Экспедиция "Юдома-Гольфстрим - 2015" Полный отчет

6 октября 2015, 22:27

Экспедиция   "Якутия.  Юдома"  2015г.

ibi viktoria ibi cjncordia.

(там победа, где согласие)

“Старая” команда. Старая мечта. Новый сезон. Новая экспедиция. Новые впечатления. Новый отчет.

На первый взгляд, в нашей стране туристами всё уже хожено-перехожено, но тем-то она и замечательна, что выбор существует всегда на любой вкус и цвет. Мы рассматривали Ладогу, Енисей, реки Якутии, Дальнего Востока и Карелии… В итоге нами была определена такая нитка – Юдома-Мая-Алдан-Лена. Якутия. Начало – это отроги хребта Сунтар-Хаята, финиш – столица Якутии город Якутск. Кроме сплава, не маловажным фактором оказалась  близость гор и реальная возможность восхождения на один из пиков – г.Палатка. Если характеризовать основную часть маршрута (р. Юдома) двумя словами, то, пожалуй, самое точное определение – “полная автономность” Это и интересно и сложно одновременно, по тому, что приходится рассчитывать только на себя, плечо друга и благосклонность небес. Про небеса ниже расскажу отдельно, а пока представлю участников экспедиции:

Текуцкий Андрей (Директор), Лаутеншлегер Артур (Пятый), Олейник Дмитрий (Химик) – ни в чём не изменившиеся с прошлого года (я дал тут http://bestbig.wix.com/razbushlat#!yakutia-lena-2014/crd9) персонажи. Разве что Артур с тех пор стал делать классные фильмы, а у Дмитрия добавилось седины на висках.

Отдельно хочется сказать о Текуцком Дмитрии (Студент) и Стоянове Иване.

Дмитрий – молодой 19 летний юноша находящийся в начале своего жизненного пути, как бы на развилке: армия или универ, Маша или Таня или Даша или Аня, суп или каша, велосипед или бассейн и т.п… В тоже время удивил нас своей внутренней целостностью и крепостью духа, хотя доставалось ему (в том числе и как самому младшему) наверное, больше всех. Спокоен, трудолюбив и жизнерадостен. Сильно изменился с нашей последней встречи на Алдане в 2013 году, превратившись из “маменькиного сыночка” в настоящего мужчину.

Иван. Хоть я и сказал, что команда старая, но Иван с нами – впервые. Опытный охотник и бывалый джипер-технарь, спокоен, силён, как бык, интересный рассказчик, на лету схватывающий не известную ему до этого науку сплава. Первым делающий шаг в мокрый лес или холодные воды реки. И я не скрываю, что рад нашей встрече.

Химик бывал в тех краях ранее. Четвёртого августа 1992 года совершить восхождение на г.Палатка не позволила погода и просидев три дня в палатках под не прекращающимся бураном у начала ледника, группа была вынуждена спуститься в долину р. Сунтар, по которому и сплавилась благополучно до Магаданской трассы. Северные склоны г Палатка (2797 м) покрыты льдом и снегом, с выходами скал. Сама вершина имеет плавные очертания огромного заснеженного купола.  На пути к ней в ущелье ручья Нендагычан расположен уникальный каскад водопадов. Завораживающее зрелище которого не оставит равнодушным даже самого закоренелого пессимиста. Мечта побывать на этой самой доступной из уникальной тройки (Палатка, Берилл, Мусс-Хая) гор вершине только усилилась за прошедшие 23 года, став навязчивой. И судьба вновь давала шанс…

Андрей тоже причастен к этим местам, ведь он родился в поселке Аллах-Юнь Усть-Майского района, что совсем не далеко от основной нитки маршрута.

Остальные путешественники впервые увидели и прикоснулись к Верхоянью.

И конечно – река Юдома!!! Сколько мы о ней слышали…говорили…мечтали… Река первопроходцев и рудознатцев. Вот, что пишет о ней в своей книге известный геолог Кокин А.В.: “Первая Камчатская экспедиция была задумана Петром-I. Видимо он не был наслышан о плавании Дежнева в 1648 году, поскольку «.. о чем мыслил давно и что другие дела предпринимать мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию… Не будем ли мы в исследования такого пути счастливее голландцев и англичан..?». И незадолго до смерти в 1724 году отдал приказ об организации экспедиции, начальником которой назначил 44 – летнего капитана I-го ранга (позднее получившего чин капитана-командора) выходца из Дании Витуса Йонссена  Беринга двадцать лет состоявшего на службе в России и плававшего в Индию. Беринг с командою до 75 человек два года будет пробираться к Охотскому морю. Последнюю часть пути около 500 верст от устья Юдомы до Охотска Беринг пройдет зимой нартами, в которые будут впряжены люди…, часть из которых сгинет от голода и холода… Петр так и не узнает результаты экспедиции Беринга, который через пять лет вернется в Петербург, завершив открытие северо-восточного побережья Азии, но не сделав главного– открытия пролива между Азией и Америкой. Это сделает в 1733 году Иван Федоров и Михаил Гвоздев. Но не их именами будут названы ни открытые ими острова, ни пролив, ныне носящий имя В.Беринга”. Вообще же Охотский тракт (От Якуцкого по Лене реке плыть до Алдана реки пять дней, а по Алдану реке вверх ходу до устья Маи реки четыре недели, а по Мае реке вверх ходу до устья Юдомы реки восемь дней, а по Юдоме реке вверх до Устьгорбинского зимовья десять дней, а от того зимовья осенним путем ходу на нартах до Охоцкого острожку к морю полпяты недели через хребет) действовал задолго до первой и второй Камчатской, а именно с 1650-х и до близких нам 1920-х годов. Было несколько вариантов пути. И наземные и водные и комбинированные. Река хранит воспоминания обо всех этих людях и событиях. Открытия века и горькие драмы. Так например, в 1680 году на реке Юдоме произошло нападение тунгусов на отряд стольника Данила Фомича Бибикова, шедшего с соболиной казной. Юдомский Крест и поныне стоит, напоминая об около 200 погибших путников в XVII—XVIII веках.

