Вспоминая лето

darter
15 февраля 2018, 17:02

Отпуск на юге, на юге Якутии.

Рассказ с картинками.

«Знаю я, есть края,

Походи, поищи-ка, попробуй,

Там такая земля, там такая трава,

А лесов, как в местах тех,

Нигде, брат, в помине и нет.

Там в озёрах вода, будто божья роса,

Там искрятся алмазами звёзды

И падают в горы…» И. Сукачев.

Как ведь бывает, живет себе человек своей размеренной жизнью, ходит на работу, отдыхает, занимается любимым хобби, строит планы, мечтает. А мечты, я вам скажу, это такие  штуки, которые рано или поздно норовят сбыться. И вот наступает момент, когда одна из них вдруг, без предупреждения, решает, всё хватит - пора сбываться. В одночасье всё меняется. Локомотив спокойной жизни с треском летит под откос. Так случилось и с автором …

В один из теплых июньских дней привычно хрюкнул вацап, оповещая о новом сообщении: - «На Алдан поедешь?» От неожиданности задаю глупый вопрос: - «Когда?». Спустя секунду, придя в себя, корректирую ответ:  - «Поеду! Когда?». - «В конце июля», приходит новое сообщение. После уточнения выяснилось, что нам предстоял автономный сплав по рекам Алданского нагорья, включавший в себя участок по притоку Алдана и непосредственно по самой реке. Протяженность маршрута порядка пятисот километров с хвостиком. На весь маршрут отводилось две недели, не считая времени заброски и выброски. Кроме захватывающих видов природы Южной части Якутии, предстояла встреча с обитателями вод рек  Ленского бассейна: щука, ленок, хариус и, конечно же, Императором Сибирских рек – ТАЙМЕНЕМ!!! (Представьте мое состояние от открывшейся  перспективы, претворить в жизнь заветную мечту любого рыбака). Подготовку к отъезду описывать не буду, все, кто хоть раз отправлялся в дальнее путешествие, проходили этот сложный и эмоциональный этап. Отмечу лишь то, что для меня это было первое продолжительное водное путешествие. Время до отъезда пролетело не заметно. Все этапы пути продуманны и согласованны. Основной груз: лодки, палатки, продукты отправлены транспортной компанией к месту старта. За несколько дней до отъезда, получаем подтверждение встречающей стороны, что груз прибыл. Всё идет по плану. День отъезда, вокзал встречает своей привычной суетой и гомоном. Вот и поезд Москва-Нерюнгри выплеснувший из своих недр прибывших пассажиров. Толчея, суета, крики детей, неразбериха, свойственная любому перрону в момент прибытия поезда. Мало по малу всё успокаивается. Прибывшие пассажиры, попав в объятия встречающих родственников или носильщиков, покидают платформу. Пассажиры, следующие дальше, разбредаются по киоскам с целью пополнить запасы. Грузимся. Плацкарт, четыре верхних полки из пяти мест, два с половиной дня дороги… Отличная перспектива. К тому же, как потом выяснилось, за прошедшие тридцать лет, прошедшие с момента моей последней поездки в вагоне на дальнее расстояние, изменилось не многое. Из обихода исчезли подстаканники, запретили курить в тамбурах, бельё выдают в пакетах (сухое и чистое нужно отметить). А ещё у железнодорожников есть тайна, которую мы так и не смогли раскрыть, не смотря на старания. Как поется в песне, слова которой послужили эпиграфом: - «Я б уехал туда, только где мне достать бы билет. А билету цена - медный грош, да простая копейка, но его не найти, но его не купить, билетёршу в окошке об этом  проси, не проси…». Я к тому, что билетов до требуемой нам станции в продаже не было. Ближе - пожалуйста, дальше, да с нашим почтением. На вопрос: - «Почему так?» ни кто так и не дал вразумительного ответа. Разместив по полкам багаж, которому бы позавидовали профессиональные оккупанты, присаживаемся в томительном ожидании. Звучит долгожданная команда к отправлению. Серая змея поезда, медленно извиваясь на стрелках, как сброшенную во время линьки кожу, оставляет за собой сначала вокзал, а потом и город… Дальше всё по стандартной схеме, лёгкий фуршет с тостами за чтоб всё получилось, чтоб не в последний раз и так далее (без фанатизма, культурно отдыхать умеем). Как бы то ни было движемся к назначенной цели. За мутным окном вагона пролетают редкими вкраплениями цивилизации города и полустанки. Всё остальное пространство занимает Природа. Отдельно запомнился Северобайкальск. Связанно это, скорее всего с впечатлениями от купания  в Байкале (стоянка поезда час, а до пляжа рукой подать).

