Войти в одну реку дважды

1 апреля 2019, 10:34

ЧЕТВЕРГ

Выйдя после работы из офиса на яркое мартовское солнце и оглядывая начинающееся вокруг половодье, я ясно ощутил сильный прилив желания поехать на этих выходных на рыбалку. И в этот раз не на очередную гонку за мифическим трофейным судаком ОВХ, а на открытую воду, на матушку Обь за соскучившимися по мне за долгую зиму щуками и судаками. И, пренепременно, в хорошей компании. Благо синоптики «ванговали» отсутствие каких-либо зверств со стороны небесной канцелярии. Умеренный ветер и кратковременные дожди меня совсем не смущали, так как открываться приходилось и в более сложных условиях, как говорится: «Охота пуще неволи». Разведка доложила, что забереги в месте планируемого сброса лодки уже смыло и проблем быть не должно.

Воробьи, как очумелые, носились небольшими стайками и наперебой чирикали в два раза громче, чем обычно, словно подсказывали - да весна уже здесь, уже пора. Рыбы, проснувшись от спячки в зимовальных ямах, начинают стаями по одним только им ведомым маршрутам перемещаться по всей реке. Стоит найти этот секретный фарватер, и тогда свершится та самая незабываемая весенняя рыбалка, про уловы на которой ходит столько легенд и баек. И ради которой сотни людей на лодках бороздят с марта и до запрета при любой мало-мальски положительной температуре реку вдоль и поперек.

Ну у воробьев свои дела – «воробьячие». А у нас рыбаков – рыбачьи. Созвон с другом, и предварительное согласие получено. Теперь можно спокойно ехать домой.

НАКАНУНЕ

За день до рыбалки контрольный звонок. В силу непреодолимых обстоятельств, до обеда выйти на воду не получится. Разрабатываем тактику и стратегию)). В субботу, «пощупать реку». Где и как перемыло русло и протоки. В прошлом году с августа отдавали предпочтение рыбалке на море и на реке вообще не были. Пройти вверх и вниз, найти перспективные тиховоды с рабочей глубиной, по-возможности белую рыбу. Ну и ловить то, что будет ловиться. Заодно обсудили вариант с рыбалкой в черте города. Но в связи с выходом на сайте фильма об открытии Грини на фоне мостов, тут же вообразили картину из лодок, в количестве машин на Красном проспекте, и, сразу поставили на этой идее крест. «Толкаться локтями» порядком надоело за сезон подледного лова. А воскресенье выйти с самого утра и косить до самого вечера (оптимистический вариант).

НАКАНУНЕ ВЕЧЕРОМ

Вставать рано завтра с утра не надо, а значит можно переквалифицироваться в диванного рыбака. Располагаюсь, включаю канал – Дикая рыбалка. А там очередной фильм, про то, как два заядлых друга-музыканта Анатолий Полотно и Федя Карманов в экспедиции по быстрым, чистым, завораживающе красивым северным рекам ломают спиннинги, разгибают крючки на тройниках в борьбе с удивительно красивой и сильной рыбой – тайменем. Относительно небольшие экземпляры в 8-12кг оказывают невероятное сопротивление. И часто именно таймень выходит из схватки с рыболовом победителем. Вот он эталон хищной пресноводной рыбы в России, мечта любого спиннингиста. Поймать его – это квинтэссенция рыболовной удачи.

И сразу вспоминается та самая весенняя рыбалка, когда эта мечта исполнилась у моего товарища. В тот день мы также много перемещались, меняли приманки, веса, проводки. Но кроме невнятных тычков – ничего. У меня один откушенный хвост у виброхвоста – это все, что можно занести в активность рыбе. А время уже далеко за полдень. Весной день особенно короток. И тут на очередной постановке друг делает поперечный заброс в реку. А там, на много-много метров, ровная поляна с глубиной 4 метра. Несколько ступенек и уверенная поклевка. Подсечка и на той стороне шнура приятная тяжесть. По упорству – щука кил на пять. Каково же было наше удивление, когда мы подняли рыбу – таймень. Пусть небольшой, пусть таймешонок. Но до чего красивая и желанная рыба. Поймать и подержать такого в руках – воспоминания на всю жизнь. И люди в погоне за этой мечтой готовы ехать на «край света». Тратить огромные силы и средства…

