4-й нахлыстовый фестиваль «Золотая Сибирь»

7153 просмотра, 9 комментариев

В этом году наш традиционный фестиваль на берегу Бие рядом с селом Дмитриевка Турочакского района Горного Алтая получил наконец-то собственное имя «Золотая Сибирь». А как еще назвать фестиваль, если он проходит под осенние золотые сибирские листопады? Правда этот год был в Сибири уникальным: зима была жутко холодной, мороз далеко за 30 градусов стоял более 3 месяцев, потом наступила холодная весна и неласковое лето с затянувшимися паводками на реках из-за небывалых снегов, и лишь август позволил ощутить краткий миг летней неги. Потому большая часть деревьев в Сибири только сейчас благодарно принимало солнечные лучи, не желая расставаться с зеленым нарядом. И хотя уже первые золотые листья берез плещутся на ветру и первые холодные костры осин вспыхивают местами в колках по полям, везде все же ощущается еще летнее блаженство…

На поляне у самой реки собралось огромное количество машин, палаток и шатров, везде раздавался смех и разговоры соскучившихся друг по другу за год нахлыстовиков, членов их семей и болельщиков. Многие из них так или иначе сталкиваются друг с другом на рыбалках, но собраться всем одновременно вместе удается только на семинарах и соревнованиях. В этом году людей значительно больше, как и география участников.

Тест самодельных бамбуковых нахлыстовых удилищ

С погодой в этот раз повезло… В прошлом году во время проведения нахлыстового фестиваля случился дождевой паводок и туры рыбной ловли проходили под аккомпанемент катящейся нимфы в совершенно мутной воде. Тем не менее, тогда было поймано несколько рыбин, определивших победителей среди двух десятков участников соревнований. К счастью, сейчас течет прозрачная Бия, радуя нас предстоящей рыбалкой, которая оказалась впоследствии на удивление очень непростой. Но обо всем по порядку.

Первый день соревнований мы решили посвятить самой увлекательной части соревнований по нахлысту - рыбной ловле, так как непредсказуемость в плане дождевого паводка реки Лебедь, что впадает в Бию правым притоком двумя десятками километров выше нашего лагеря, известна всем местным рыбакам. Всего предстояло три тура рыбной ловли: один утренний и два вечерних. Несмотря на то, что вода достаточно прозрачна, ее уровень все-таки выше привычного осеннего и ловля в высокой воде очень напоминала открытие летнего сезона, когда средний хариус держится ближе к подтопленному берегу, а крупного трудно выманить из глубины. К тому же дул холодный порывистый ветер, значительно влияющий на рыбную ловлю. Мы перевезли рыбаков на остров на другом берегу, где изобиловали самые разные места от перекатов и тягунов до глубоких ям и затонов, что называется на всякий вкус. В этом плане д. Дмитриевка – идеальное место для таких соревнований: уловистое место и хорошая поляна для кастинга и лагеря.

Перед рыболовным стартом

Опять незачетный!

Где же рыба?...

Особенностью этого года оказалось огромная активность мелкого хариуса, который заставил многих участников тратить время на бессмысленные пустые поклевки. Многие понимали, что попали на популяцию мелкого хариуса, но в надежде на поимку зачетных экземпляров продолжали держаться этих мест, не желая сменять позицию. Хотя мой личный опыт говорит, что за крупным хариусом нужно охотиться, передвигаясь по реке в зависимости от времени суток и характера питания хариуса, кроме того для успешной ловли нужно еще несколько параметров: умение читать реку, знание образа жизни хариуса, его миграции и рациона в разное время года, нахлыстовый и рыболовный опыт, и конечно же, рыболовный фарт. Ловля хариуса нахлыстом – квинтэссенция всего накопленного тобой знания Реки, твоей Рыбины и опыта в рыбной ловле! Здесь проявляется все, что ты собой представляешь…

Рыбы не может не быть!

Возвращаясь к нашим участникам, хочется отметить резкий отрыв нескольких человек от других участников соревнований. Большинство отловило за первый утренний тур не более 3-4 зачетных рыбин, а Роман Тонышев из Новокузнецка – восемь рыбин общим весом около 1,3 кг, но уже к вечеру разницу с ним существенно сократили еще два-три человека. Уже к вечеру первого дня соревнований определились первые фавориты гонок, между которыми в последующие дни развернулась настоящая борьба. Я с братом Зафаром как судьи не могли участвовать в соревнованиях, но кто нас остановит от возможности просто половить рыбу в свободное от судейства время?! У нас с ним отлаженная система успешной хариусовой ловли на алтайских реках, однако и нам оказалось трудно ловить в этот день, хотя результат и был близок к показателям лидеров соревнований. В чем же дело? Возможно, что все дело в неустойчивой погоде, а может быть в том, что иногда бывает просто непредсказуемое поведение хариуса, с которым сталкивался хотя бы раз в своей жизни любой рыбак. Но я все же думаю, что мы что-то не до конца осознаем рацион и образ жизни хариуса, из-за чего не можем иногда подобрать к нему ключи…

Утро второго дня соревнований было посвящено кастинговым соревнованиям в классе одноручных нахлыстовых удилищ, включая конкурс на дальность заброса, в которой победил Сергей Клюев из Москвы с результатом в 31.5 метра, и на точность, в которой всех удивила точность иркутян, но победа в этом виде соревнований все же легко досталась Леонтьевскому Константину из Новосибирска. Насчет иркутян даже возникла шутка, что, по-видимому, там такой пресс рыбаков, что если ты не попадаешь сразу же в нужное место с первого заброса, то это успевают сделать твои коллеги по рыбалке. Соревнованиям способствовал практический штиль при ярком солнце, что не раз отметили меж собой московские гости...

Москвичи: А здесь лучше, чем в Москве!