Или ещё один уникальный обьект Юдомы - одна из станций бывшей "Советской системы магистральной тропосферной связи Север" промежуточная станция 3 (ТРРЛ-104А). Позывной – Милан. Вот как описывает свои чувства один из служивших на ней офицеров: -“Когда на очередном витке серпантина, опоясывающим Милан, ты осмеливаешься поднять голову, то оказываешься наедине с Космосом и с издевающимся над тобой, хохочущим над тобой и обжигающим тебя абсолютным холодом Солнцем. И режущим запястья адским ветром слева, доводящим тебя до состояния глубокой заморозки, чтобы в следующей жизни ты снова попал на Милан и смог опять на мгновение поднять голову”. Была перенесена в 1974 г. от поселка Ыныкчанский и только в 1992 году юридически было закреплено расформирование в/ч 93494. Многие служившие на ней осев в Югоренке, живут там и по ныне.

На подготовку ушло несколько лет. Найдено и проанализировано максимум информации. При этом “белые пятна” конечно, оставались, но не казались нам критичными. Описание планов и надежд лучше всего представлено вот тут: http://bestbig.wix.com/razbushlat#!razbushlat-plani/czsl .

Мы уже делали попытку взять этот маршрут в 2013 году. Наши планы тогда остановила природа и известие из Нежданки о затонувшем бензовозе на проходе к руднику. Дожди не дали нам шанса в том году даже предположить заброску.

Итак, десятого июля Химик, прибыв в Якутск, остановился, как обычно на базе гостеприимного Валерия Васютина. Следом прилетела южная (Краснодаро-Майкопская) часть команды. Груз слегка задержался по вине транспортной компании, что позволило нам без спешки и паники закупить и подготовить технику, снаряжение, питание и прочие сопутствующие вещи. В этом нам очень помог Валерий и его товарищи. Основной техникой нашей экспедиции в этот раз стали:

1. Лодка Беркут S-C на моторе Golfstream T40 FWS.

2. Лодка Фрегат M-400 FM jet  на моторе Golfstream T25 BM JET.

3. Лодка Golfstream Master ML-400 на моторе Golfstream F25 BMS.

4. Дополнительно для мелких переправ и рыбалки на озерах – Лодка Фрегат M-5 http://fregat-boats.ru/naduvnaya-lodka-fregat-m-5

5. Отдельно Валерой подготовлен вездеход Урал-4320 в спецкомплектации для прохода по целинной тайге и руслам рек (домкраты, бензопилы, лаги, топливный бак на 1500л,  и так далее…). Его в пути сопровождали трое друзей – Андрей Подколзин, и Игорь Соломянный с сыном – Романом.

Моторы были заранее проверены на производстве. Нам оставалось только распаковать груз, накачать лодки, подогнать и  прикрепить двигатели, настроить системы питания и управления, упаковать всё в обратном порядке и загрузить в кунг Урала вместе с остальными вещами. Причем Беркут закрепили стропами на крыше, т.к в кунг он конечно не входил по габаритам.

15 июля в 5-00 после стартовой фотографии выдвинулись, что б успеть на первый паром через р.Лену. Напротив, в Нижнем Бестяхе заправились, для чего пришлось настраивать свои шланги, т.к. Урал по высоте не проходил к колонке и к вечеру прибыли на Алданский паром, пролетев 380 км по федеральной трассе – Колыме. Даже разбитый обычно участок Чурапча - Ытык-Кюель в этот раз не доставил никаких трудностей (а безупречный асфальт в районе Н.Бестяха – это вообще фантастика, хотя как и всякое чудо, он длился не долго). По пути, остановились на развилке Хандыга – Усть-Татта. Это традиция. Для нас с Андреем, выросших в Хандыге, первый встреченный указатель с этим названием всегда вызывает особые теплые, ностальгические чувства. Удивил на редкость малый грузопоток. Алданский паром не был 100% заполнен и вынужден был ждать до самого вечера, после чего в 21-00 так полупустым и пошел в Сасыльцы. Причем это был единственный рейс в тот день. В Хандыге покушав в местном ресторанчике в час ночи, забрав приготовленное нам друзьями моторное масло, мы не задержались, а проехав около 17 км в сторону Теплого Ключа, заночевали практически на обочине трассы.

