Я снова на речке, я снова на сплаве!

29 июля 2012, 16:37

«Проплавал Федот без малого год. Ел халву, ел хурму - а свое держал в уму!

Чудес в мире - как мух в сортире, а нужного чуда - не видать покуда.

Тревожится Федот - время-то идет! Решил без истерики: съезжу до Америки.

Плывет Федот средь бескрайних вод, впереди - закат, позади - восход.

Вдруг средь похода - спортилась погода...»

Леонид Филатов «Про Федота - Стрельца удалого молодца»

Река Поронай (в переводе с айнского означает «большая река») берет начало на западном склоне Восточного хребта. Ширина русла в нижнем течении достигает 350 м, а глубины 8-10 м. Примерно за 80-100 км от устья Поронай доступен для плавания мелких речных судов.

Длина реки — 350 км, площадь бассейна — 7990 км². В административном отношении река протекает по Тымовскому, Смирныховскому и Поронайскому городским округам Сахалинской области. Берет начало на Набильском хребте в системе Восточно-Сахалинских гор, протекает по заболоченной Тымь-Поронайской низменности, впадает в залив Терпения Охотского моря. В устье реки расположен город Поронайск. Поронай пересекается только двумя мостами, оба (железнодорожный и автодорожный) находятся рядом друг с другом в среднем течении реки между посёлками Победино и Первомайск. Долина реки, особенно междуречье Пороная в нижнем течении и реки Оленья, изобилует озёрами, крупнейшие из которых — Уютное, Пика, Кульча, Незаметное. Реки системы Пороная богаты нерестилищами лососёвых рыб.

Однажды мне предоставилась возможность вместе с моим приятелем Борисом -- местным аборигеном, родившимся в Тымовской долине, осуществить давнишнюю задумку, т.е. проплыть по самой продолжительной реке Сахалина Поронай. С большой натяжкой могу себя также причислить к этой категории, имея за плечами более 2-х десятков непростой Жизни на самой страшной бывшей сахалинской каторге...

«Наблюдения за поведением тайменя в реке Поронай подтверждают, что после нереста не все хищники уходят в море, большая их часть остается в реках. Отнерестившись, таймень обычно в середине июня после спада горной воды начинает спускаться вниз, занимая подходящие ямы для своего летнего стояния. Обычно в этих ямах живет пара экземпляров одинаковой величины (если они крупные по 20—30 кг). Никогда летом не доводилось встречать трех или больше таких рыб в одном месте. Тайменей же весом меньше 15 кг может быть в одной яме несколько.»

Для реализации своей идеи мы подготовили пару резиновых надувных лодок: одну под наши вещи, которые настоящие туристы называют «шмурдяком», в другой с относительным комфортом расположились сами. Причем, лодку с грузом привязали наглухо к первой, при этом была достигнута хорошая маневренность нашего каравана. Стартовать решили с Северной Хандасы - так называлась одна из заброшенных деревень на Сахалине. В течение нашего водного путешествия мы предполагали ловить рыбу и немного охотиться по пути на уток для обеспечения своего пищевого рациона. Нам предстояло проплыть по реке почти 1,5 сотни км на протяжении которых были только непроходимые болота и никакого намека на людей.

Преждупреждаю всех без исключения: если вы когда-нибудь решитесь на подобную авантюру, то вы должны быть готовыми к любым превратностям судьбы, начиная от природных катаклизмов, встречь с медведями и лихим людом, также другим неожиданностям. Как в награду после успешного сплава вы получите море адреналину и незабываемых впечатлений, которые, несомненно, компенсируют все неприятности в пути...

Я отнюдь не «Лермонтов-Кумач», поэтому отчет об этом сплаве решил составить в хронологическом порядке...

14.09.

08.00

--Выехали рано утром из дома на УАЗике, вначале несколько десятков км по так называемой федеральной трассе, затем по «убойной» дороге еще немного, кое-как преодолели уже необслуживаемый никем ж-д переезд, вот и бывший поселок.

--Разгрузились на берегу реки Поронай, накачали обе лодки, распределили и упаковали груз.

--Сфотографировались на память, если с нами что случится, то останутся кадры, перекусили с бутылочкой коньяка, тепло, мошка донимает.

10.00

--Расчехлили оружие и подготовили спиннинги к бою с речными разбойниками.

--Отчалили, Поронай плавно принял на свою спину наши суденышки, мошка сразу же отстала.

--Неожиданно за первым поворотом реки на берегу увидели свежие следы крупного медведя и небольшую стайку уток.

--Утки как ошалелые поднялись и умчались, увидев нашу флотилию.

--Люди редко здесь бывают, поэтому зверю и птице здесь раздолье.

--Борис отметил, что воды сейчас в реке немного, поэтому поплывем медленно, и придется подгребать веслами всю дорогу и следить за подводными корягами.

--По реке он сплавляется уже во второй раз. Оба берега -- сильно заросшие травой и кустарником, повсюду много тухляка (отнерестившейся горбуши).

--В одном месте короткая остановка, на наш взгляд, место перспективное для рыбалки: крутой поворот, глубокая яма.

--Хочется протестировать богатую реку на предмет наличия рыбы.

--Основной добытчик, это я, Борис неактивный рыбак, совсем не охотник, зато, в обработке трофеев ему нет равных.

--В любом путешествии, считаю -- это самое классное сочетание...

--Первый же заброс приносит неплохую «едовую» щучку, второй заброс получился «корявым», прямо возле берега, однако вижу, как из под топляка летит к блесне еще одна разбойница.

--Слегка торможу, есть контакт, в итоге - пара щучек примерно по 1 кг. Блесна – вращалка неопределенной фирмы.

--«Больше нам и не нужно» - говорит Борис, я с сожалением собираю снасть, хотя, и не «жадный» до улова.

--Заметили рябчика на берегу - взяли тоже на ужин, ведь, путь предстоит неблизкий. По пути встречали несколько стаек утки, значит, не пропадем с голоду.

--Ужин мы себе обеспечили на удивление очень быстро…

--Решили плыть дальше, сколько возможно, до стоянки на ночь.

--Поронай виляет как бычий хвост, по карте кругом болота и старицы, по берегу не продерешься, хотя, много медвежьих троп, Эльдорадо для медведей. Никто не беспокоит зверей, еды здесь полно для мохначей...

