Река Снежная или научный подход в поиске рыбы!

egorushka
20 апреля 2010, 03:00

Серая нитка федеральной трассы М55 с тихим шелестом ныряла под колесами моего автомобиля и, вынырнув из-под днища, улетала на восток, где в лучах утреннего солнца просыпалась столица Республики Бурятия. Лирические композиции Pink Floyd альбома «Wish You Were Here» навевали романтические грезы, а воображение рисовало захватывающие приключения предстоящей экспедиции на аэролодке по реке Снежной…

…«А начиналось дело вот как»…

Ю. Визбор

Здесь лежит версия отчета с фотографиями: http://www.baikalsibtur.com/forum/viewtopic.php?f=14&t=31

Раннее утро 16 апреля 2010 года застало меня за завтраком в придорожной познОй на выезде из г. Улан-Удэ. Волнение от предстоящих приключений не давало сосредоточиться на поглощении шедевров национальной бурятской кухни, но впереди лежала автомобильная дорога длиной в 250 километров, и заправиться калориями было необходимо. Наскоро запиваю вкуснейшие позы чаем с молоком, сажусь в автомобиль, пристегиваюсь и начинаю постепенно набирать скорость.

За спиной осталась суета городов, чиновники от лесного хозяйства со своей бумажной и бюрократической волокитой, смог и весенняя распутица. А впереди, раздвигая горизонты, заполняя собой все пространство, разливался океан приключений, который назвать работой язык уже не поворачивался.

Этим же утром навстречу мне из городу Иркутску выдвинулись еще два экипажа. Первый на а/м «Газель» с двумя строителями, снаряжением для базы и строительными материалами. Второй с Алексеем и Василием на аэролодке от лодочной станции «Ерши» по Ангаре до Байкала и через Байкал до реки Снежной. Точка рандеву – турбаза «Теплые Озера».

В начале 11-го раздался телефонный звонок и хриплый голос Алексея сообщил, что вышли на Байкал, лодка ведет себя отлично, замерзли, греются чаем из термоса, подробности при встрече и через час будут на месте. Нога непроизвольно давит на педальку акселератора и приходится, чтоб не пуститься вскачь, сдерживать себя буквально удилами. Сбрасываю газ до 120-ти, прибавляю громкость и, блаженно улыбаясь, погружаюсь в мечты, не забывая о контроле над дорогой.

Как не торопился, но к первому рейсу я опоздал и прибыл к «Теплым» только тогда, когда в дали стихал шум винтов. Здороваюсь с нашим водителем и начинаю, неторопясь переодеваться в походные одежды. Чуть более часа ожидания и авиационный гул со стороны гор сообщил, что лодка рядом. А вот и она, вынырнув из-за поворота, взлетела по снегу на косогор, лихо развернулась на 180*, подняв облако снежной пыли, и, взревев напоследок, замерла. Из лодки вышли два «фантомаса», здороваюсь с компаньонами и начинаем погрузку.

Странно устроен человек! Почти год напряженной работы, месяцы ожидания лодки и приготовлений к строительству, часы ожидания встречи… А вместо восторженного: «Ну, как?!» обыденное: «Привет, давайте грузиться». Правы были классики, когда писали свое бессмертное – «…Внизу был битый лед, трещины, холод, пустота. Тайна раскрыта, цель достигнута, делать больше нечего и надо менять профессию. Но печаль минутна, потому что звучат хоры, стоят шпалерами гимназистки в белых передничках…».

И вот уже тяжелогруженая лодка пробирается в хитросплетениях проток вверх по реке, выскакивая из воды на полуметровые ледяные нажимы и прыгая обратно в воду, распугивая уток и кренясь на поворотах. Берега проносятся мимо с поразительной скоростью и ты, держась за поручни, что бы ни вылететь за борт, с кристальной ясностью понимаешь, что мечта начинает обретать конкретные формы.

Всего 22 минуты потребовалось для преодоления 3-х часового пешего перехода, прогресс…

Ребята уже установили палатку, раскопали яму под костер, свалили хорошую сушину и поджидали нас для получения следующих указаний. Пока разгружаемся, Василий вооружатся буром и удочками, встает на лыжи и спускается на яму к месту впадения Селенгинки в Снежную. За пару часов лед на площади 150 квадратных метров превращается в дуршлаг, не принося ничего в копилку рыболова. Но неудача не смущает нашего эксперта, он уверен – рыба в реке есть 100%! И Вася с воодушевлением начинает планировать завтрашние поиски крупного хариуса и ленка, и городить новые настрои.

Остаток дня прошел в хозяйственных хлопотах и обустройстве лагеря. Снега для середины апреля непривычно много и поляна к вечеру покрывается разветвленной сетью траншей, переходов и ходов сообщения.

