Cамодельная лодка с станционарным двигателем воздушного охлаждения

Anatoliy88

Писатель-рыбак
Регистрация
10.04.2018
Сообщения
214
Откуда
Николаев
#1
Всем доброго времени суток.
К следующему сезону планирую построить скоростную одноместную (на крайний случай 2-х местную) лодку со съёмным стационарным мотором, способную идти 40 км/ч по относительно спокойной воде и 25-30 км/ч по приличной волне (50-70 см). Ниже полностью распишу задачи и прикидки. Буду благодарен за дельные советы
 

vlad40

Старожил
Регистрация
20.09.2010
Сообщения
5 632
Откуда
Новосибирск
#2
.......планирую построить скоростную ......лодку со съёмным стационарным мотором ...................Ниже полностью распишу задачи и прикидки.
Хммм.....Анатолий, мотор на лодке может быть либо сьемный, либо стационарный. Что есть такое съемно-стационарный мотор? В принципе, любой стационарный мотор снять можно.
Выкладывайте свой эскизный проект, без него сложно что-либо представить.
 

Anatoliy88

Писатель-рыбак
Регистрация
10.04.2018
Сообщения
214
Откуда
Николаев
#3
За основу хочу взять проект Бесёнок и подогнать под свои задачи. Лодка не предназначается для рыбалки. Исключительно транспортное средство.
Теперь по пунктам.
1. Планирую использовать модульную систему для уменьшения габаритов комплекта в разобраном состоянии и возможности вдвоём грузить и перевозить лодку на верхнем багажнике. Система отработана на плоскодонке https://www.fishingsib.ru/forum/threads/70/4341/page-70. Центральная секция - "обитаемая". 2400-2450 мм в длинну (лист фанеры). Носовой волнорез и заодно блок плавучести - 500-700 мм. Кормовая ступенька или 2 кормовых буля (если так можно выразиться) ещё 500 мм.
2. Килеватость постоянная. Думаю градусов 10. В носу увеличение килеватости.
Ширина оп ватерлинии - 1000 мм. Габаритная - 1250 мм.
3. Высота борта (выше килеватости) - 500 мм.
4. Движок - стационарный. Хотелось бы конечно такой - Weima WM2V78F-Q1 или Loncin LC2V78F2, но они дорогие, поэтому прийдётся использовать какой-то из этих: Loncin G270F или Loncin G420F.
5. Система посадки - мотоциклетная (одна длинная сидлушка от кормы до носа).
6. Обшивка - фанера ФСФ 4 мм. Низ обклею 2 слоями стаклоткани. Выше ВЛ пропитаю эпоксидкой с пигментом (заодно и покрасится).

Теперь по вопросам.
1. Пока не определился с колличеством продольных реданов. В книгах пишут, что нужно ставить через каждые 200-250 мм. Мне кажется, что для этого корпуса 1 редана мало (на полукорпус). Лучше поставить 2 через 170 мм. Если у кого есть опыт - подскажите
2. Движок планирую ставить в нос и вести вал через корпус без редуктора. Винт ставить от ветерка 8, 190 на 200 или такой же китайский обратного вращения. По крутящему моменту 9 сильного мотора должно хватить, но не факт, поэтому думаю поставить на 13 сил. Единственное, что смущает, так это кавитация на лопостях. Всё таки 5000 оборотов на винте в пике и 4200 в крейсерском режиме - это не мало.
3. Пока не придумал, как сделать систему холостого хода (хотелось бы и реверс, но это хотелка).
4. Как лучше вывести выхлоп? И желательно в воду. Всё таки труба наколяется градусов до 400.

Если у кого есть мысли - буду рад услышать.
Как соберу достаточно данных - склею модель 1 к 10 и выложу для повторного обсуждения (планирую до этого дойти в средине октября).
 

Anatoliy88

Писатель-рыбак
Регистрация
10.04.2018
Сообщения
214
Откуда
Николаев
#4
@vlad40, Имел ввиду не обычную систему как на подвесниках, а платформу и крупления мотора на 6 болтах + крепления к валу (на прямую, через редуктор и т.п. пока не придумал). Цель - снять/поставить мотор за 20 мин
 

vlad40

Старожил
Регистрация
20.09.2010
Сообщения
5 632
Откуда
Новосибирск
#8
2. Движок планирую ставить в нос и вести вал через корпус без редуктора. Винт ставить от ветерка 8, 190 на 200 или такой же китайский обратного вращения. По крутящему моменту 9 сильного мотора должно хватить, но не факт, поэтому думаю поставить на 13 сил. Единственное, что смущает, так это кавитация на лопостях. Всё таки 5000 оборотов на винте в пике и 4200 в крейсерском режиме - это не мало.
3. Пока не придумал, как сделать систему холостого хода (хотелось бы и реверс, но это хотелка).
4. Как лучше вывести выхлоп? И желательно в воду. Всё таки труба наколяется градусов до 400.

