Экспедиция "Ногами по Верхнекетским болотам"

5 декабря 2018, 20:57

Привет всем фанатам рыбалки. В июле РЭД "Вездеход" благополучно вернулся с экспедиции по Верхнекетским просторам. Но работа в этом году, забрала все время, даже отчет не смог написать. Хоть и прошло достаточно времени, но воспоминания свежи. Помню каждую мелочь, поэтому решил написать его сейчас, разбавить лютый холод, теплыми воспоминаниями. Приятного прочтения!                                                                                                              После пешей зимней экспедиции на оз. Большое Светлое и Близнецы (Верхнекетский р-он., ТО.), РЭД «Вездеход» удачно начал этап автономных многодневных рыболовных экспедиций. Это была разведка нового водоема, новой местности, обкатка снаряги, длительное проживание. Суровая и одновременно завораживающая природа этих мест и дары Томской тайги восхищали. Там же пришла идея организовать пешую экспедицию в летний период, когда заброска ногами на данные озера, сверх – сложная задача. По приезду в родные пенаты, начали неспешную подготовку к экспедиции под названием «Ногами по Верхнекетским болотам». Тщательно подходили ко всем деталям: собирали информации о местности, подбирали требуемое снаряжение, разрабатывали меню (задача была создать высококалорийный рацион, на неделю и при этом набор продуктов должен весить не много), разрабатывали методику автономного проживания летом на болоте и много других важны подготовительных мероприятий.                                                                   И вот пришел день, которого ждали больше полгода. Заключительная проверка снаряжения, пару часов отдыха (впереди ночь в дороге и день скакать по болотам), который прервался звонком телефона – «вставай, еду за тобой..», это был мой напарник по «Вездеходу», Рома. Грузим снарягу, сидим на дорожку и выезжаем навстречу приключениям. До Асино катились боком, а вот дальше началась адская дорога (300 км гравийки, по которой в основном передвигаются лесовозы). А затяжные дожди, залили все обочины, в низинах образовались мини речушки, которые текли поперек дороги. Но огромное желание попасть на озера, помогало преодолевать трудности, которые возникали по пути. Рассвет встречали в дороге, за 20 км, до д. Палочка, которая являлась стартовой точкой нашей экспедиции.

Прибыв в деревню, встречаемся с егерем рыболовной базы, Максимом. Короткая беседа с егерем, паркуем машину, перетаскиваем снарягу в лодку. Максим, запускает мотор, и наш баркас по скользил по гладе р. Кеть и множественным протокам. Не смотря на ранний час, по водным артериям снуют местные рыболовы и лесорубы, пробуждая тайгу ревами своих движков. Огромное количество отвилин, впадающих речушек и проток, могут завести к черту на кулички. Поэтому доверили этот этап заброски, знающему человеку. Поднимающееся солнце, играло своими лучами на волнах, которые оставлял наш мотор. Все берега густо заселены кустарником и смешанным лесом, который отражается в водной гладе, создавая иллюзию параллельной реальности. Проплывая по небольшим протокам, мы попадали в зеленый тоннель, который создавался плакучими ивами, черемухой и тальником.