Закрепил впечатления запах копченого омуля, заполнивший собой вагон, по тому, что все пассажиры посчитали своим долгом купить эту рыбу на привокзальном рынке. Стоит отметить Северо-Муйский тоннель за его глобальность и станцию Таксимо за злейшую мошку и памятник  погибшим при изысканиях трассы БАМа летчикам, геологам и изыскателям, установленный недалеко от вокзала – полноразмерный макет самолета АНТ-4.

Не заметно пролетело время, отведённое на дорогу. Станция назначения. Выгрузившись из вагона, попадаем в горячие объятия встречающей стороны. Дальнейший план прост как свистулька, переезд к месту промежуточного старта, погрузка в автомобиль, старт. Приятным бонусом стал банкет по случаю приезда-отъезда. На теме банкета остановлюсь отдельно. Хозяева постарались на славу, стол ломился от обилия и разнообразия угощений. Здесь и горячая шурпа из лосятины, и сама лосятина охлажденная, порезанная тонкими ломтиками, ленок малосольный, картошечка вареная с маслом и укропом, хрустящие огурчики, красные и упругие, как деревенская девка после бани, помидорчики и так далее, и тому подобное. И всю эту вкуснятину да под  домашнюю, на берёзовых бруньках, пальчики оближешь. Слегка осоловевшие от такого изобилия, грузимся в транспортное средство.

Фото на память

Впереди нас ждет несколько часов поездки по лесной дороге.

Перевал на Становом хребте, впереди солнечная Якутия.

К обеду добираемся до истока реки, которая станет нашей спутницей на десять дней. Разгружаемся, качаем лодки. Рокот двигателя машины, отправившейся в обратный путь, затихает где-то вдали, сменяясь бодрым журчанием ручья. Да, именно ручья, поскольку рекой здесь и не пахнет. В связи с этим открывается перспектива волока лодок на непонятное расстояние. Лодки нагружены, фото перед стартом заплыва.

В путь, в манящую неизвестность диких мест.

Пройдя несколько километров вниз по течению, встречаем следы МЕДВЕДИЦЫ С МЕДВЕЖЕНКОМ.  Ветерок, поднятый дыбом вставшим на загривке волосом, приятно холодил организм.

Оружия не брали, была только пачка петард  и несколько зарядов к сигналу охотника. Бахнули одну хлопушку, и громко перекрикиваясь, не произвольно ускорили шаг, стремясь покинуть это место, как то быстро ставшее не уютным. К слову сказать, следы медведя попадались довольно часто, на этом отрезке пути. Ручей, приняв в себя насколько мелких притоков, стал напоминать собой реку с мелководными плёсами и перекатами. Местами удавалось двигаться сплавом.

Вечерело. Диск солнца, постепенно превращаясь в большой, бардовый шар, клонился к горизонту. Пора вставать на ночлег. Для стоянки выбрали широкую галечную косу на стрелке острова, образуемого рекой, разделившейся на две протоки. Полно дров и мало гнуса.

За заботами об устройстве  лагеря, приготовлении ужина не заметили, как стали загораться первые звёзды. На лагерь опускалась ночь. Ужин, не продолжительные посиделки у костра, отбой. Утро. Выглянувшее из-за холмов солнце уже подогрело своими лучами прибрежные травы, которые поспешили заполнить своим благоуханием всю окрестность. Воздух прозрачен и свеж, а над всем этим царит звенящая, первобытная тишина, принося покой и умиротворение. Как писали в своем бессмертном произведении Илья Ильф и Евгений Петров: «…в такую минуту хочется плакать и верить, что простокваша, на самом деле, вкусней и полезней хлебного вина…»

Потихоньку наш лагерь приходит в движение. Готовим завтрак, сворачиваем палатки, грузим весь скарб на плавсредства. В путь. Опять волок, перемежающийся со сплавом. Постепенно река становится шире и глубже. Идём на вёслах. Поскольку вода проложила себе путь по заболоченной котловине, река изрядно петляет. Течение слабое. Чтобы не выбиться из графика движения, пришлось изрядно помахать веслами. Где-то к обеду впервые встретили подводных обитателей сего водоёма. Это была щука. Рыба выбрала местом своей засады мелководный плес  и была замечена издалека. Останавливаемся. Свист воздуха, рассекаемого спиннингом, шуршание по кольцам лески. Пять пар глаз провожают взглядом блесну, отправившуюся в полет к заветной цели. Перелёт левее. Дружный выдох, мимо. Не успели моргнуть глазом, как щука молниеносно разворачивается и делает рывок в сторону блесны. Атака, промах. Вновь стремительный разворот, и уже догоняя приманку немного по дуге бьёт, на этот раз точно. Вся картина охоты как на ладони. Вода прозрачная, очки поляризационные. Короткая борьба и рыба в руках. Не большая щука, килограмма на полтора, большинством голосов помилована и отправляется назад в родную стихию. Гребём дальше. До вечера встретили ещё несколько представительниц зубастого племени, но на них только любовались, не принимая попыток поймать. Найдя приемлемое место для ночлега, останавливаемся. На этот раз нас приютила не широкая песчаная коса. В стандартную схему выгружаем, ставим, собираем, разжигаем, готовим, добавляется новый пункт-купаемся. Приятно после тяжелого дня окунуться в прохладную чистую воду. Сполоснувшись, не сговариваясь, собираемся у дежурного ящичка, в котором хранятся продукты, предназначенные для обеденного перекуса. Нужно заморить червячка, пока ужин не готов. Опять же не возбраняется хлопнуть по рюмашке за прибытие. Ха, все наверняка слышали выражение-сало в шоколаде, а может и пробовал кто. Я не пробовал, а вот копченое сало в малиновом джеме попробовать довелось. Кто-то в обед неплотно закрыл крышку, и пожалуйста, продукт готов к употреблению. Своеобразный деликатес, я вам доложу, пальчики оближешь.