На следующий день с утра пораньше выдвинулись далее. В Теплом навестили нашего старого друга – Юрия Шабалкина (ещё один участник упомянутого выше похода 1992 года). Узнав последние новости,  и обстановку на реках, посоветовавшись с бывалым следопытом и сделав фото на память – держим путь в сторону моста через речку Восточная Хандыга,

Кстати, Юра всерьёз занявшись туристическим бизнесом, за эти годы покорил не только постсоветское пространство, но и вышел на международный уровень. Увидеть красоты, порыбачить и поохотиться к нему на одно уз самых уникальных мест Якутии – озеро Джампа-Кюель, едут теперь со всех концов света. Красота и отличный сервис навсегда остаются в сердцах благодарных клиентов. Появился интерес? - пишите нам на майл info@razbushlat.com

Мост увел нас с основной трассы в направлении Нежданинского рудника. Пожалуй два нюанса обратили на себя особое внимание: великолепное состояние трассы, т.е видно, что за ней реально следят и исчезновение “Желтого прижима”. Дорожники его практически уничтожили, убрав одно из потенциально опасных мест на Колымской трассе. Спасибо им за их труд.

Мост – сам по себе красивейшее и уникальное строение. Второго, такой же конструкции в России я не нашел. За ним еще немного и дорога выходит на русло Куранаха. Затем постепенно набирая высоту – на Дыбинский перевал. Его высота – 1280 м. над уровнем моря. На спуске с которого стоит памятник “величию” замыслов прошедшей эпохи – недостроенный железный мост через реку Дыбы. Дорога, временами появляясь, временами исчезая, вывела нас на реку Тыры, где мы и ночевали, не доехав до рудника совсем чуть-чуть. Встреченные по пути дорожники рассказали где, как и к кому обратиться в Нежданке. Часть дороги, идущая по руслу – тяжелая, но чувствуется, что хоть и редко, всё же по ней ездят, а стало быть, и броды – читаются относительно легко. С утра подъехали к Руднику – вот такая тут “зона трезвости” и закрытая территория для чужаков. Андрей ушел поприветствовать и поставить в известность местную администрацию. Вернувшись, сказал: - отнеслись благодушно, пожелали удачи, но если вдруг, что случиться, просили на них не рассчитывать. Типа нет свободных ресурсов.

Ну и ладно. Объехав рудник и поплутав маленько по некогда цветущему, а ныне полностью заброшенному поселку, имевшему школу и аэродром с регулярным сообщением, мы вышли на русло реки Тыры, по которой нам предстояло пройти около 70 км (считая с притоком – Малтан) до озера Баля. Затем вернуться назад примерно на 30 км и свернув в боковой приток Тыров – Сетанью, по ней добраться до стапеля на Юдоме. Этим маневром преследовалось одновременно несколько целей:

-       Якутская команда на озере Баля отлично может половить мальму, а в окрестностях поискать копытных и пернатых.

-       Мы за три-четыре дня налегке успеваем сбегать на г.Палатку, профессионально отсняв при этом уникальный фото и видеоматериал.

К сожалению, реальность оказалась жестока к нам всем. Дорога, а вернее направление движения – русло реки Тыры замедлило наш темп более, чем было запланировано. Поломка и ремонт переднего моста, постоянные завалы и броды, которые ещё надо было найти, непрерывная разведка пути, запредельное напряжение водителя и нагрузка на автомобиль сделали своё дело. Разведка -  это тяжелая и ответственная работа – надо перед Уралом не раз обежать по перекатам и завалам путь, проложить единственно верное направление, скорректировав при помощи портативных раций с водителем, а ему пройти в точности там, где задумано, не ошибившись ни на метр. В итоге, проехав примерно 30 км Валера, сопоставив планы и реалии, поставил нас перед выбором:

- и на Баля и на Юдому – нам не пройти. Или туда или туда. Выбирайте.

Так отменились горная часть нашей экспедиции. Пики, реки и водопады хребра Сунтар-Хаята. Моя мечта о Палатке помахав хвостом скрылась вдали. Теперь возможно, уже навсегда. А счастье было так близко, так ощутимо…

Тут надо, сделав отступление, сказать о названиях в тех местах. Они на разных источниках читаются по-разному. Например, реки: Сетанья-Сетыння-Сатынья, Каянда-Каяндя, Эмырчан-Эмкырчан-Имырчан и т.д. По этому, в рассказе, буду упоминать самые, на мой взгляд, распространенные названия.

Добравшись до Сетаньи мы рассчитывали, что живущий там постоянно Погодаев Анатолий Иванович (все зовут его по-простому “Толик”) согласится стать нашим проводником и как знаток местности выведет нас на Юдому с наименьшими затратами – потерями. Он - эвен, потомственный оленевод приехав давным-давно в Нежданку из Кетанды, так и остался в этих местах навсегда. После закрытия посёлка и рудника ушел в тайгу, построил себе жильё и промышляет зверьем. Раз в год сдаёт добычу, а в обмен запасается едой и всем необходимым. Семья живет сама-собой. Дети выросли и не нуждаются более в его поддержке, что и дало возможность стать отшельником. Он, природа, пара собак и лишь изредка проходящие мимо путники типа нас, да кочующие оленеводы, составляют ему компанию. Поражает отличная память – он помнит имена, фамилии, даты, события  давным-давно минувших лет. Рассказывает захватывающие истории. Время не сделало его нелюдимым, угрюмым, замкнутым молчуном, а совсем даже наоборот. Вызвали мы его из тайги одним выстрелом из карабина – через 20 минут на нас вышла сначала его собака и потом и он сам. Такие методы общения в тайге. Сетанья – мелкая речка, местами входящая в настолько узкий каньон, что борта кунга едва-едва проходили, задевая склоны. Сложно, упорно, постепенно набирая высоту, но, не прекращая движения, мы въехали на перевал, разделяющий Сетанью и Эмырчан. Высота перевала – 1460 м.

