За 1000 км от дома или экспедиция ЮБТО на ВАЗ 21054 (часть вторая)

29 июня 2019, 10:21

Итак продолжим, перевал Кату Ярык обратимся к сайту welcometoaltai.ru

Кату-Ярык — перевал в Улаганском районе Республики Алтай. Один из сложнейших автомобильных перевалов Алтая. По сути это крутой спуск с Улаганского нагорья в долину реки Чулышман. Перепад высот — 900 м, длина спуска — 3700 м, серпантин имеет 9 поворотов.

Кату-Ярык — единственный способ добраться на автомобиле в села Коо и Балыкча, а также проехать к южному берегу Телецкого озера.

Перевал был открыт в октябре 1989 года по инициативе директора совхоза «Советский Алтай» А.В. Санаа. До этого была крутая конная тропа. В июле 2011 года началось строительство нового, более пологого и безопасного перевала. Его начало будет слева от смотровой площадки Кату-Ярык.

Если у вас не полноприводная машина с высоким клиренсом, то не советую вам спускаться вниз по перевалу Кату-Ярык, т.к. самостоятельно подняться вы уже не сможете. Будьте внимательны при спуске. Пропускайте машины идущие на подъем. Помните, что перегретые тормоза теряют свою эффективность, останавливайтесь в уширениях дороги для охлаждения тормозов.

Я фотаю долину..а не попЫ девчонок-)))

Ну и от себя, я морально готовился к этому, да и за рулем опытный водитель. Кстати это третий спуск Наташи по перевалу на жиге-)) Ну учитывая, что я был увлечен процессом съёмки на гопро, все шло гадко и спокойно...Ровно до того момента, кода на узкой дорожке после поворота нам навстречу поднимался крузак с прицепом...Суть в чем, подниматься тяжелее и естественно остановиться машина на подьеме не может, она просто не поедет потом....На резких поворотах при спуске, есть карманы, куда можно нырнуть, посмотреть обстановку, проверить тормоза. Что мы и сделали, кстати про тормоза, спуск затяжной , спускаться только на движке со включенной печкой ну и принюхиваясь к тормозным колодкам-))) А то многое рассказывали...

Ну и собственно, крузак навстречу, мы максимально прижимаемся к обрыву....и он проходит ровно в сантиметре от нас. Ну не было его или не увидели...Главное все обошлось и мы внизу. Ура, сделано-)) Едем на базу, которая вторая, таблички я так и не нашел-)) Но это база самая близкая к реке Чулышман. Вид очень красивый открывается прямо из палатки/домика-))

Ну и немного про базу, как видно на фото снизу, мы взяли кемпинг место + беседку со светом. Так же в стоимость входит мангальная зона, огромная лавочка , дрова. За все это 600 р в сутки , 300 беседка , 200 палатка, 100 дрова(но торг уместен) . Дрова безлимит. Есть общий душ, умывальник, уборная со светом-) Домики стоят от 500 р сутки человек. Баня 700 р час. Есть столовая, можно сформировать заказ на толпу-) Есть магазин...о нем попозже...Пока Наташа отдыхает после длительной дороги. Я занялся - Холодильником-)

Это очень крутая и нужная штука, правда наверное по неопытности у меня почти 40 мин ушло на постройку. Зато продукты спокойно там трое суток плавали-) Включая сосиски, мазик, сливки, шоколад-)))

Спали в палатке из которой открывался шикарный вид на реку-))

Пока суть да дело, время к вечеру , варганим ужин на костре (осторожно -вкусно)-))))

Знакомимся с новым другом, который сопровождал нас везде-)))

Ну и про рыбалку, я взял с собой спиннинг и коробочку МДЖ. Я не планировал прям упираться в рыбу и ее поиск, но рядом с водой....невозможно усидеть. И уже вечером мы отправили к ближайшему перекату-))

Естественно поймать на резину мне ничего не удалось, так помахал палкой-)) Но много думал...

- Вань, ну ты где работаешь? Неужели не мог с собой набрать всего что нужно- сплетню, мушек, тирольку, микрокалебло, вертушки мелкие.....

С этими мыслями заканчивался первый день (пятница 14 июня) прибывания на перевале-)) Кстати темнеет махом и сразу прохлада. Первые две ночи, пока не порвался матрас, было спать комфортно и тепло.А вот потом кутались уже, Наташа спала в моем зимнем Норфине-) Я как по будильнику просыпался в 8-00, мне не хотелось тратить время на сон-))

Утро субботы (15 июня) . Просыпаюсь рано, утренние процедуры и начинаю варганить завтрак, у меня давно мечта была пожарить яишинку с помидоркой в горах-) Оказывается так мало нужно человеку для счастья , параллельно собрал спин....

