Знакомство с тайменем

Абориген
6 декабря 2011, 16:35

…Начиная от селения Палево (в переводе на русский означает «Горное селение) у истоков Тыми и, кончая ее устьем, большинство названий так или иначе связаны с родом занятий древних нивхов. В Тыми водится крупная благороднейшая лососевая рыба - таймень. Она достигает веса до сорока кг. Мясо тайменя белое и нежное, является деликатесом даже у таких рыбоедов - гурманов, как нивхи. Таймень водиться по всему бассейну Тыми. Эта рыба любит светлую студеную воду. Особенно много ее в реке с изумительно прозрачной водой, которая так и называется Кунвд, что в переводе означает: Белая. Любопытно отметить, что и русские назвали эту реку Белая. На берегу реки стояло стойбище Хой-Худво -„Селение, где добывают тайменя“.

Владимир Санги-нивхский писатель

Сахалинский таймень, или чевица (Parahucho perryi).

"Чевица обитает в бассейнах Японского и Охотского морей. В море далеко не уходит, обычно обитает около устьев рек, где скапливается во время ската молоди лососей, или в солоноватых лагунах и озерах, сообщающихся с морем. Из моря неоднократно заходит в пресную воду..."

Алексей Цессарский, ихтиолог, Администратор сайта "Рыбак Рыбака". http://www.rybak-rybaka.ru/

Заинтересовавшись этой мощной и довольно редкой даже для Сахалина рыбой, я однажды с моим напарником Анатолием Якубовским целенаправленно поехал на реку Лангери. Это очень красивая горная река с многочисленными перекатами и глубокими ямами на севере острова. Река протекает среди гор и один участок ее примерно 35-40 км. длительное время был редко посещаем местными и приезжими рыбаками из-за отсутствия дорог. Добавлю, что в то время тайменя разрешалось свободно ловить на рыболовные снасти: спиннинг или удочку.

В первый день мы разделились с моим другом; он решил проплыть по реке на резиновой лодке, а я решил порыбачить на спиннинг. У меня в тот раз был на вооружении примитивный алюминиевый спиннинг оснащенный «Киевской» катушкой.

Рыбаки со стажем знают, с каким волнением подходишь к незнакомой речке, про которую очень много приходилось слышать. Я оставил свой джип на берегу и спустился к речке. Недалеко заметил перспективное место для рыбалки: после переката была громадная яма, в которой даже с высокого берега не просматривалось дно. С первого же заброса я вытащил солидного кижуча уже в брачном наряде. Мощная 4-х кг рыбина достойно сопротивлялась.

Кому приходилось сражаться с этим лососем, тот знает, какой это тоже серьезный противник для рыболова. Однако, мы забрались в этот медвежий угол в основном за тайменем.

Я решил пройти немного ниже по течению, где река делала крутой поворот и сразу после него была очень хорошая яма. Место было очень красивое, река со всего маху била в громадную скалу и после неё медленно растекалась по широкому плесу. Подойдя к берегу, я сразу увидел несколько больших рыбин близко от поверхности воды. Что было интересно, эта небольшая стая из 7-8 штук расположилась широким треугольником против течения, причем самая большая рыбина стояла в его вершине.

Приготовив спиннинг, и сильно размахнувшись, я забросил свою блесну под противоположный берег и начал медленно крутить катушку. Блесну мне было хорошо заметно, когда она заманчиво вращаясь, проходила мимо самой большой рыбины, та довольно неохотно двинулась вперед и „железяка“ исчезла в ее пасти. Я сделал плавную подсечку, и тут начались «танцы на воде»… Рыба устремилась сразу же в глубину, и хотя у меня на катушке была крепкая леска, я засомневался, а выдержит - ли она этого речного «крокодила»? Как оказалось позже, это был таймень, который потянул около 15 кг. Мы поборолись с этим красавцем довольно продолжительное время, причем мой спиннинг не выдержал этой борьбы и сломался посередине. Поэтому мне пришлось прямо за леску вытащить этого монстра на берег. Когда я увидел тайменя на берегу, то не поверил своим глазам, таких больших рыбин я еще не ловил. Да и не видел никогда столько тайменей одновременно.

Я кое-как успокоился и начал ремонтировать свой спиннинг. Пока возился со своей снастью, остальные рыбины смылись от греха подальше. Скрепив обе части удилища, я еще несколько раз забросил блесну в «клевое» место, однако безрезультатно. Подумал, что на сегодня мне хватит с лихвой полученного адреналина и рыбы, и двинулся обратно в сторону машины. Такого великолепного улова я не ожидал от этой речки в самый первый день.