Со времен активного исследования геологами этого района прошли уже десятилетия, но ранимая северная природа ещё долго будет хранить следы тех лет. Так нам встретился сваренный из трубы-восьмидесятки каркас толи дома, толи саней; практически целый бульдозер и иногда встречающаяся колея говорила о былой движухе на технике типа – ГТТ. Не знаю, занимаются ли сейчас какими-то работами геологи, но мы не встретили за всю экспедицию никого из их клана. Зато вот как раз, после перевала, заглянули на стоянку кочевников-оленеводов. К ошейникам собак привязаны деревянные грузы, что б зайцев негоняли – иначе некого будет стрелять зимой. Нас пригласили в ярангу к костру, угостили не замысловатой, но вкусной и сытной едой. Поделились бараниной нам в дорогу. Так в неспешном разговоре за жизнь, покумекав над картами и ходом нашим, посоветовали дальнейший путь. Мы, в свою очередь, поблагодарив старших и угостив детишек мешком конфет - собрались на совет. Было решено срезать путь в сторону Каянды. Тем самым минуя лишние 26 км трудного пути и выигрывая драгоценное время.

Нет худа без добра и едва отъехав от них, мы засели в болотце. Коварную ловушку нам устроил неприметный лесной ручеёк шириной с полметра и глубиной по колено. Казалось бы – ерунда, но Урал плотно сел на свои три моста. Результат ошибки и рассогласования разведки- прохождения. Толик направлял после разведки правее значительно, но Валера не мог уже вернуться на объезд 2км и пошел на прорыв этого мизерного препятствия. Выскочить на твердый грунт не хватило 3-4 метра из 30. Домкратились шесть часов. Девять мужиков – великая сила. Подняли автомобиль практически на уровень мшистой поверхности, для чего пришлось свалить в округе лиственницы, и - выехали. Наука всем на будущее – в тайге нельзя игнорировать даже мелочи.

Перевалили сначала с Эмырчана на Каянду, затем на Винто-Халыю, и далее поднявшись на очередной перевал, спустились к озеру Балык-Кюель. Перевалы и дороги между ними – это, по сути, просто самые оптимальные места в водоразделах и долинах, по которым можно двигаться, определяемые визуально. Тоесть - обыкновенная таёжно-горная целина со всеми её препятствиями. Лес, болота, реки, камни всех размеров и форм… Толик, отлично провел нас этим маршрутом. Без него было бы в разы тяжелее, по тому, что иногда даже направление следующего шага было не понятно. Накрапывающий дождь и спустившийся туман только усугубляли сложность движения.

Балык-Кюель – красивейшее озеро. Аналог озера Баля и внешне и по содержанию, а стало быть, самые нетерпеливые и азартные рыбаки сразу же расчехлили свои спиннинги и кинулись на поиски вкуснейшей красной рыбки – мальмы. Фортуна улыбнулась в тот вечер Дирехтору и Студенту. Игорь с Романом, как бывалые промысловики быстренько поставили сети и к утру порадовали коллектив славным уловом, часть которого мы взяли с собой в дорогу на Юдому.

Вечером на озере решено, что Игорь с Романом, оставшись, займутся рыбалкой, а остальным пора было в путь, ведь до места стапеля – реки Юдома оставалось чуть-чуть. Все те, с кем нам удалось поговорить при подготовке к экспедиции советовали далее двигаться правым берегом озера и ни в коем случае даже не пытаться пройти левым. Спорили, решали, но Толик настоял именно на левом и оказался в итоге прав. Мы без проблем достигли Авлии и спустившись по ней выехали на берег Юдомы. Уровень воды не позволял нам сброситься прямо в устье Авлии. По сути это был веселый, журчащий ручеёк с небольшими расширениями до 3-5м и глубиной около полуметра. Вынужденно проехав вниз по Юдоме в поиске воды ещё несколько км, мы решили стапелиться. Валерий с друзьями остался на ночь с нами на случай, если понадобится его поддержка, как многоопытного лодочника. Это оказалось очень кстати. Его опыт, знания, советы и даже некоторые уникальные инструменты, находящиеся в Урале оказали нам бесценную помощь.

Сделав направляющие, спустили, при помощи верёвок с крыши Урала наш Беркут. Подвеска моторов, настройка всех систем, заливка топливом, укладка снаряжения и т.п заняли у нас оставшееся до вечера время и даже утро следующего дня. Артур нажарил огромное количество мальмы и в сочетании с ухой из неё же - мы растворились в нирване…

Утром Урал ушел в обратный путь. Валера, Андрей и Толик, подхватив по пути прилично наловивших мыльмы Игоря с Романом, благополучно достигли реки Тыры. Время было дорого и как они не спешили, всё же проскочить по малой воде не смогли из-за застигших их дождей. В итоге Урал остался в потоке бушующей реки, не доехав до Нежданки около 30 км. Люди геройски выбирались до коренного берега и ли вдоль него. Спасателями МЧС были эвакуированы в Якутск вертолетом. Досталось им там очень сильно, но это отдельная история и я не имею морального права рассказывать, не будучи её участником.

