От Канаров до истоков Бии

Сначала я хочу признаться в любви…
Прошло уже много лет, как я влюбился в красавицу Бию. Река удивительна в своем истоке: словно мощная упряжка яростных коней, она выходит из широкого створа Телецкого озера.

Стоишь на деревянном мосту между поселками Артыбаш (что в переводе с тюркского означает «исток») и Иогач, служащего условной границей между озером и Рекой. Слева воды Телецкого озера, справа – пенные струи Реки. Далее Бия, принимая слева в трехстах метрах чистые воды речки Иогачки, уходит вправо в горные хвойные ущелья прозрачными речными хрусталями…

Вечнобиющийся вечнолиющийся вечнорассыпчатый вечнорасколотый
Вечнодымящийся вечнотекучий хрусталь хрусталь моей родной реки
в моем родном моем колыбельном нежноструящемся трепетном ущелье
о дымчатый биющийся у ног моих родной хрусталь реки
Тут раньше был шумел кипел пил пел приречный пир моих возлюбленных давноушедших давноусопших друзей
И вот они разбили хрустальные бражные веселые бокалы о приречные валуны и навек ушли,
А я остался в горном веющем ущелье родном колыбельном один окрест один совсем один...
И только у тихих бедных ног моих
Все бушуют звонно бьются ропщут веселятся все лепечут ликуют
все не унимаются бегут все всхлипывают жалуются
те текучие речные разбитые хмельные хрустали… (T.Z.)

«Бия замечательно красива массой синей воды, шумливо катящейся по каменистому руслу, глубокая синева воды оттеняется еще сильнее серебристыми беляками около подводных камней. И в общем она весьма напоминает синюю Рону в том месте, где та вытекает из Женевского озера» - пишет в своих заметках в 1895 году В.Сапожников.

Истекая из Телецкого озера, Бия является второй по водности рекой Алтая. Ее крупнейшие притоки: Пыжа, Лебедь, Сарыкокша. Бия, в отличие от зелено-молочной Катуни, весь год сохраняет высокую прозрачность вод, хотя сильные дожди могут вызвать в среднем течении реки временные мутные паводки на несколько дней. Глубина ее в верховьях достигает местами десятков метров, ниже – редко превышает 4-5 метров.
Верхняя часть Бии порожиста, изобилует многочисленными прижимами, водоворотами и перекатами. При длине Бии в 301 км перепад реки между ее истоком (высота 435 м над уровнем моря) и нижней точкой (около 150 м над уровнем моря) оставляет более 280 м. Часто берега представляют собой скалы и каменные выступы, наблюдаются крупные валуны и глыбы.
В среднем течении Бия местами разбивается на две-три протоки, а одной из широких долин просто рассыпается гроздью русел (в долине «Сорока проток»). Скорость течения падает значительно, зато на реке наблюдаются ярко выраженные длинные ямы-плесы и небольшие перекаты, опасных для прохождения порогов нет. По берегам реки смешанный лес, на появляющихся островах и затопляемых местах – густые тальниковые заросли, богатые дичью (водоплавающая птица, а также косуля, заяц, рябчик). В нижнем течении река снова собирает свои воды в одно русло и по ее берегу начинается знаменитый ленточный сосновый бор, который тянется на 700 км.

Местами с косогора над рекой открывается такая перспектива - аж захватывает дух! Порою Река образует огромный, шириной более полутора километра, архипелаг из проток и галечных дресв, островов, озер и заливных лугов. Река словно делит разные природные ландшафты: богатые луга и холмистую равнину по правому берегу реки с редкими березовыми колками и ленточный густой сосновый бор с синеющими вдали горами – по левому берегу. Здесь проходят миграционные пути копытных, волков и рыси, здесь останавливаются на многочисленных протоках и затонах перелетные гуси и утки, многочисленен заяц, тетерев и рябчик. В полусотне метров от села в зарослях кустарника каждый год вновь и вновь тетерки выводят своих птенцов, которые несмышленой гурьбой любят высаживаться на ветки берез и рассматривать рыбаков, спускающихся к реке. Птенцы еще совсем глупые и не обращают внимания на взволнованные крики своей мамаши. Рядом - небольшое озерцо, покрытое ряской, откуда ежегодно доносится тихое покрякивание очередного выводка утят…
Однажды я ранней зимой целый день бродил в здешнем лесу, надеясь распутать следы косого, но мне не удалось что-либо понять в заячьих хитросплетеньях, затем я переключился на поиски тетеревов в березовых колках.