Очень довольный и счастливый, я вернулся к нашему джипу и стал ждать напарника. Наконец, с верховьев реки показалась знакомая лодка. Как только я помог Анатолию выйти на берег, он начал расспрашивать, где мне удалось поймать таких красавцев. Вот он Зенит Славы! Мне было тоже интересно узнать, какое впечатление произвела эта речка на бывалого и опытного рыбака.

Демидыч стал охотно рассказывать, что речка просто замечательная: очень много перспективных мест для ловли гольца, кунджи и кижуча, красивая природа и т.д. Кроме этого, у него тоже солидный таймень клюнул на тампон, но он не смог его одолеть, т.к. не выдержал поводок. Так, наконец, состоялось наше первое знакомство с этой богатой речкой.

За последующую неделю мы с напарником поймали еще несколько трофейных тайменей. Причем большинство экземпляров были пойманы нами в основном на тампоны из лососевой икры на поплавочную снасть. Очевидно, любую блесну практически незаметно на фоне большего скопления крупной рыбы. В тоже время, против ярко-красного икряного «шарика» размером с голубиное яйцо, этот реликтовый прародитель лососевых не мог устоять. Не могу утверждать, что мы с Демидычем нашли самый надежный способ ловли тайменя в этот период, но, больше мы ни от кого не слышали о подобном успехе. В принципе, я никогда не стремился поймать много рыбы, но эту рыбалку я запомнил на всю оставшуюся жизнь. В последующие годы мне приходилось несколько раз ловить трофейных тайменей, но только по принципу «Поймал – Отпусти».

…Через несколько дней в нашей команде появился сын с моим племянником из Сибири. Слава привез с собой видеокамеру и старался запечатлеть великолепную сахалинскую природу, поэтому у него не очень получалась с рыбалкой. К тому же мой друг из-за своего азарта всегда был впереди всех на любом перспективном месте, значит, у племянника практически не было никаких шансов поймать приличного тайменя.

Про моего давнишнего компаньона по рыбалке Анатолия Якубовского нужно сказать особо. Это, действительно, профессор сахалинской рыбалки, как мы его часто называли в своем кругу. Анатолий всегда удачлив по любой рыбе и на любом водоеме. Но переживает как мальчишка, когда кто-то его переловит или поймает более крупный трофей...

Стоял сентябрь – самое замечательное время на Острове. Хотя ночью и по утрам было уже довольно прохладно, дни стояли солнечные и жаркие без дождей - настоящее «бабье лето». Однажды мы тоже вместе со Славой проплыли на лодке по Лангери, даже увидели одного приличного медведя. «Винни Пух» беззаботно бродил по речке и набивал свой живот вкусной рыбой, стараясь запастить жиром на долгую зиму. Однако, он своевременно нас заметил и быстро исчез в прибрежных густых кустах. Мне очень хотелось, чтобы мой племянник, наконец, тоже получил свой адреналин от борьбы с настоящим тайменем, но удача и в этот раз обошла Славу стороной.

...Оставался всего один день до нашего отъезда домой, и я решил немного схитрить и сказал Демидычу, чтобы он приготовил чай, а мы со Славой еще на одну хорошую ямку сходим. Было у нас одно еще место, где мы обязательно выхватывали приличных таймешат. Дорога заняла минут 15 до места ловли, мы подготовили свои снасти и начали ловить рыбу на тампоны. Попадался изредка некрупный голец и кунджа.

После одной из очередных проводок, я начал подматывать леску и вдруг заметил, что за поплавком моей удочки кто-то устремился и, увидел бурун от крупной рыбы. Мне стало понятно, что это таймень вышел на охоту и принял ярко - желтый поплавок за наживу. Сразу же я крикнул Славе, чтобы он быстрей подошел ко мне и забрасывал удочку примерно в то место, где была замечена атака на поплавок.

Вот поплавок стало выносить ближе к перекату, и Слава начал медленно подматывать леску. В это время я заметил какое-то движение позади поплавка и предупредил своего напарника, чтобы он прекратил подмотку. Почти сразу же поплавок ушел под воду, это была настоящая поклевка...

Рыбак сделал резкую подсечку, и вот тут-то начались «танцы на воде»... Чувствовалось, что на крючке сидит хороший экземпляр, который заставил нас поволноваться минут 15-20. За снасть я не опасался, но Слава был еще неопытным «таймешатником». Несколько раз ему удавалось подтянуть тайменя почти к самому берегу, но речной разбойник стремительно вновь уходил на фарватер. Вскоре, рывки его стали слабее, оба противника были измотаны поединком. Общими усилиями мы справились все же с этим монстром без подсака. Племянник был очень счастлив. Не верилось Славе, что этот трофейный 15-кг таймень был выловлен на такую изящную снасть.