Преодолев 25 км по воде, мы добрались до точки, от куда мы выдвинемся на своих двоих до оз. Большое Светлое. Нам предстояло пройти 1,5 км участок по лесо – болоту (участок хвойного леса, который заболоченный), но главное была затащить по этой чаче больше 120 кг груза. Выгрузив вещи с лодки, договорились с Максимом, когда и во сколько он нас заберет обратно, и попрощались с ним на целую неделю. Короткий перекур, обсуждаем план действий, навешиваем на себя побольше снаряги и отправляемся в первую ходку. Первые метров 500 проходили по сосновому бору, который застелен белым мхом и лишайником. А вот дальше твердая дорожка, сменилась на еле заметную тропинку, которая постоянно петляла между хвойными деревьями и часто скрывалась под водой или в рямовом ковре. Решили в этом месте сделать перевалочную базу, перетаскать всю снарягу с берега сюда, а затем через заболоченный лес. Управились за три ходки, к первому озеру закидывалось много снаряжения (2 лодки, питание на 7 дней, снасти, кемпинг, тур. снаряжение), часть которого оставим в базовом лагере на первом озере, и двинем на Близнецы на легке. Но об этом позже, а сейчас нам предстояло перетащить весь шмурдяк через «заколдованный лес». Решаем сначала провести разведку налегке, облачаемся в болотники (Специально для этой экспедиции купили дышащие болотные сапоги от компании Рапала, комплект состоит из чулков и вейдерсовых ботинок. В жаркую погоду нога и штаны не мокреют, а ботинки не скользят по мокрым бревнам и камням. В экспедиции показали себя отлично, рекомендую спиннингистам и нахлостовикам.), трекинговыми палками прощупывали тропу. Первые шаги показали, что средняя глубина ниже колена, огромное количество бьющих ключей, рямовый ковер засасывает местами по пояс, добавляют сложности поваленные сосны и ели. Пройдя метров 50 и оценив обстановку, возвращаемся за вещами. Задача была постараться затащиться за три ходки. Загружаемся, собираемся с мыслями и начинаем движение. Пройдя примерно 100 метров, я хотел застрелиться. За этот промежуток, пару раз каждый уходил по пояс, соскальзывал с поваленных деревьях, но продолжали путь. Огромное количество воды вокруг и температуре +27С, создавала для нас эффект скороварки. Это все отрицательно влияло на наше физическое состояние, но не на моральный дух.) Медленно, но верно мы продвигались к намеченной точке. И вот уже тропинка как большая рептилия вылезает на сушу, и вновь начинается сухой бор. В дали сквозь смолянистые стволы сосен и елей стал проглядывался силуэт таёжной избушки. В которой зимой проживают коммерческие рыбаки, которых Максим забрасывает на снегоходе. Но и летом есть желающие пожить вдали от цивилизации, тем более там есть лодка, которую затащили по зиме.  Еле-еле добрел до заимки, скинул тяжелую поклажу, яро рванул к озеру для утоления жажды и умыться. Но моё блаженство, прервал Ромин голос, который доносился из глубины леса. Я незамедлительно, двинул к нему. Выйдя к болоту, увидел Рому который сел на мосты (как говорят любители офф-роуда), он увяз по пояс в рям, и оставив последние силы в западне, позвал меня на помощь. Оттащил лодку, которую он пер, а затем вытащил напарника. А это была лишь первая ходка, обратная дорога далась легче. Немного отдохнув, берем вторую партию снаряги и отправляемся в увлекательную прогулку. После преодоления 9 км таежной полосы препятствий, настал момент блаженства, вся снаряга на заимке.

Небольшой привал на отдых и прием пищи. Подкрепившись и восстановив силы, делаем мини экскурсию по заимке, сравниваем зимние пейзажи с летними. Находим место нашего лагеря, полянка заваленная лапником, на который была установлена палатка, рядом остатки не использованных дров. Но прохлаждаться было не когда, нужно было накачать лодки, загрузить шмурдяк и выдвинуться в северо – восточную часть озера, где планировали поставить основной базовый лагерь. Главное отличие той части озера, болотистые берега с редкими карликовыми соснами, расположенные по кромке озера, а вот заимка располагалась на хвойной гриве, где песчаный обрывистый берег. Проплыть нужно было 5 км, вроде не много, но после того как ты прошел этот путь, шевелиться трудно, а нужно грести.

И вот мы у заветной цели, швартуемся в нужном месте (зимой снегоходы заезжают другим путем, а через этот участок выезжают на озеро и двигаются по нему к заимке.), высаживаемся на «живой грунт», и проваливаясь в рямовый матрас идем искать место для стоянки. Выбрав подходящую площадку, расстелили тент и начали таскать вещи. Поставили лагерь, по обедали, переждали лютую жару (+ 37С) и выдвинулись на вечерний поиск хищника. Решили проверить северную часть озера, ловили на блесна, джиг, воблеры. Окунь брал на все, лучше всего на вертушки (яркие и серебристые). Рыбу постоянно нужна искать, из – за сильной жары, вода в озере кипит и рыба стоит небольшими стайками под коряжками и в тенистых участках в близи берега. Основной окунь был от 200 до 400 гр, проскакивали до 800 гр. Щука молчала(. Начались сумерки, температура заметна понизилась, полки мошки и оводов беспощадно долбили во все открытые места, вырывая куски плоти. Спасал рифтамид. Принимаем решение плыть на стоянку, готовить ужин, обустроить лагерь и ложиться спать. Приплыли в лагерь, Рома занялся заготовкой дров, я занялся ужином и разбором вещей. Спустя 30 мин., кушаем горячий супчик с бутерами, сидя у костра. А над головой чернь вселенной украшенная млечным путем, а звезды подстать брильянтам, чаруют блеском. Наша активность приблизилась к нулю, нужно было хорошо выспаться, завтрашний день ожидался быть насыщенным, потребуется много сил. Расстелили коврики, сверху спальники, от мошки спасали спирали. Вырубились сразу, как приняли горизонтальное положение.

