Позвала меня форель... (часть 2)

Утром я встал раньше всех и был вознагражден… Над еще темными горами и заиндевелым плоскогорьем летело птицей в синем небе розовое облако.

Солнце, что в первую очередь коснулось дальних лиственничных лесов на краю горизонта за озером, быстро меняло свои осенние декорации. Каждую минуту все менялось, но очень долго поверхность озера отражала бегущие в высоте чуть розоватые перистые облака. Сегодня будет ветрено – грядет перемена погоды…

Под этим небом голубым
Как жаль, что мы с тобой не вечны,
И в час назначенный уйдем
В небесный рай дорогой млечной,
В небесный рай дорогой звездной…(Т.З.)

Короткий завтрак, прощание с дивным озером и его хозяевами – и снова в путь. Через несколько километров мы пересекли вершину Улаганского перевала, который превосходит по высоте Семинский. Кстати, непосредственно возле Улаганского перевала очень много красивых озер, которые уже арендованы находчивыми людьми, увидевшими реальный интерес к такому виду отдыха, как платная рекреационная рыбалка. Может это и к лучшему!

Вот мы и миновали последний населенный пункт – впереди пазырыкские курганы и живописная дорога к знаменитому перевалу Кату-Ярык, представляющему собой довольно крутой спуск в долину реки Чулышман. По дороге постоянно останавливаемся, чтобы насладиться пейзажами, открывающимися с нее. Сколько я туда езжу – никогда не могу оставаться равнодушным, да это и невозможно, тем более, так получается, что мы с братом посещаем долину Чулышмана в самые различные сезоны. Но замечу, что до этой поездки нам никогда не удавалось вдосталь наловить там хариуса, о количестве которого в реке слагают легенды. Спускаясь по Кату-Ярыку, мои спутники оставили меня на смотровой площадке для съемки их спуска по крутой пыльной дороге, затем брат развернул свою машину на полпути и вернулся за мной.

Дорога вдоль самого Чулышмана восхищает любого, особенно тех, кто здесь впервые, но даже я был потрясен, какой красоты оказывается в это время года здесь тонкие белоствольные березы, роняющие свои чистые золотые листья на текучий изумруд реки. А насколько аппетитно смотрятся ягоды вездесущей облепихи! Я уже не говорю о полыхающих красках осени, вовсю раскрашивающей некогда зеленую долину реки в свою огненную палитру.

Осень поздняя в горах медовая, золотая…

Русь – это страна неоглядных лесов, страна золотых, неистовых, целительных листопадов,
и нам нужен Праздник Листопадов…
И чтобы в эти золотистые, шелковистые, златопарчовые дни мы бы бежали из обреченных городов
и бродили в опадающих дубравах, осыпанных золотыми нежными листьями…(Т.З.)

Дорога от перевала до стоянки напротив впадения Чульчи, вдоль которой необходимо было идти на Учар, заняла более двух часов, хотя это расстояние не более 15-20 км. Пока мы разбили лагерь, закусили – часы отмеряли уже третий час. Нужно срочно переправляться (это там попутный бизнес для местных – 100 руб. с носа), затем идти порядка трех часов, еще нужно время для возвращения. Итого шесть часов на прогулку. Нужно торопиться, чтобы успеть затемно! Я очень не хотел идти, но Миша Ансимов с Женей уговорили меня, соблазнив перспективами фотосъемки:
- Подумай сам, ну когда ты еще пойдешь туда сам? Вы с Зафаром только рыбачите здесь и все... Потом будешь себя укорять, что потерял такую возможность! Давай, идем с нами!

Зафар остался с семьей в лагере и обещал мне до вечера произвести разведку на рыбу, чтобы завтра порыбачить. Дело в том, что мы с ним всегда ведем массированную проверку различных тактик в незнакомых местах, и обнаружив успешные, сообщаем друг другу исходные данные. После начинается настоящая рыбалка! Но пока с Чулышманом такой подход не проходил. Нам местные всегда говорили, что просто нужно ждать осеннего ската рыбы в конце сентября. Вот и настал это момент проверить их данные.
Алтаец-переправщик, узнав, что мы собрались на Учар, замялся и сказал, что не успеем до вечера, но мы его убедили и через несколько минут оказались на другом берегу. У меня зафаровский штатив и фотоаппатура, у ребят на двоих – массивный рюкзак, в котором было уложено все на случай «войны». По крайней мере, я так думал!

Тропа, которая ведет к Учару по правой стороне Чульчи, не сказать, чтобы сложная, но требующая от путешественников некого уровня физической выносливости, поскольку она постоянно идет в гору, местами приходится переходить бурные речки по перекинутым бревнам, двигаться иногда по осыпающемуся курумнику или прижимаясь к отвесной скале. В целом, любой взрослый человек может себе позволить эту прогулку без особых проблем.