Из неординарных происшествий нашего старта можно выделить нелепый казус: уже полностью упаковавшись и присев покурить на дорожку, решили ещё раз оглядеть стоянку, что б ничего не забыть и не оставлять мусора. В этом плане очень не выгодно смотрелся пенопласт (мы где-то слышали от охотников, что для зверей страшная вещь — они его едят и гибнут кстати), которым был упакован один из моторов. Не долго думая ребята сложили его в костер. Поднялся огромный черный столб дыма с искрами и одна (самая подлая и большая) приземлилась на внутреннюю сторону баллона Фрегата, раздалось шипение и мы полезли за ремнабором. Клей, заплатки и истошно-неизбежная ругань Дирехтора помогли быстро и надежно устранить это отверстие.

Спутниковый телефон уехал обратно в Урале и единственной ниточкой, связывающей нас с цивилизацией с этого момента стали лишь навигаторы Гармин, да GPS-трекер. Иными словами – космос.

Оттолкнулись от берега. Первый взмах веслами и….понеслось!

Первый день сплава (22.07.2015).

Солнечно. Тепло. Птички щебечут. Ляпота!!! Юдомский хребет величественно возвышающийся слева, постепенно снизился к месту нашего стапеля, как бы создавая трамплин для начала водой части нашего путешествия. Вода журчит чистая и прозрачная цвета – ультрамарина. Настроение отличное и душа рвётся на простор после столь затяжной и тяжелой заброски. Мы со Студентом идем на Гольфстриме и Фрегате соответственно. Весла помогают лавировать в быстро и резко меняющей направление основной струе. Конечно на ходовых качествах, управляемости и маневренности сказывается сильный перегруз, но нам всё же проще, чем Беркуту. На нём шли трое – Андрей, Иван и Артур. Вёсла на этой лодке конструктивно не предусмотрены, и они пытаются управлять шестами. Перекаты, завалы и прочие препятствия встречаются примерно через каждые 50-100 метров и со стороны муки матросов вызывали недоумение и умиленье: как, зачем и кто догадался приделать “корове седло”, а именно так и выглядит Беркут в верховьях Юдомы. С надеждой и даже немой мольбой мы вглядывались в каждый попадающийся нам по пути  даже малейший приток, думая, что-вот-вот, и глубины в основном русле станет достаточно. Вода, конечно прибывала, но не так, что бы реально уменьшить таскание лодок по мелким перекатам и шиверам. К тому же долина реки настолько широка, что вода разливается на множество проток,  то уходящих под камни, то наоборот вдруг появляющихся из под земли, резко меняет направление, а иногда даже проходит через встающий на пути лес, абсолютно не проходимый ни для какого судна.

У меня на Гольфстриме сломалась уключина. Как показало дальше время – это единственный, выявленный нами конструктивный недостаток данной лодки. Сделанная из тоненькой пластмассы, плохо закрепленная в корпусе ось, на которую опирается весло, совершенно не отвечает прилагаемым к ней нагрузкам и в перспективе должна быть заменена производителем на металлическую. После этой поломки мне понадобился второй гребец, так как в “одно весло” на такой реке не пройдешь и десятка метров. Иван с частью своего снаряжения перебрался ко мне, тем самым оказав добрую услугу Беркуту – более ста кг живого веса, как никак, а уж со снарягой – так и вообще центнера полтора))). Оставшиеся там Андрей и особенно Артур “напахались” в тот день до чертиков в глазах. Особенно Артур, уступающий Андрею в росте и вынужденный к тому же, как режиссер экспедиции, вести фото-видео летопись. На каждом зацепе днищем камней лодку ставило лагом и пыталось перевернуть, всё время увеличивая парусность судна напирающим потоком. Надувную – просто поднимало и сносило, а металлическую, если не принять меры – могло начать кувыркать, как “перекати-поле” в пустыне Гоби.

Пожалуй, самая универсальная из виденных мной в жизни лодок – наш нынешний Фрегат. Особая конструкция дна отлично поднимает его над потоком, не говоря уж о девяти независимых секциях, обеспечивающих безопасность с огромным запасом живучести. Только огромный вес груза и не идеальное его размещение по палубе, (устраненное в ходе движения) создавали Студенту некоторый дискомфорт поначалу. В целом же Дмитрий вполне успешно лавировал в хитросплетениях проток и завалов Юдомы, давая фору остальным. У разгруженного Беркута дела пошли лучше, хотя всё это относительно, конечно. Мы с Иваном довольно быстро подобрали успешный темп движения. Удивительно, как быстро и легко он схватывал “науку”, при этом будучи явно сильнее меня физически. Разбаланса в силе и траектории гребка не ощущалось совсем. Я чуть подсказывал ему, как эффективнее “махать” веслом, так как ранее у него такого опыта не было, и мало-помалу караван продвигался вперёд, отходя от истоков Юдомы всё дальше и дальше. А там, похоже, шли серьезные дожди, по тому, что горы были затянуты плотными темными тучами без малейших просветов.