Получилось вроде вкусно-)))

Ну и утро этого дня мы решили посветить рыбалке, изучить немного реку вниз по течению. Проходя мелкие броды , прыгая по скользким камням, параллельно спасая тапок Натали - который постоянно уплывал. Мы нашли сверх перспективное место, на краю третьей базы-))

Шикарный огромный камень, который отбивал основную струю, обратка, небольшая ямка. Но тут то хариуса вагон, подумал я....И подтвердил это местный рыбак, который видел тут рыбу-)) Но как я уже говорил, я взял только мелкорезину, собственно результат нулевой-))

Наташа пока что наслаждалась местными пейзажами-))

Я же пытался обловить место со все сторон так сказать-)) ну красота же?

Но все тщетно, поигравшись с фотоаппаратом и спиннингом возвращаемся на базу, что нибудь схомячить сладенького-))

Вечером принимаю титаническое решение купить сплетню в местном магазине. 600 р....ШЕСТЬСОТ РУБЛЕЙ КАРЛ! Я долго обдумывал эту мысль, но все же решился-)) Но на этом проблемы только начались, дело в том что палка то у меня до 5 грамм, а сплетня весит все 25...перегруз колоссальный. Что бы не насиловать палку, я убираю нижний огруженный поплавок, разворачиваю сплетню так, что верхний маленький поплавок теперь внизу и получается у меня УЛ сплетня, летит более менее. Да и собственно что изменилось- подумал я...как же я был не прав. Но в любом случае проверим, завтра старт на ЮБТО-))

Итак воскресенье (16 июня), завтрак, потягушки на лавочке-)) И поехали...

О дороге на Южный Берег Телецкого Озера, сама дорога вполне годная, есть несколько не глубоких бродов, именно они часто останавливаю туристов. Но нам с уровнем воды повезло и мы без проблем (почти) проскочили туда. Вид по дороге открывается шикарный - водопады, скалистые горы, равнины...

Куча перспективных мест для рыбалки, но времени на это нет, нам нужно проехать 75 км , дорога обычно занимает около трех часов +-

Мы проехали деревню КОО Село в Улаганском районе, на левом берегу реки Чулышман. Население 248 чел. (2013 г).

Ничего интересного , кроме названия-)) А вот Балыкча меня удивила -

Небольшое село в Улаганском районе Республики Алтай. Население 792 человек (2013 г). Расположено в Чулышманской долине, недалеко от южного побережья Телецкого озера.

Небольшое село в Улаганском районе Республики Алтай. Население 792 чел. (2013г). Расположено в Чулышманской долине в 10 км от южного берега Телецкого озера. Конечная точка трассы Балыктуюль — Балыкча.

В селе несколько магазинов, школа, администрация, церковь. На окраине села, недалеко от Ачелманского водопада, работает кафе.

В 2014 году в результате сильных паводков село было полностью отрезано от «большой земли». Был разрушен мост через реку Башкаус по дороге на Балыкчу. В течении нескольких недель вертолетом МЧС в село доставляли продукты, медикаменты, стройматериалы, а также были эвакуированы туристы и несколько местных жителей. В настоящий момент мост полностью восстановлен, трасса Балыктуюль — Балыкча открыта для движения.

Вот представьте вы за 1000 км от Новосибирска , в горах, а тут....

Точка доступа так сказать-)) Есть связь, в онлайн игры конечно не поиграть, но позвонить домой можно, что мы и сделали. В целом в деревне есть магазин, церковь, даже шиномонтаж (о нем уже скоро)

Ну а мы очень близко к нашей цели, долгожданный берег Телецкого озера

Южный берег Телецкого озера — место впадения в озеро легендарного Чулышмана. Одно из трех мест Телецкого озера, куда можно подъехать на автомобиле. Два других — район села Артыбаш и район села Яйлю. Относительно труднодоступное место, если добираться сюда на автомобиле через Чулышманскую долину. В летний сезон сюда курсируют прогулочные катера из села Артыбаш.

Вверх по реке Чулышман расположено огромное количество водопадов, природных и археологических достопримечательностей.