Зато в благодарность природа вознаграждает путников такими пейзажами, что можно все время снимать: бешено прыгающая по камням белопенная хрустальная Чульча в оправе осенних желтых берез и темно-зеленых сосен, принимающих здесь развесистый вольный вид, красные вкрапления полыхающей холодным костром осины, золото палых листьев на мокрых черных камнях, прохладные струи многочисленных ручьев…

Я упиваюсь грежу дивной осенней горечью убегающих дней
Как грезит лес полетом листьев златопадающих
Как грезит небо караванами птиц улетающих
Как грезит горная осенняя река волнами усыхающими
Где рыбы спят под донными серебряными выступившими валунами
И видят сны о ледниках весенних тающих и водах шумных многоталых…(Т.З.)

Затем вдали вообще появляется сам каскад водопадов Учар, и происходит это в тот самый переломный момент, когда уже не понимаешь, зачем ты сюда пошел – и открывается новое дыхание!
В один момент мы потеряли в можжевеловом стланике тропу и скатились по курумнику к реке, а дело в том, что сама тропа постоянно идет поверху, по склону хребта над рекой. Теперь у реки в поисках тропы мы втроем рыскали в самых различных направлениях.

Вдруг я увидел едва заметную тропку и поднимаясь по ней, оказался вскоре на отвесной скале. Пройдя по краю, я обнаружил каменный уступ с явной лежкой кабарги или козерога. Самое подходящее место – и обзор хороший, и от непогоды защита! Но стало понятно, что мы окончательно потеряли тропу. Нужно подниматься наверх и искать нашу тропу. Как тяжело нам дался этот подъем! Наконец-то дорога обнаружена и мы после минутной передышки снова рванули к Учару. Вот последняя полыхающая осиновая роща на пути и мы уже близко к цели. Все, пришли…

Миша с Женей сели на камень посреди плеса внизу водопада, я же начал снимать. Увы! Но передать красоту Учара мне не удалось по нескольким причинам: уже начало немного темнеть, не было широкоугольного объектива, в-третьих, пока шли, я сломал штатив, а без него здесь делать сейчас нечего… Десять минут на съемку и любование – и нужно идти назад, иначе не успеть.

Первые же шаги по тропе назад – ноги трясутся от перегрузки, так как тропа уже идет потихоньку под гору. В результате, время от времени камни осыпаются вниз от нашей неосторожной неконтролируемой поступи. Мы торопимся, чтобы успеть засветло пройти опасные участки, поскольку обнаружили, что никто не взял фонариков. Темнеет быстро, мы ускоряем свои шаги, едва успевая держать друг друга в поле зрения. Все опасные моменты позади, впереди – последняя речка, которую нужно пересечь, но сумерки застигли нас на подходе к ней. Мы достали мобильный телефон, но его тусклый свет не давал возможности обнаружить продолжение пути. Вон видна наша гора, под которой, наверное, сейчас горит желанный костер, осталось не более часа пути, а мы в отчаянном бешенном темпе ищем тропинку. Около часа мы в полной темноте рыскали в колючем кустарнике и темном лесу вдоль этой речки, освещая себе путь тусклым светом фонаря, снова и снова пытаясь найти место переправы. Видно, как внизу в долине Чулышмана кто-то беспокойно мерцает нам автомобильным светом, а мы ничего не можем сделать! Распаренные, издерганные и измученные, мы наконец-то сдались. Нашли у речки место и решили провести ночь у костра, благо спички у нас были. Никогда не думал, что бананы, которые оказались в рюкзаке, настолько вкусны! Мне всё это напомнило одну притчу:

Жил один богач, который очень хотел испытать, что такое счастье. Он ходил раз за разом к многочисленным мудрецам, но никто не мог ему дать это ощущение. Однажды ему кто-то сказал, что в этом вопросе ему может помочь только мудрец и острослов Ходжа Насреддин. Богач нашел его сидящим в знойный полдень под тенистым карагачем.
- О, мудрейший! – обратился к Насреддину богач. – Я очень богат! Со мной целая сумма драгоценностей, которую я бы отдал любому человеку, если он подарит мне счастье. Что это такое? У меня есть все, но я не испытываю счастья… Говорят, что ты способен мне помочь.
Ходжа Насреддин молча смотрел на надменного богача, затем молниеносно схватил сумку с драгоценностями и помчался прочь. Изумленный богач опешил, затем завопил из всей мочи:
- О, горе мне! Горе! Этот мошенник ограбил меня! Держи вора! Я теперь нищий! – кричал он, начав преследование нашего героя.
Ходжа Насреддин, петляя из улочки в улочку, несся на всех парах, что было сил. Толстый богач, весь в поту и пыли, зареванный и красный от гнева, сопровождаемый толпой зевак, начал отставать от него. Когда богач прибежал к дереву, Насреддин уже спокойно сидел, как ни в чем не бывало. Он протянул сумку зареванному богачу и у того брызнули из глаз настоящие слезы счастья!
- Вот видишь, - сказал мудрец. – Твоя проблема очень легко решаема. Стоило у тебя на несколько минут отнять сумку, а затем вернуть, как ты сразу понял, что такое счастье!