Однажды, не рассчитав свои силы и курс судна при выполнении очередного манёвра, мы с Иваном вылетели на не крупный завал. Лодку поставило на борт и плотно прижало к переплетению корней и стволов практически начав переламывать посередине. Сели плотно, но завал был не обширный и я, интуитивно сообразив, перетянул Ивана ко мне на корму, где мы, навалившись собственным весом на одну половину, тем самым помогли потоку воды нарушить равновесие и сдернуть лодку с завала. Ниже метрах в тридцати был очередной перекат, позволивший нам остановиться. Пока я удерживал полную воды лодку, Иван догнал пытавшийся уплыть, но зацепившийся за корягу, не привязанный к лодке бокс с продовольствием и кое какую обувь, тоже наспех брошенную при пересадке и в спешке не привязанную к корпусу. Потери: портативная рация ушла к рыбам навсегда, фотоаппарат Никон промок и вышел из строя, тапочки-кроссовки для бивака, большой полиэтиленовый тент красиво уплыл по течению (позже мы с Иваном издалека заметив его по яркому цвету, выловили этот большой тент (6х9 метров) и он сослужил нам добрую службу, в качестве крыши почти на каждом биваке). Вставшие ниже и готовые страховать-спасать друзья с улыбкой наблюдали за нашими барахтаньями и  как мы десять минут потом черпали горными ботинками воду из лодки.

Раньше, занимаясь водным туризмом, мне приходилось ходить по разным рекам и в разную воду, но таких завалов, как тут встречать не довелось. Это была реальная угроза жизни, не говоря уж про потери в снаряжении или в судах. На мой взгляд, перекаты, шиверы, пороги, бочки, чемоданы и т.п. типичные водные препятствия, даже будучи категорийными, менее опасны по сравнению с этими скромными визуально, переплетениями стволов и корней. Там всё ясно: основная струя, ямы, валы, водовороты, скалы, улово и всё зависит от навыка гребцов, а как все действия происходят согласно древней поговорке “Струя – не дура, она – вынесет!”, то и нет напрасных, глупых эмоций. Тут же всё наоборот, струя, то обходит завал разворачиваясь, чуть ли не в обратную сторону, то прямо ныряет под завал абсолютно не образуя отбойного вала, то наваливаясь на него - перекатывается рваными волнообразными движениями, обнажая и скрывая острые, как копья пики. Часть завала торчит на поверхности, часть коварно спряталась под водой, направляя стволы абсолютно во все стороны, вне зависимости от направления течения. Нет никакой статики – всё движется, меняется, ухает и ахает, иногда кардинально в секунды меняя характер прохождения. Маленькая ширина русла только добавляет сложности и опасности. К тому же у нас нынче не каты или рафты, а – моторные, сильно груженные лодки.

Трудно передать словами, но завалы производят мрачно-унылое, давящее впечатление. От них веет опасностью и смертью. Причем не впрямую, открыто, а как бы исподтишка, по подленькому…

И Студент и Андрей не миновали в этот день попадания в их объятия тоже. С Беркута первый же завал, которого они коснулись, “слизал” любимый спиннинг Андрея, а перекаты забрали эхолот и протащив лодку боком - слегка пробили киль. Крысы в трюме начали волноваться, но, не успев поднять бунт и сменить капитана, были утоплены при залете в следующий завал, где Беркут прижало и серьёзно притопив, чуть не забрало у нас судно вместе с экипажем. Студент не вывозил веслами Фрегат из-за его чрезмерной загруженности. Вкупе эти факторы вынудили на столь ранний переход к “моторной тяге”. Андрей подвязав вместо трима – осину, получил возможность управления своим танкером, хоть и начал бить-царапать мотор, а стоящий на Фрегате водомёт вообще именно для этого и был предназначен. Требовалась только незначительная подгонка его именно к данным условиям.

Мне было откровенно жалко двигатель, и мы с Иваном весь этот день и следующий не опускали в воду мотор, надеясь на свои силы и веря в удачу. Залетев во второй день в огромный завал и с великим трудом с него снявшись, я круто изменил свои взгляды на греблю вёслами в сторону - винтов.

Конечно, натаскавшись по перекатам все промокли по пояс. Да и в первый день не имело смысла идти до темноты, так как выявилось некоторое количество нюансов, требующих корректировки. Караван не растягивался. Мы практически не теряли друг друга из виду, по тому, что любому в любой момент могла потребоваться помощь. Решено было искать место для ночевки. Шедший первым Фрегат нырнул в левую протоку, а следующий зав ним Беркут – в правую. Оба почти сразу заметили, что в дальнейшем пути серьёзно расходятся в разные стороны и притормозили на разных островах, расположенных напротив друг-друга. Замыкающий движение Гольфстрим вовремя зачалившись, имел возможность выбирать любой путь, а они уже не могли вернуться. Мы с Иваном выбрали правую протоку и присоединились к Артуру с Андреем, а Дмитрий остался один. После нескольких попыток воссоединиться стало ясно, что водомету не хватает сил на столь быстром течении двигать вверх загруженную лодку, а завалы и косы не позволяли причалить к нашему берегу на том уровне, где можно бы было траверсировать поперёк потока. Очередной “совет в Филях” постановил: не предпринимать рискованных действий по воссоединению, ночевать порознь (мы видели визуально друг-друга и устойчиво работающая радиосвязь позволяла без проблем скоротать ночь), с утра провести разведку на предмет соединения проток ниже по течению и возможности встретиться уже там. Казус этого вечера: из продуктов у нас были только сухари, спирт и конфеты, а самой глубокой металлической тарой являлась – пара алюминиевых ложек. Да и сухая теплая одежда с одной из палаток были у Дмитрия, поэтому он отдохнул как царь, а мы “в тесноте, да не в обиде”. Потихоньку небо затянуло, стал моросить дождик, начался медленный подьём уровня воды.