Но долой ностальгию. У нас в Новосибирске таймень это случайность, что-то из теории вероятности, со множеством нулей после запятой перед первой значащей цифрой. Мой сегодняшний ритм жизни не позволяет мне рыбачить так часто, как бы мне этого хотелось. Поэтому и мечта у меня более приземленная – поймать щуку 10+. Мечта пока не сбывшаяся.

СБОРЫ

На следующий день, ровно в оговоренное время друг подбирает меня из дома. Мы едем ко мне в гараж. Грузим лодку, моторчик и прочий рыболовный шмурдяк. Погода вполне сносная. Пасмурно. Поддувает ветерок, но его южное направление внушает оптимизм на отсутствие значительной волны. Но это в городе. Сколько раз бывало, выйдешь на балкон – погода прелесть, приезжаешь на реку, а там опа. Машин в городе мало, и через 20 минут мы на берегу. В точке сброса уже семь машин. Оно и понятно, время полдень. На воде легкая рябь, очень хорошо. Разгружаемся. Достаем из чехла лодку, вымытую шампунем после последней прошлогодней рыбалки. Она сияет боками, несмотря на свой не молодой возраст, поднимая и без того отличное настроение. Все действия отработаны до автоматизма. Пока электромоторчик браво наполняет баллоны свежим мартовским воздухом, делаю фото напарника на фоне лодки. Отправляю друзьям со стандартной подписью «БАРКАС БЫВАЛЫЙ». В ответ летят поздравления с открытием сезона и пожеланием отсутствия хвостов и чехуев. Коэффициент счастья в организме обновляет рекорд 2019 года. Скидываемся, дергаем моторчик. И он не подводит. Значит, зиму перенес хорошо. Отходим. В поле зрения всего один экипаж «конкурентов». Но и он снимается с якоря и уходит вниз по реке. Мы идем вверх.

НАЧАЛО

Воды в реке еще совсем мало. Это не очень хорошо. Но поймать момент, когда реку начнут наполнять морской водой, и рыба зашевелится, и при этом, по реке еще не пошел мусор, глина, льдины удается далеко не каждый год. Поэтому имеем то, что имеем. Течение слабое. Прозрак – роскошный. Веревку от якоря видно на глубине больше метра. Первая постановка, первый заброс, недалеко, пару ступенек и выматываю. Сам не знаю до конца, верю ли я в примету с рыбой на первом забросе, но получается, верю. Второй, третий..началось. На первой точке рыба не обнаружена. Даже эхолот предательски молчит. Переход…постановка…забросы…тишина. Как это ни странно, мест с ямками и канавами находим большое количество. Глубина от трех с половиной до 9 метров. И почти во всех, веса чебурашки максимум в 20 гр, достаточно для уверенной проводки даже снизу вверх. Повторяем эту процедуру раз за разом, наслаждаясь минутами единения с природой.

АНАТОЛИЙ

Первый час рыбалки пролетел незаметно. Решаем попить чаю. Пока стоим, набираю телефон друга.

- Привет, Толян. Что нас с открытием не поздравляешь?

- Здорово, здорово. Я же тебе прислал сообщение на ватсап.

- Я не видел…мы с Серым решили сегодня открыться.

- Че, каво?

- Пока тихо. Ни судаков, ни щук, ни окуней…Ты же знаешь, тут только таймени водятся. Стоят спина к спине, можно на другой берег перейти.

- А)))) ну))))

- Нельму поймаем – ящик пива поставишь?

- Легко!

- А если тайменя? Два?

Иронический смех…

- Конечно, поставлю!

- Ладно, давай, некогда с тобой «звездеть», надо тайменей ловить.

- Удачи!

