На Енисее

kazan
8 октября 2012, 00:26

Енисей.. Наконец-то, я добрался до тебя!..

Вода – как черное стекло, но сквозь стекло это все видно, даже царапки на заклепке дюралевого весла.

Мой единственный и потому неповторимый зять приехал сюда из Приморья, и был он там завзятым охотником. Фазанов там было немеряно!..

Нет, на охоту в Красноярске он тоже иногда выходил..

На зайца.

В окрестностях Красноярска они наглые и знающие себе цену.

И вот мы идем себе вдоль очередного, почти безлесного, холма, покрытого снегом, который, в свою очередь, покрыт слоем сажи, и никого пока не трогаем. А тут откуда ни возьмись – вылетает заяц. В отличие от снега он – совершенно белый и контрастно выделяется на темно-сером фоне. И продолжает лететь. Но, когда расстояние между нами достигло метров в 80, заяц перешел на шаг, а там и вовсе встал. Повернулся к нам «лицом», повесил одно ухо, наклонил голову набок и взялся не спеша нас разглядывать, мерзавец. Заценил, похоже, все , что есть при нас, включая модели ружей, и при этом от него прямо таки перла наглая уверенность, что с имеющимся у нас оборудованием мы его не достанем ни в жизнь.

Ну и скажите, как после этого на него охотиться? Сюрреализм!..

..В Красноярске фазанов, увы, не было . Зато имелась рыба, у которой огромный расписной спинной плавник был, что твой фазаний хвост.

И имя рыбе той – хариус.

Трудно сказать, что заманило моего зятя, может, это сходство, может, постоянные загадки, который преподносил хариус, какая «муха» ему сегодня по душе, может, красоты сплава по Енисейскому «черному стеклу», а, может, полное отсутствие кровососов на реке летом.

А ведь и правда, их там просто нет! И это легко объяснимо. Дело в том, что температура воды в Енисее и зимой и летом – не больше +8 градусов. (Купальщиков по берегам реки не встретишь).

И вот сидим мы в надувнушке в конце июня (только -только сняли нерестовый запрет на ловлю харюза) и потихоньку плавимся вниз. Жара стоит градусов тридцать. Воздух как стеклянный – полный штиль. Снимаем штормовки, свитера, и даже майки.. Солнце прямо топит.. Хорошо!.. И вдруг.. нет, это даже не ветер еще, просто этот стеклянный воздух чуть сдвинулся с севера на юг. И мгновенно стал ледяным. Кожа моментально покрылась мурашками и стала «гусиной». Быстро-быстро на себя- майки, свитера, штормовки. Это –Енисей. И так он действует на нас, теплокровных. Что ж говорить о всяческих кровососах, чья жизнь теплится только за счет животворных лучей Ярилы-солнца? Едва потянет северный ветер, глазки у них закатятся, и упадут они в полной недвижимости своей на енисейскую воду. А там их давно ждут харюзы. Сразу подберут. Вот так Енисей избавил нас от кровососов. И, одновременно, навсегда лишил купального сезона. Палка всегда о двух концах .

Итак, мы потихоньку сплавляемся. Почему – потихоньку? Дак мы же рыбачим на «балду»! А «балда» - это, я вам скажу, просто гениальное изобретение рыболова-поплавочника. Пенопластовый поплавок размером с добрый мужской кулак. Заканчивается снасть длинным свинцовым грузилом по форме и размерам напоминающей палец, оно и дало название снасти.

Харюзятники в окрестностях Саяно-Шушенской ГЭС ( Черемушки, Майна, и даже Саяногорск) льют «балду» усложненную, нижнюю часть составляет свинец, верхнюю – кедр. На катушке намотана леска 0,3 и , если случился таки «мертвый» зацеп, при сильном натяге прочная леска прорезает мягкий кедр и избавляется от зацепа, навсегда оставляя в камнях «балду», зато сохранив в целости и сохранности драгоценные «мухи»..

Механика проста: глубина регулируется так, чтобы «балда» касалась дна. Поскольку это все происходит на добром течении, любое касание выглядит как удар по нижней части грузила. Верхняя часть автоматически отрабатывает точно таким же толчком в противоположную сторону, дергая мухи, расположенные чуть выше на коротких поводках. Давая понять всем заинтересованным лицам, что они, «мухи», вроде как, живые .И вот тут мы подходим к главному таинству харюзовой рыбалки.