Второй день сплава (23.07.2015).

По результатам утренней разведки нашли дальнейший путь и даже смогли добраться до Фрегата, затарившись посудой и продуктами (как добрались? я туда не ходил). На обозначенной стрелке Студент целый час тащил по мелководью лодку в нашу протоку. Сбросил наверное кг пять живого веса. Мы сочувственно наблюдали, но помочь не имели возможности. Да собственно, кроме описанного выше второго завала, в который мы с Иваном влетели на Гольфстриме, и общего лавирования с перетаскиванием судов этот день ничем особым и не запомнился. Дождик всё также моросил временами. Вода настойчиво прибывала. Начали плыть стволы и коряги. Заночевали на огромном острове напротив перспективных озер, о которых нам рассказывали Хандыгские друзья и Толик. Было решено завтра сходить туда – порыбачить и поохотиться, если повезёт.

Третий день (24.07.2015).

Мы вчетвером ушли на озера. Студент остается на хозяйстве. Взяли с собой маленький Фрегат, стволы, спиннинги, навигатор. По колено перебродили отделяющую остров от коренного берега протоку и чуть попродираясь в зарослях вышли к красивому озеру. На берегах то тут, то там встречались остатки биваков наших предшественников. Накачали лодочку и расчехлив снасти обкидали всю акваторию в поисках несметных стай ленка, о которых нам твердили проверенные источники. Глухо, как в танке. Сначала Иван, а потом и присоединившийся к нему Артур ушли поблуждать по окрестностям в поисках мяса. Почти постоянно идет дождь. Мы с Андреем перешли на другие озера. Безрезультатно. Возвратились охотники с добычей (что они там добыли?). Пока то, да сё, Андрей вылавил в первом озере довольно приличного ленка. Правда, блесну тот взял не ртом, а зацепился снаружи глазом. Пора в лагерь. Все промокли и начали подмерзать. По дороге назад, Андрей решив, что найдет лучшую дорогу к берегу оторвался от нас и в итоге конечно заблудился. Мы, выйдя на берег точно в месте, где и заходили (с навигатором это не вызывает проблем) ждали, пытаясь при помощи рации сориентировать его. Стреляли в воздух, но в шуме дождя и реки звук выстрела теряется на расстоянии пары сотен метров. В итоге рации сели, а где он мы так и не определились. За время нашего отсутствия река превратилась в бушующее месиво цвета глины. Стволы и коряги летели почти сплошным потоком. Уровень поднялся крайне высоко и движение его вверх было очевидно. Стоя на берегу, приходилось отступать вглубь каждую минуту.  Шутки кончились даже раньше патронов и питания раций. Уверенности, что Андрей вышел на берег – нет. Что там с Димкой, лодками и лагерем тоже не известно. Тревога нарастала, витая в воздухе вокруг нас и разряжаясь в голове всякими страшными предположениями. Паники и даже каких-то заминок не было. Весь вопрос был в приоритетах на данный момент, а момент был ох, какой не простой…Действия, как всегда в таких случаях спасают от горьких дум и долгих размышлений. Безрезультатно прочесав в поисках Андрея, часть берега вверх и вниз по течению решили двигаться в лагерь. Накачали Фрегат и пересекли две мощные протоки. Вот и остров. Издалека увидили фигуру Директора и часть опасений отпала. Спешим к ним. На разборки и выяснения не было времени – в лагере “вселенский” потоп. Перетаскали бутор на самую верхнюю часть острова, развели костер, запаслись дровами, построили балаган. Лодки привязанные изначально за растущее дерево, хоть оно уже с полметра затоплено всё же закреплены надежно. Стемнело. Стволы плывущие по реке похожи на танкеры класса “река-море”. Дождь не прекращался. Стемнело. Вода наступала на глазах, окружая и сокращая наше жизненное пространство. Решили ждать до упора. Рассвело рано, но выдвигаться в семь утра всё же лучше, чем в три ночи. У лодок, разведя отдельный костер, дежурил Андрей, а мы по двое – в лагере. Каждому, кроме не сомкнувшего глаз Директору, удалось даже часок покемарить. Часа в четыре Андрей, наблюдая за подтоплением, позвал на помочь и мы переправили лодки к лагерю, по тому, что там, где они были к ним уже трудно подобраться, а державшее их дерево вот-вот смыло бы. Успели кстати, в самый раз, по тому, что только перевели последнюю лодку, как хлынувший поток снёс и дерево и костер у которого дежурил Андрей и вообще накрыл ту часть острова, где был его пост, а ведь уровень от нашего лагеря отличался всего на 30-40 сантиметров. К шести часам просветлело вполне приемлимо для экстренной эвакуации. Вещи уложили заранее и готовы были тронуться в любую минуту. Ждали только в надежде, что дождь и туман, прекратившись и рассеявшись, позволят нам увеличить видимость хоть метров до 200-300. Я на Гольфстриме смастерил, такой же как и на Беркуте осиновый трим.