Ну о самом месте, я скажу так, без лодки там делать нечего, все красоты не увидеть через кусты , а пробраться невозможно. Но мы приехали сюда для "галки"  ну и покушать-))

На запах Улаганских сосисок пришел пес, вообще отчет по собакам можно было бы написать которых мы встречали и фотографировали-))

Перекусив, я приступил к рыбной ловле с обновленной сплетней, так же менял на резину, в надежде на окунька

И даже получил несколько поклевок на муху, думаю что это мелко чебак или Телецкий елец. Пробыв на берегу несколько часов , решаем что пора домой, дорога предстоит дальняя.....как же я был прав. Я несколько раз уже писал про приключения , шиномонтаж. Короче, решил я прокатиться, у меня достаточно опыта вождения на ВАЗ...но правда 2121-)) И вот на очередном повороте, вроде не большой камень, выруливаю и БААААХ...Это надо было так точно попасть в глушак.....Ну а далее приятная музыка и рёв как у мустанга пятилитрового....Оторвал короче. Долетели до деревне, и на ремонт-)

Шиномонтаж в Балыкче, отзывчивые сотрудники , качественная работа -НЕТ. Мужчина Алтайской внешности пол часа колдовал со сварачником под машиной, взял 300 р и сказал, нуууу, что то не очень получилось....и правда, через 3 км всё оторвалось . И понеслась-)) Только фон меняется...

Что собственно я там делаю-)) Различными проволочками , веревками и другими закрепляющими материалами пытаюсь зафиксировать глушак, дабы задняя его часть не врюхалась на кочке в землю и не вырвало всё к чертовой матери. А ведь он горячий-)) И все естественно перегорало. Но вроде добрались до базы и оставили данную проблему на утро. Но если что, я теперь по глушакам КМС, так что обращайтесь-))))

Ну хватит пока что о грустном, вернемся к рыбалке.

Понедельник( 17 июня) днем залезли на гору и просто молча смотрели в даль..Ну как я смотрел отдельно, Наташа отдельно-)) Я просто повыше-)) Нашли там интересный улей...

А вечером пошли вверх по реке, и там, о чудо, я ловлю первого хариуса грамм на 20-)) Я сфотал, но качество получилось ужасное, руки тряслись, столько поиска и подбора и вот он-)) Конечно отпущен, но ведь получилось-))) Я опять экономлю место под фото, да и буду закругляться.

Утром вторника (18 июня) я отправился опять к камню, вниз по течению и там в течение трех часов полоскал сплетню. И всё же уговорил одного уже более менее хариуса, так же получил поклевку. Днем отобедав , просто сидел в беседке попивая кофе 3/1, так как привозной кончился , наблюдаю такую картину.

Идет мужик, явно со знанием дела, шестиметровая удочка, катушка кобра, тяжелая сплетня. Делает три заброса и ловит рыбу...ЧТООООО?? Я закурил...ещё три заброса и рыба и это тут , около беседок....Мозг начинает интенсивно работать, скушал шоколадку (кстати за 100 р сникерс, купленный на базе, привозите больше шоколада с собой) . Делаю анализ происходящего, монтирую сплетню по классике с перегрузом спиннинга и со словами

- Наташа, пойдём , я буду ловить рыбу , отправились на перекат-)

Не сразу, с аккуратным забросом (но уже дальним) на пятом кажется забросе я ловлю пацана-)) Не крупный, но и не мелкий-) Для меня так грамм 150, по факту 90 +-, а если качественно сфотать как в галерее то и 200-)) Но там другой и реально поболее. Но получилось, я штуки три поймал, пару поклевок, сход со свечкой. Я потом много думал, реально ли монтаж сплетни или все таки дальность заброса, или еще что то. Думал утром наскирдую по тяжелой, но рыб в среду отказался клевать и мы начали собираться домой.

Впереди нас ждал тяжелый подьём на перевал. Дорога на самом длинном и затяжном подьеме разбита переднеприводными автомобилями, которые из 10 одна поднимаются, для остальных есть трактор, который за пару касиков домчит вас до вершины-) Мне же предстояло подготовить аппарат к взлету-) Чем я собственно и занялся.

Собрали вещи, собакен что то почувствовал и не отходил от нашей беседки-((((

Ну все пора, главное что бы не перегорела проволока на перевале, а там нам долететь до Улагана и решим - подумали мы. Проволокой поделился Илья из Красноярска, который не первый раз отдыхает тут с семьей. Так же познакомились с ребятами из НСК Женя и Денис, которые ой как нам помогли после....

Проверка поляны, все взяли, включая десяток камней с реки-)) ЖГИ.

Я опять снимал весь подьём на камеру , в целом задний привод вел себя спокойно, несколько раз подбросило жопу, но это норм. Печка на всю, первая, редко вторая передача. Наташа внимательна к каждому повороту...а вот когда начался резко дождь с градом...мы немного занервничали....

