За туманом и за запахом тайги.

darter
13 августа 2015, 15:58

Не краткий отчёт о рыбалке в Красноярском Крае. (часть первая)

Прошлогодняя поездка на рыбалку в Туву и Хакасию оставила в душе неизгладимое впечатление. Дикая природа, чистейшие реки, обилие рыбы, коллектив единомышленников, что ещё нужно для душевного отдыха... Перспектива опять окунуться в эту атмосферу, забрезжившая зимой, щекотала нервы. В этом году нас ждала Енисейская тайга. Чем ближе приближалось время отъезда, тем чаще появлялся нервный холодок внутри, лишь бы всё получилось. Всё рано или поздно заканчивается. Закончилось и время ожидания. Дата отъезда  назначена, вещи, снасти, мухи, навязанные за зиму, уложены. Продукты, жидкий свитер упакованы. Единственное, что беспокоило, так это непонятная ситуация с дорогой на подступах заветным рекам. По словам главного инициатора и вдохновителя поездки Анатолия, который уже бывал в тех местах раньше, нас ждала старая, заброшенная дорога с несколькими откровенно тяжелыми участками. Шли на одной машине, так что могли встрять по самые ноздри. И так стартуем  19 августа. На пути Кольцово, грузим третьего концессионера, вперёд на Кемерово… Дорогу описывать нет смысла, все катались на межгород, так что великих тайн не открою…Единственное, что стоит отметить, дороги хороши, особенно в Красноярском крае. Да и быть может ещё это, на подъезде к Красноярску, встряли в жуткую пробку, не смотря на отличную дорогу, по две полосы в каждую сторону. Причем пробка начиналась километрах в семидесяти от города. Вот такие парадоксы…Медленно и печально добираемся до нужного поворота, дальше свободно. За окном ночь, мерно рокочет дизель, колёса неспешно наматывают километры дороги, близится промежуточный финиш, паромная переправа через Енисей. В предрассветных сумерках выезжаем к реке.Берег пуст, мы первые.  До начала работы парома несколько часов. Лёгкий перекус, рулевые Анатолий и Андрей, пытаются вздремнуть. Поддерживаю их в столь благом намерении, пытаюсь уснуть. Может нервное напряжение сказалось, может Морфей отстал, где то по дороге, одним словом не спится. Собираю ультралайт и на берег, благо далеко идти не надо. Первый заброс, проводка вдоль травы, атака, на воблерок кто то позарился. Второй заброс, проводка, удар, удилище в дугу, секундная борьба и сход. По ощущениям окунь. Потом были ещё выходы, но выудить так ни кого и не смог. Немного уняв рыбацкий зуд, свернул снасти. Пришел паром, грузимся. Непродолжительная переправа, мы на правом берегу. Вместе с асфальтом закончилась и мобильная связь, впереди ещё много километров гравийной дороги и в конце этого пути нас ждут с нетерпением, выпрыгивая из воды, и с тоской поглядывая на берег, легендарные обитатели холодных и прозрачных вод, хариус и ленок. Дорога это что то, из-за продолжительного периода засухи и плотного трафика больших автомобилей,  пыль стояла столбом, видимость временами падала до нуля. А если учесть, что попадались участки дороги с огромными ямами и булыжниками, между которых приходилось устраивать настоящий слалом, скорость продвижения падала порой до трёх-пяти километров в час.Так неспешно продвигаясь вперёд, добираемся до первой, запланированной остановки.  Со слов Анатолия понимаем, что многое изменилось. Старого съезда нет. Форсируем реку и уходим вверх по течению.Уровень воды мал, старые, проверенные в давние времена места, не приносят ничего. Нет выходов, признаки наличия рыбы отсутствуют…Лёгкий перекус, волевое решение - «Едем дальше!». Вновь пыль, кочки, ямы. В какой-то момент сворачиваем с дороги на площадку у моста через речку. Со словами: ”Мы отдохнём, а ты, иди, лови рыбу” Анатолий глушит двигатель. Голому собраться, только подпоясаться… Сапоги, мухи, тэнкара вперёд. Первое же характерное место стоянки рыбы, приносит стремительный выход хариуса, промах. Ух, мурашки по спине. Переведя дух, с мыслью ”Сейчас я вам устрою геноцид” делаю очередной заброс. Наивный сельский паренёк! Не на тех напал. Хариус  не заставил себя уговаривать, деловито вышел из под нависшей ветки, уверенно взял  муху. Вот тут и началось. Это вам не чебаков душить. Размер рыбы впечатляющий, снасть более чем деликатная…не могу поднять из воды свой улов, вывести на берег мешают кусты, а эта скотина прыгает, свечки выписывает, норовя окончательно всё запутать. Нахожу в кустах небольшой просвет, волоком вытаскиваю добычу на берег, всё, попался. Стремительно укорачиваю леску до тридцати сантиметров, тэнкара начинает представлять собой обыкновенную макалку. Муха летит в воду. Вновь уверенная поклёвка, короткая борьба, рыба на берегу. Модернизация снасти приносит свои плоды, чувствую себя уверенней. Снова заброс, жадная поклёвка, есть! Время остановилось. Нирвана. Призывные крики парней  возвращают к реальности. Всё пора ехать. Пять минут на чистку рыбы, горстка соли, закуска практически готова, теперь можно двигаться дальше. Пыль, ямы, камни… путь кажется бесконечным. Очередная остановка у реки. “Ночуем здесь”- говорит Анатолий. Ура, приехали.  