Вконец замерзнув, я вернулся в село в предзакатное время. Вытаскивая патроны из обоймы возле пасеки, расположенной у родника, я услышал характерное «жужжанье» тетеревиных крыл над своей головой. Поднимаю глаза – прямо надо мной на высоте двадцати метров пара красавцев-чернышей снарядами удалялись к дальним березам. Наверное, в тот день во мне умер охотник, потому что я впервые смотрел им вслед без сокрушения и горечи. Наоборот, я долго с тихим восторгом смотрел на тетеревов, севших на березы прямо на косогоре над потемневшей деревней, залитой сумерками красно-фиолетового заката…

Впервые попав в долину Бии несколько лет назад, я стал свидетелем необычайного зрелища. В июне здесь начинается белое затмение боярышниц. Эти бабочки, многие путают их с капустницами (от которых они отличаются чуть большими размерами и ярко выраженной черной сеткой узора на крыльях), устраивают в этих местах настоящее брачное пиршество.

Они бесчисленными белоснежными перышками парят в небе, куда только достигает взгляд, сидят целыми белыми покрывалами возле лужиц с водой на дорогах, обреченными мириадами плывут вниз по реке, где рыба даже не реагирует на нее по непонятной мне причине…

Бабочка одиноко мечется мается в лучезарном вешнем круглом небе у реки
То ли ветр влечет носит сладко безвольную бездонно вольную ее
То ли ищет она другую одинокую подругу иль друга летучего
То ль от ветра то ль в поисках любви мечется она… (T.Z.)

А у нас на Алтае она порхает миллионами…

Теперь же вернемся к самому повествованию.

Первые две недели августа 2004 года я провел вместе со своими друзьями-партнерами на знаменитых Канарских островах. Там круглогодично одна и та же погода: около 30-32 градусов тепла и практически всегда очень солнечно. Недавно услышал, что Канарские острова, по мнению авторитетных экспертов, считаются лучшим местом для проживания человека на Земле, в смысле экологии и климата. Там и вправду хорошо, но очень скучно. Идеальное место и идеальные условия для пенсионеров…