« Мухи»..

Вот это, скажу я вам, уже профессура. Раскрыв две шахматные доски, дно которых утыкано десятками разнообразнейших « мух» на тонком листе поролона, взглянув на цвет неба, воды, угол падения солнечного луча и степень освещенности воды, безошибочно выбрать ту, которую тут же возьмет харюз. А ежели таковой в наличии нет, тут же, «на коленке», связать нужную. Все это артистически умеет делать мой зять. Маэстро! Снимаю шляпу.

..Пенопластовый поплавок, подхваченный сильным течением, быстро улетает вниз . Чтобы продлить время проводки, надо, чтобы и лодка тоже шла вниз по течению, вдогонку. Но все же отставая от поплавка.

А потому за борт брошен якорь , да не простой – «волокуша», сделан из автокамеры, набитой камнями. По «паркетно-каменному» Енисейскому дну на сильном течении удержать нашу лодку он, конечно, не мог, зато очень хорошо ее притормаживал, а резина камеры давала возможность сплавляться почти бесшумно, демпфируя удары камней.

В мой первый приезд на рыбалку в Красноярск зять повел меня на мост через Енисей.

Сперва я ничего не понял, в Новосибе тоже стоит мост, и очень похожий на Красноярский, однако, до сих пор никому не пришло в голову попытаться прямо с него ловить рыбу . А вот в Красноярске – пришло!.. И не одному! С моста там ловят харюза одни и те же, со второго появления уже узнаваемые лица, разных возрастов и профессий (в эту компанию один артист даже затесался!) , общаются между собой, делятся новостями, тусовка, короче говоря. И любая информация касаемо харюза облетает весь мост пулей!.

Кроме собственно разнообразнейших мух, применяется еще одна насадка. На крючок одевается силиконовый тонкий червячок цветом от темно-вишневого до ярко-алого. Красноярцы называют его почему-то «панасоник». (Вроде бы этот червячок был частью упаковки каких- то изделий этой фирмы..) Ну, название-то может быть любым, это не важно, куда важней, что он, этот «панасоник» ловит! Если, конечно, попадешь со цветом «в цвет» ( извините за каламбур ;).

И вот в один из приездов на Красноярский мост я цепляю «панасоника» вместо верхней «мухи», разматывается катушка , метров 20 «балда» идет по воздуху вниз, к быку моста, потом поплавок подхватывает течение, и почти сразу он тонет. Секу спиннингом – есть!

Вообще говоря, поклевка рядом с мостом не есть «гут», гораздо лучше метрах в ста ниже, пока тащишь, рыба устает, а при поклевке у моста харюз еще полон сил и категорически возражает против подьема из воды. А поскольку у него губы слабые, порой он их рвет и летит обратно к свободе . Обидно, когда это происходит после метров десяти подьема по воздуху. Разгруженный спиннинг сразу подпрыгивает вверх .А харюз летит вниз. Я смотрю вдогонку, как долго он летит.. И разбивается об воду

Но я-то своего в этот раз дотянул. И обнаружил, что он взял на «панасоник». Недолго думая, цепляю вместо «мух» одни «панасоники» , и они все заработали! Видать, в цвет попал.

Так на следующий день новость о том, что залетный Новосибирский крендель натягал харюзов на одни только «панасоники»,без единой «мухи», знал весь мост. И удивлялся.. Как это здорово, ребята, что человек, даже с огромным накопленным опытом, способен искренне удивляться чему-то новому!.. Я считаю, человек этот молод вне зависимости от числа его физических лет. И радуюсь за него.

Почему харюз берет на границе фарватера ,знает только он сам. Но не говорит.

И мы вынуждены плавиться в опасной близости от судового хода. А это чревато всякими возможными осложнениями, поскольку Енисейский фарватер не есть «хайвэй», прямая, как решимость древних римлян, трасса, а все время виляет из стороны в сторону. Поэтому ухо надо держать востро и, завидев серьезное судно, пулей сниматься с якоря и уходить в сторону. Бывают случаи, когда именно в этот момент, ни раньше, ни позже, якорь глухо клинит между камней на дне, пробуем сорвать его движком, ходом, ну, если без толку, тогда режем якорный фал, куда деваться. Поэтому нож всегда под рукой.