17.30

--Решили сделать остановку и заночевать в этом месте; чистая галечная коса, поблизости много дров, рядом вытекает ручеёк с чистой водичкой - просто идеальное место для ночевки.

--Быстро организовали костер, вытащили вещи из лодок, суденышки перевернули кверху дном и привязали надежно, начали готовить ужин.

--Это уже Борисово поле деятельности, моя задача - не мешать и не раздражать кормильца, выполнять его мелкие поручения, не путаться под ногами, поставить палатку и приготовить на ночь дров, неназойливо предложить бутылочку пивасика...

--Пока Борис колдует над ужином, решил поблеснить. Рядом классное место: поворот реки, после переката – глубокая яма. Пара забросов, и вот что-то село серьезное.

--Несколько минут борьбы и щука на 2,5-3 кг уже на берегу отплясывает свой танец. Это уже интереснее, хотя я «губы раскатал» на «рябого» - так местные аборигены называют тайменя, хозяина местных рек.

--С надеждой спрашиваю напарника: - «Берем? »

--Борис отрицательно машет головой: - «На ужин уже есть, а завтра еще поймаешь»...

--Видно, что мой партнер нисколько в этом не сомневается, раз он уже сплавлялся по этой реке.

--Щучка довольная очень шустро шмыганула к себе домой.

--Наконец, ужин готов, достаем «огненную воду» - мы не трезвенники, но голову свою никогда не теряем...

--Обалденное у обоих настроение, погода тоже, совершенно нет кровососущих насекомых.

--Сегодня все в «лист»: дорога, рыбалка и все остальное...

--Первый тост: - «За нее самую Природу, Мать Нашу!»...

--Выпили-закусили-повторили. И пошла работа, повар на недосягаемой высоте за приготовленный ужин.

--Не забыли еще пару раз «отлакировать» степень достигнутого душевного равновесия...

--Напились чаю, обсудили прошедший день, сошлись во мнении - пока все «Супер!»

--Еще раз проверили наши лодки, подкинули дров в костер и в «Люлю»…

--Топор под палатку, «фузею» зарядили и положили ее под бочок.

--Люблю, когда все под рукой... Мало-ли что...

--Всё! Спим.

15.09.

07.00

--Подьем, спали оба как убитые.

--Ночью было свежо и звездно, пару-тройку раз просыпался, подбрасывал дровец в костер.

--Днем будет замечательная погода, над рекой легкий туман.

--Утренний туалет, на угли несколько полешек, оживили костер, поставили чаёк.

--Потихоньку начали собираться, кругом свистят рябцы, хорошо...

--Прямо через нас пронеслись утки. Лодки «сдулись», пришлось подкачать немного перед загрузкой, и снова в путь-дорогу.

--Приходится внимательно следить, чтобы не наткнуться на корягу, ведь русло реки неширокое, также иногда приходится выскакивать из лодки перед мелкими перекатами.

--Иногда после таких остановок беру ружье и иду немного впереди лодок по песчаным отмелям.

12.00

--Вот впереди справа видим старицу, вокруг полно медвежьих следов. Прошу напарника немного подождать.

--Беру ружье и медленно иду вдоль берега озерка. Проваливаюсь по самые, хотел сказать «помидоры», но по колено - это точно.

--Как-то не по себе становится в этой «глухомани», вижу по следам, что здесь часто бродит медведица со своим малышом.

--Заливное озеро поворачивает направо, осторожно смотрю через траву и вижу стайку крякашей.

--Изменяю своему принципу «не стрелять по сидячим уткам», так как внутренний голос прямо нагло толкает меня под руку.

--«Придурок» - это Я, мой внутренний голос со мной обычно не церемонится...

--«Давай окучивай, чё раздумываешь, в натуре? Ведь, утки уже насторожились..», и звучит преждевременный выстрел...

--Однако, один крякаш после выстрела сразу же поник и остался на месте, стреляю второго уже влет - матерый крякаш кувыркается в воздухе и летит «тряпкой» в воду. Внутренний голос торжествует...

--Гордость меня тоже распирает, какой я крутой охотник... Соглашаюсь после внутренней борьбы: - мой внутренний «голос» иногда бывает прав...

--Но радоваться пока рано, первый подранок ныряет, и я его уже больше не вижу. Второй уже тоже оклемался и быстро плывет в самую чащобу.

--Судорожно выкидываю пустые гильзы из казенника, вставляю новые патроны - крякаш тоже не дурак и уже скрылся в кустах.

--Жалею, что нет собачки, без нее я уток не подберу это точно.

--Действительно «Придурок» - это я уже сам про себя, нашел кого слушать...

--Надо идти обратно, как ни обидно, но пустым.

--Борис все понимает, и мы отчаливаем.

--Как говорится «Война войной, а обед по расписанию».

--За этим мы следим строго и ровно в 13.00 пристаем к облюбованному месту.

13.00

--Начинаем сообща готовить обед, хотя, Борис почти все заботы берет на себя, только костер - моя святая обязанность.

--Сушняка полно вокруг, вскоре огонь полыхает на галечнике.

--У меня есть немного времени, поэтому беру спиннинг и пробую что-нибудь поймать. Почти сразу щучка, затем вторая, обе около 1 кг.

--Повар сказал, что будет готовить охотничью похлебку, и чтобы я его даже не раздражал рыбой. Без сожаления отпускаю обеих хищниц обратно в реку. Кроме щуки пока нет ничего более серьезного.

--По идее должна бы кета попадаться, но пока ее не видно, даже на нерестилищах.

--После сытного обеда у нас небольшой перекур, сборы в дорогу и «отдаем концы»…

--По пути несколько раз выходил на берег, трава выше пояса, кочкарник, чахлые деревья, на горизонте видны горы, очевидно, это Абрамовский хребет. Иногда слышен крик куропаток.

--Кое-где пробовал блеснить, цеплялись щучки, которых отпускали сразу.

--Несколько раз поднимали небольшие стайки уток, мажу безбожно - сказывается большой перерыв в охоте.

--Один раз налетели крохали прямо в упор, отдуплетился – один из них «тряпкой» падает к нам в лодку.

--Вот это, действительно, «королевкий» выстрел.

--Очень редко сегодня встречали ручейки с чистой водичкой. Зато на каждой косе видели свежие мишкины следы, видно, что их здесь до черта...

--Часто встречаются его лежки недалеко от берега.

18.00

--Остановились на ночевку, ставлю палатку, готовлю дрова, напарник колдует над борщем.