Острова вулканического происхождения, практически голые, хотя верхнюю часть их, условно горную, покрывают хвойные леса. С водой на островах дефицит, поэтому их леса имеет уникальную подпитку из облаков. Каждую ночь вокруг вершин образуются мощные облачные туманы, выпадающие к утру росой на деревья. Живности практически не было, кроме каких-то кроликов, пока не завезли канадского оленя. Находясь под запретом отстрела благодаря «гринписовцам», олень расплодился так, что стал уничтожать эндемичные растения и кустарники. Тут горе-биологи забили тревогу. Правительство Испании стало даже просить охотников, как я понял из местных рассказов, урегулировать численность прожорливых оленей. Какая сейчас ситуация с поголовьем – я так и не уяснил. Яркий пример односторонней тупости общества «зеленых» (хотя я в принципе поддерживаю их многочисленные разумные мероприятия).
Да и вообще, меня больше интересовало, что тут с рыбалкой. Я сильно тосковал по Алтаю: там сейчас лучшее время ловли хариуса на сухую мушку…
Во время нашего отдыха я однажды увидел, как внизу на камнях расположился некий спиннингист. Я сначала долго наблюдал за ним, а потом решился спуститься поближе. Зная, как рыбаки не любят приближающихся зевак, я делал это постепенно, чтобы он привык ко мне, как к части окружающего его ландшафта. Помнится у Чехова Антона Павловича, который сам был заядлым удильщиком, есть замечательно описанное им состояние рыбака, к которому подошли зеваки. Он считал, что сродни тому, как если бы к вам домой вошел человек, и, не представившись, сел на стул и нагло рассматривал вашу комнату. Очень точно!
Так, подкрадываясь по камням, я познакомился с русским немцем (странное словосочетание) Игорем, который, используя спиннинг в качестве донной снасти, таскал на кусочки варенного кальмара одну за другой незнакомых мне, но удивительно красивых синих «карасиков» с голубыми флюоросцентными полосками по телу. Он жил в Германии (на Канарах оказался на отдыхе с семьей), но при этом оказался родом из Таджикистана и страшно скучал по настоящей родине... Как говорят у русских: «Где родился – там и сгодился!». Жизнь создает сплошные парадоксы, нужно лишь замечать их. Кто-бы мог подумать, что настоящий чистокровный немец будет скучать по родной таджикской земле?! Игорь просил говорить меня по-таджикски и восторженно вслушивался в музыку речи своего детства…
Он нас вывел на местного рыбака, тоже немца, который занимался профессиональной организацией рыболовных туров в открытом океане. Тот внимательно выслушал, что именно мне хочется половить и почему-то переправил нас на своего конкурента, оказавшегося подданным Великобритании. Сам же неуверенно сослался на занятость. Позже я понял почему…

Утром следующего дня мы с моим закадычным другом Сашкой Линником стояли на пирсе. Нашли лодку по описанным приметам и нашли капитана. Тот оказался таким, как я его себе и представлял: рыжеволосым моряком плотного телосложения. Настоящий морской волк! Сразу видно, почему англичане так долго господствовали в морях, если даже от их потомков прямо веет морским ветром… Наш «капитан» расспросил нас откуда мы. Мы ответили, что из России, вызвав у него искреннее удивление. Правда, он так и не понял, что я тоже из России, приняв меня за испанского переводчика, нанятого Сашкой. Он сразу проникся к русскому клиенту уважением и говорил с Сашкой по-английски. Сашка не очень силен в английском, но большую часть понимал интуитивно. Увидев, что я дополнительно что-то комментирую после него, капитан стал повторять мне тоже самое по-испански, надеясь, что я переведу «своему клиенту». Мы с Сашкой многозначительно кивали головой в знак согласия и понимания… Остальные туристы-рыбаки на нашем корабле тоже оказались англичанами. Их всегда тянет к друг к другу?..
С нас собрали немалые деньги и началась рыбалка в жанре «Big Game»… Ловили мы вроде как марлина и тунца. Носились целый день по океану, раскидав во все стороны морские мощные спиннинги, но не вызвали ни одной поклевки. Нас было человек 8, не считая команды судна и капитана, соответственно было закинуто по спиннингу на рыбака, что сводило вероятность поклевки на наши два спиннинга к нулю… Мы с Сашкой уже через час просекли замысел нашего капитана, благо мы из России и уже знаем, как надувают нашего брата. Рыбы просто нет! Позже мы узнали от опытных рыбаков, что лучший сезон – это январь, а августе там почти всегда глухо… Англичане с глупыми доверчивыми лицами сидели на корме, ожидая поклевки. Капитан время от времени проходил к ним и поднимал им спортивный дух, широко разводя руками в стороны и отчаянно улыбаясь. Наверно, показывал какие здесь попадаются экземпляры. Мы же сидели, потягивая пиво, уже не обращая внимание на наши снасти. Когда капитан проходил мимо нас, Сашка хлопал его по плечу и орал:
- Ах, капитана, капитана! Вот ты нас надул, капитана!
Тот его естественно понимал – мы это видели по его глазам. Я деликатно молчал, придавая себе равнодушный вид. Так всегда российская интеллигенция старается изобразить вид, что словно ничто не случилось и никто никого не обманывает, хотя все прекрасно понимают, что происходит… Сашка вследствие своей прямоты не унимался, с иронией разглядывая матерого капитана. В конце концов, не выдержав, капитан решил доказать неугомонному Линнику, что здесь водится большая рыба. Он ушел в рубку и достал соленый хвост огромного марлина и попросил Сашку подержать, пока он будет его досаливать. Судя по Сашке, он был не рад новому занятию. Хвост оказался очень вонючим, зато капитан, приняв брезгливое молчание Сашки за немой восторг, был очень доволен произведенным эффектом. День закончился впустую, если не считать несколько мелких рыбешек. Мы подошли к причалу и капитан выгнал свою команду попрощаться до слез… Напоследок, при сходе с трапа на берег, Сашка все-таки не удержался и еще раз сказал:
- Ох, капитана, капитана! Спасибо тебе, хоть и обманул ты нас, рыжий черт!
Растроганный капитан улыбался и делал вид, что принимает благодарность нового русского друга.
Теперь я понял, что тот первый немец похоже уже рыбачил с русскими…
Вот такая канарская рыбалка получилась…

