На Обское… За судаком…

27 декабря 2008, 04:00

Рассказ о подледной рыбалке на просторах Обского водохранилища.

Уже второй месяц за окном зима… Межсезонье закончилось. День становится короче, а ночь длиннее. Пришли и пошли на спад первые сильные заморозки. Но все одно на улице холодно… Остается коротать долгие зимние вечера (когда выдается свободный час) дома возле компа, просматривая заветные фотографии и видеоотчеты из летних рыбацких альбомов, вспоминать былое теплое лето, достойный улов и незабываемые пейзажи окружающей природы, описывая все это в очередных ностальгических отчетах «Blitzkrieg »или исповедь начинающего таежника. см. http://bylkov.ru/publ/11-1-0-143 , «Speed Drive»за тайменем и ленком 2008. http://bylkov.ru/publ/11-1-0-122 , а также«Эмансипация…» http://bylkov.ru/publ/15-1-0-156 и т.п., выкладывая их для всеобщего обозрения, изредка перекидываясь инфой на форуме. Помимо этого есть работа, дом, семья. Надо все успеть, выполнить месячный план, убраться (привести в порядок жилое помещение), съездить по магазинам, уделить внимание родственникам и т.д. Но вот месячный план выполнен, дом приведен в порядок, в магазины съездили, с родственниками встретились и пообщались, настало время рыбака… На природу, ПУТИНА завет… Звоню друзьям, заядлым рыбакам, их долго уговаривать не нужно. Андрей(Дик), Владимир (Бобка) дали свое согласие на выезд в планируемый день незамедлительно. Они бывалые добытчики судака на просторах НВХ. Были в этом году несколько раз. Их суммарный улов уже перевалил за 400 экземпляров. Чего только стоит их прошлый выезд (приглашали и меня, но! «суета сует»– я отказался (до сих пор жалею)), Дик 48 шт, Бобка 30 шт, сын Дика (7 лет от роду) 22 судака, в совокупности сотка на всех и всего за два часа лова. Запланированный день выезда сулил хорошую погоду: по прогнозам всего -13, -9 градусов. Для Сибири такая погода просто праздник. Экипировка подготовлена, необходимый провиант собран, завтра с раннего утра за мной заедут и повезут к рыбным ямам и каряжникам, где обитает и охотится обской судак. Бобка (как штык) заехал за мной точно в уговоренное время 7:40. Закинув свой рюкзак с едой и питьем в его мощный внедорожник, мы двинулись за Диком, который уже ожидал нас у своего подъезда. Обменявшись рукопожатиями и только нам понятными приветствиями «на утренник, на утренник», ватага рыбаков-любителей в полном составе погрузилась в автомобиль и двинулись в путь к запланированному месту подледной рыбалки. Дорога наша лежала сперва через Новосибирскую ГЭС, далее 100 км по трассе вдоль левого берега Обского водохранилища. В такой ранний час дорога была не загружена транспортом, Бобка выжимал из своего авто все возможное, неслись в среднем под 130 км/час. Едем, общаемся, рассказываем (точнее, пересказываем) рассказки из нашей молодецкой жизни, смеемся, как-никак знакомы уже больше полжизни из прожитой на этой бренной земле. Лепота, уже это общение стоит того, чтобы выезд и встреча считались удачными и незабываемыми (с Бобкой не виделись и тет-а-тет не общались уже в течение трех лет, «суета сует»). В итоге час общения пролетел незаметно, как и нужный поворот с трассы. Возвращаться не стали (плохая примета), решили вернуться по морю, возможно, по пути встретятся перспективные места. И вот он, долгожданный съезд на замерзшие воды Обского водохранилища. Вокруг практически до горизонта нас окружает бескрайняя снежная пустыня, мы движемся по ненадежной колее, накатанной и утоптанной ранее проходившим по этим местам транспортом.

Рассветное красное солнце пробивается сквозь дымку облаков, освещая округу багровым морозным светом.

