Вездеход штурмует Нигию!

3 марта 2018, 01:06

Предисловие: Экспедицию на таёжную реку Нигия мы планировали на 4 дня, заброска на снегоходе (36 км) по лесо – болоту. Два дня на рыбалку, съемку видео обзоров, разведка реки и т.д. И два дня на пеший выход к точке старта. Но утром второго дня неожиданно прибыл егерь Николай и сообщил нам плохую весть, у меня умер близкий родственник. Моя жена дозвонилась до него и попросила нас срочно найти и эвакуировать в Нарым. Экстренно собираем лагерь, пакуем и грузим снарягу в волокуши и выдвигаемся в поселок. Бывает и так это жизнь. Но основные цели мы все равно выполнили: добрались до реки, половили местных обитателей (пол дня, но главное поймали), провели небольшую разведку реки, автономно переночевали. На следующий сезон планируем экспедицию – реванш на 7 дней. Хоть экспедиция и получилась короткой, впечатлений и фото хватит на коротенький отчет.

Экспедицию на таёжную речку мы планировали уже давно, но такие артерии протекают в дали от цивилизации, в трудно проходимой лесо-болотной тайге. Средняя удаленность таких рек от ближайшего населенного пункта 40 – 60 км, по тайге. Нужна хорошая подготовка как физическая так и морально – волевая. Поэтому была проведена огромная работа , за 2 года было организованно 4 глобальные экспедиции на таёжные озера ТО, больше 10 тренировочных походов выходного дня, а так же регулярные тренировки на стадионе (основной уклон на выносливость) , разработка методик пеших забросок по тайге и длительного автономного проживания, укомплектование по снаряге и много других нюансов.                                                                                                            Сначала рассматривали как вариант реку Шегарка (участок от Новоалександровки НСО в сторону Кордона ТО), но после того как несколько моих товарищей рассказывали о рыбалке на чудо речке с достойными трофеями, решили , что идем на реку Нигия (ТО, Парабельский р-он., 36 км от с. Нарыма). Старт был назначен на вечер 21.02. Финальная проверка снаряги, предстартовое собрание, укладка шмурдюка в равчик и в путь. Дорога была просто идеальная, как говорят - хоть боком катись. До Парабели асфальт, а вот дальше зимник и три ледовые переправы. 05-30 добрались до последней переправы через матушку – Обь, до Нарыма оставалось 2 км, вдали светились огоньки небольших поселков (Нарым, Шпалозавод, Луговское). Паркуемся на расширении перед переправой, для перекуса и сна. Когда открыл глаза, было уже светло, бужу рому, до встречи с егерем осталось 30 минут. Переезжаем великую Обь, еще немного по зимнику и мы попадаем в с. Нарым. Созваниваемся с Николаем, он сказал, что нам нужно переехать Безымянную протоку, которая разделяет с. Нарым от п. Шпалозавод и ждать его. Переезжаем протоку, крутой подъем, и мы попадаем в другое государство). Пока ждали Николая, осмотрелись, поселок не маленький, в начале 5-7 домов, затем пустырь, а дальше центр. Эти домики напоминают головной дозор, а за спиной основная армия. Минут через 10 подъехал егерь, поздоровались, короткий диалог и мы следуем уже за ним. Пять минут и мы подъехали к жилищу Николая, здесь мы оставляем свою колесницу, экипируемся, укладка снаряги в сани, ели - ели садимся сами (двое волокуш и два рюкзака съели почти всю полезную площадь, сидели друг на друге) и Николай везет нас в неизведанные для нас места. Километров 5, ехали по зимнику, более менее комфортно, а вот когда вышли на путик, тут мы поняли всю прелесть этой трамплинной трассы). Первая остановка через 12 км, как я был ей рад, ноги и 5 точка конкретно охренели. Роме было еще веселее, он на руках держал рюкзак, но сами этого хотели – нате. Очень красивая и разнообразная природа, хвойные гривы сменяются болотами густо засаженные ельником, огромное количество озер (Дикое, Городищенское, Шеферово, Белое, Мелкое и много безымянных) и рек (Исан, Левая Нигия, Пыжина).