--Крохаль очень кстати, после отмочки в воде совсем не пахнет рыбой. Пока готовили ужин, «ударили» по пивку.

--Борщ получился самый настоящий таежный, Боря как всегда со своим поварским искусством впереди планеты всей.

--Первый тост: «За Борисовы очумелые ручки».

--Я тоже охотно готовлю в тайге, но мой друг это делает всегда с особым удовольствием и мастерством, тут ему несомненно нет равных.

--Такой компаньон в любом походе - очень большая удача. Повторили-накатили уже за неё самую «Удачу».

--У костра посидели, поговорили о своем о «женском», мошки почти нет, комаров вообще не видно - красота!

--Самое прекрасное время на острове.

--Напились чаю от пуза и начали укладываться на ночевку.

--Иногда слышны паровозные гудки и другие посторонние звуки, очевидно, не так далеко проходит «железка».

--Никаких следов пребывания людей за эти два дня не видели...

16.09.

07.00

--Подъём, на улице прохладно и пасмурно, ночью, оказывается, был легкий заморозок. Наши лодки сморщились от холода.

--Сбрызнули ледяной водичкой «морды лица».

--Разогрели вчерашний борщец, решили под него принять сразу же с самого утра по 50 грамм.

--Красота! Заработали ложками.

--Костерок отдает тепло, рябчик на другом берегу попискивает, полная идиллия.

--Пока собирались, проверили мобильную связь. Довольно приличный уровень сигнала, наверное, недалеко поселок Оноры.

--Борис не утерпел и позвонил домой. Его жена удивилась звонку из тайги.

--Спросила насчет «огненной воды», кончилась уже или нет.

--Такая забота нас просто умилила. Вот какие жены бывают!

--Упаковались, подкачали лодки и в путь-дорогу.

11.30

--Первая остановка, пробуем блеснить, цепляется некрупная щука (до 1 кг), поймали одного крупного чебака. Щучонок всех отпустили, одна, самая жадная бралась несколько раз (определил по характерному следу на боку).

--До обеда есть еще время, поэтому отчаливаем и плывем дальше.

--Я сижу в лодке спиной по ходу лодки и не вижу, что творится впереди.

--Вдруг Борис тихо говорит: - «Впереди медведи».

--Оборачиваюсь и вижу: недалеко от берега слева идут в нашу сторону медведица с двумя пацанами.

--Нас семейка пока не заметила, поэтому стараюсь аккуратно подготовить свой фотоаппарат к встрече.

--Хотя у меня в кармане лицензия на отстрел медведя, которую я приобрел еще в Южном, нет даже мысли ее отоварить.

--Да, и лишать жизни мамашу, просто бесчеловечно по охотничьим понятиям.

--Река неумолимо несёт нас прямо к медведям, я работаю своей камерой.

--Звери так увлеклись собиранием ягоды, что нас пока не замечают.

--Вдруг, один медвежонок неожиданно свалился с крутого берега прямо в воду – визг и куча брызг, мамаша только обернулась на этот шум и старается дотянуться до кустиков рябины.

--Мы уже почти прямо против них, расстояние всего 15-20 метров.

--Думаю, что если и мамка вдруг свалится с берега, то окажется с нашей лодкой совсем близко и не известно, как поведет себя в этой ситуации...

--Наконец, медведица подняла свою «»морду лица», и сразу же нас заметила, ведь мы оказались как раз напротив зверей.

--Красавица прямо, шерсть лоснится, очевидно, хорошо запаслась жиром на зиму, у нее на шее мы заметили что-то вроде галстука.

--Сразу же напряглась как-то и рявкнула на нас, а может быть медвежатам подала сигнал.

--Смотрит на нас в упор, мы подумали оба - сейчас как прыгнет прямо к нам в лодку. Вот будет весело всем...

--Я успел еще раз нажать на затвор аппарата.

--Мамаша повернула голову к своим малышам и растворилась в кустах.

--Медвежат тоже как - будто ветром сдуло с берега.

--Проплываем мимо, слышно, как недовольно рычит зверюга, ведь «проперлась» с обедом, коль не заметила непрошенных гостей.

--Хорошо, что люди мирные попались на этот раз.

--С Борисом мы горячо обсуждаем увиденное, сейчас нам уже нечего бояться.

--Но адреналину у обоих полные штаны.

--Напарник первый раз видит медведя так близко, хотя и родился на Сахалине.

--Оглядываемся назад, но мамаша не дура, уже не появляется на берегу.

--Проплыли примерно полчаса и вдруг впереди недалеко от воды замечаем рыжую лису.

--Она тоже вышла пообедать «тухлячком», обильно лежащим по берегам.

--Зверь совершенно не видит и не слышит нас, вот что значит сплав по речке, никаких следов и шума.

--Лиса схватила крупного «горбыля» (самец горбуши) и особо не торопясь потащила его в кусты.

--Я успел сделать небольшой видео сюжет.

--«Сегодня, наверное, день встреч со зверюшками»- говорит Степаныч. Плывем дальше.

13.30

--Остановились на обед, как раз заплыли в бухточку, из которой надо наши суденышки перетаскивать на чистую воду.

--Впереди громадный завал из деревьев и никакой возможности его преодолеть.

--На небе ни одного облачка, погода просто замечательная, впрочем, как всегда в сентябре на острове.

--Разогрели вчерашний борщ, вскипятили чаёк.

--Все наши «шмотки» и туристическое «барахло» раскидали прямо по берегу для просушки.

--Проверили мобильную связь - не берет, мы особо и не расстроились.

--Накрыли скатерть-самобранку. Накатили-закусили-повторили…

--Поблагодарили (в который уже раз) ЕЁ – МАТЬ НАШУ ПРИРОДУ за все хорошее и такие вот неожиданные встречи в тайге.

--Налили по третьей, тоже замечательно пошла…

--Настроение у нас сегодня на недосягаемой высоте, впрочем, как и всегда.

--Чаёк уже подошел, по паре кружек приняли на грудь, и начали потихоньку в дорогу собираться.

--Перетащили наши лодки на чистую воду, распределили равномерно груз, пару раз налетали небольшие стайки уток.

--Один раз всего успел выстрелить – но, не «угадал ни одной буквы»...

--Борис намекнул, что надо бы к вечеру мясца. Намек понял - не дурак…

17.00

--Проплыли мимо хорошего притока с правой стороны, предположительно это - река Онор.