II

А в это время, мой брат Зафар рыбачил со свои другом Антоном на Бии в верхнем течении. Стояли прекрасные солнечные августовские дни - дни нахлыста на сухую мушку.

Зафар с Антоном решили разведывать новые места и проехали выше по течению Бии. Подъехали они к месту уже ночью, нашли дорогу к реке и встали на ровной площадке. Разбили лагерь, развели костер и поужинали. Засыпая по шум реки, они уже представляли себе завтрашний день. Утром на Бие в ясные дни образуются тонкие покрывала тумана. Место было идеальным для нахлыста, однако Зафар решил перебраться на лодке на другой более глубокий берег, где на дне и на поверхности виднелись большие валуны, представляющие собой удобные стоянки для хариуса. И действительно, на мушку стали бросаться шикарные рыбины! По его утверждению, он жалел, что меня не было рядом…Наверно, из-за тщеславия!

Когда я вернулся с Канарских островов, его рассказы о сказочных хариусах-«сизарях» очень будоражили мое воображение. Крупный хариус на Бие переливается всеми цветами радуги, но превалирует чуть сиреневатый, сизый цвет, поэтому мы с братом меж собой такого хариуса называем «сизарем». И даже негласное соревнование между собой ведем по количеству выведенных «сизарей». Обычно по количеству хариусов я всегда его побеждаю, но счет по «сизарям» довольно часто с небольшим перевесом в пользу брата. Он с детства был везучим в рыбалке, несмотря на то, что я тоннами штудирую литературу по этой теме, а он черпает информацию только лишь из моих рассказов!

Так получилось, что выехать порыбачить на то самое новое место мы смогли лишь в начале сентября. К нам приехал в гости из Бухары наш младший брат и мы решили показать, что такое нахлыст на горной реке. Наш младший брат Эркин - очень опытный рыболов, специалист по ловле самых различных рыб, обитающих в водоемах Средней Азии, особенно по жереху, усачу и крупному сому. Встретили его в аэропорту Толмачево в четверг вечером и сразу поехали на Алтай. Сначала вел машину Зафар, затем его сменил я, но усталость после работы сделала свое дело – глаза наши слипались. Тогда за руль сел Эркин, который явно наслаждался возможностью поуправлять комфортным автомобилем. На трассе Барнаул-Бийск под наши колеса попала лиса, но когда мы выскочили из машины, она как ни в чем ни бывало бросилась прочь. Живучее создание! Наш джип продолжил уверенно рассекать фарами ночное пространство алтайской трассы. Но самое трудное оказалось впереди. При подъезде к Бийску дорогу затянуло сплошным туманом. Видимость составляла не более 10-15 метров. Туманы по этому направлению в августе-сентябре – довольно частое явление, что нужно обязательно учитывать любителям ночных путешествий. В один момент мне даже пришлось вылезти из машины и идти впереди, чтобы не свернуть с трассы. Интересное зрелище – человек-поводырь идет в ночном тумане, а за ним медленно движется огромная вереница скопившихся машин, неярко светящих в молочной пелене… Жаль не было возможности это запечатлеть на видеосъемку!