Наш путь лежит по заснеженному плато ледяного Новосибирского рукотворного озера к уловистым судаковым местам. Лед нас в этом году порадовал, крупных торосов практически нет, видать, Обь замерзла в тихую, безветренную погоду. Первая пробная остановка была через десять километров, в отдалении от других рыбаков. «Свободный поиск»: тем более мои коллеги были уже в этом году здесь и знают места стоянок и охоты рыбы. Дружно выгрузились из авто, бывалые сразу же за буры и удочки, я же, в свою очередь, переодеваюсь в утепленное.

Пока я натягивал валенки, дополнительные свитера и остальную рыбацкую экипировку, Дик с первой же пробуренной лунки вытянул двух судачков. Рыба есть, значит, нужно в бой! ПУТИНА… Отхожу по косой в сторону берега от моих сотоварищей, тоже бурю лунку. Получается что-то не очень, медленно, навыка маловато. Но пробурил. Разматываю снасть (предоставленную безвозмездно Диком), дергаю, жду… Проходят десять минут, результат ноль… Здесь рыбы уже нет, надо искать новое место.

Грузимся, едем дальше. Дик созванивается. Его батя тоже здесь, в каких-то 3-5 км от нас. Решаем заехать. Тем более они уже здесь ловят более получаса. Координаты получены, двигаемся навстречу. Впереди группка рыбаков, возможно они.

Мы не ошиблись, они самые, выехали точно на место встречи. Приветствие, рукопожатие и первый же вопрос: – Как улов? – Ничего особенного, по паре за 45 минут. Нет, такой результат не для нас, двигаем дальше, тем более есть еще впереди известные места, где точно должна ловиться рыба (проверено прошлыми вылазками). И снова в путь через снежную пустыню…

Движемся, ищем по приметам то место, где они ловили в прошлый раз. Вот вроде бы оно. Остановка, выгрузка, бурение, подергивание, ожидание…

Пусто… Переезжаем. И снова уже в другом месте: бурение, подергивание, ожидание…

Опять пусто… Ходим, ищем… Место просто супер, красота вокруг и ветра нет. Так бы и остались здесь надолго, только рыбы нет, ни одной поклевки за двадцать минут дерганья, надо дальше искать уловистые места. Продолжаем поиск…

Переезжаем. Бурим, дергаем, ждем…

Пусто, тишина… Видать я на рыбалку выехал, «черная метка», «тяжелая карма» (а все «суета сует»), даже «матерым» рыбакам со мной сегодня нет улова.

Время полдень, пора пить пунш. Как-то все сразу вспомнили рыбацкую байку, что рыба не идет на «сухую», тем более я что-то начал подмерзать, поэтому надо достать «заначку» и пригубить по маленькой. Морозец и перипетии рыбалки обязывают. Надо так надо. Раз традиция… Всегда готов… И вот она, родимая, достата, распакована, разлита, употреблена по малой, закушена. Сейчас точно клев пойдет… Но и на этом месте не судьба… Прошло десять минут дерганья – пусто, ни одной поклевки…

Раз на раз не приходится… И здесь не судьба, дружно грузимся в Бобкин пепелац и продолжаем путь в поисках уловистых мест.

Движемся с основной массой авторыбаков к заветным судаковым ямкам…

Едем, «кемел трофи», накатанная трасса часто резко меняет свое направление, зигзагами, обходя непролазные снежные заносы, летим (под 60 км/час) вперед. Начали часто встречаться мелкие торосы, снежные переметы, где авто мягко цепляет пузом снег, а также проталины с выступающей на поверхность льда водой. Эта гонка за судаком по поверхности замерзшего, заснеженного водохранилища впрыснула приятную порцию адреналина в наши кровеносные системы.

Решили, что хватит свободного поиска. Идем в толпу. Возможно, на проверенном, обловленном месте нас ждет удача. По каким-то только им (опытным рыбакам) известным приметам Дик совместно с Бобкой разглядели на горизонте стайку рыбаков. Хотя я ничего впереди кроме бескрайней снежной пустыни не увидел.

Движемся дальше, обгоняя транспорт, идущий в попутном направлении.