Утро встретило нас плотным снегопадом. Развожу костер, поднимаю комендантский взвод (состоящий из двух человек) и заставляю пинать снег в поисках, оставленных с вечера вещей. Хоть и предупреждал народ, что бы не бросали вещи, где попало, но пока сам на грабли не наступишь – не поймешь, о чем речь. Хорошо, что вечером по старой привычке воткнул топоры в чурку.

Кипятим чай, завтракаем и, под все усиливающимся снегопадом, выдвигаемся к машине за следующей партией груза.

Вниз слетаем за 15 минут. Грузимся, прощаемся с водителем «Газели» и малой скоростью идем на базу. Палатка желтеет сквозь снежные хлопья, из трубы поднимается гостеприимный дымок. Еще несколько часов проходит в хлопотах. Обед проходит за обсуждением предстоящих действий.

На поиски рыбы решено двинуться вверх по течению, исследуя перспективные, на взгляд Василия, ямы и плесы. На все вопросы как узнать где рыбий дом и стол Вася отшучивается: «Вот поймаем, тогда и расскажу», а пока мы просто едем вверх по течению сквозь снегопад.

Одна яма сменяет другую, множатся лунки, меняются позиции от «под берегом» до «рядом с промоиной», но рыбы нет. Хотя на одном из плесов было что-то вроде поклевки, а может и просто зацеп за дно. Алексей уже не вылазит из лодки, а просто валится на сиденье подремать, а мы с Василием исступленно перфорируем ледяной панцирь реки в тщетных попытках кого-нибудь поймать.

Где ты рыба?

[image=2010-04-54db686d6ca9c68641e7f9df5ff5d63c.jpg]

«Вась, а может быть погода виновата? Снегопад, давление совсем низкое – вот и не берет» - говорю я в слабой надежде хоть как-то оправдать неудачу.

«Нет, погода – ни при чем. Просто не нашли мы рыбу» - отвечает Вася рассеяно и, что-то бормоча поднимает бур и идет бурить новую лунку.

Скоро Алексею надоедает спать и он предлагает вернуться на базу перекусить. Садимся в лодку печальные, но не сломленные. На обратном пути жестами показываю Василию место мимо которого проскочили, посчитав его бесперспективным, Вася в ответ кивает головой , мол понял, поговорим потом.

За обедом Алексей отказывается ехать на поиски рыбы, ссылаясь на дела в лагере, и я тоже принимаю решение остаться размечать место под баню и клеймить лес. Вдруг Вася издает крик: «Понял, ей-богу понял почему, там, где мы искали, нет рыбы!». Раз понял, так бери лодку и катись, рыбачь – отвечает Алексей, а мы тут поработаем. Берем лопаты и идем копать снег, а Василий встает на лыжи, собирает удочки в сиротский рюкзачок и вот уже его понурая фигурка скрывается в снежной пелене…

Пара часов незаметно пролетела за работой. Подходим к костру и только когда стали наливать чай заметили, что Васи нет, а время уже почти 7 вечера. Обеспокоенный отсутствием товарища сажусь в лодку и всех парах несусь вверх по реке. Вскоре замечаю одинокий холмик рыболова на ровной снежной поверхности. На душе сразу полегчало – жив. Еще не успев подъехать, вижу, как Вася радостно начинает скакать на льду размахивая руками, подъезжаю ближе и о чудо – в Васиной руке хариус!

«Я же говорил, что понял, где искать!» - торжествует Вася. Хариус хорош, грамм на 350 потянет. Ладно, твоя правда, эксперт. Беру бур, удочку и иду бурить свое отверстие счастья. Лед больше метра, но барнаульская сотка легко справляется с поставленной задачей и вот уже мой настрой исчезает в глубине. Не успел я устроиться, как за спиной раздается… нет, не крик – рев: «Лено-о-ок!!!». Оборачиваюсь, ко мне скорой скособоченной рысью приближается Василий, лицо скомканное счастьем, дрожащие руки сведены судорогой… Налетел, чуть не сбив с ног и выдохнул в меня одно слово: «Сигарету»! Даю счастливцу прикурить, а он, подпрыгивая мячиком, пытается мне рассказать о том как он его на лед за губу, да вот такого – разъезжая руками в стороны стонет Вася.

Почти бегом возвращаемся к Васиным лункам. Ленок действительно хорош, больше полутора килограммов. Быстро бурюсь ниже по течению и чуть в сторону, что бы не перекрывать ход рыбы по плесу и сразу выдергиваю приличного хариуса, следом второго. Победоносно поворачиваюсь к коллеге и вижу, что он сидит немой от счастья на стульчике, а под ногами прыгают и кувыркаются в снегу уже 3(!) ленка!!!

И тут, как говорится, нам поперло!... Нашел наш специалист ту самую рыбью тропку, нащупал всем своим багажом знаний и опыта, чутьем своим рыбацким уловил, где должна она быть эта самая тропа! Понял по тем неуловимым для простого рыболова признакам, как искать и вот она – рыба!