То же самое повторилось после проезда Горно-Алтайска. Там трасса проходит через мощнейший водораздел, делящий по сути бассейны Катуни и Бии. Дорога часто петляет, и туманы резко замедлили нашу скорость. Временами просыпаясь, я наблюдал феерическое зрелище, которое создавали свет нашего автомобиля, деревья и ватные клубы тумана…
К лагерю мы подъехали уже засветло... Краешек солнца уже выглядывал из-за гор, обещая хорошую ясную погоду. Время в пути превысило в два раза нашу обычную норму. Мы распаковали снасти и лодку. Эркин впервые на горной реке, поэтому он с интересом бродит по берегу, разглядывает камни и прозрачную воду. С некоторым недоверием смотрит на наши нахлыстовые снасти, затем берет спиннинг и ряд блесен по нашей рекомендации (мы уже хорошо представляем уловистые тайменевые блесны) и идет ловить свою тайменевую удачу в ближайшей яме за перекатом. Я уже привык, что все мои друзья начинают сначала болеть по тайменю, лишь со временем настоящий рыбак начинает ценить «тихую» охоту на хариуса.
Мы с Зафаром переправляемся на другой берег. Ширина реки не более 50 метров, течение довольно быстрое. Дно противоположного берега действительно оказалось глубоким и покрытым большими валунами. Я поставил известную мушку Klinkhamer special, которая относится к группе мушек, именуемых нахлыстовиками эмэрджерами (английское emerge – превращаться, появляться), имитирующими вылупление взрослого насекомого из личинки насекомого (нимфа). В определенное время эмерджеры начинают двигаться от дна к поверхности воды, зачастую становясь по пути желанной добычей для рыб. Klinhemer special вяжется в самых различных цветовых вариациях и в моем случае она имитирует августовскую поденку.

Деликатно подаю мушку к желаемому месту и наблюдаю, как ее естественно сносит течением над перспективными местами. Впиваюсь глазами в свою мушку и жду до дрожи выхода на нее рыбы. Уникальность «сухого» нахлыста состоит как раз в этом ожидании… Плывет себе мушка, никого не трогает. И вдруг она исчезает! Иногда это едва заметное касание рыбы, именуемое «поцелуем» хариуса. Иногда - бурный водоворот или бурун. Реже хариус во всех красе вылетает из воды, развернув свой пятнистый парус, чтобы сверху поглотить твою мушку. Но всегда это очень впечатляюще и волнующе. Японимаю приверженцев «сухого» нахлыста, к коим относится Зафар, почему они настойчиво не хотят переходить на другие способы нахлыстовой ловли…
А вот и у меня на глазах наперерез течению молнией бросается серая тень. Англичане его так и называют «серой молнией». Через мгновение на моем удилище повисает тяжесть, согнувшая его в дугу. Борюсь несколько мгновений, но попавшийся хариус оказался крупным и, пользуясь течением, он сумел сойти с крючка. Видимо от резкой боли и неожиданности, хариус высоко выпрыгнул в воздух, не понимая, что он уже свободен. Господи, какой же он красавец! Еще дрожат руки, а я уже смотрю на Зафара: видел ли он мою борьбу. Но тот сделал вид, что ничего не произошло… Зато в свою очередь Зафар в таких случаях громко заявляет, чтобы все вокруг слышали, что он упустил самого большого хариуса, которого когда-либо ощущал на конце своего удилища.
Двигаясь понемногу вниз, я облавливаю самые перспективные места. Хариус попадается крупный, «сизарь», но здесь его мало.