А кругом красота…

Снежная бескрайняя равнина, напоминающая чем-то подсмотренную в школьных обучающих фильмах пустыню Сахару. Царство мороза и льда. Зимняя Сибирь, одним словом.

– «Тевтонцы» впереди, двигай к ним, – указал направление Дик. И Бобка незамедлительно вывернул свой внедорожник в направлении скопища человеческих существ на льду.

Чем ближе подъезжаем, тем виднее становится разношерстная толпа рыбаков, собравшаяся на возможно уловистом месте.

Подъезжаем ближе. Осматриваемся. Никому мешать не хотим. Отъезжаем от толпы на 50 метров.

Оглядывая всю эту картину и такое количество рыбаков, скопившихся в одном месте, заинтересовался вопросом, как смотрит рыба на этот «лес» наживки, опущенной на дно с замерзшей поверхности Обского моря и как она выбирает, на что клюнуть в таком избытке привлекательных приманок?

Но это небольшое отступление от темы и вопрос для знатоков.

А так мы бурим, забрасываем, дергаем. И вот оно: мягкий дерг и напряжение лески, подсечка, вываживание, и мой первый судачок уже на берегу. Опускаю снова блесну в лунку, пара подергиваний, рывок, подсечка, и вот уже второй судачок вытянут из лунки. И у сотоварищей тоже есть результат: у Дика четыре, у Бобки три.

Строй «тевтонцев» пришел в смятение и насторожился: раз рыба на льду, нужно двигаться. К нам в ажиотаже начала придвигаться вся «стайка» рыбаков. Подходят, подъезжают кто на чем и бурят свои лунки, не стесняясь, в двух-одном метрах от нас со словами «че-то не клюет». Пробурив, начинают дергать… и вытягивать заветных судачков.

По парочке нам с друганами повезло еще, поймали. Дальше пусто… «Тевтонцы» начали медленно расходиться кто куда, сворачивать удочки и грузиться в свои транспортные средства (авто, сани, снегоходы и пр.) и двигаться к новым уловистым местам. Мы тоже не дураки – сидеть и полоскать блесны безрезультатно. Быстрее в авто и в путь. И вот она, погоня: обгоняем авто по снежной целине, идущей в попутном направлении, перемещаемся к следующему месту лова. Впереди новая кучка рыбаков, облюбовавших закаряженные прибрежные уловистые места, известные моим опытным друзьям.

Бурим лунки, рассаживаемся. Народу меньше, возможно, и клев выше. Короткий зимний день подходит к концу, солнце уже закатилось за горизонт, морозец крепчает, у нас в запасе не более получаса светлого времени, нужно поймать (что мы и делаем). Вот только здесь мы вышли на свое судаковое эльдорадо. За 20 минут надергали по 7-10 судачков каждый. На сегодня хватит.

Нужно перекусить – и в обратную дорогу до дому, правда, уже по другому берегу Обского ВХ. А также обмыть добычу и встречу.

Сегодняшняя поездка, возможно, и не оправдала все мои надежды (добычи зачетного экземпляра судака-хищника или хотя бы в количественном показателе 62 (личный дневной рекорд Дика) и более особей за выезд на человека). Но зато дала такой адреналин воссоединения с природой и встречи с друзьями, ощущение, которое не забудется никогда, а также осознание бренности «суеты сует», которая не дает ничего кроме финансового вознаграждения и стрессов. Все, дорогие мои друзья, приглашайте обязательно и далее меня на свои вылазки на природу, теперь я всегда готов, и найду для Вас обязательно время. Брошу все, чтобы вырваться к рыбным лункам, поболтать о том о сем. Поприкалываться. Рыбалка зовет…

До новых встреч друзья...