ДЯДЯ ВИТЯ

Есть у моего друга сосед по даче – дядя Витя. Пенсионер, все свое свободное время, а, как несложно догадаться, его у него в достатке, проводящий на реке. Абсолютно счастливый человек, по моему мнению. Как же хорошо, когда здоровье и возможности позволяют заниматься любимым делом. С момента заезда на дачу и до самой поздней осени он методично занимается истреблением рыбьего племени. Причем делает это гуманными способами. Его целевой объект – это щуки и судаки. Поэтому в его арсенале различного рода жерлицы, поставушки и прочие нехитрые раритетные приспособления для ловли на живца. Несмотря на некоторую эстетическую ограниченность, эти снасти позволяют достигать приличных результатов, которые обладателям суперсовременных спиннингов и не снились. Начинает сезон он всегда на протоке, и по мере падения уровня воды, он перебирается на остров для рыбалки на закидушки уже в русле. Выходя на воду чрез протоку или проезжая мимо по реке, мы всегда стараемся, заскочить к его палатке, поздороваться. Недолгий перекур рыбалке не помеха. Всегда приятно пообщаться с хорошим человеком. Искренние рассказы о том, что в протоке появилась настоящая «кобыла», которая зажирает живцов вместе с поводками уже не первую ночь, внушают оптимизм, что рыбка в реке еще есть.

- Ладно, дядя Витя, на обратном пути заедем, покажем, что поймали.

- Ага, ребят, давайте. Но я эту …щуку все равно возьму.

РЫБА

Шел уже третий час рыбалки. Мы как маркитанская лодка галсами перемещались от одного берега к другому. Пробивали, с нашей точки зрения, перспективные точки. И тишина. Даже белой рыбы найти не получалось. Проходя мимо острова, решаем сделать остановку. Здесь дядя Витя до поздней осени коротает дни и ночи. А раз осенью тут был судак, куда он денется? Эхолот показывает глубину 3,5-4 метра недалеко от берега. Течка слабая. Якорь в воду. Два заброса. И понятно, от острова в реку первые 8-10 метров глубина полтора-два метра, а потом резкая ступенька на 3,5.

- Сейчас корягу поймаю, - говорит напарник.

Перпендикулярный заброс в метре от острова. Несколько коротких ступенек. Вот груз дошел до бровки… долгое падение.. и удар. Прям роскошный такой удар. Спиннинг сразу в дугу.

- МАМКА! Расслабляй фрикцион, – говорю я. Десятка!

Фрикцион приятно поет.

- Подсак собирай…пи-пи-пи!

Выматываю свой спиннинг. Начинаю собирать подсак. Волнения никакого нет, но он, конечно, не хочется собираться. Еще в прошлом году купили нормальный сачок, и забыли его зимовать на даче. Прилагаю усилие, пытаюсь защелкнуть дуги в фиксаторы. С третьей попытки это у меня получается. Но два сегмента толстой, но старой лески при этом порвались. Обращаю внимание, что на проволоке, которая соединяет дуги, еще три сегмента сетки также порваны. Смотрю на побелевшие пальцы товарища и застывшее выражение лица, понимаю, что сейчас говорить ему о таких мелочах точно не стоит.

Тем временем, щука резко идет на поверхность и делает не самую удачную попытку свечки. И, дежавю. Мощное, широкое тело и красный хвост заставляют нас в один голос сказать – ТАЙМЕНЬ! Так не бывает. В одну реку нельзя войти дважды! Но это уже не тот таймешонок. Вполне себе приличная рыба. Я предполагаю: кил 6. Показался и будет. После небольшой паузы резкий рывок в глубину. Смотал шнур метров 10. Нет, дружок, холодная вода и весна сегодня играют на нашей стороне. Нет у тебя еще столько сил, чтобы победить нас. Спиннинг честно отрабатывает все пять тысяч рублей, отданные за него когда-то. Мимо проходит лодка, и юные натуралисты не упускают возможности остановиться невдалеке и понаблюдать за сражением с представителем местной ихтиофауны.

Я беру телефон и начинаю снимать. Друг начинает мандражировать. «Выбрось телефон за борт! Поймаем рыбу, потом поснимаешь». Я пытаюсь его успокоить и приободрить. Его истеричный смех подтверждает тщетность моих усилий.