…Могучий четырехтактник «Ямаха» на малых оборотах почти бесшумен.

Так что внезапно появившийся рядом высокий борт катера был для нас полной неожиданностью. ГИМС. Ну дальше – классика: ваши документы. Ну , судовой билет, ну, удостоверение судоводителя..И – классическая же фраза: «Нарушаем, Владимир Михайлович? По фарватеру ходим..» Все до боли знакомое мне по общению с Новосибирским ДПС. Но если там далее практически неотвратимо следовали протокол или кровопускание собственного кошелька, то Красноярский ГИМС оказался значительно гуманнее и ограничился только устным предупреждением. Нежданно по-человечески обошлись.Но приятно.

Еще раз порадовался холодильным свойствам Енисейских вод, когда мы стояли палаточным лагерем на протоке километрах в 80 ниже Красноярска. Эмалированные ведра со свежезасоленным харюзом стояли в ледяной воде по трое суток –и без проблем! Единственное но: непредсказуемый сброс воды с Красноярской ГЭС. Утром вдруг обнаруживаем наши ведра, полностью скрытые под водой. Харюзу, конечно, ничего не сделалось. Просто приходится его пересаливать ..

Когда поплавок «дробит», тут все ясно – это поклевка. А вот когда он просто утонул, там может быть и рыба, а может и глухой зацеп. Вот он и утонул. Секу. И пару долгих секунд слушаю натянувшуюся леску, отзовется там что живое? Крупный харюз «прилипает» ко дну и его трудно оторвать .Зато дальше он идет довольно ходко и не доставляет особых проблем вплоть до подьема на борт.

Но какой же он нежный!

Летом в тепле и без обработки мясо его портится за два часа. А то, что лежит у него в брюшке, портится еще быстрее. Зато это как раз самый что ни на есть деликатес. Само мясо хариуса очень постное, ни жиринки, коптить по-холодному его нет смысла, суховат, не то , что ленок, к примеру, зато в харюзовом брюшке полно желтого крупитчатого жира.

Это не попробуешь нигде, где харюз не водится, только на месте лова.

Так вот его, а также печенку и сердце – на черный хлебушек, чуть присолил, черного перчика туда же – и в рот. Вку-усно.. Даже без водки. Но, с другой стороны, как тут обойтись без водки, посудите сами?..

USV
8 октября 2012, 01:20
Надо будет попробовать последний рецепт. Обычно пожарить или ушицу с харюза, т.к. получалось на него съездить только летом в августе. Правильно написал, что больше двух часов его не сохранить, поэтому больше, чем могли съесть, не брали (рыбалили на притоке Лены в верховьях), остальную отпускали, хотя потом попадались и покрупней (до 1,5 кг). Рыба очень нежная и вкусная.
Vova11
8 октября 2012, 08:52
Не мешало бы и фото.Вид Енисея очень хороший,а мост это младший брат нашего,только длиннее,и проэкт и архитектор один и тот же.
tvn
8 октября 2012, 14:39
зачетный отчет! ( извини за каламбур ;)))))
и эх! родные края ... :)
так же "балдел" в 70-х... вижу - ничего не изменилось ;)
AndreyI
8 октября 2012, 18:47
Красиво написано! +
al104
9 октября 2012, 09:16
"температура воды в Енисее и зимой и летом – не больше +8 градусов" Видимо речь идет о окресностях Красноярска, где сброс прохладной придонной воды с ГЭС идет. Потому как в красноярском море вода прогревается до 18С. Также могу засвидетельствовать что в августе температура воды в Енисейске была +15С, в Бору +14С.
Северный
9 октября 2012, 14:07
Хороший отет..!)
Да фото бы чуток..)
Бородяга
9 октября 2012, 21:05
Про фотки не стану повторяться :), а по поводу вышеизложенного (или вышевыкладенного?) - это не отчёт! Это что-то новое в рыбацком жанре. Информативно-лирическое эссе. :)
kazan
10 октября 2012, 00:43
Всем/
стараюсь наглядно выписывать "картинку",чтобы вы могли ее увидеть, а фоток нет и не будет,не идут они у меня, а может, это лень..;)Включайте воображение :)))

Бородяга/
На этом сайте я вынужден выбирать либо "Отчеты", либо "Статьи и заметки", третьего не дано. Вот и болтаюсь между ними :). А ты прав, это и не то, и не другое