ДимаКанск
28 декабря 2008, 03:31
Хороший отчет! + 5
Гринпис
28 декабря 2008, 04:18
Отчёт- зачёт! Рыба- не зачёт. Зачем?! Поймал малька- отпусти!!!Это ж дети, только рыбьи.
Вена
28 декабря 2008, 04:57
Жалко, к следующему сезону не подрастут. А судя по количеству и массе, это случайно не бершики ли?
28 декабря 2008, 06:48
Уважаемый, (Вена) а также «Гринпис». Вы правильно мыслите, и задаете правильный вопрос, автору отчета, я уже сам непосредственно поднимал его на страницах форума см. <A href="http://bylkov.ru/forum/11-291-1"; target=_blank>http://bylkov.ru/forum/11-291-1</A>;
Ознакомьтесь с инфой. на линейке форума. Очень интересно и познавательно. Прочитав последнее комментарий Вы возможно поймете, что собираясь за заветным громадным экземпляром, нет гарантии, что он сегодня клюнет и по этому первая мелочь попадающееся на крючок уходит в закрома рыбака, что бы он ни остался без улова… Но если далее попадается нужный размер то вся последующая «мелочь» отпускается обратно откуда и была добыта… Как мы и делали см. <A href="http://bylkov.ru/publ/11-1-0-122"; target=_blank>http://bylkov.ru/publ/11-1-0-122</A>;
Нормальный рыбак, надеюсь не будет «брать» и «выбивать» рыбу, которую он не сможет съесть, именно съесть, а не на продажу. Да в данный момент (в отчете) мы поймали не самые зачетные экземпляры.
А теперь вопрос к Вам: как Вы представляете такую картину… Рыбак (Муж) проведший весь день, на рыбалке прейдя уставшим домой, на ответ дражайшей супруги – как результат, ответит, я все отпустил, были «маленькие».
Всем понятна и логична реакция жены, смысл, уходить мужу из дома (раз результата нет, и тем более в количественном улове ( А муж блин, весь день, замерший и практически обмороженный не жалея своего бренного тела, ищет покрупнее, мелких отпускает а крупных нет (то есть они не клюнули), «продвинутый Самаритянин» )) а прейдя домой для жены нет подтверждения улова, значит был совсем не там или лови не то ( возникают сомнения у жены: ловил не в тех местах и не тех рыб, возможно ловил «русалок…» и далее и т.п., фантазия у дам не ограничена)) Попробуй оправдайся теорией «поймал -отпусти»… Ему, его Российская жена так отпустит «мелочь» обратно в море… что мало не покажется… Здесь и Гринпис не поможет со всеми его международными бонусами.
Так Вот…
Рыбаки, которые выходят на лед с одной удочкой и даже выловив 10- 20 не зачетный судачков практически не несут урон поголовью рыбы в Обском водохранилище. Урон от тех, кто ставит незаконно сети (и таких сетей мы за свой прошлый выезд видели довольно много). Именно они выбивают и в большом количестве, основной рыбный запас рыбы всех видов на НВХ и вот с ними та и надо бороться.
Берд
29 декабря 2008, 14:05
Это точно !Мелочь через крупную ячею проскакивает,крупный остаётся.Да, мало зачётной рыбы остаётся в море ,разве что окуня можно поймать
Михалыч
29 декабря 2008, 15:15
Как обеспечить, чтобы и волки (в смысле - жена :):) ) были сыты и овцы (в смысле - судаки) были целы?
Я, лично, поступаю так: сначала ловлю на блесну, которая влезет в рот судачаре от 300гр. Когда "алиби" обеспечено и есть рып на жареху (10шт максимум), ставлю блесну и крюк, которые по силам тока судачку в р-не 1кг. Конечно, встречаются голодные 200-граммовые, натягивающиеся и на большой крюк, но если тащить судачка потихонечку, а не со скоростью 2м/с, то он глазки уже не выкатывает и уплывает спокойно к мамке и папке.
Вот только последние исследования америкосовских ихтиологов меня расстроили. оказалось, что 60% отпущенной форели(без повреждений) погибают в течении 5 суток.
Так что остается надеяться на то, что наш "маннергейм" покрепче ихней форели.
ANDY
29 декабря 2008, 15:28