Вторая остановка на половине пути, местные называют это место Гора, возвышенность, которая покрыта корабельными соснами. Небольшой перекур и мы двигаемся дальше, преодолевая таёжные версты, мы приближались к чудо – речке. Еще 30 минут адской тряски и мы достигаем свое цели – реки Нигии. На берегу стоит добротная изба с баней, рядом еще разбросаны три избушки. Нам выделили место метров 100 от реки на бугорке (что бы ни мешать коммерческим рыбакам и обезопасится от снегоходов). Схожу с путика и увязаю по пояс в снегу, начинаю ползти вперёд, нужно выбрать место для лагеря. Пока я торил тропинку, Николай отцепил сани и ускорил этот процесс, проехав три раза на буране, получился таёжный променад). Притащили волокуши и рюкзаки, наметили место под палатку, достали необходимый инструмент и приступили к работе. Рома лопатой расчищал место под Упэшку, я распаковывал волокуши и доставал снасти. Николай смотрел на все это со стороны и поражался до чего дошло снаряжение и насколько мы отмороженные). Подготовив место и примерив палатку, принимаем решение выдвигаться на реку, а в часов шесть вечера заняться установкой и бытом. По традиции этих мест, выпиваем по чарочке за приезд, егерь предлагает экскурсию по рыбным точкам, мы конечно соглашаемся. Быстро хватаем снасти, прыгаем в сани и отправляемся знакомится с таёжной кормилицей ( в советское время, Нарымский рыбхоз черпал рыбу из этой речки). Речка протекает по смешанному лесу (сосна, березы, елки, кустарники, кедры), сильно петляет, много завалов, ширина варьирует от 2,5 метров до 30 см. Пробираясь через лесной массив, мы поражались как пролегает путик по этим таёжным лабиринтам, иногда сани шаркаются о стволы могучих сосен и кедров, то отдаляется от реки, то идет параллельно в расстоянии метра. И вот мы прибываем на место, подхожу к речке и у меня возникло сомнение, как в таком ручейке с глубинной 40 – 60 см, ловятся такие трофейные исполины. Данный участок, представляет собой каскад небольших омутков, с огромным количеством промоин и завалов. На реке было пару рыбаков, рядом сними, лежала добротное кол –во крупной рыбы (окунь, чебак, ерши). Вышли на речку, поздоровались, короткое общение и мы преступили к самому любимому занятию – рыбалке! Весь лед изрешечён лунками, ходить нужно очень осторожно, кругом ловушки. Первые две лунки молчали, я переместился дальше, решил попробовать рядом с парнями, которые регулярно вытаскивали неплохих рып. Егерь предложил разведать еще одно место, мы решаем с Ромой разделиться, я остаюсь здесь, а он едет на другую точку. Вечером встретимся и определимся где лучше ловилось и куда пойдем ловить завтра. Рома с егерем растворяются в таёжном массиве, а я остаюсь искать рыбу здесь. Ловил на мормышки с подсадкой опарыша, мормышки вольфрам с окраской попугай и черно – красная. Мне везло исключительно на чебака с проскакиванием жирных ершей). Пока я подбирал ключи к местным обитателем, ком не подошел рыбак и поинтересовался не Евгений я, да- это я, ответил ему. Говорит, смотрю лицо знакомое, он и его товарищи читали наши отчеты и поддерживают наше движение. Скажу очень приятно, значит не зря пишу, значит есть аудитория, пусть, даже если она и небольшая это не важно – пишу от души а не на количество. Пока мы с ним вели беседу, и выпили чаю за знакомство, рып стащил мою удочку. Зарядил новую удочку и продолжил ловить очень приятных чебаков. Мой сосед таскал окуней, очень достойного размера. Рыба ловилась, наплывами, менял лунки регулярно. Вода в реке перенасыщена железом и имеет буро – коричневый цвет, от этого у рыбы морковные плавники и полосы. В процессе ловли, вели разговор с моим новым знакомым. Они уже неделю жили на реке, забрасывались на своих снежиках, четверо мужиков и ребенок лет 10, который очень хорошо ловил. Решили сделать перекур и сходить на разведку, поискать новые омута. Вооружаемся пешней и с осторожность начинаем путь. Где то шли по реке, иногда приходилось выходить в лес и обходить промоины. Прошли метро 50, дальше река превращалась в узкий ручеек заросший кустами и завалена валежником. По Грише, омут был метров через 40, уже начало смеркаться, решили возвращаться обратно. Еще чу чуть половил, собрал снасти и вместе с мужиками отправился к избам. Нужно было найти Рому, до темна поставить лагерь и запустить отопление. Дошли до избушки, один из рыбаков который находился там, сказал, что мой напарник пошел к палатке.