--Первый раз увидели следы пребывания человека.

--Очевидно, мужики приезжали половить горбушу, хотя это не основной объект для местных аборигенов.

--Мимо нас стремительно пронеслась стайка крохалей вниз по течении реки.

--Буквально на следующей косе вдалеке увидели всю семейку.

--Попросил Борю подождать, а сам потихоньку по берегу решил подойти поближе к уткам.

--Берег зарос тальником и ольхой, кое-как начал продираться через этот частокол.

--Утки ничего не подозревают и сидят прямо на берегу, надо стрелять, это не на воде, когда половина туловища скрыта от заряда.

--Первым по сидячим, вторым-влет...

--Один крохаль остался на воде, вся семейка шустро сиганула вниз по воде, правда, один, что-то неуверенно себя повел.

--Не знаю, в чем дело, но первый ожил и поплыл к противоположному берегу.

--Охотники знают способность подранков плыть скрыв почти все тело под водой.

--Машу рукой напарнику, уж этого-то крохаля мы доберем...

--Сажусь в лодку, и ожесточенно гребем на противоположный берег, куда смотался наш крохаль.

--Вот и он, бедолага, гребет против течения под самым берегом.

--Пусть меня не ругают «зеленые» и просто не охотники...

--Выстрел, еще один, однако, бронебойный попался...

--Поднимаем трофей, по весу прямо гусь - один тоже хорошо.

--Плывем дальше, сегодня не попался ручеек с чистой водой, поэтому воду придется брать из речки.

--Проплыли минут пять и заметили что-то «белеется» возле левого берега.

--Подплываем, видим второго крохаля, это радует: два-лучше чем один.

17.30

Первое ЧП.

--Ничего не предвещало никаких неожиданностей.

--Плывем по перекату, Боря за лоцмана.

--Впереди какой-то камень недалеко от берега, мы правым бортом наплываем на него.

--Как нарочно, я сижу на баллоне, вдруг: -"Треск", и лодка прямо по шву лопается.

--Сразу среагировали и оба за борт. Благо мелко и мы в сапогах. Оказалось, на старую корягу налетели.

--Тащим лодки к берегу. Не выдержал один баллон, лопнул прямо по шву.

--Потеряли бдительность, наверное. Страшного ничего нет, у нас есть ремкомплект.

--Разгрузились, организовали костер, Борис сразу же начал колдовать насчет того-сего, в смысле ужина.

--Я сегодня - ответственный за ремонт. Дыра приличная, около 20 см.

--Зачистил место ремонта, приготовил латку, просушил, как следует это место, намазал резиновым клеем и вперед.

--Подождал немного и начал проклеивать сверху шва круглыми корейскими заплатками. Тут и ужин подоспел.

--За что уважаю своего напарника, с которым знаком уже четвертый десяток, так за то, что он никогда не раздражается по пустякам.

--Вроде бы, и не я виноват, что сидел прямо на баллоне, да и не он, разумеется, что вовремя не увидел эту «хренотень» под водой.

--Просто, так сложились звезды, не нужно расслабляться…

--Поэтому мы просто обсудили создавшуюся ситуацию и договорились быть внимательнее на будущее.

--Представьте на миг, что у вас произошло подобное на сплаве, а впереди – еще несколько дней пути.

--Пешком еще выйти можно к людям, но только без груза.

--Вся экспедиция - насмарку!… Нам эти проблемы «Ни к чаму…»

--Сегодня пораньше немного на ночевку устроились, день был полон впечатлений и приключений.

--Лодку накачали как следует для проверки, перекусили и спать.

17.09.

07.00

--Я спал опять как убитый, Борис пару раз выходил на улицу, ночью был приличный заморозок.

--Сам вижу утром - все в изморози. Лодка не «сдулась» : - «Ура, катим дальше…»

--Позавтракали, загрузились и в путь-дорогу.

--По пути иногда встречаем уток, но сегодня нет к ним интереса, у нас в сетке за бортом - в «отмочке» еще пара крохалей.

11.30

--Речка становится немного «поширее», с опаской проплываем мимо коряг, но лодка ведет себя нормально.

--Иногда выхожу и иду пешком по отмелям.

--По пути встречаем огромный завал из деревьев, самое место для ловли тайменя.

--Здесь редко появляются люди, поэтому «рябой» должен быть.

--Когда плыли, обратили внимание, что следов медведей стало несколько меньше.

--Обычно, только медведицы довольно беззаботно прогуливаются со своими детьми в дневное время, «самезы», умудренные опытом, выходят к реке обычно только в сумерки или ночью.

--Решили остановиться и поблеснить немного.

--К сожалению, не взяли в этот сплав свежей икры, надеялись, что по ходу сплава добудем.

--Но пока кета встречается редко, а голец в реке наверняка есть.

--Перед нами громадная яма, река делает крутую излучину. Несколько забросов и никакого результата.

--110% тут должен быть таймень, может быть еще не время для рыбалки.

--По-хорошему, нужно бы здесь остаться и как следует проверить этот участок, но у нас сегодня другие планы.

--Пара щучек все же «села» на тройник и была выпущена на волю.

--Столько рыбы за одну поездку я еще не выпускал…

--С сожалением отчаливаем и плывем дальше.

13.00

--Проплыли с десяток или больше поворотов, а предположительно мы плывем со скоростью не менее 4-5 км в час, делаем остановку на обед.

--Вытаскиваем «редикюль» с продуктами и остальной «хурдой - бурдой».

--Я иду за дровами, с которыми на берегу нет проблем, Борис занимается с крохалями.

--Ехидно так спрашивает: - «Где у нас дощечка для хозяйственных дел (хлеб и колбаску порезать)».

--Предполагаю, что он хочет рубить на ней уток топором, и потому не сразу разбежался ему эту дощечку поднести (привезена была с заморских краев, т.к. на острове «напряжонка» с дровами…). Но, «скрипя сердцем» отдаю ее кормильцу…

--Кормилец справился с утками и приносит две аккуратно расколотые половинки дощечки : - «Одну тебе, другую - мне…».

--Смеёмся оба. Боря говорит: - «А я вначале не понял, чёй-то ты дощечку не хочешь давать мне…»,

--Кастрюля уже на огне и наш повар начинает закладывать туда мясо.

--Как-то непроизвольно смотрю вдоль реки на противоположный берег, из-за поворота показывается крупный медведь и идет в нашу сторону.