Но все прошло в штатном режиме - мы , наверху, подходили люди спрашивали

- реально? на ней?-))))

Я наснимал 130 гигов за эту поездку, снимаю в 4к, материала ооочень много, рассчитываю получить три фильма-)) Немного рыбалки, спуск/подьём и красоты горного Алтая. Надеюсь всё получиться - да Антон?-))

Но это ещё не всё...по пути в Улаган все перегорало , запас исчерпан. Выше упомянутые парни из НСК сопровождали нас...

Когда все материалы закончились опять, было принято решение вообще убрать открутить глушак, но это оказалось не возможно. Поэтому я жестко закрепил его к днищу, а Женя закрепил тросом позади , что бы он не бил по кардану...не знаю как лучше это описать , но мучились мы крайне долго. Так до Улагана мы ехали часа четыре .....Потом еще и еще, переночевали и снова в путь. Если учесть что мы выехали с Кату примерно в 14-00 в среду, а добрались до моего подъезда где то в 19-00 четверга , дорожка вышла сложная, особенно для моей Натали.

Это фото по приезду, я взахлеб рассказываю Бате обо всем , наверное тогда нужно было и писать, но сил не было...

Возможно я что то забыл, например несколько Косуль перебегающих дорогу, кучу сусликов, которые носятся там везде, фотки опять ужимал из за не хватки места. Но в целом думаю эмоции передал-)

Если подвести итог, я заболел Алтаем, или как написал один знакомый

- Ваня, ты поди кипятком писал там-)))

Так и было, я крайне доволен поездкой, куча всего , что не просмотрено, не пройдено......Но я ведь только начинаю свой путь-))) И мы уже планируем поездку на начало августа....

Спасибо всем кто дочитал до конца,

Спасибо всем кто просто фотки посмотрел, Я потом в ВК залью пачку ещё-))

Спасибо ВАЗ 21054,

Спасибо моей второй половинке, что терпела меня-)

Спасибо сайту http://welcometoaltai.ru/ , много полезного можно там почерпнуть,

Спасибо Алтай, за то что ты есть!

29 июня 2019, 14:22
В балыкче раньше все было по 250... Даже хлеб если не сезон. Даже попрошайки по 250 рублей просили. Ответ был потом очень прост. Водка стоит 250 рублей в магазине... Видимо цена поднялась, по 300 за работу берут ))) На юг телецкого надо ехать минимум на неделю. И конечно же с лодкой. Там неплохие места есть на впадении рек... А долина чулышмана и Телецкое теперь тебя не отпустит никогда. Магическое место. Я в 7 раз туда поеду в конце августа на 2 недели
29 июня 2019, 11:27
Все получилось, а это главное! +
grey64
29 июня 2019, 11:35
А искупаться в Чулышмане ?
Да , Алтай - болезнь , причём неизлечимая ! Молодцы !
29 июня 2019, 11:42
grey64, я пока тапок ловил, мне хватило прощупать водичку-)))
Холодный душ с утра тоже норм-))
29 июня 2019, 14:22
29 июня 2019, 14:27
Тарын, Про Телецкое абсолютно согласен -)
29 июня 2019, 15:50
Что касаемо меня, заезжал в кемпинг Карагай по воде на Ярославце с Артыбаша. А от туда частые заброски на ГАЗ-66 почти до Кату-Ярык с последующим сплавом на рафте и с экскурсиями (Учар, Каменные грибы...) или рыбалкой (по желанию).
На Карагае шикарный пляж для отдыха "половинки" и относительно не холодной водой.))) Так что все по-интересам получилось. Хотя и не очень бюджетно. (((
29 июня 2019, 16:38
Тарын, "А долина чулышмана и Телецкое теперь тебя не отпустит никогда. Магическое место."