Утренние солнце, нагрело палатку до состояния бани, пришлось просыпаться и выползать на улицу. Водные процедуры, завтрак и начинаем собирать лагерь. Большую часть снаряжения мы оставили в схроне, рядом с лагерем. А сами взяли курс на оз. Близнецы (в народе «Бычьи яйца»). Нужно было пройти 12 км, по болоту с тяжелой поклажей (у меня снаряга вешала примерно 20 кг, у Ромы около 45 кг.). Болото отличалось, от тех, которые мы видели, оно представляет собой рисовое поле, которое всасывает ноги по колено. Пройдя почти 5 км., поняли, что пока мы не готовы, преодолеть адское болото. Слишком много груза, нужно уменьшать вес снаряги, лодку заменить на плотики и много других мелочей. Отдохнули, перекусили и приняли решение возвращаться на старое место, ставить лагерь и посвятить оставшиеся дни рыбалке на Светлом и разведке оз. Щучье (находится в 1,5 км от нашего лагеря). Несмотря на дикую жару, обратно дошли быстро.

Скинули рюкзаки, расконсервировали схрон и занялись постановкой капитального лагеря. Палатку поставили на гидроизоляцию (выполненная из гермо - сумок от лодок), тент натянули над палаткой и уличной кухней. Заготовили дрова для костра, организовали сушку вещей и спальников, подготовили лодки и снасти к вечернему выходу. Пару часов выделили на отдых, нужно было восстановить силы для вечерней рыбалки. И вот забрезжил закат, дневная жара начала спадать и сразу повеяло прохладой. Вот он момент, когда нужно выходить на воду. Грузим снасти и выдвигаемся на разведку перспективных мест. В одном из таких мест Рома взял пару зачетных окуней (700 и 850 гр), у меня ловился окунь помельче (250 – 300 гр). Применяли огромный арсенал приманок (Блесна, джиг, воблеры, цикады, мормышки и др.), определяя для себя самые уловистые. В этот вечер разведали всю северную часть озера, были выловлены отличные окуня, рыбу брали только для пищи, остальную отпускали. Солнце почти скрылось, за хвойную холку озерной гривы, это был сигнал о возвращении в лагерь. Нужно было приготовить ужин (решили устроить кулинарный праздник, приготовить рыбу, каждый по своему рецепту), подискутировать у костра и полюбоваться звездопадом. По прибытию, выгружаемся, чистка рыбы, и готовка. Я решил замариновать рыбу (смесь перцев, лаврушка, морошка, брусника и веточка кедры) и приготовить её на шампуре (шампур из сосновой веточки). Рома предложил запеченную в фольге на углях. И вот, наступила гармония, уплетаем вкусняцкую рыбу под звездным небом, запивая чайком заваренный из таёжных ингредиентов – благодать). После ужина, короткое обсуждение завтрашнего дня и баеньки.

Ранний подъем, завтрак, и на воду. Планировали пройти все озеро по контуру и к вечеру вернуться в лагерь. Начали с южной стороны, двигаясь по часовой стрелке. Вода была очень теплой, рыба была вялой, но помаленьку ловилась. Обедали на воде, дневную жару переждали в ельнике у ключа. Утолив жажду ключевой водой и пару часов отдохнули в теньке. После отдыха, продолжили рыбалку. Выплыв из очередного мыска, заметили лодку (Максим говорил, что кто  - то  планировал заброситься на заимку). Подплываем, здороваемся, в лодке отец и сын ловят окуня на поплавочку. Знакомимся, ведем дружеский разговор, в котором выясняется, что они всей семьёй (отец, мама и трое детей) забросились на заимку на пять дней. Главу семейства звали Слава, отличный мужик, как выяснилось Слава является читателем наших отчетов на фишингсибе (это стало доброй традицией, встречать в экспедициях людей которые нас знаю заочно, и поддерживают наши затеи.). Слава пригласил нас в гости, мы согласились и договорились завтра свидеться. После общения продолжили поиск рыбы. Окунь стал предпочитать джиг с розовой и красной резиной. Если окунь поклевывал, то щука молчала как партизан. По возвращению на базу, поймали по пару зачетных окуней. Вечернее время на берегу посвятили работе в лагере и приготовлению ужина. Поболтав перед сном, отправились в волшебное царство Морфея. Спать на болоте, это сказка – спишь как в люльке на перине.