--В это время Борис как-то неловко стучит крышкой по кастрюле и зверя, разумеется, не видит.

--Мишаня сразу же поднял свою голову и резво повернул обратно.

--Сообщаю об этом компаньону, и мы продолжаем спокойно, без истерики, заниматься своими хозяйственными делами.

--Местных щук нам уже надоело ловить и отпускать на волю, тем более, что одна разбойница разодрала руку Борису своими острыми зубами, когда он с ней позировал.

--Сижу, слушаю Природу, пью пиво, просто наслаждаюсь…

--Вот такое состояние Души полностью подходит, на мой взгляд, под наивысшую степень душевного равновесия.

--Замечаю на том берегу, вдруг появляется медведица и опять с двумя пацанами.

--Очевидно, она нас не видит, только услышала посторонний звук.

--Быстро подготовил фотоаппарат и пару раз нажал на затвор.

--Несомненная удача, но, сожалею, что у меня не «телевик» на моем фотоаппарате.

--Мамка медленно идет по берегу, ее шкура значительно темнее, чем у нашей первой знакомой. Медвежата что-то высматривают на берегу…

--Я «губы раскатал» на классный сюжет с медвежьей семейкой.

--Вижу, что мамаша вдруг подняла свою мохнатую голову и посмотрела очень внимательно в нашу сторону, при этом начала комично водить носом по сторонам. Черт, ветер дует от нас и несет дым от костра прямо сторону зверей.

--Борис также внимательно следит за происходящим, и забыл про свой, т.е. наш суп.

--Наконец, медведица приняла решение смыться от греха подальше и направилась от воды в сторону кустов.

--Медвежатки сразу же за ней следом.

--Да, медведей здесь хватает, правда «мужиков» еще не встречали, очевидно кормятся не днем, а когда стемнеет.

--Обсудили эту неожиданную встречу и начали готовить стол, «кондер» уже поспел.

--Отметили, что каждый день что-то новое встречается.

--Непонятно, почему еще нет кеты вверху, может браконьеры вырезают стадо вчистую.

--Ведь каждую ночь «бригады» активно заготавливают икру, мужики рассказывали, что команда из 20 человек способна при хорошей рыбе заготовить 1-2 тонну продукта за это время.

--Супец получился отменный, естественно, под него несколько законных капель для профилактики простудных и иных заболеваний.

--Посидели, принялись за чаёк, сегодня заварили кипятком брусничник и ягоды шиповника.

--Прикинули по карте, что проплыли где-то около 100 км.

--Поронай в этих местах делает большие «загогулины», иногда несколько часов плывем в одну сторону, затем почти противоположную.

--На карте также видно, что вдоль Пороная очень много стариц и всевозможных проток, наверняка там много уток скапливается по осени.

--Но пройти несколько сотен метров по кочкарнику и высокой траве, это суровое испытание для любого охотника.

--Я раз сунулся с «дуру» в этот «чапыжник», но быстро расхотел идти дальше.

--Да и какой смысл, ведь на пропитание и по речке спокойно можно уток добыть.

--Хотя обед у нас на этот раз несколько затянулся, подошло время собираться.

15.00

--Отчалили, река понесла нашу флотилию дальше. Погода просто обалденная стоит, по пути загораем.

--На перекатах стал замечать кету, но все же мало ее здесь.

--Пробовал блеснить, взял пару небольших щучек, мы к ним уже привыкли, хотя можно было бы и лососем побаловаться немного.

--Менял блесна, пока не угадал ни одной. Да и если честно, надоедает красная рыба, если все время ее есть, а щуку давно уже не ел.

--«Пятая точка» устает от сидения на деревяшке, поэтому иногда выскакиваю на берег и прохожу несколько сотен метров.

--В одном месте неожиданно взлетели пара куропачей с противным криком, стрелять не стал, мы их не уважаем как дичь: тощие как балерины, одни сухожилия, незавидный трофей для охотника.

--Медвежьи следы попадаются, но свежих следов меньше чем было в верховьях реки.

--По пути встретили ручеек с чистой водичкой, заполнили всю свободную тару.

--На всем протяжении маршрута мы не встретили пока людей, правда, в одном месте увидели привязанную к дереву лодку.

--Очевидно, весной по большой воде рыбаки здесь все же побывали, непонятно, почему оставили её здесь.

18.30

--Пора присмотреть место для ночлега, очередной поворот реки и видим удобное место: много дров, песочек.

--Причаливаем, разгружаемся, вот уже костер готов.

--Решили поджарить картошечки и щучек к ней, супец не долго разогреть.

--Ставлю палатку, напарник колдует у костра.

--Нет ни мошки, ни комаров, легкий ветерок их разогнал, наверное, КРАСОТА.

--Прямо над нами пронеслась стайка уток, по речке шарахается в основном «благородь» и крохаль.

--Стол накрыт, ужин, наконец, готов. Налили-закусили-повторили.

--Запасы наши убывают, но надеемся, что хватит до конца маршрута, правда, пиво кончилось довольно скоро.

--После ужина проводим разбор полетов: единодушно делаем вывод - пока все в «лист» и Погода в придачу.

--Не хочется лезть в палатку, сидим у костра, на небе ни облачка, значит, опять завтра будет прекрасная погода.

--Вспоминаем своих общих друзей, которые не с нами сегодня, а некоторые уже бесконечно далеки от нас и никогда не составят нам компанию у костра…

--Один из них это Алексей Рыбин, наш общий друг и надежный товарищ...

18.10.

06.30

--Подъем, на улице ночью было градусов 6 минуса, да и с утра сейчас плюсом и не пахнет.

--Песок подмерз, хрустит под ногами, от воды идет парок.

--Быстро умываемся, запалили костер, стало значительно теплее.

--Ночью Боря вертелся как вошь на гребешке, он понадеялся, что лето еще не кончилось, и не взял спальный мешок. А осень уже стучится в двери…

--Мне, в пуховом спальнике было как всегда комфортно и тепло.

--Попили чай, кушать что-то не хочется, но по кусочку жареной щучки все же съели.

--Наши лодки как сморщенные огурцы, мы их подкачали, загрузились.

--Как появилось солнце, засвистели рябчики. Тронулись, река медленно покатила нас на себе дальше.

--За первым поворотом увидели стайку утей, которые сразу же сорвались с берега и пропали из виду.