Закономерность.

[image=2010-04-fa5c5d57dc62b7292b353a2e2f99da7f.jpg]

Сумерки – волшебное время…

[image=2010-04-ebb42e9ebaf9aa3148c076f42cefb57e.jpg]

Вечерело, в тучах появились разрывы, и серое покрывало облаков покрылось синими и розовыми заплатками, а заснеженная тайга приобрела магическую предзакатную глубину. Пора было собираться.

Обратный путь на адреналиновой волне пролетел незаметно и вот уже Алексей с глуповатой улыбкой разглядывает наш улов, состоящий из 4-х ленков и 9-ти хариусов. Если бы это происходило рядом с городом или деревней, то вердикт был бы однозначным – купили, а в этой ситуации…

Вечер прошел за смакованием подробностей того, как резко сгибался сторожок, как гнулся хлыстик удочки, какими сильными были толчки рыбы, как заводили рыбу в лунку и как тряслись руки. Конечно же, под руководством гуру от ихтиологии, вязались новые снасти, подбирались мухи и наживки, пился душистый чаек и травились рыбацкие байки.

- Сколько времени, Игорь? - спросил вдруг Алексей.

- Семь минут первого, а что? - отвечаю.

- А то, что от лица фирмы поздравляем тебя с днем рождения и желаем…

Надо же, совсем забыл, а Алексей уже вручает коробку с ЖПС навигатором Garmin Oregon-450 и Вася жмет почетно руку.

Оставшееся до сна время сидим и учимся забивать точки, прокладывать треки и рассматриваем карты Хамар-Дабана.

Всю ночь мне снились ленки и сторожок нырял за край лунки, а 6.25 без всяких потягиваний вскакиваю в обувь, надеваю пуховик и развожу костер. Следом, опухшим филином к костру слетает Вася. Алексея тоже не пришлось долго раскачивать и вот уже гудят и греются моторы судна, и мы втроем по сигарете, как перед боем.

Лунки не замерзли, только слегка сузились по краям. Рассверливаем и вот уже настрои летят темную воду. Глубина подо льдом около 60-ти сантиметров + толщина льда метр и в связи с этим проводим Алексею инструктаж как вываживать рыбу и гасить потяжки, что бы не оборвать снасть. И первая рыба клюнула у него почти сразу же, и под грамотные советы очень быстро оказалась на льду.

Вот и счастье Алексею!

И Васе.

Клевало отлично, с интервалами минут в 15. Как сказал Василий, за это время рыба делает обход кормовых позиций и снова оказывается под лунками. Через полтора часа клев стал стихать, а еще через 10/15 минут прекратился совсем. Печально, только вошли во вкус.

- Мужики слышите, вода журчит и лед потрескивает? – спросил Вася.

- Слышим и что это значит?

- А значит это то, что воды прибавилось, направление струи поменялось, и рыба переместилась. Надо думать. Ага, вот бугор, туда свал, струя здесь, бурить там!

Беру бур, отхожу на полтора метра в сторону и так же вниз по течению, бурю. Пока черпаю лед из лунки, бурится Вася, а я запускаю настрой в лунку. Не идет настрой, уперся во что-то… Приподнимаю удочку, что бы освободить леску… и ору как сумасшедший – сидит! Сидит, да еще какой! Сразу в лунку идти не хочет, с трудом сдерживаю рывки сильной рыбы, сдаю с катушки немного лески, но вот рыба нехотя заходит в лунку, руку по жабры – есть! Хариус больше килограмма – достойный трофей!

И мне немножко…

[image=2010-04-1447adc2c9f9fbae1c4183382dc3bf5c.jpg]

Фото на память, рыбу на лед. Вася поднимает хариуса, рассматривает его и выдает вердикт – хариус проходной, зашел в реку на нерест, самец, старше 5-ти лет. Наука, так ее!

А Алексей у свежей лунки уже снимает с крючка его собрата, а Вася комментирует: а вот этот местный, трехлеток, самка, половозрелый.

Солнце пригревая поднималось все выше и выше. Становилось по-апрельски жарко, вода прибывала и мы, посидев на лунках минут двадцать смещались от замолкавших лунок вниз по течению и ближе к берегу, где вновь и вновь кивал сторожок и удочка упругими толчками передавала в руку тугие потяжки рыбы.

Хариус был разный и проходной и местный. На особо удачной лунке мне удалось за 10 минут выдернуть 9 хариусов и двух ленчишек, но Алексей пробурился ниже и лунка перестала работать. Кстати, эту закономерность мы так и не разгадали. Стоило кому-нибудь пробуриться рядом, но в правильном направлении, как предыдущая лунка замолкала, а новая начина работать. Причем рыба совсем не боялась шума.