2МихалычНаша рыба живучей - это факт, неоднократно ловил щук и судаков с рваными ранами, крюками в теле, порой поражает эта "любовь к жизни", однажны поймал счуку кила на три - так у нее брюхо было раскроено и часть кишечника наруже (видимо самолов) - она в таком виде еще и охотилась.
Гриня
29 декабря 2008, 19:41
Да 300г вполне едовая рыба просто если каждый раз ждать на кил и более так рыбачить вобще можно завязать, просто будет лето будет спин вот тогда и охота за трофеями а зимой я считаю надо радоваться и такой добыче, тем более главное процесс
valera_kemerovo
29 декабря 2008, 19:52
ТО aleant: жаль, что отчет слишком перегружен фотами "бескрайних снежных просторов" через лобовик = аж 13 одинаковых фоток
vsd
30 декабря 2008, 05:31
то aleant:
Александр, про жену и грюнпис - конкретно. 5+!
Kirov
30 декабря 2008, 12:58
Это,по моему, самый лучший и подробный отчет из тех которые я читал. Читаешь,и как будто сам на рыбалке находишься!)....Такие рыбалки бывают у всех- приезжаешь на новое место,буришься, ожидание поклевки,терпения хватает минут на 10 максимум и снова в поиск! Иногда так можно целый день прокататься безрезультатно, пока в толпу не приедешь и там хоть что-нибудь дадут!) Зато если удастся найти рыбу самому и в пределах видимости никого нет,т.е можно не шифроваться,а спокойно махать руками и ногами и получать удовольствие - вот это настоящий кайф, ради которого стоит пробурить не один десяток пустых лунок!.... Валера Кемерово, не нравится-не смотри, лично я все фотки смотрел с удовольствием.... Доказательства,что наш судак гибнет после отпускания - нет!Те что плавают летом по поверхности - это тухляк с сетей! Сам лично ловил судака с явно вырванным глазом, как будто поймали, вырвали глаз для насадки и отпустили! С чего собственно судаку гибнуть через 5 дней? Забывает как охотится что ли? Согласен, еденицы гибнут, обычно те,у которых пузырь наружу и глаза из орбит, большинство же успевает перестроиться на перепад давления!
tvn
30 декабря 2008, 21:11
Хороший отчет! :-)
И про детенышей судаков грамотный подход - наш человек!!! ;-)
valera_kemerovo
30 декабря 2008, 21:26
avtosergei1 - читать любые отчеты нравится , но фотки реально рассматривал и не понимал в чем их различия
Kirov
30 декабря 2008, 22:36
Различия может и не много, но смотреть не напрягает. Просто автор тупо загрузил все,что отснял. Это его отчет и все снятое им пережито, кто там не был- может и не поймет!...Понравилось,что все написано поэтапно и при чтении не покидает чувство ожидания, т.е вот, уже третье место меняют,сейчас начнется)...ан нет, и тут пусто! Все как в настоящей рыбалке...!)
31 декабря 2008, 02:48
Спасибо, Сергей (avtosergei1). Вот для таких читателей и хочется в дальнейшем писать отчеты и оттачивать формы статей. Еще раз спасибо, а также и всем читателям, кто понял мыслю автора и что он хотел сказать, описывая, возможно, не самый наш удачный и результативный выезд. Просто хотелось описать момент не только обыденного выезда на просторы НВХ, но и саму атмосферу, окружающую природу, перипетии долгого поиска (тряски в авто) добычи, в чем-то неудачную, а в чем-то да, манипуляции, ощущения, момент непосредственной поклевки первой рыбы, реакцию окружающих рыбаков и пр. и пр. Без преувеличений описать обычный день на природе!!!
vv951
8 января 2009, 00:19
На рыбалку сходить не могу, так сейчас времени свободного нет, а почитал отчет и как будто с Вами сходил. Спасибо. За отчет+5.
Северный
11 января 2009, 15:42
Правельный отчет!!! Не заморачевайся на критиков. Пиши в том же духе.
5++++!
FISHERR
12 января 2009, 04:46
Я Вас видел на льду.
13 января 2009, 01:59
FISHERR
Рыбак, рыбака, видит из далека. :-))))