--Через некоторое время где-то вдалеке раздались два выстрела, все ясно, появились на речке люди кроме нас.

--По берегу также много останков горбуши, опарыши постарались на славу, от рыбы остались только кожа да кости.

--Местные аборигены говорят, что местная утка «жирует» на опарышах в это время, не знаю, правда - это утверждение или нет.

--А, действительно, что ей делать на речке?

--Во всяком случае, нам эти сведения нисколько не портят аппетита.

--Поэтому налетевшую стайку крякашей я приветствовал дуплетом из своей «фузеи», один закувыркался и прямо в воду перед лодкой упал.

--Стало уже лучше получаться со стрельбой.

--Я играл раньше немного в настольный теннис.

--Заметил такую закономерность: если ты какое-то время не ударяешь по мячику, ты теряешь чувство контакта.

--Со стрельбой примерно также, если редко держишь ружье, значит, мажешь в начале.

--Затем становится все на свои места, начинаешь попадать…

11.30

--Очередной огромный завал из деревьев, ниже него высаживаемся и пробуем блеснить. Несколько забросов-«0».

--Перешел в другое место - такая же ерунда. Даже щучки игнорируют наши «железяки». Не пойму в чем дело.

--В очередной раз вспомнил про икру, которой пока у нас нет. На тампон, уверен на 110%, взял бы в этой яме «рябого», т.е. тайменя.

--Сейчас он сыт, жирует как медведь на рыбе, но против ярко-красного вкусного шарика обычно не может устоять.

--Решили - катим дальше. Внимательно просматриваю воду на нерестилищах с целью увидеть кету.

--Иногда вижу хорошие экземпляры. Вот неплохое плесо, обязательно должна быть тут рыба.

--Остановка, спиннинг в руки и на перекат. Иногда видны всплески лосося.

--Несколько забросов, и вот, наконец, удача.

--Подцепил хорошую кетину, упирается сильно, очевидно, не за «морду лица» взялась.

--Несколько минут борьбы и, к нашему удовольствию, «беременная» самочка кувыркается на берегу.

--Чтобы было понятно не сахалинцам, поймать или забагрить кету идущую на нерест в реке большого ума не надо.

--Это многие аборигены проделывают не один раз за день. Но, это тогда, когда лосось прет «дуриком» и каждый заброс может принести улов. Но, когда рыбы немного, как в нашем случае было, удача должна обязательно присутствовать.

--Самочка полная, это нас радует. Значит, будем с икрой.

--Проверили - связь есть, это тоже положительный фактор.

--Садимся в лодку, до обеда еще нужно сделать несколько километров.

13.00

--Мы неуклонно придерживаемся графика, обед-дело святое, тем более, что сегодня будем обедать с икрой.

--За время сплава все отработано; лодки на берег, шмотки для просушки, я -хранитель очага, т.е. ответственный за огонь.

--Боря начинает колдовать с кетиной, тут ему вообще нет равных…

--Отработанным движением вскрывает рыбу, в одну сторону голову и икру. На зиму он готовит несколько десятков кеты для своей семьи, поэтому опыт у него есть. Брюшки пожарим и головку, разрезанную вдоль.

--Ставлю котелок с водой на костер, чтобы тузлук приготовить для засолки икры-пятиминутки.

--Пока Борис жарит рыбу, я «прогрохатал» икру и промыл ее вначале пресной водичкой.

--Крякаша решили на вечер оставить, коль есть рыба и икра.

--Наконец, вода в котелке начинает бурлить, бросаю туда хорошую жменю соли и медленно перемешиваю соляной раствор.

--Пять минут достаточно, снял котелок и несу его к берегу, чтобы тузлук быстрее охладить в речке.

--Пока накрывали на стол, резали огурчики-помидорчики и так далее, пробую тузлук на температуру - рука терпит уже, значит можно заливать икру.

--Медленно перемешиваю враз побелевшую икру (это не страшно для нее), тузлук стал холоднее.

--Жду 7-8 минут и вываливаю готовый уже продукт на марлю, чтобы вода стекла.

--Икра приняла свой нормальный ярко красный цвет.

--Слюна «прет» у обоих, хотя нас этим деликатесом не удивишь, но «пятиминутка» - это, действительно, вкусно.

--Такую «вкуснотищу» не купить ни в одном самом крутом магазине....

--Наконец, всё у нас на столе, икру, естественно, наворачиваем ложками. Под водочку это особенно здорово!

--Рыба тоже хороша, особенно зажаренная головка, разрезанная вдоль.

--Настоящие сахалинские аборигены — нивхи очень любят свежие кетовые головы прямо на рыбалке попробовать.

--Наелись, теперь бы и чайком побаловаться неплохо. Он уже заварен и источает таежный аромат, брусничник и шиповник добавляют свой неповторимый запах к букету.

--Про пиво никто даже и не вспоминает…

--Незаметно пролетела пара часов, надо отчаливать.

--Быстро загрузились, залили водой кострище и в путь-дорогу.

--Не надо бить ноги по тяжелой дороге, только направляй лодки слегка, чтобы на коряги не налететь.

--Сейчас плывем более осторожно, в сомнительных местах останавливаемся и проводим наш караван «врукопашную», времени это занимает не много и лодки остаются целыми.

--Вдруг из-за поворота стремительно вынеслась хорошая стайка чирков, успел сдуплетить просто навскидку, пара валится, один «тряпкой» на воду, второй закувыркался на берег в кусты - этот точно не наш.

--Найти без собаки в такой чащобе добычу - безнадежное дело.

--Ужин обеспечен, тем более, что у нас еще есть кетина, и на тампоны можно подловить гольца.

--Река становится немного шире, иногда 2-3 км плывем по чистому руслу совершенно без коряг, правда чаще стали встречаться перекаты, иногда приходится вылезать из лодки и проходить такие участки пешком.

18.30

--Заметили классное место для стоянки и ночлега: высокое место, песчаная коса, обзор в обе стороны, рядом завал из деревьев и перспективное «улово».

--Решили делать стан возле громадного тополя, которого весной река оставила не берегу.

--Все вещи на берег, лодки перевернули и привязали к тополю.

--Я готовлю дрова и организую костер и примитивный стол (по пути подобрали пару досок).

--Напарник, как обычно, заботится об ужине.

--Костер весело заработал, берусь щипать утей.

--Борис опять готовит борщ, как-то нам он больше нравится с утятинкой, да и продукты надо использовать.