Проходит минут 10, а может нам так показалось, и соперник делает отчаянный рывок под лодку, но чувствуется, что силы уже на исходе. Еще минута и он выходит метрах в пяти от баркаса. С первого раза уверенно берем в подсак и эйфория.

Какой же он красивый!!! Маленькая обская подводная лодка! Пузырьки адреналина закипают в крови, повышают артериальное давление и пульс. Легкая растерянность, и пытаемся освободить рыбу от приманки. Дело оказалось не самым простым. Один крючок двойника сломался. Но мы справились.

Дальше: несвязанная речь, идиотские улыбки, фотографии, крики, поздравления…

Вместо хладнокровного отпускания и реанимации вымотанной рыбы у нас получился неуклюжий плюх. Но нас тоже можно понять. Хозяин реки после плавления на несколько метров от лодки резко рванул в глубину. Поэтому искренне верим, что все у него будет хорошо. Крючок удачно пробил край верхней челюсти, и ничего жизненноважного не было повреждено.

Радостный, не то вопль не то рык, слышали многие на реке. Мы отложили спиннинги, налили по кружке чая. И попытались логически обсудить произошедшее. После такого события было желание вернуться на берег, собрать лодку и поехать домой с чувством выполненного долга.

ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ

Не хочется писать, что про оставшееся время. Ничего интересного не произошло. Мы накатали пару десятков километров. Проверили массу «клевых» мест. Но так и не увидели больше ни одной поклевки. Ветер поменял направление. Речка покрылась средней волной. Небо заморосило. А все это было уже не важно. Рыбалка состоялась. Да, потом будут более результативные по количеству и весу рыбалки, но такой уже не будет никогда.

И вот мы на берегу. Быстрые сборы. Обсуждение с коллегами по увлечению результатов дня. Все, домой. У них тоже весьма скромно.

По дороге звоню Анатолию и тактично интересуюсь, знает ли он, до которого часа продают алкоголь в Новосибирске.

- Да ладно. Так не бывает. Давайте фотки, - оппонирует он.

- Понимаешь, друг, мы действительно опять поймали тайменя, но так торопились отпустить, что не успели сфотать.

- Ага, точно. Только одного?

- Блин, Толик, нельзя быть таким жадным. Джентльмены должны верить друг другу на слово (тут я мог себе позволить маленько «повыделываться», я то знал, что рыб был, а он нет).

- Да вам верить…

Потом был еще пространный диалог, каждый гнул вою линию. Анатолий в полный голос заявлял нам, что такие халявщики и болоболы должны пить пиво за свой счет. Я выдержал еще минут 15 гроссмейстерскую паузу, выделил в галерее своего смартфона все фото и видео по теме и нажал поделиться.

Мы с другом начали считать секунды до входящего звонка, но это уже другая история…

АБМ
1 апреля 2019, 13:34
Шикарный отчет. Поздравляю!!! Фото можно было побольше.
San-Sanich
1 апреля 2019, 13:55
Хорошая горбушка
1 апреля 2019, 15:52
АБМ, спасибо Андрей Борисович! Я подумаю над вашим предложением.
tvn
1 апреля 2019, 16:50
везунчик! такую редкую рыбу у нас поймать - это что то! +
romrom
1 апреля 2019, 20:04
супер, эмоциональное изложение, поздравляю с поимкой достойного трофея
1 апреля 2019, 22:42
tvn, romrom, спасибо за добрые слова.
1 апреля 2019, 23:28
Добавил несколько фоток.
Alex0876
2 апреля 2019, 11:10
С 1 апреля???
serega-ribak
2 апреля 2019, 15:10
Хочу поделиться своим наблюдением. После поимки этого красавца как выяснилось отпускать таких рыб нужно, а «на дорожку» целовать нельзя! От него пневмонию видать и подцепил(холодный он какой-то). А если честно выходя на реку одевайтесь теплее, берегите себя! Открылись супер!!! Привет больница))