Обустройство лагеря, приготовление ужина, по сто грамм под малосол за приезд, непременно пять капель духу реки… Короткий отдых, пора на рыбалку. Собираю нахлыстовый комплект, Андрей берёт в руки шестиметровую удочку с глухой оснасткой. Перед нами широкий и не глубокий плёс, заканчивающийся перекатом. Расходимся, Андрей уходит к перекату, я начинаю прочёсывать гладь плёса. Рыба есть, много выходов и пустых поклёвок. Размер хариуса не впечатляет, откровенная мелочь. Смещаюсь к перекату, здесь в начале формирования основной струи на крючок садится неплохой экземпляр. Дальнейшие попытки выудить, что то достойное заканчиваются провалом. Всё, хватит, пора на берег. У Андрея дела лучше, в кане пара хороших рыбин. Обработка улова, не продолжительные посиделки, пятьдесят грамм и на боковую. Сказалась накопившаяся за почти двое суток усталость, а может Морфей таки догнал, воспользовавшись нашей остановкой, уснул мгновенно. Пробуждение вышло таким же стремительным, ну не могу я спать долго. Выбираюсь из палатки, в голове крутятся слова старой песни о малярных работах на Красной Площади. Невольно начинаю напевать под нос, чувствуя всю несуразность происходящего, ну нет здесь стен древнего кремля, и утро окрашивает нежным светом сопки, поросшие лесом. Всё равно хорошо. Закончив водные процедуры, варю кофе. Глядя на реку, наслаждаясь напитком, закуриваю. Полчища местных кровососов, завороженные концертом заезжего дуэта храпунов-виртуозов, даже не пытаются встать на крыло. Благодать. Но благодать тем и хороша, что не длится вечно. Концерт окончен, заспанные солисты появляются перед благодарными слушателями, которые тут же спешат выразить им, а заодно и мне, свою признательность, норовя как можно ближе подобраться к телу. Утренний моцион, завтрак, сворачиваем лагерь и в путь. Впереди нас ждёт конечная точка маршрута, река полная рыбы, но перед этим самый сложный участок пути. Да, не зря говорят, что черт не так страшен, как его могут изобразить. Вот и для нас был приготовлен приятный сюрприз, дорога, которая могла отнять у нас много времени и сил, оказалась очень приличной, что позволило неторопливо двигаться вперёд, любуясь прекрасными видами флоры и фауны.По пути делаем остановку у небольшой речушки, здесь, по словам Анатолия, всегда есть рыба.Договорившись встретиться через час, расходимся от машины, Анатолий уходит вверх по течению, мы с Андреем идём вниз. Расписывать краткосрочный рейд не буду, слишком много эмоций. Оглашу итоги. Анатолий вернулся с двенадцатью хариусами и впечатлениями от встречи с северным оленем. Мы же принесли трёх, один из которых потянул на 525 грамм, а также бурю эмоций от досадных сходов и понимание, того, что такой пижонской снасти, как тэнкара не место в суровых реалиях тайги, слишком уж она деликатная для таких условий и мощной рыбы.Хотя если некуда девать адреналин и нервы не боятся щекотки, тогда самое оно. И ещё, взглянув на фотографию, некоторые могут подумать, отписался от счастья. Спешу разубедить, нет, я конечно писал от счастья, но паром, а это результат неудачного форсирования ручья. Чистим рыбу и с короткими остановками продолжаем путь. Добравшись до финиша после обеда, подыскиваем место для лагеря. Устраиваемся, всё, теперь это наш дом на несколько дней. Беглый обход территории приносит противоречивые плоды, а именно, в шаговой доступности растёт золотой корень и дикий лук, это хорошо. Так же рядом упавший ствол старого дерева со свежими следами бурной деятельности по добыче муравьев, причем характерные следы когтей не оставляли сомнений в личности “муравьеда”, это не очень хорошо. Впрочем, мы не за муравьями приехали, по тому конкурентной борьбы не намечалось. Не торопливо устраиваемся. На ужин, жаренный и малосольный хариус с соответствующей картой напитков. За приезд, за удачу, духу реки.Не продолжительные посиделки у костра и спать, завтра на рыбалку…