--Небо заволокло тучками, ночью может быть дождь, возможно даже значительно подняться уровень воды.

--Ставлю палатку, пока есть немного времени до ужина, хочу проверить яму на предмет «рябого».

--Кормилец тоже дает мне добро, тем более, что ему не надо мешать.

--Беру спиннинг и подхожу к громадному завалу.

--Река делает крутой поворот на 90 градусов, в этом месте принесло неимоверное количество деревьев.

--Прямо перед завалом наверняка яма.

--Хотел заменить блесну на новую, подумал, что, вроде бы тройник туповат, но пару забросов решил все же сделать, тем более, что наглый внутренний голос говорит:

-- «Чего стоишь, Придурок, давай пробуй этой железякой, здесь клюнет обязательно»…

--Он, этот голос, меня уже достал, обычно я с ним спорить не беруся…

--Размахиваюсь, и посылаю блесну в самую середину улова, 4-5 секунд подождал и начал подматывать лесу.

--Успел сделать несколько оборотов катушки - зацеп...

--Чертыхнулся и попробовал подергать спиннингом, чтобы отцепиться.

--Не верю своим глазам, но мой «зацеп» прет внаглую против течения.

--Удилище в дугу, сразу подумал, леску надо было бы поставить покрепче, ведь на катушке всего 0,35 мм.

--Что сидит таймень, у меня ни тени сомнения, леска звенит от напряжения, пробую сделать несколько оборотов катушки.

--Куда там, речной «кракодил» не останавливаясь, тянет и идет против течения.

--Стравил метров 20 лески и остановился, наконец.

--Я начал подматывать снасть, вроде со скрипом, но идет медленно.

--Наконец, сквозь воду вижу белую «торпеду» и сразу же «рябой» делает свечку, показав себя во всей красе.

--«Танцы на воде» да и только…

--Ору благим матом Борису, чтобы принес фото и видеокамеру.

--Еще несколько кульбитов от «рябого», в голове только одна мысля:

--«Только бы не удрал в коряги», тогда конец песне…

--Наконец, удается завернуть красавца и подвести его почти к самому берегу.

--Медленно ворочается трофейный таймень, и начинает вновь кувыркаться на меляке.

--Естественно, у меня нет ни подсака, ни багра, да я и не пользуюсь никогда этими вспомогательными снастями на рыбалке.

--Борьба должна быть честной...

--Гляжу на часы - 19.40

--Кормильца лучше не раздражать во время процесса, но у меня нет другого выхода и я опять ору ему, что есть силы.

--Чувствую нутром, Боря хочет послать меня на все три буквы алфавита, которые мы впитали с молоком матери. Ведь он не закончил священнодействовать с борщом. Но, я «гость заморский», к тому же у кореша высшее педагогическое образование и природная интеллигентность, которая не позволяет отослать меня куда подальше…

--Очень медленно подходит и ехидно так спрашивает:

--«Опять щуку поймал и сфотографироваться с ней хочешь???»

--Таймень опять начинает буйствовать у берега, ору:

--«Не видишь что-ли, кого я держу?»

--Наконец, аппаратура готова к съемке, делаем небольшой видеосюжет и я вытаскиваю красавца на берег.

--Пару свечек уже на берегу, и рассматриваем трофей поближе.

--Хорош, чертяка, хотя я предполагал, что «кракодил» поздоровее будет.

--На «глаз» примерно 103-105 см, а это точно за «десятку», я наверняка знаю, так как ловил их уже достаточно.

--Округляем вес "рябого" до 13 кг, очень красивая цифра для рассказов друзьям и знакомым, а кто будет спорить?

--Как раз такие вот средне-размерные и ведут себя резвее, чем действительно матерые таймени.

--Те просто как бульдозер на прицепе…

--Пока речной «тигр» не пришел в себя от полученного стресса - делаем несколько фото, хотя, уже стало значительно темнее.

--Начинаем приводить беднягу в чувство, мне он не нужен, рыба у нас есть, Борис тоже не жадный.

--Единодушно решаем – красавца на волю!

--Бедолага еле шевелит плавниками и хвостом, отдал все силы борьбе, наверное.

--Видим-очухался, отпускаем, напоследок, пару фото на память о нашей встрече...

- Теперь быстрее к столу, чтобы борщ не убежал.

--Законные 50 граммов за Успех, еще пару раз по столько за Удачу.

--Боря констатирует: - «Ну, ты и упертый, своего все же добился…»

--Скромно так отвечаю:- «Мастерство не пропьешь и не потеряешь…»

--Смеёмся оба! Наварачиваем между разговором за обе щеки классный борщец и жареную рыбу.

--Затем долго сидим у костра и гоняем чаи...

--Обсуждаем сегодняшние события, в который раз рассказываю Борису все подробности борьбы с речным «кракодилом».

--Ложимся спать, подкидываю дров в костер, люблю послушать, как потрескивают дрова в костре, под эту музыку засыпаем.

--Еще один славно прожитый день позади…

19.09.

06.00

--Сегодня встали немного раньше обычного. Продрали свои глаза, запалили костер, приготовили завтрак.

--Ночью опять был заморозок, все же осень наступает, лист начинает активно сыпать с деревьев, но тайга все равно очень красива в это время. Чтобы краски поблекли необходимо 2-3 серьезных тайфуна с дождем и ветром.

--Надеемся, что мы управимся до природной катаклизмы, до сегодняшнего дня - погода просто Супер!

--Когда стали подкачивать лодки и подтащили их к самому берегу, оба увидели совершенно свежие следы матерого медведя.

--Точно помним – вечером их не было, да и его следы в некоторых местах сверху наших.

--Вот те на! Прошел ночью или под утро совсем рядом с нашей палаткой, может в 10-15 метрах.

--Мы расположились прямо за стволом громадного тополя, да, и очевидно, костер уже не подавал признаков жизни, поэтому медведь нас не учуял. А может просто еще не пуганый.

--Хотя под боком у нас была «артиллерия», неизвестно как бы мы себя повели, если хозяин решил прийти к нам в гости.

--Сразу вспомнился случай, когда недалеко от Южно-Сахалинска, как-то по осени к рыбакам из леса ночью подошел медведь. Разорвал палатку и вытащил молодого парня за ногу, тот – бежать. Другой успел на дерево заскочить. Того парня медведь догнал и с одного удара сломал ему шею.