Удивительно, что в среднем забросы на дальность не вызвали жесткой борьбы, хотя она ожидалась нешуточная, ведь многие сибиряки отличаются хорошими кастинговыми талантами, подогреваемыми к тому же ежегодными семинарами под руководством Игоря Тяпкина и Рыбкина Александра из Москвы. Помнится, что в прошлогодние соревнования были поострее…

После обеда начался третий тур рыболовных соревнований, продлившийся до самых сумерек, из которого уже выбыло некоторое количество участников по самым разным причинам. Некоторым удалось понять места стоянок хариуса, подобрать соответствующие мушки и сократить отставание от лидеров, но тем не менее этого уже было недостаточно для победы. Судья Умаров Зафар, кстати, поймал за этот вечер больше всех, что то около дюжины зачетных рыбин, причем почти все на одном месте…

Я же ушел ловить в саму деревню и стал свидетелем забавной сцены. Часть соревнующих рыбаков стояло прямо напротив меня на другом берегу реки на хорошем перспективном тягуне. Несмотря на разделявшие нас сотню метров, я их очень хорошо слышал, даже когда они негромко что-нибудь комментировали меж собой, хотя они нас совсем не слышали. Рядом со мной торчали трое любопытных деревенских мальчишек лет десяти. Через очередные полчаса, прошедшие без поклевок, до нас с противоположного берега донесся крик Гутова Славы, заоравшего в сердцах: «Он, что сдох весь, этот долбанный хариус?!». Я засмеялся от души, услышав комментарий пацанов за моей спиной: «Слыхал? Это участники соревнований!» К слову, у местных рыбаков вообще ничего не ловилось, что в очередной раз показывало стабильную эффективность нахлыстовой ловли хариуса, и один из деревенских рыбаков с «корабликом» удивленно рассматривал мою снасть, увидев поимку очередной рыбины прямо рядом с ним.

Утро третьего дня соревнований было посвящено конкурсу на вязание мушек и кастинговым соревнованиям с двуручным удилищем. Судьи и их помощники-добровольцы на воде стояли вдоль измерительных лент, вытянувшихся специальным коридором по течению реки, в который и должны были забрасывать участники соревнований. Соревнования по кастингу двуручным удилище прошли достаточно быстро и наилучшие результаты были показаны москвичами, в частности С. Клюевым и В. Тюреевым, хотя отставание от них сибиряков было незначительным – ведь двуручник только начинает набирать популярность в Сибири. Наши победы еще впереди!

Идет кастинг двуручным удилищем!

После начался конкурс вязания мушек. Условия конкурса на вязание были озвучены Тяпкиным Игорем, и было заметно, что они сильно озадачили участников соревнований. Игорь объявил, что все участники оказались на необитаемом острове и у них есть полчаса на поиск необходимых для вязания мушек материалов, выброшенных морской волной. Затем по истечении двух часов участники должны сдать по мушки в разных классах (стримеры, нимфы и т.д. на выбор) для оценки судьям, которые и должны определить победителей по следующим критериям: качество, функциональность, оригинальность и т.п. Через несколько минут все участники бродили по «острову» в поисках необходимых материалов. Чего только не пошло в ход! Судьи хохотали так, что шатер шатался от раскатов смеха. Различные травы, шерсть сбитого барсука, хвоинки сосны, береста, пух растений, голова сига-тогунка и вареная морковь – это далеко не весь перечень примененных материалов. Мы не смогли просто остановиться на определении победителей, а решили еще выделить отдельно ряд оригинальных мушек в специальных номинациях. Но что более всего поразило, так это то, что некоторым участникам удалось создать просто шедевры вязания из немыслимых материалов, в частности Гутов Слава поразил своей нимфой в стиле «суперреалистик», связанной полностью из травы! Перед нами была самая настоящая красивая и функциональная нимфа веснянки!

Лучшая мушка соревнований

И еще несколько мух было отмечено нами как несомненно удавшиеся творения.

Еще особенно хочется выделить юморной комплект мух абсолютного победителя фестиваля «Золотая Сибирь» Павла Трофимова (при этом он едва не уступил Тонышеву Роману). Тюрин Володя просто давился от смеха, увидев его стримеры, один из которых был украшен головой настоящего сига-тогунка, на второй была нанизана вареная морковь, а третий – украшен мельчайшей дикой ранеткой. Владимир попросил судей отметить этот комплект как «самый веселый», что и было сделано с превеликим удовольствием.

Объявление победителей и награждение прошло в непринужденной форме, после было объявлено, что в следующем году добавится еще один конкурс, связанный с фотографией. Замечено, что с каждым годом все больше нахлыстовиков носят с собой фотокамеры и снимают пейзажи, трофеи, друзей по увлечению. Отчего же тогда нам не сделать конкурс из тех работ, что были сделаны за прошедший год перед соревнованиями и объявить их на будущем фестивале? Новость была принята с огромным интересом, и я думаю, что мы впервые в России сделаем такой фотоконкурс среди нахлыстовиков. Журнал «Неизвестная Сибирь», издателем которого я являюсь, который всегда находится в поисках новых талантов, а также наш любимый журнал «Нахлыст» должны только радоваться подобному нововведению!

Участники соревнований

П. Трофимов

Трехкратный чемпион Трофимов Павел, сохранивший свой титул с прошлого года и в очередной раз выигравший поездку на Кольский полуостров от спонсоров, спустил официальный флаг Нахлыстового фестиваля «Золотая Сибирь», тем самым закрыв соревнования.
Ждем вас, друзья, на сибирской земле на следующий фестиваль «Золотая Сибирь -2011»!

Фото, не вошедшие в отчет:

Мушка-ромашка

Дары сибирской осени

Тонышев Роман с супругой. Он чуть-чуть не дошел до первого места!