Ночь у костра была очень беспокойной. Нам страшно хотелось пить и мы постоянно пили студеную воду из реки, за что я ответил потом простуженным горлом. В этот момент мы очень многое отдали за пакетик чая – так нам хотелось испытать это счастье. В один момент я пожалел, что не взял с собой спутниковый телефон, чтобы выяснить у тещи, сидящей наверняка сейчас у телевизора, какие вокруг нас растения можно употреблять в качестве чая. Она большой знаток в вопросах трав. Увы, нам оставалось пить только ледяную обжигающую воду. Светает здесь только в шесть утра, а сейчас только девять вечера. Жаль, что не предупредить брата. Ведь он там волнуется, не будет спать всю ночь – кто знает, что с нами случилось…
Всю ночь мы подкладывали сучья в костер, согревая попеременно то переднюю часть тела, то спину, временами проваливаясь в беспокойный сон. К счастью, ночь была достаточно теплой и даже редкий дождь не испортил нам пребывание в ночных объятиях реки. Ночная река, речка…

Она течет и днем и ночью. Неустанная…
Человек спит ночью, как бы уходит из мира, а река шумит, шумит, и льется, течет, бежит.
И днем и ночью бежит, уходит река. Куда она устремлена?..
Сколько лет, сколько веков равнодушно и бесцельно несет,
вьет она свои прозрачные, ледяные, хрустальные волны, свои пенные, быстрые кружева? (Т.З.)

Утром мы без проблем обнаружили тропу и переправились на другой берег. Через час у костра – брат всю ночь поддерживал огонь - мы рассказывали о своих злоключениях.
- Никогда больше не пойду на Учар! – категорично сказал я брату. – И тебе не советую! Чаю мне! Снова чаю!
Расспрашиваю брата про рыбалку. Пусто, ни одной поклевки! Хотя к нему подходили ребята молодые из Барнаула, сказали, что в устье Чульчи они наловили килограмма четыре хариусов на балду. Они были сами потрясены, поскольку ранее им так не везло. Похоже, что действительно в конце сентября на Чулышмане начинается скатываться хариус.

Нам пора возвращаться домой… Подъехали к подъему на Кату-Ярык и увидели интересное место.

Выглядит по нашим меркам перспективным для хариуса: ровный относительно неглубокий тягун перед перкатом. Решено – пробуем половить. Быстро облачились в вейдерсы, снарядили снасти и в реку. Первым поймал Зафар на мушку Comparadun, имитирующая вылупившуюся поденку. Ставлю тоже такую же и мы один за другим начали ловить приличных зачетных хариусов, правда, при этом было достаточно сходов. Хариус здесь берет мушку очень деликатно и это приводит нас к ошибкам в подсечке. Ты видишь, как он из зеленоватой прозрачной глубины поднимается с отрытым ртом к плывущей мушке, и в этот момент ты нетерпеливо дергаешь чуть раньше необходимого. Азарт, черт возьми! Смогу ли когда-нибудь спокойно это наблюдать?! А вокруг все летели и летели неслышно на воду опускались златые листья.

В течении полутора часов мы обловили пару-тройку мест и сделали определенные выводы на будущее. Все же нам пора ехать. Прощай, мой друг осенний Чулышман!
Когда мы стали подниматься на перевал, впереди нас оказались местные пастухи, которые гнали своих коров пешим ходом в Улаган – там они дороже стоят. Одна из коров, испугавшись плети, сиганула в пропасть и покатилась вниз по камням, сломав себе ноги, но почему-то оставшись в живых. Говорят, что такое здесь не редкость… Пастухам пришлось спускаться со стадом вниз. Дорога была свободна.
Мы, потрясенные живым примером неосторожности, с еще большим осознанием стали совершать свой подъем… Еще через два часа мы уже неслись по шоссе навстречу пасмурной погоде, царившей на Улагане.

Мы приедем снова! Я ведь все-таки опять захотел на Учар, но уже, как говорится, с расстановкой и подготовкой. Идти туда нужно как минимум с ночевкой, дабы насладиться досыта этим красивейшим творением Природы. Есть желающие?