Утро. Ласковое журчание реки, возвращающее сознание из глубин сна к реальности, превращается в могучий храп соратников, пора вставать. Несколько пригоршней холодной, хрустально чистой воды, окончательно прогоняют сон. Далее всё по стандартной схеме кофе созерцание окрестностей. Просыпаются парни. Плотный завтрак, короткие сборы, в путь за рыбой. Уходим вниз по течению, там, говорит Анатолий, и будем рыбачить. Прозрачность воды позволяет без труда читать рельеф дна. Первый же приемлемый для рыбалки участок реки, приносит результат. У меня хариус грамм на двести у Андрея ленок, не большой, грамм четыреста. Начало положено, счёт открыт. Вместе с эйфорией от столь удачного начала приходит печаль от мысли, что если рыба попадается в самом начале, то продолжение рыбалки может оказаться не столь радужным. Так и вышло. Нет, рыбы было много, вот только ловиться она категорически отказывалась, холостые поклёвки чередовались досадными сходами. Перемена мух положительного результата не давала, по-прежнему было очень много сходов. На очередной подсечке ломается удилище, всё приехали, сливай воду. Беглый осмотр разрушений немного успокаивает, можно продолжать … Тем временем Анатолий, найдя свой ритм и освоившись с условиями рыбалки, уверенно извлекает из воды её обитателей, преимущественно ленков. Мне страсть как хочется поймать ленка, ни разу не ловил такую рыбу, но получается только с хариусами. У Андрея дела тоже не ахти, но его можно понять, человек первый раз взял в руки нахлыст. Облавливая перспективные места, уходим всё дальше от лагеря. Конечной точкой нашего маршрута должна стать яма у впадения небольшого ручья там, говорит Анатолий, раньше ловили. За время пути, не смотря на неудачи, сумка заметно тяжелеет. Вот и яма заветная. Не доходя до места несколько десятков метров задерживаюсь, пытаюсь уговорить хитрого хариуса, стоящего в тени камня. Уговорил. За это время Анатолий извлекает из ямы пару ленков, вес одного из которых явно близок к килограмму, как потом показало взвешивание, Толя установил личный рекорд по ленку, пойманному нахлыстом, 935 грамм. Присоединяюсь к коллективу. Несколько холостых проводок и вот стремительная тень, отделившаяся от камня, упруго отгружает удилище. Повизгивание фрикциона, пытающегося компенсировать мощные броски рыбы, ласкает слух. Приятная тяжесть наполняет руку. Всё попался, по поведению явно не хариус. Сбылась мечта идиота - ленок, судя по сопротивлению не маленький. К сожалению не все звёзды сошлись для меня в этот день, продолжительная борьба оставила победу за рыбой. Такого трёх этажного вопля здешние берега ещё не слышали, если бы не вейдерсы, наверное, все волосы бы выдрал на попе. Дальнейшее прочесывание ямы результатов не принесло. Лимит нервных клеток, выделенных организмом на гибель от переживаний, подошел к концу. Пора возвращаться. На подходе к лагерю встречаем рыбаков, сплавляющихся на лодках. Из разговора узнаем, что с рыбой в верховьях не очень и только здесь ситуация стала налаживаться, это радует. Желаем друг другу удачи и расходимся. Лагерь, переодевание, обработка улова. Ужин со всеми вытекающими под копчушку и жаркое из потрашков, анализ событий, разбор ошибок, составление планов на следующий день. Отбой. Насыщенный эмоционально и физически, день дает о себе знать, засыпаю, только положив голову на подушку. Утро встречает отличной погодой и лёгким туманом, заполнившим долину реки. Стандартный набор мероприятий разбавляю сегодня муховязальными упражнениями, необходимость которых, навеяли вчерашний вечерний разговор и содержимое желудков пойманной рыбы. С помощью супер клея и валяющейся с незапамятных времён в рюкзаке термоусаживающейся трубочки, привожу в порядок удилище. Завтракаем. Сегодня нас ждет экспедиция вверх по течению.  Продолжение следует.

Seg
13 августа 2015, 16:24
Начало не плохое...лично я жду продолжения мне нравится все.)
Гриня
13 августа 2015, 18:15
Красавчики, у меня билеты на 28.08, уже зачеркиваю дни в календаре)))
Бородяга
13 августа 2015, 19:18
Ух! До чего же люблю толстые и интересные книги, буду дальше смаковать.
Атос
Самый лучший из отчётов!
romrom
14 августа 2015, 11:59
хорошо написано прочитал с удовольствием
Ромуальдович
14 августа 2015, 23:43
Видя, что несколько частей, оставил чтение на вечерний десерт. Не обманулся в ожиданиях. Получаю удовольствие от чтения. В частности, позабавила фраза "Дуэт храпунов - виртуозов" ( Господи, как это знакомо! ))