Абсолютно согласен. Можно объехать весь Горный Алтай, но такой ОСОБОЙ красоты не увидишь.
Хотя у каждого места есть своя притягательность.
29 июня 2019, 20:14
Егор1, карагай ооооочень дорого для меня лично. И место на реке всетаки а не на озере... Рядом есть отличный кемпинг "полундра" но я предпочитаю палаточки и минилагерь дикарями. Таки сервис на Алтае это не мое... На мягкую кровать, душ, туалет можно посмотреть и дома остальные 360 дней
Диман1975
29 июня 2019, 21:09
Ну, что сказать, всё отлично рассказано и показано. Всё-таки, как же красив Алтай! +
Sergei_L
29 июня 2019, 23:38
Отлично, прям по нашим местам, были там в 2015-м, лодка с мотором была, по Телецкому до Кыги прошли, ну и конечно на Учар и грибы сходили. Рыбалка тоже неудачная )
игорян768
621 Обь
30 июня 2019, 14:35
Да сосиски не вариант- надо что то с этим делать +++
ТОРНАДОаэро
30 июня 2019, 15:28
Ну вы экстремалы на пятерке в такие дали :) Хорошо, что кроме глушака веселья не прибавилось. Молодцы!
popranie
9 Надым
30 июня 2019, 19:06
Эээх красота. Каждый год ездил в Горный Алтай, но только в Турочак и Чемал где родня живёт. В этом году благодаря одной вашей Новосибирской гражданке побывал и в других местах вплоть до Чуйско-Катунской долины (спасибо ей, что свозила). Теперь планирую в 20-х числах июля стартануть на своём Х-Трейле из дома до Белухи (по скромным прикидкам выйдет где-то около 4000 км в один конец), да и в Чулышманскую долину заскочить. И Кош Агач посетить есть просто непреодолимое желание!!!
1 июля 2019, 10:08
Хищник123, Ваня, кстати насчет "холодильника" сильно рисковал накормить местных тайменей сосисками. ))) Уровень воды в горных реках очень быстро может меняться. У нас как-то ведро с бараниной в Катунь смыло за ночь.
1 июля 2019, 10:28
Егор1, -)) я думал об этом, и после дождя дежурил около него-)) Ну и в целом часто перемещал камни, добавляя или уменьшая их количество-)))
Powder
1 июля 2019, 14:05
"Один из самых технически трудных перевалов Горного Алтая, и в то же время один из красивейших. По сути это крутой спуск с Улаганского плато в долину реки Чулышман. Доступен только для высоких полноприводных автомобилей, однако у начала подъема всегда дежурит трактор для помощи. "
Это, наверное, писали лет 20 назад или больше... Тогда он был более-менее экстремальным и не совсем простым. Сейчас это обычная пузотерская дорога, ну, может, чуть уклон крутоват. Но ни о каком особом экстриме речь уже не идет))
1 июля 2019, 14:35
Powder, ну может быть так, я не могу утверждать как было и как щас-)) Хотя пузатерка на переднем приводе там не поднимется , дорога на первом рукаве как раз ими и разбита, хоть там и скальник-)
Думаю если бы машины улетали каждый месяц вниз, он бы получил статус экстремального, хорошо что это не так-))
мне тоже в личку писали что это детская прогулка-) Что есть и посложнее..ороктойский вроде, прогуглив, получил приятную дорогу просто на ниве надо ехать и всё-) Перепадов таких нет. Так что , как то так-) Опять же инфа процитированная вами , взята с сайта, мое мнение тоже указанно в статье-))
домовенок
206 Искитим
2 июля 2019, 09:18
Только вчера приехали от туда. Все очень красиво. Направляясь туда думал как я буду спускаться ( у меня уаз патриот). потом всю неделю жил в ожидании подъема. Но все прошло удачно. Патрик не подвел. Жили дикарями на притоке Чулышмана., в 20 км от ЮОТО.
2 июля 2019, 10:11
домовенок, да на УАЗе там проблем нет-))
Рыбу ловили?-))
2 июля 2019, 10:12
Кстати буквально вчера утвердили поездку на начало августа- УРА!
Danya
2 июля 2019, 20:09
Молодцы! Очень замечательно!
домовенок
206 Искитим
3 июля 2019, 20:48
Хищник123, ловили. поймал 8 хариусов. я их до этого в глаза не видел. а тут даже попробовал свежие подсоленые с пенным.
5 июля 2019, 22:52
Хищник123, Ваня, лодку возьми надувную - много места не займет. На правый берег Чулышмана перейти сил хватит на веслах с упреждением течения, а там и рыбалка в струях в устье Чульчи, и Учар-водопад, и Каменные грибы - все чудеса Чулышманского каньёна....
Не пожалеешь!
УПС... Сплетни готовь дома! На мухах лучше микро двойники/тройники с "липкими" крючками - сходов будет меньше. )))
6 июля 2019, 11:26
Егор1, про лодку подумаю конечно, но немного страшно-)))
А по приманкам подготовка полным ходом-))
6 июля 2019, 12:23
ищник123, ты Д" артанаьян или Джихархонян?!!! Дерзни - нет там ничего ужасного!)))
Молодость вознаграждается успехами!
6 июля 2019, 13:33
В Чулышмане не искупалсо, на Учар не сходил, хариуса еле как... - не порядок!!!!!)))))
7 июля 2019, 16:37
Егор1, Всё исправим-))
Обчанин
26 июля 2019, 15:14
Классс!!!! Всегда вози с собой алюминиевый скотч.