--Разумеется, потом этому убийце тоже не поздоровилось, взяли его охотоведы.

--Не буду бравировать, нет у нас страха перед медведями, когда их видишь и оружие в руках есть.

--А такой вот случай довольно опасный, бывают ведь подранки в лесу от нерадивых охотников.

--Как раз тот медведь, что парня задрал, был не совсем здоров и обижен на людей, а был – то «плюгаш-плюгашом», т.е. не особо здоровым. Почему и произошла трагедия в тот раз.

08.00

--Отчалили, наконец.

--Немного зябко, но за веслами быстро согрелись, у нас такой порядок выработался: каждый работает по часу. Вскоре встречаем чистый ручеек, пополняем запасы воды для чая и приготовления пищи.

--Для не брезгливых, можно воду брать и из речки, но представьте себе, что вся отнерестившаяся горбуша погибла, лежит частично на дне и в заводях, по берегам тоже много еще «тухляка». Сырую воду ни в коем случае нельзя пить в этот период. Вот осенними паводками всю ерунду вынесет в море, речки станут кристально чистыми и прозрачными как слеза младенца.

--По ходу заметили, что стало больше появляться кеты, ее видно по характерным всплескам. Иногда крупные рыбины выпрыгивают из воды и с шумом плюхаются обратно в реку.

--Пробовал блеснить, пока безрезультатно.

11.30

--За одним из поворотов недалеко увидели местных аборигенов на резинках.

--Экипированы солидно, камуфляж, непромокаемые костюмы.

--Наше появление для них неожиданно, пара фраз между собой и они резво плывут к берегу, очевидно, ловят здесь кету. Отработано и быстро подплыли к берегу, лодки с собой тащат, кусты сомкнулись – ищи-свищи ветра в поле.

--Наверняка со стволами, разбираться с ними не наша задача, и вообще, занятие это в тайге малоперспективное и бывает опасно для здоровья.

--Проплываем мимо кустов, мы мирные люди, поэтому боятся нам тоже нечего.

--Спрашиваю через кусты:- «Далеко-ли плыть до моста через Поронай -цели нашего путешествия?»

--Мужики лаконично отвечают:- « Примерно час.» На том и расстались.

--Добавляю, что мы справляемся уже почти неделю и боятся нас нечего.

--С левой стороны видим ручей, по карте вроде Якут.

--Коль до моста рукой подать, решили сделать остановку на обед. Костер недолго сообразить.

--Пока Боря собирает на стол, я решил поблеснить.

--По всей речке всплески кеты, несколько забросов и вот тяну кетину. Под самым берегом сходит. Все же якорек на блесне туповат. Рыба нам в принципе не нужна сегодня, коль мы почти у цели, но из-за рыбацкого азарта посылаю «железяку» в реку.

--Еще одна поклевка и тащу крупного кетуна (самезу). Силен чертяка!.

--Подтаскиваю к берегу, отцепляю его и сталкиваю рыбину в воду.

--Рыбы до черта в реке, очевидно, начался настоящий рунный ход кеты, как говорят местные.

--На противоположном берегу вижу двух молодых пареньков.

--Переговариваемся через воду, выясняется, что недалеко стоит рыборазводный завод, поэтому и здесь такая концентрация кеты.

--Парни спрашиваю, не видели- ли мы кого вверху?

--Предполагаю, что ребятки тоже браконьерят, и говорю без утайки, что видели двоих недалеко с лодками.

--"Дебилы" сразу вытаскивают «мобилу» и кому-то передают сообщение. Понятно - это рыбники или охрана заводская, замаскированная под местных аборигенов.

--Дело не наше, пускай сами разбираются, но если бы была возможность предупредить первую пару, сделал бы это.

--Не уважаю «браков», но, получилось, что я их «сдал».

--Между делом кидаю спиннинг, часто царапаю по рыбе, наконец, еще одну подцепил. Поборолся немного, в наглую вытащил на берег еще одного кетуна, аж снасть вся трещала. Посмотрел, отцепил, столкнул в воду.

--Тут и обед подоспел.

--Вот что значит лозунг «Экономика должна быть экономной!» Это я про кормильца.

--Ведь какое нужно чутье и опыт, чтобы на последний обед осталась «огненная вода»!

--По паре стопарей приняли на «груть», нам больше и не нужно, но как вовремя и к месту.

--Особо не торопимся, ведь через час доплывем, а там позвоним, чтобы нас забрали до дому до хаты.

--Напарник говорит, что надо бы от моста домой позвонить жене по поводу бани.

--Это вообще – будет Высший Класс! Вся «тела» сразу же рефлекторно начала чесаться…

--Собрались, отчалили. Река стала значительно шире, почти нет по фарватеру коряг, да и течение стало пошибчее.

--Видим железобетонный лоток, по которому течет ручей. Предполагаем, это с рыборазвода выход.

--Место выхода ручья буквально забито кетой.

--Замечаем , что к этому месту подкатывает «японец» и из него выходят четыре славных молодца. Смотрят через бинокль в нашу сторону, видно, что охрана и о нас сообщила.

--С левой стороны впадает неплохая речушка, смотрим по карте, это Житница, значит, за следующим поворотом мост должен быть.

--На берегу видим также несколько ангаров из железа, очевидно местная лодочная стоянка.

14.30

--Из-за поворота показалось длинное и широкое плесо.

--Говорю Борису:- «Сейчас увидим мост». Действительно, он самый.

--Конец нашего, такого интересного сплава по реке Поронай.

--Подплыли к самому мосту. Проверяем связь.

--Звоню одному знакомому по машине в Смирных - районный центер. Удача! Он как раз дома и сможет нас забрать вместе со всей «хурдой - бурдой».

--Через час уже грузимся.

--Боря звонит своей несравненной по поводу бани.

--Фотографируемся на память и в путь...

--Соскучились по пиву, потому в первом же магазине берем по паре бутылок.

--Мы пьяны просто от Счастья...

«Был и я на том пиру, ел зернистую икру. Пров ел плов. Филат ел салат. Устин ел галантин.

А Федот – стрелец ел соленый огурец. А как съел он огурец – тут и сказке конец.

А что сказка дурна – то рассказчика вина. Изловить бы дурака да отвесить тумака,

ан нельзя никак – ведь рассказчик-то дурак! А у нас спокон веков нет суда на дураков!...»

Леонид Филатов «Про Федота – Стрельца Удалого Молодца»