Так за веселым перемещением прошло 3 часа, как ни грустно уезжать, но нужно было собираться в обратную дорогу. Алексей взял из лодки ведро и пошел собирать улов, Василий поднялся, разминая затекшие члена и тут…

Сторожок неуверенно кивнул раз, кивнул два и я еле успел подхватить ныряющую в лунку удочку. Подсекать не имело смысла, так как рыба перла как паровоз! Спасибо, выработанному за последние часы рефлексу вовремя нажимать рычаг фрикциона! При первом рывке отдал в лунку метра три флуорокарбоновой лески диаметром 0,2, второй рывок унес еще около полутора метров, но, походив несколько минут, рыба начала сдаваться.

- Иди ко мне, родная ты моя, не бойся! – приговариваю, стоя у лунки на коленях.

Вася опять прыгает рядом и даже пытается хватать леску руками, но я, хоть и с трудом, отгоняю его в сторону. Но Вася не уходит далеко и все пытается помочь и пригодился Вася! При очередном подъеме леска встала!!! Блин! Зацеп верхней мухи за край льда – прощай моя Большая Рыба! Даю слабину и о чудо, контроль над рыбой не утрачен. Поднимаю и опять леска встает. Так продолжается несколько раз.

- Вася, палку! – ору я из всех сил.

Василий приносит рогульку, которой мы уже несколько раз освобождали настрои. Заглядывает в лунку и говорит, что это не зацеп, а лека сделала пропил во льду и верхняя мушка не дает снасти идти дальше. Легким движением Васиной руки снасть освобождается. И вот я уже могу видеть, как заслоняя все пространство 100 миллиметровой дырки, появляется голова ленка и передо мной встает вторая проблема – как завести его в эти 10 сантиметров. С четвертой попытки мне это удается. Привычным за сегодняшний день движением руки Большая Рыба извлекается на свет, поднимаю голову и глаза-В-глаза встречаюсь с Васей.

- А-ааааа!!! – орем мы хором, - А-ааааа, есть!!!

Вот так подарок к моему дню рождения сделала мне Снежная! Ай да спасибо тебе река и низкий поклон!!!

Отличный подарок!

[image=2010-04-3b1d0fffe09446c7fd0290e59ba11b05.jpg]

Последний трофей апофеозом рыбалки ложиться в переполненное ведро, заводится мотор и лодка катится неторопясь в лагерь, где на костре к условленному часу должно висеть ведро с кипящей водой, ожидая рыбу.

Уха была выше всех похвал! Душистая, густая, сладкая и сытная она елась степенно и неторопясь. А после чай густой. И никаких комментариев, а только вздох полного удовлетворения и тихим голосом как будто про себя: «Да, славная была охота!»

[image=2010-04-e15a1780238717770cad18c97351a1f9.jpg]
brd577
21 апреля 2010, 01:15
Отличный отчет, много хороших,положительных эмоций. Жалко нет фоток, кстати я пользуюсь вот этой программой для сжатия и размещения фото на форумах.

Пиши еще, я очень рад за вас, за вашу прекрасную рыбалку.
Будет возможность скинь фотки в личку, электронка в настройках.
slepyha2008
21 апреля 2010, 02:25
Прямо не отчет, а ОТШЕТИЩЕ!!!!!!
Вам бы книги писать.
Отличный отчет!!!!!!!!!!
tvn
21 апреля 2010, 14:22
Отчет опять выдающийся! :-)

написал тебе по Эл.почте = посмотри
еще вот подумал, когда читал твой отчет - у тебя при вставке фото многовложенность!?

[URL=http://www.radikal.ru][IMG]http://s53.radikal.ru/i140/1004/9d/38a48a7d4b0a.jpg[/IMG][/URL]

попробуй попроще:
[URL=http://s53.radikal.ru/i140/1004/9d/38a48a7d4b0a.jpg]

я когда твой предыдущий отчет перекидывал - при открытии окошечка "Вставить/Редактировать изображение" просто вставлял скопированную строку "http://s53.radikal.ru/i140/1004/9d/38a48a7d4b0a.jpg";
Molotok
21 апреля 2010, 15:12
Dust
21 апреля 2010, 15:51
«Да, славная была охота!» :-) Пиши еще!
brd577
22 апреля 2010, 01:58
Обалдеть! С фотками Вообще прелесть. Молодцы.
нептун
22 апреля 2010, 03:01
ПРОЧИТАЛ КАК СКАЗКУ
ОсинцевОлег
24 апреля 2010, 00:35
Классный рассказ. летом туда поеду.
fsmn
12 июня 2010, 13:34
лучшая программа для изменения размеров фоток налету от Майкрософт (выделяем в папке, жмем правой кнопкой "ресайз ту ...х..." и готово) :-)