - две неразрывные составляющие части рыбалки вообще.
Мне просто нравится этим заниматься. Во всяком случае в глухозимье, в запрет, в шторм и другие нерыболовные периоды я застрахован от синдрома отмены (абстиненции, если хотите): придумал что-нибудь, сел, сделал. Стримеры, кстати, ещё и красивы!
Якут
6 октября 2008, 16:15
Пора, Владимир Сергеевич, мастерскую открывать по пр-ву приманок. Названия громкие, приманки яркие, инструкции ясные. Красиво.
Михалыч
6 октября 2008, 21:46
Wooly - скорее шерстяной.....
7 октября 2008, 11:41
Якут:
Стримеры, Анатолич, используют единицы. Стоит ли строить "паровоз для машиниста"? Для себя и друзей кустарного производства (и то громко сказано) предостаточно...

Михалыч:
Михалыч, шерстяной - это в отношении материала; волосатый, нечесаный, косматый, мохнатый и т.д. - в отношении внешнего вида; волосатый, неотёсаный, дикий (к примеру, с Дикого Запада, по-нашему, очень близко - "деревенщина", "дубина") и т.д. - в отношении характера... Выбор понимания есть, это не вопрос. Например, красно-желтый бактейл, отразив в авторском названии тип и цвета, потом был народом назван (Assassin - убийца), отражая свойство быть очень уловистым, потом (и до сих пор) Mickey Finn, то есть прелестная, но убийственная обманка, "отрава в вине".

То есть, почему Wooly - понятно (в первых моделях шерсть присутстовала), а вот почему - Bugger?! Может, ты знаешь?
Михалыч
8 октября 2008, 12:37
Bugger может быть и производным от "кабриолет".
akz
10 октября 2008, 12:46
Несколько лет назад на сайте "Бороды" и затем в газете "Рыбак-рыбака" один мужик рассказывал о подобных приманках, но только из распущенных капроновых бантиков .
Я пробовал, ловится, но в наших мутных водах они быстро теряют приличный вид, забиваются грязью. Но в смысле стоимости, конечно, выгодно.
10 октября 2008, 14:54
Михалыч:
Скорее всего, да.

akz:
Первой публикацией про ловлю судака на мушки из капроновых бантиков (в общем-то, по сути, вабики) была, насколько я помню, статья в "Рыболове" в 1990-м или чуть позже Ю. Ломовского. Там же он отметил, что её эффективность резко снижается с помутнением воды. Если газета сохранилась, посмотри фамилию мужика, скорее всего - Ю.Ломовский и есть.
Vic
20 октября 2008, 11:41
Связал такую хреновину. По внешнему виду он мне напоминает хиппи, я его для себя так и называю - хипарь. Опробовал в эти выхи на БЗ. Сделал выводы: летит хорошо, как и любой другой стример,по уловистости ничем не отличается от трикотажного червяка. Есть ощутимые минусы: изготовление занимает намного больше времени, чем изготовление червяка(если на червяка не вяжут всякий фетиш); после первой поклёвки все эти верёвочки путаются, и потом их приходится причёсывать почти после каждого заброса. В субботу, пока не надоело причёсывание приманки, поймал на хипаря судака на 1500, потом поменял на червяка, вытащил на 800. В дальнейшем время от времени менял червяка на хипаря и наоборот, но клевали не более 400гр.
А червяк хорош - долговечен, клюёт на него замечательно, отличная замена поролонки, а изготовление занимает намного меньше времени, чем изготовление поролоновой рыбки. Отрыбачил на червяков весь сезон, твистеров, а соответственно и денег, они сберёгли мне прилично.
Володя, не парься со верёвками, резинки ещё завезут в магазины. Кстати, шнурки для кроссовок, ИМХО, в качестве червяков в умелых руках работать будут не хуже
20 октября 2008, 13:04
Vic:
Привет, Виктор!
Действительнго, у хипаря это большой недостаток. Поэтому я даже отказался от капроновой скрученой нити, так как она в процессе ловли расплетается в пучек очень тонких волокон, а после поклевки (и, особливо, вываживания) получается такая "я одна у мамы дурочка", что никакое причесывание не помогает - только стрижка наголо.
"Будем посмотреть", потому как если только за судаком, достаточно только трикотажного червя. А щука? Хипарь, все-таки, "дышит". Как "настоящий" стример.
Шнурки пробовал: пучок из них - отличная имитация кальмара, а если толстые, но уже не шнурки, а раных цветов синтетическая тесьма (грубого плетения), то так: примотав один конец к крючку, затем проколов, где надо, и отступив на пару сантиметров, просто немного расплетаю проволокой от скрепки остаток и срезаю его, сужая к хвосту. Эффект тот же, что и у червя. А обходится во много раз дешевле червя из резинки для волос (метр несколько рублей)
Успехов!
0 Королёв
9 февраля 2009, 22:33
Привет, Владимир!
С удовольствием поразглядывал ваши приманки. У меня такого же типа, только есть ещё красного цвета и зелёного с красными хвостами. В последние годы стал на двойник сначала крепить трубочку из фольги шириной в приплюснутом состоянии около сантиметра и длиной 2-2,5 см., а потом уже волокно (у меня капроновое). И, кажется, клевать стало лучше. Если интересно, то могу прислать снимки. Хотя, Интернете есть несколько моих отчетов ("Едят ли щуки мух?", "В мороз - на мушку", "Открытия продолжаются", "За судаком с мушками на Икшу" и пр.)
10 февраля 2009, 13:35
Здравствуйте, Юрий!

Конечно интересно, если не затруднит, пришлите, пожалуиста, снимки и сслылки на Ваши публикации, можно на kvsiki@ngs.ru (кое-что, естественно, уже читал).
Я же окончательно перешел на одинарные крючки, поскольку проблема запутывания нитей за двойник, всё-таки, довольно серьёзна. С одинарником проще, а зацепистость - та же. Но это в джиге, а в "классике" (как у нас обозначают оснастки типа конгера - с длинным отводным поводком), может быть, двойник и лучше.
11 февраля 2009, 20:17
Привет, Владимир!
Каждый раз думаю: \\\\\\\"Вот в зимние каникулы сяду и навяжу мух на год вперед.\\\\\\\"
Ага, щас! Хоть бы одну связал! А прошлогодних не побитых жизнью и рыбой для фотосессии маловато будет. На днях обещаю сделать снимки и выслать.
От двойников и я хотел отказаться по причине повышенной зацепляемости за ракушечник на дне, но тут выяснилось, что когда в муху (стример) монтируешь вставку из фольги, то она плывет жалами кверху. Поскольку окская рыба все-таки предпочитает стримеры, сделанные из полупрозрачного белого капрона с блестящей вставкой из фольги, то я и не стал менять привычную оснастку. Опять же, капроновые нити редко путаются и легко распутываются.
Кстати, кажется в Новосибирск в смутное время начала 90-х уехали два моих хороших товарища из числа классных спиннингистов - невропатолог Геннадий Дмитриевич Саввинов и стоматолог Валерий Васильевич Савин. Может где-нибудь пути ваши рыбацкие и пересекуться.