В поисках монстра (5.08-15.08.2004)

VIT
9 сентября 2004, 03:00
Все начиналось за столом. Как- то дремучей зимой на одной из железнодорожных встреч договорились о поездке в Монголию. Решено- сделано. 5 августа экспедиция в составе MIP, AlexC, VIT и Андрей ( представитель доблестного автограда- Тольятти) отправилась в путь. В первый же день пройдено 850 км на прекрасных авто- представителях не менее доблестной Жопонии( здесь и далее по тексту будут встречаться казахские слова прим. Автора).
И вот наступило утро- впереди граница. Всякие процедуры, досмотры. Затиры, что спутниковый телефон работает в формате GSM 900/1800.

Но все успешно, выезжаем на нейтральную полосу длиною 21 км. Последний российский оплот- шлагбаум с будкой и вот- Монголия с ее прекрасной дорогой, которую описать очень тяжело. Такой длины стиральных досок у нас в продаже нет. Но тут же по сторонам начинают бегать евражки, тарбаганы и суслики, что на нашей родной земле найти было практически невозможно. Впереди показался пост с флагом МНР. Радостные и восторженные рукопожатия местного начальства, вручение сувениров( Немирофф+ твердокопченая колбаска). Рассказ о предстоящей трудной и изнурительной работе геологов в высоких и труднодоступных горах Монголии. Все выглядело очень красиво. Мгновенное оформление документов, далее просьба подвести до ближайшего города Боян- Ульгия жену начальника( дарга) с ребенком, искаженное гримасой лицо АлексаС по этой причине и т.д. Пыль столбом на дороге, которая неожиданно расходилась на десятки дорог. Но тогда мы еще не знали, что приключения уже начались. Первые 105 км преодолено за 3.5 часа. Все прекрасно, только АлексС жаловался по дороге, что исчезают тормоза. Но страсть к поимке рыбы гнала нас вперед. И вот мы в монгольском городе( из истории- эти земли населяют казахи, которые 150 лет назад взяли эти земли в аренду). Заехали на рынок , купили мяса, заправили авто,

взяли на тестирование несколько флаконов огненной воды местного производства и вот мы уже в пути к заветной первой речке, где нам предстояло заночевать, протестировать снасти, встретить геологов из Академгородка и переехать на след. рыбное место. Не доехав последние 10м до конца единственной асфальтированной дороги в северо-Западной Монголии, остановились по причине обнаруженного люфта в переднем колесе Лехиного Прадо. Разбор колеса показал о полной непригодности ступицы. Какие-то шарики, размолотая резина, постоянные консультации и советы ретивых сторонников Жигулей( но не пива). Ясно одно, ехать далее нельзя. Послали вечерний дозор (MIP и Андрюха) на поиски автосервиса. И тут на встречу едет Прадо с америкосом. Мгновенная дискуссия, звонки по мобиле, поиски самого крупного спеца Данилы мастера. Но все безуспешно. Америка в этот раз не спасла мир.Через 20мин. появился дозор и принято решение ехать на сервис. На сервисе нас ожидала прекрасная хозяйка, правда в «положении». Но это нас никак не смутило. Из ворот выскочил местный Пол Робсон( чумазый от солидола) Потом за ним пара- тройка еще каких то спецов. Но вывод один- нужны запчасти. И вот нам поступает коммерческое предложение, что запчасти можно доставить самолетом из Улан- Батора. Но ждать надо три дня. Принято решение оставить машину, перегрузив все вещи в одну. И отправиться на первую точку. АлексС сумрачен и MIP в привате сообщает, что мир может спасти только грамотно накрытый стол с напитками. Не прошло и 40 минут и мы на месте. По причине высокой воды в реке, поиск места для лагеря занял около получаса. Нашли небольшую полянку с зеленой травой, быстро установили палатки. накрыли дастархан. Быстро приняв и немного расслабившись( даже можно сказать прибывая в некоторой легкой эйфории от напитков), улеглись спать. Но в 7 утра, все как по команде проснулись.
Легкое недомогание УМА- быстро решили эту проблему. И вот он первый подход к воде. По снаряжению Рэмбо выглядел значительно беднее. Первый перекат, первая яма. Свист палок растревожил туманное утро девственной Монголии. И вот второй заброс- VIT открывает счет. Первый хариус( харик) не впечатлил около 300гр. На свободу- товарищ. И тут все обловились.

Покидав минут десять, стало ясно- рыб есть. Уметь ловить его не надо. Все на поиски главного трофея- монстра харика. Короткие перебежки. И вот на берег выволочен первый- более 2500 грамулек.
Повезло местному корифею- Vitу. За три часа поймано много . Но Catch and Release- Basic принцип первых членов Новосибирского клуба рыбаков в действии. Взято всего лишь несколько штук на пропитание.
Но Дастархан звал обратно в лагерь.

Продолжение следует.
Федя
18 июля 2005, 20:00
Среди завсегдатаев сайта есть ихтиологи? На мой взгляд, это не сибирский хариус. Путешествуя по Байкалу я ловил другую разновидность (тоже достойного размера) - байкальского хариуса. В общем он, последний, хорошо описан в, к сожалению, редкой литературе. Прогонистый, с острой головой, не очень большим спинным плавником. Вкус, конечно, не тот. Хотя он составил основной наш тогдашний рацион. (Время было перестроечное - магазины были пусты...). Начиная со "Святого носа", а плыли мы с юга на север, хариус (также - ленок) заражен гельминтами - аскаридами, живущими в воздушном пузыре. Опасности для человека они не представляют. Если будете чистить рыбу - не говорите своим спутникам о неприятных находках....
И еще. Хариуса в НСО было всегда много. В прошлом году его ловили в Берди в районе Коена, в котором он водится до сих пор. Очень много хариуса я встречал в районе Пихтового гребня, где он водится практически во всех ручьях. Из разговора с лесничим Егорьевского заказника я узнал, что он в больших количествах брал со льда на запруженных ручьях на отрогах салаирского кряжа.
Отнести хариуса к исчезающим видам в НСО - на мой взгляд не было достаточных оснований. Ну да чтож сделаешь...
29 декабря 2005, 15:33
Монгольский (Западно-Монгольгоский во всяк случае) хариус - Эндемик, называют его ещё чёрным. спортивные и вкусовые качества - превосходныё! Одна беда вывозить его из Монголии проблемно, на границе то карантин то золотуха, но мужики кил 50 вывозят, гарантий при этом в каждом отдельном случае - никаких.