У нас было еще немного времени для рыбалки, и мы прошли к следующему месту, чтобы закрепить наш успех. После длинного переката река делала крутой поворот, на котором беспорядочно по всему руслу валялись громадные валуны. Напротив, в реку впадал солидный ручей с кристально чистой водой, дальше начиналось широкое плесо с глубокой ямой. Слава первым забросил удочку прямо туда, где вода бурлила между громадных валунов. Буквально сразу же последовала молниеносная поклевка, Слава резко подсек, и у него на удочке оторвался поводок с крючком, хотя он был из очень прочной лески. Мы подумали, что крючок, наверное, зацепился за камень. Я нацепил тампон и тоже забросил свою снасть в самые буруны. Поплавок успел проплыть только пару метров, как последовала поклевка; резкая подсечка - я также остался без крючка. Я заменил поводок, выбрал самый крупный тампон и, надеясь на удачу, вновь забросил снасть в реку.

Поплавок успел проплыть только 3-4 метра, как сразу же вновь исчез под водой, я резко подсек и тут почувствовал, что на крючке в этот раз сидит что-то особенно серьёзное. Я пытался притормозить, но понял, что это бесполезно - снасть просто не выдержит нагрузки, и леска лопнет или удилище сломается. Наконец, леска остановилась, очевидно, рыба утащила тампон в самую глубину. Я снова попробовал натянуть леску, чтобы сдвинуть хоть немного с места рыбину - пока неизвестно какую, хотя и предполагал, что на крючок попался особенно крупный таймень.

Моя удочка изогнулась почти в колесо под непомерной нагрузкой, но рыба даже не тронулась с места. Наконец, леска медленно пошла по течению и появилась возможность немного приблизить к себе рыбу. Чуть позже я увидел поплавок, который медленно начал приближаться к берегу, и через несколько минут увидел своего противника. Это был громадный таймень, и я понял, что в этот раз у меня нет против него никаких шансов. Предполагаю, что рыба была весом около 30 кг, так как я не мог тайменя стронуть даже с места и только ходил за ним по берегу.

На «привязи» у тайменя я был примерно минут 40, он ушел снова в самую глубину ямы и там стоял, только леска звенела от напряжения. Через некоторое время я попробовал потянуть снасть к себе, неожиданно очень легко она пошла, я увидел, что у самого крючка леска, перетерлась об острые зубы “крокодила”.

Мы не стали особо сокрушаться по этому поводу, самое главное - Слава сегодня добился положительного результата и сможет показать своим друзьям, какого он тайменя выхватил на простую удочку. Он много раз приезжал ко мне в гости на Сахалин, но не всегда его друзья верили нашим совместным рыбацким успехам. Правда, таких экземпляров в моем активе еще не было.

Мы собрали свои снасти и пошли назад к машине. Наутро, к сожалению, у нас уже не было времени еще раз попробовать сразиться со вчерашним речным разбойником, и я не знаю, кто смог бы справиться с ним обычной снастью...

Добавил видео по теме...

Просьба извинить за нермативную лексику...

PS. Могу предположить, что некоторые из прочитавших эту историю рыболовов подумают - после таких рыбаков и тайменя совсем не стало... Однако хочу повторить, что раньше (примерно до конца 90) разрешалось ловить тайменя на Сахалине любительскими снастями (удочка и спиннинг) без каких-либо ограничений. К тому же довольно редко кто мог похвастаться таким уловами.

Это теперь сахалинский таймень занесен в Красную Книгу, но, ИМХО отнюдь не по причине рыболовов - любителей... Кому интересно, этот материал напечатан в №103 за декабрь 2011 журнала "Охота и Рыбалка 21 Век".

Северный
7 декабря 2011, 18:20
Классный отчет, обалденные фото!!!!
5+++++++!!!
Красота. +
Dust
9 декабря 2011, 10:23
отлично! Таймень - вот она рыба моей мечты )))
Lucky8
9 декабря 2011, 18:22
а как делаются тампоны из икры?
Абориген
10 декабря 2011, 00:53
Lucky8, Если у твоей подруги или жены есть колготки (тонкие), то уговаривашь их отдать тебе для рыбалки... На речке нужно завернуть примерно чайную ложку свежей (несоленой) икры в капрон, затем затянуть крепко ниткой, лишнее отрезать... Получаться "шарики" как на фото... Осторожно цепляешь крючком с края тампон и забрасываешь... Мы использовали проводочную снасть для такой рыбалки... На ДВ вся рыба клюёт на такую наживу...

Если хочешь, глянь на http://aborigen.rybolov.de/video/osennjaja_langeri
там мой друг вяжет тампоны. Только изв. видео старое (оцифрованный аналог низкого качества) ;+)