Прощаюсь и направляюсь к лагерю, по дороге любуясь закатом который проникал через шевелюру стройных сосен. Рома уже заготовил лапника и занимался колкой дров, которых на радость было предостаточно. Спрашиваю как отловился, улыбается и показывает очень достойный улов. Большая часть отличные окуни, есть и парочка потянула на 700 грамм. Было темно и рыба в снегу, решили завтра наловим и на фотаем. Поделились впечатлениями и приступили к организации лагеря. Уложили лапник, затем устанавливаем палатку, монтирую печку и запускаю. Затаскиваем снарягу и уже в тепле организовывали быт. За целый активный день съели по два беляша, решаем приготовить ужин, поесть и продолжить заниматься бытовухой (сходить за водой, заготовить дров на ночь, разложить вещи по местам). Жарим чебупелики и заварили по кружке – супа. Утолив голод, делаем перекурчик и за работу. Собрали всю тару и отправились к реке, погода божья благодать, -5 С, сыпет снег, который искрится в свете словно конфетти. Прогулка по ночной тайге, это совокупность авантюризма и дикого страха. Пешней пробили лунку и кружкой заполнили все сосуды. Прибыв в лагерь, заготовили дрова, выпили кофе с конфетами и заняли свои места. Рома заступил на дежурство, а я погрузился в мир сновидений. 03-30 настало время мне заступать на вахту. В начале шестого вышел на улицу за дровами, тишина, снег продолжал сыпать, тепло как летом).

Бужу Рому в 09-00, поздравляю с праздником мужика, быстрые сборы, и выдвигаемся на реку. На этот день были грандиозные планы. Проходя мимо избы, попрощались с ребятами из Сиба, которые уже стартовали в Нарым. Проверили одно место глухо, решили проверить мое вчерашнее место и направились туда. Пока петляли по путику, нас догнал снегоход, мы были удивлены, это был Николай. Который сообщил мне весть о смерти моего дедушки. Эта весть меня ошарашила, похороны назначены на 24.02. Собираюсь в кулак, спасибо напарнику за поддержку и егерю за понимание. Подъезжаем к избушке, там другие егеря привезли новую группу. В которой был мой товарищ Юра, это он меня заразил этой рекой. Он рад нашей встречи, спрашивает что как и насколько мы здесь. Объясняю ситуацию, он соболезнует, пока мы общались Николай договорился с другим егерем, что бы нас вывести на двух снегоходах. Комфортнее и главное быстрее. Отправляемся экстренно собирать лагерь. Погрузка и выдвигаемся к точке старта, егеря достаточно быстро домчали нас до машины. Николай пригласил нас отобедать, спасибо его жене за вкусняцкий борщ. Прогреваем равчика, благодарим Николая и Алексея, и выдвигаемся в сторону Юрги. Не смотря на плохую погоду в 22 – 30 мы прибыли в Юргу. А главное я успел проводить родного человека в последний путь.

P.S. Хотел сказать спасибо своей жене и другу Михаилу за то, что дозвонились и договорились с Николаем о нашей эвакуации. А так же выразить благодарность Николаю и его родственнику Алексею за то, что вошли в положение и, не смотря на праздник прибыли за нами. Не взяв за эту движуху не копейки. Есть еще в Сибири мужики, дай бог вам здоровья!

Апостол
3 марта 2018, 17:08
3 марта 2018, 17:20
Апостол, Привет! Который молодой? Похож, если фотка старая.
Апостол
3 марта 2018, 17:38
Евгений.сибиряк, молодой - я))) Рядом дядя Коля, он тогда заимку содержал на берегу Нигии... 2010год.
3 марта 2018, 17:47
Апостол, Понял, нет у нас другой был, похож на тебя)
3 марта 2018, 18:47
Апостол,
DimaSH
3 марта 2018, 23:42
Евгений, привет!
Соболезную. Надеюсь еще доведется встретиться.

Апостол,
Это не тот Николай.
4 марта 2018, 00:03
DimaSH, Привет! Спасибо за поддержку. Только вы уехали через 30 минут такая весть( Конечно встретимся, тайга большая)
romrom
5 марта 2018, 13:13
привет коллеге по увлечению, жаль конечно что так скоротечно все прошло, но ничего жизнь длинная, наверстаете еще свое. удачи
5 марта 2018, 19:33
romrom, Привет Роман! Спасибо, ты прав, еще впереди жизнь)
М717
7 марта 2018, 14:55
Уверен, что вас еще туда затянет несколько раз. Место замечательное! Маленько его за последние 5 лет позатоптали, но в целом - рыбы там именно рядом с избой - полно. Очень достойные ельцы при впадении ручьев с той стороны. В омутах слева есть щука (от 0.5 до 4-х), но местные эти омуты втихаря продирают неводом. Вправо далеко лучше не соваться - там только ерши. Очень много ловушек, это точно. Особенно у берегов. Пару раз по пояс заныривал в первый приезд. С хорошим почином.
Два озера тоже приличные: Шеферово (слева от дороги), Светлое (справа). Оба примерно за 5-6 км от базы назад.
12 марта 2018, 10:39
М717, Приветствую! Да, уже в планах посетить эту реку еще раз, только уже дней на 7. Хотим дойти до впадения в реку Пыжма.