Утро посвятили рыбалке, но рыба ловилась все хуже и хуже. В часов 12, решили сплавать в гости к Славе и его семье. Приплыв к избушке, высаживаемся на берег, все семейство кушала копченого окуня. Общий язык нашли сразу, такие люди вызывают уважение, не смотря на 21 век, прививают детям любовь к природе, рыбалке, доносят, что кроме интернета есть и другие жизненные ценности. Дети разных возрастов (17, 15 и 7 лет), больше всего у меня вызвал уважения Максим, самый младший. Ребенок со стойкостью профессионального экспедиционнера, справлялся с трудностями автономного проживания. Молодец, всего тебе хорошего, малыш. Мы поделились своими планами со Славой, было запланирована разведка оз. Щучьего. План был поддержан, и вот мы втроем выдвигаемся к точке пешего старта. Пройти нужно было 800 метров по ряму, в одну сторону. Болото покорилось, и вот уже виднеется гладь озера. Но и там рыба бастовала, поймано было пару окуней и все. Побыв пару часов, выдвигаемся обратно.

Добравшись до лодок, короткий отдых и каждый направляется по своим делам. Возле лагеря, Рома решает сделать пару забросов, а я поплыл в лагерь. И вдруг вечернею тишину, прерывает Ромин ор – «Жека, взял…», плыву к нему. В сумерках вижу огромного оковалка, которым размахивает Рома. Взвешав трофей (1200 гр), он убрал его в пакет, привязанный к лодке. Я подплываю к нему, ну что показывай, фототь буду. Он лезет в пакет, и вдруг позитивные эмоции на лице, сменяются диким расстройством. Он показывает паке,т у которого с боку огромный порез, и вся рыба вместе с трофеем ускакала в озеро. Тишину прервал уже истошный крик, состоящий из нецензурной брани. Успокоив и поддержав напарника, мы отправились в лагерь. Приготовили ужин, обсудили план на завтра и улеглись на боковую. Новый день мы решили посвятить отдыху и устроили ПХД. В обед поплыли в гости к дружной семье. Время провели весело, купались, загорали, играли в активные игры. После вечерней рыбалки, приготовили праздничный ужин и устроили салют. Завтра нужно было свернуть лагерь, перетащить вещи к протоке, там заночевать и утром встретиться с Максимом. Утро началось рано, сбор и укладка вещей в лодки, переплываем озеро, компонуем груз, отдых, прощание с новыми друзьями. А впереди «веселый лес», который нам уже знаком. С божьей помощью, перетащились за две ходки. На берегу организовали лагерь, приготовили пищу и отправились на поиск рыбы. Спиннинг молчал, я зарядил поплавок и вот поклевка, ловились отличные подъязки и чебаки.   И вот пришел вечер, ужинаем и спать. При первых лучах солнца, какая та пернатая тварь, начало судорожно орать, разбудив нас. После завтрака, отправляемся искать хищника. Рома на лодке, я вдоль берега – тишина. Оба с нулями. Пока ждали Максима, сходили на разведку рядом проходящего зимника (зимой по нему вытаскивают лес), пройдя метров 500, наткнулись на зимовье лесорубов. Не маленькая изба, с печкой и нарами человек на 7. Рядом бочки из – под ГСМ и заготовленные дрова. Погуляв по окрестностям, вернулись в лагерь, для сбора вещей. Максим должен был приплыть в ближайшее время. Спустя минут 30, услышали рев мотора, ура плывет. Через минуты, появился силуэт лодки. Встреча произошла! Общаемся, погрузка и вот уже казанка везет на себе измотанных, но сильно довольных экспедиционеров. По пути назад, вспыхнули воспоминания о том, когда мы плыли только туда, и вот оно благополучное возвращение.

Прибыв в Палочку выгружаем вещи, коротко делимся с Максимом своими впечатлениями, он нам рассказывает, что и на протоках и р. Кеть, рыбалка тоже была не из лучших – жара. Обсудили новый план, как можно добраться до «Близнецов», но это другая история, которая может и осуществится в ближайшие 2 года. А пока нас ждал длинный, но такой желанный путь домой. Добрались благополучно, по дороге домой обсуждали уже новую пешую экспедицию, а куда, узнаете потом).