Так с шутками прибаутками коротаем время, ужинаем. Вечереет. С приходом сумерек комары и мошка улетают на отдых, тепло, тихо. Костер, потрескивая сухими ветками, отправляет в небо искры, стараясь прибавить их к искрам мерцающих звезд. Нирвана. На противоположном берегу, не далеко, за поворотом, слышится гомон гусей. Похоже там ещё водоем. Не то озеро, не то болото. Запоздалые птицы, спешащие на ночевку, так низко пролетали над лагерем, что было слышно треск маховых перьев, когда они, снижаясь, заходили на вираж перед посадкой. Засидевшись вечером, проснулся довольно поздно. Водные процедуры. Завтрак из щуки, спозаранку, пойманной и приготовленной Анатолием. Сборы, погрузка, отправление. Сегодня решаем опробовать мотор, благо глубина позволяет. Идти на моторе, любуясь окрестностями, гораздо приятней, чем делать то же самое, махая вёслами. К обеду добираемся до впадения крупного притока, сопоставимого по размерам с нашей речкой. Вода изменила свой цвет с прозрачно-коричневого, свойственного цвету воды в реках, протекающих по заболоченной местности на прозрачный, больше характерный для горных рек. Изменился и характер реки, она заметно раздалась в ширину, увеличилась скорость течения. Добавилось  разнообразия в рядах подводных обитателей. В этом мы скоро убедились, пройдя метров пятьсот ниже по течению. Первый перекат с ярко выраженной струей, у которого мы остановились перекурить и сполоснуть блесны, принес нам пару не крупных, под килограмм, ленков и первого тайменя. Отличился Сергей. Начало было положено. И оно, это начало, вдохновляло. Я так вообще был счастлив, увидеть первый раз живого тайменя. Весь улов благополучно отправляется в родную стихию.

Мы же, воодушевлённые радужной перспективой, отправляемся дальше. Не пройдя и километра, останавливаемся у следующего переката. Здесь уже удача улыбнулась всем. Нет, тайменя больше не было, а вот ленок и щука попадались с завидной регулярностью.

Трудно уйти от рыбы, но суровая реальность графика движения, диктует свое. Рыба, после фотосессии, вернулась в свою среду обитания, а мы отправились дальше. Так не спеша, облавливая по пути перспективные участки, двигаемся вниз по течению. Во время одной из таких остановок Сергей ловит ещё одного тайменя, получив после этого титул - Гроза Тайменей.

На ночлег решаем остановиться, в перспективном с точки зрения рыбалки, месте. Сказано, сделано. Привычные действия разбавляем рыбалкой. Здесь главное вовремя остановиться. Рыбы много. Несколько ленков приличных размеров на ужин, щук отпускаем со словами: - «Уходите, не мешайте ловить рыбу». Сегодня у нас банкет как в рыбном ресторане. Стейки из ленка на углях, уха, жаренные с лучком потроха, хе. Одним словом изобилие. Поужинав отправляемся по палаткам, завтра путешествие продолжится. Чем хорош обильный ужин, правильно, не нужно заморачиваться с приготовлением завтрака. Утром, наскоро закипятив чай, уничтожаем остатки вчерашнего пиршества. Уха за ночь превратилась в прелестное заливное, хе настоялось, вкусно и экономия времени.

Во время вечерних посиделок Сергей, который имел в своем распоряжении карту, навигатор и румпель, при этом обладавший самым высоким ростом, удостоившийся за совокупность всех выше перечисленных фактов звания - Великий Кормчий, высказал мнение, что такой вальяжный сплав несколько выбивается из графика. Было принято решение больше времени посвятить движению. Помогая неспешному течению реки тремя лошадиными силами нашего моторчика, мы пустились в путь. Река, петляя по заболоченной местности, неспешно приближала нас к виднеющемуся на горизонте хребту.

продолжение следует...

Moderator
15 февраля 2018, 17:42
душевно, красиво) Очень нравятся такие вылазки)) только плюс)