Поменял несколько раз мушку, но частота выходов не увеличилась. А потом и вовсе хариус перестал выходить на мушку. Время было около полудня и было уже довольно жарко. А вечер мы встречали в среднем течении Бии прямо в черте одной из деревень, где оторвались по полной программе… Хариус выходил практически на любую сухую мушку. Эркин же успешно ловил тайменя на вертушки медного типа, и как я понял, он уже прилично читал тайменевые места на реке: ямы, заломы, обратное течение на перекатных ямах…
Опустившийся вечер был настолько тих, что было слышны только всплески от плавящегося хариуса. Красные облака высоко летели в небе, оставляя свое нетронутое отражение на глади воды, и казалось, что сама река уходит прямо в пламенеющие небеса…

Потом были высокие звезды, жаркий костер у одинокой ветлы, хариус, запеченный над углями, долгое обсуждение результатов дня, молчание за горячим чаем… И ощущение единства между нами, родными братьями, но не только кровного святого братства, но и не менее крепкого рыбацкого…

Мы каждые выходные уносились на Алтай в поисках рыбацкого счастья в течении его месячного отпуска, заразив брата нахлыстовой ловлей хариуса. Через выходные он уже мог прилично для новичка забрасывать мушки, но из-за того, что не знал повадки крупного хариуса, ловил на перекатах лишь мелочь. В большой реке на самой быстрине неглубоких перекатов стоит некрупный хариус, крупный же - предпочитает ямы после перекатов либо глубокие тягуны перед ним.

Сентябрь – лучшая пора для нахлыста в Сибири.

Лес постепенно на глазах превращается из однородно зеленого покрывала в разноцветное одеяло: тут пламенеет нежарким костром осина, дрожа на ветру своими красными листьями, там пестрит златом листьев вездесущая береза, выше всех шевелятся темные кроны сосен. Но лес скоро станет таким же прозрачным, как кружащийся в воздухе запоздалый осенний прозрачный мотылек. Всё в природе затихает, и кажется, что даже солнце замедляет свой бег в лазурной вышине, стремясь удержаться в хладеющем небе...

Я осенним ручьем умываюсь
И студеность его рассыпаю
На лицо свое тихое, зябкое.
Только камни вокруг, только камни.
Даже птица не звякнет крылами,
Даже конь по тропе не восстанет.
И снега, что в полете недальнем,
Я заранее принимаю…
 (T.Z.)

Река временами из-за безветрия выглядит как чистое зеркало, и твоя мушка на воде, словно настоящее насекомое, неспешно скользит по поверхности, увлекаемое невидимым течением Реки. Иногда начинает накрапывать легкий теплый дождь, сопровождаемый бешенным клевом крупного хариуса – неожиданное счастье для рыбака… Так сильно хочется, чтобы эти дни длились вечно, но есть своя сладость в том, что невозможно!
В такие прозрачные осенние дни я ощущаю себя самым богатым человеком на свете...

Кто самый богатый человек на земле, спросили как-то зачарованного странника-дервиша.
Он ответил:
- Я самый богатый человек на земле!
Столько рыхлого обильного летучего золота было плескалось ласкалось под моими ногами,
столько золотого праха пыли дорог я прошел, а не наклонился и не взял ни горсти…
Столько в кочевых ночах алмазов глядело на меня в горах,
а в горах небеса близки и до плеяд можно дойти мгновенной рукой,
а в августе звезды сходят с небес, но я ни одной не тронул, не взял…
Всю жизнь золото под ногами моими плескалось, а звезды над головой моей кочевали,
но я нищим остался…
Несметно золото дорог!
Неисчислим алмаз небес!
И все это я тратил тратил тратил
Да все нетронутым осталось!