Если у кого есть мысли - буду рад услышать.
Как соберу достаточно данных - склею модель 1 к 10 и выложу для повторного обсуждения (планирую до этого дойти в средине октября).
2. Винт "Ветерка" рассчитан на вращение до 2500 об.-1. Не стоит об этом забывать. Никакой речи о вращении свыше 3000 речи нет. КПД упадет.
3. Рассоединительную муфту хотя-бы. О реверсе забыть.
4. Можно и над водой. Лучше сделать охлаждаемый выхлопной коллектор и "мокрый" выхлоп. Это можно от отдельной помпочки замутить.
 

Anatoliy88

Писатель-рыбак
Регистрация
10.04.2018
Сообщения
214
Откуда
Николаев
#9
@vlad40,
Про обороты винта от ветерка я в курсе, по тому и думаю что за винты брать.

Думал поставть центробежное сцепление. Но это только как вариант. Если с понижающим редуктором, то ременным. ХХ и сцепление обеспечивать натяжением ремня. Только ремня в таком случае на долго не хватит.
Других вариантов пока в голову не пришло.

Про охлаждаемый выхлопной коллектор и "мокрый" выхлоп. идея хорошая. Можно подумать.
По поводу выхлопа меня как то мысль посетила под корпус пустить, типо воздушной смазка. Там давления хватает. Я на своём гибриде при ХХ только на выхлопе рулёжку делаю, если ветра нет. Это на катере 5,5 м. Но это так - лирическое отступление. При такой температуре выхлопа думаю фанерное дно долго не проживёт.
 

Anatoliy88

Писатель-рыбак
Регистрация
10.04.2018
Сообщения
214
Откуда
Николаев
#10
Всем привет. Наконец-то руки дошли сделать макет 1 : 10. Фотки прилагаются.
Всё что из белого пенопласта - будет сделано из сосны и фанеры. Боковые блоки плавучести и нос (синего цвета) - экструдированный пенопласт, сплошной, покрытый в 2 слоя жидким полиуретаном с пигментом нужного цвета (если не найду полиуретан, будет жидкий полиэтилен; не так красиво, зато доступно и опыт имеется). Задняя ступенька пока под вопросом. По любому будет жёсткой, но съёмной (крепление болтами к основному модулю). Хотя, возможно от неё откажусь.

Зелёным цветом обозначены места установки реданов (как в книжках написано). Но тот момент обсуждаемый. Исходя из данный, которые я нашёл, расстояние между нижними реданами должно быть минимум 500 мм, иначе они будит создавать завихрения перед винтом. Не знаю на сколько это соответствует действительности. У кого есть опыт - подскажите.
Кроме того, встал вопрос какие реданы ставить? С отводом воды в горизонтальной плоскости или обратным отводом. Знаю, что с обратным отгибом лучше выходит на глиссер. Но, интересует именно ход по волне. Здесь тоже прошу поделиться опытом.

Кроме того, зелёным отмечены места выхода гребного вала из корпуса и примерного расположения винта. Винт сознательно вынес назад (не как в книжках - 25-30% от кормы) для уменьшения угла наклона мотора и винта.

Теперь самый главный вопрос/проблема - вывод вала через корпус на короткой лодке. У меня есть 2 варианта. Первый предпочтительней (точнее из-за этого весь проект и затевался). Сразу напишу, что длинна моторно-грузового модуля 2450 мм.

1. ДВИГАТЕЛЬ FORTE F188. Габаритные размеры, мм (Д*Ш*В): 515*42*37. Электростарт. Винт 190*200 (возможно попробую 210*225). Прямой привод вала к винту. Движок отодвигается от носовой перегородки на 200-250 мм (для доступа к мотору и свободного воздухозабора для охлаждения). Кроме того, винт должен стоять хотя бы на 200-250 мм от края корпуса. Остаётся 2450-200-515-200=1535 мм. Может выкрою 1700 мм, но это под вопросом, так что пока считаем 1550 мм по прямой до винта. Высота килевой переборки - 120 мм + 2 слоя по 4 мм фанеры + высота до оси вала мотора 95 мм + полуось винта 210/2= 105 + 20 мм запаса от корпуса = 348. Конечно попробую мотор пониже поставить, но это тоже пока под вопросом. Короче угол наклона винта - 12,5 градусов получается. + 3-7 градусов наклон такого корпуса по отношению к горизонту на режиме глиссирования. Итого мотор будет стоять под углом 20 градусов, что МЯГКО СКАЗАНО НЕ ХОРОШО. Здесь хочу попросить совета как решить эту задачу.

2. Взять редуктор от ветерка, прикрепить к корпусу стационарно. Получится этакий подвесник со стационарно стоящим редуктором без средней части и съёмной головой. ЭТО ВАРИАНТ МНЕ НЕ НРАВИТСЯ и пока не рассматривается, так как у меня нет доступа к мощным (больше 196 кубиков) моторам с вертикальным валом.

Остальные моменты обсудим позже. Пока нужно решить главные задачи.

Заранее благодарен за советы.
 