6 декабря 2018, 18:17
Как в таком аду перенести столько поклажи...))) ума не приложу)))) Красавчики!
wh86
5 декабря 2018, 23:15
+ Гнус в жару не сильно лютовал?
5 декабря 2018, 23:25
wh86, Привет! Лютовала на закате, а в жару лютовал овод.
Куркуль
4189 Колпашево
6 декабря 2018, 09:53
Жека когда в кругосветную экспедицию рванете? +++
Лёха54
948 Карасук
6 декабря 2018, 13:01
Евгений, как всегда интересно, спасибо! Удивляюсь, откуда столько энергии в людях, молодцы! Ждём новых отчетов.
Vadimich
6 декабря 2018, 16:40
Молодцы ребята.
6 декабря 2018, 18:16
Были в это же время рядом с вами, и информация Максима из наших уст. Разминулись с вами немного, так бы еще с одним читателем познакомился))) Мы ездили на Алсетские озера. Великолепные места, но жара с паутами это было мощно! ) Рыбеха клевала помаленьку, так же как и у вас. Но на заливных озерах по которым мы гоняли щука ловилась вполне исправно. За утро штук 30 окуней и штук 10-15 щук. Правда круной щуки не было. Окунь тоже весь средний. Интересная зависимость, что у вас на тех озерах вообще не было щуки... И заметил зависимость, что клев раз в три дня бывает активнее))
6 декабря 2018, 18:17
Как в таком аду перенести столько поклажи...))) ума не приложу)))) Красавчики!
Кренк
7 декабря 2018, 15:47
Очень крутой отчет,++++++
romrom
7 декабря 2018, 18:52
отличная вылазка, молодцы, косолапого не видели?
8 декабря 2018, 03:07
romrom, Привет! Спасибо. Нет, бог отвел)
8 декабря 2018, 03:11
b0o, Привет! Ну будим считать, что заочно познакомились) Да, по поводу клева, ты прав.
8 декабря 2018, 03:12
b0o, Таёжный ад) Надо быть больным)
8 декабря 2018, 03:16
Лёха54, Привет! Спасибо за поддержку. Впереди много планов, будем писать и снимать.
джемм_54
8 декабря 2018, 10:04
для детей это ващее приключение им нравится костры жечь картошку печь рыбу жарить на палке и купатся до посинения )))))))
джемм_54
8 декабря 2018, 10:19
мож интересно будет . от мошки хорошо помогают капли для аромата в прикормку .название дэлфи ваниль 100 руб... просто броня
9 декабря 2018, 10:13
Медведи вероятнее всего спрятались. Коль зимой,когда медведи в спячке, и то брали шумовые гранаты - то уж в такую пору без фаустпатронов точно не обошлось.
9 декабря 2018, 21:04
Петр1950, Приветствую! РПГ - обошлись) А зимой шатунов и подранков не кто не отменил)
9 декабря 2018, 21:04
джемм_54, Спасибо! попробуем)
Волк62
10 декабря 2018, 16:28
Женя, привет! Молодцы, прочитал твой отчёт и как-будто с вами побывал, но я бы такие переходы не выдержал. +
10 декабря 2018, 17:50
"....А зимой шатунов и подранков..."И не говорите, чисто беда с этими шатунами. Как только чуть снежок так и шатаются, подраненные, окровавленные, оглохшие от шумовых гранат, - прямо толпами. Мы, когда приходилось задерживаться в тайге по снегу, так АГС - 17 с собой таскали. А на лбу всегда фонарь и днем и ночью.
10 декабря 2018, 18:33
Петр1950, Не могу понять вашу эронию, я понял вы Брюс Виллис , медведи вам не почем, броню взглядом прожигаете.. Только скажите мне откуда каждый месяц смертельные случаи от встречи с медведем?
10 декабря 2018, 19:14
Евгений.сибиряк, "эрония" "ето" от роду. Медведей я не трогал и они, слава Богу, меня тоже А смертельные случаи потому как медведи перепуганные .. гранаты световые шумовые и прочие... меньше по лесу без дела шататься надо
10 декабря 2018, 19:32
Петр1950, А вы по какому критерию определяете по делу шатаются или без??? Вы вроде взрослый человек, а пишете какую то дребедень. Ага бомбочкой поднимем медведя, а то что пол сибири В.В.П. продал Китаю (весь лес выпилили), вертолеты кружат, буровые обустраивают. Нет они по делу, а мы с бомбочкой всех медведей разбудили.
pet054
25 декабря 2018, 23:51
Евгений приветствую! А если попробовать груз в санках для зимней рыбалки таскать по мху и воде? Я на охоте приспособился- чучела уток таскаю и стульчик раскладной- удобно, а главное легче чем на себе! Только корыто не маленькое, а большое и глубокое! По грязи тяжеловато тащить по воде плывет по траве тоже легко тащить. Мне думается все легче будет груз в них тащить. Только вот поваленные деревья будут проблемой!
28 декабря 2018, 12:09
pet054, Привет! Мы думали про сани, по болоту пойдет, а вот по заболоченному лесу не вариант. Спасибо за совет!