Вложения

Anatoliy88

Писатель-рыбак
Регистрация
10.04.2018
Сообщения
214
Откуда
Николаев
#11
Итак, лодка заложена.
Скелет дна центральной секции собран на нержавеющий крепёж и эпоксидку. Сохнет.

От фанеры на днище решил отказаться. Заказал на лист жёсткого ПВХ для глиссирующей поверхности.
Жаль квадратных труб сечением больше 22 на 22 не нашёл. Так бы весь скелет сварил бы из ПВХ. Придётся придумывать методы герметичного соединения ПВХ и дерева/фанеры. Эпоксидка на ПВХ не держится. Пока надумал соединять дерево и пластик либо через слой герметика, либо через слой экструдированного пенопласта 3 мм в толщину. Зажимать всё буду шурупами.
Всё что выше будет делаться из ФСФ фанеры.
 

Вложения

Anatoliy88

Писатель-рыбак
Регистрация
10.04.2018
Сообщения
214
Откуда
Николаев
#12
Строительство продолжается. Центральная секция собрана. Жаль погоды испортились. Лакировать дерево на открытом воздухе по тех регламенту уже холодно. Придётся заморозить проект до марта-апреля, когда температура поднимется до +15
 

Вложения

Anatoliy88

Писатель-рыбак
Регистрация
10.04.2018
Сообщения
214
Откуда
Николаев
#13
Пока погода была тёплой, пропитал деревянные поверхности полиуретановым лаком в 2 слоя и заложил пенопластовые проставки для упрочнения глиссирующей поверхности и глушения ударов при ходе на волне
 

Вложения

Регистрация
03.03.2014
Сообщения
1
Откуда
Северск
#14
Фанера с пенопластом клеится клеем титан или мастер прозрачный такой есть практически во всех строй магазинах.
 

Anatoliy88

Писатель-рыбак
Регистрация
10.04.2018
Сообщения
214
Откуда
Николаев
#15
@северчанин, Спасибо, про пенопласт я знаю. Клей ещё Драконом называется. Обычный полимерный клей. Вопрос чем склеить жёсткий ПВХ и дерево. Если до конца карантина ответа не найду, просто налажу 3-4 слоя толстой стеклоткани на пенопласт да и всё. Жаль только технологию дешёвого формирования качественного корпуса не отработаю
 

Дед Мирон

Активный рыбак
Регистрация
23.12.2018
Сообщения
75
Откуда
г.Ставрополь
#16
@Anatoliy88, Жесткий ПВХ и дерево прекрасно клеятся полиуретановым клеем ( тем которым клеят лодки ПВХ) Я беру клей в магазине для сапожников, обычно это Десмокол на розлив, цена обычно около 300руб. за литр и разбавляю ацетоном до нужной консистенции. Для дерева можно без термостабилизатора,т.к. оно даже на солнце не сильно нагревается.Дерево перед склейкой пропитываю жидко разведённым клеем (размазываю при помощи шпателя а не кистью) Полиуретановый лак не пробовал а вот пропитка клеем с последующей окраской само то. Я после пропитки оклеивал деревянный транец лодочной ПВХ тканью,-не оторвать. К сведению все стыки для герметичности можно проклеить полосами из лодочной или тентовой ПВХ ткани. Лодочная ПВХ и жёсткий ПВЖ склеиваются между собой тоже прекрасно.
 

Anatoliy88

Писатель-рыбак
Регистрация
10.04.2018
Сообщения
214
Откуда
Николаев
#17
@Дед Мирон, Спасибо большое за совет. Очень ценная информация.
К сожалению этот проект придётся поставить на паузу так как из-за карантина контора, где я работал обанкротилась. Возобновлю работы по нему по возможности.
 

Ghjdjl

Новичок
Регистрация
16.11.2020
Сообщения
4
#18
@Anatoliy88, по углу наклона. Я планирую использовать тоннель для уменьшения угла. Сейчас прикинул 14 градусов при моей компоновке получается. Сцепление пока планирую как у мотоблока на ремне 17*11 с замедлением на шкивах.
 

Anatoliy88

Писатель-рыбак
Регистрация
10.04.2018
Сообщения
214
Откуда
Николаев
#20
@Ghjdjl, Можно, вам никто не мешает. Тем более сейчас проект на паузе (надеюсь скоро восстановится).

У меня пока тоже отсеялись все варианты, кроме сцепления по типу мотоблока. Тонель никогда не делал. Не подскажу. Говорят от него на винту аерация происходит, но это не личные наблюдения.

На данный момент я склоняюсь к приводу на гибком валу (трос двойного плетения) 16 мм, заглючённый в стальную трубу. Изначально хочу штук 7 подшипников внутрь поставить, только после этого трубу гнуть, чтоб вал о стенки не терся снижая КПД. Он как раз и неровности компенсирует и угол им можно оптимальный подобрать. Вопрос в его долговечности. Но это лишь практика покажет. Примерно так будет выглядеть привод, но всё в лодке спрятано
 

Вложения

Наверх