Итоги этого дня: вновь ушла часть вещей – очередные кроссовки, ботинки, газовая горелка, мелкие вещи, типа чехла от палатки. Дмитрий, отвлекшись на полчасика в палатке, пропустил важный, не известный нам до того времени момент, а именно – разницу в динамике развития ситуации: медленный плавный подьем воды и ВДРУГ – ВОЛНА, как будто сверху прорвало незримую плотину, затем опять плавный подьем и – снова ВОЛНА. Таких волн мы за ночь наблюдали еще – две. Впечатляет! Все слегка мандражировали не зная, сколько их таких будет за эту долгую ночь…

Андрею, что б добраться от коренного берега в лагерь пришлось вразмашкеу одетому переплыть быстрые и опасные три протоки. Соответственно, накрылся лежащий в кармане айфон, делавший до этого вполне качественные снимки и видео, не говоря уж о хранившейся в нём информации. Стоит отметить, что после неотложных, первоочередных действий по лагерю, мы собрались - обсудили саму причину отрыва Андрея от нас в лесу и вероятные действия по предотвращению подобного в перспективе.

Дальше по реке – все идут только на моторах, по тому, что река это просто – жуть. Далеко двигаться – нельзя, надо искать ближайший коренной надежный берег и вставать пережидая буйство стихии. Река вообще забыла про правила и этикет– рвала, ломала, неслась куда хотела. Новые просеки в прочно стоявшем секунду назад крепком лесу, образовывались прям у нас на глазах.

Итак, старт дальше вниз…

Четвертый день сплава (25.07.2015).

Это был короткий переход. Настойчиво уходя правыми протоками мы наконец-то сначала увидели, а после и достигли коренного берега. Заглохший в одной из лесных вновь образовавшихся проток мотор Студента, добавил адреналина, по тому, что его сразу же неминуемо вынесло и разложило на крупном завале. Причем мы шли чуть впереди его и видя всё это не могли даже тормознуть для страховки – просто не где было зачалиться или хотя бы просто остановиться. Встали на косу метрах в 200-х ниже, не выпуская его из виду. Он снялся самостоятельно без негативных последствий, а до коренного оставались считанные метры. Нам очень хотелось тут остановиться, ведь километром выше была заброшенная геологическая база. Её в свое время выстроили на берегу совершенно обалденного озера Наманкур (примерно метрах в пятистах от Юдомы). К сожалению, крутизна берега и сплошные заросли кустарника не позволила остаться тут на ночевку, а подняться выше по течению не пускали перекаты. Однако не сходить мы не могли. Втроем (два Дмитрия и Иван) прихватив спиннинги и винтовку мы вышли на берег этого озера, примерно в полукилометре от хорошо видной издалека базы. Дождь моросил, но такую красоту скрыть не мог даже он. Шикарнейшее место. Озеро под горой. Кристальная чистота. Примерно по середине – островок. Ни малейшего дуновения ветерка. Идиллия. Сама база – это примерно два десятка домиков разной степени разрушенности. Совершенно целых – только два (один из них – баня). В округе разбросанно всё, что можно себе представить. Например: моторы, бочки, мешки с цементом, десятки ведер и чайников всех размеров, огромные напольные металлические весы, женская косметика, шкуры животных, перьевые подушки…и т.д. Есть дома на два подъезда. Во многих – кирпичные печи. В одном на стене хорошо сохранилась газетная вырезка эротического содержания, а именно – реклама девочек по вызову с картинками. Кого и как они там собирались вызывать?))).

Есть и свежие следы пребывания оленеводов, явно стоявших тут уже после закрытия базы. Они разобрали крышу одного из строений, пустив тонкие стволы, из которых та была сделана на каркас своей яранги. Причем во многих домах можно спокойно жить, но наверное, эвенам это чуждо и они комфортно себя чувствуют именно в своих исконных самодельных жилищах.

Рыба плескалась то тут, то там, но с берега было мелко, для спиннинговой ловли, а лодочку мы с собой не взяли. По той же причине и плаваюшие по поверхности озера утки нас не интересовали. А вот “наземная” дичь оказалась хитрее нас. Чуть показавшись? крупные глухари с шумом пикировали в сплошные, не проходимые заросли растущего везде кедрового стланика становясь абсолютно не видимыми нашему охотнику и не доступные выступавшим в качестве загонщиков Дмитриям. Весь путь туда и обратно занял у нас около трёх часов. Выйдя на берег, мы подкрепились вовремя и любезно сделанными Артуром бутербродами и горячим чаем. Перекур и вперед далее на сплав, хотя уходить было откровенно жаль с такого перспективного места. Спустившись совсем немного, мы без труда нашли нужное нам место. Берег – высокий и сухой. Есть выход ручейка с чистой водой, в устье которого можно разместить лодки и выбраться на сушу самим. Блаженство, ведь мы уже несколько дней не ночевали в полной безопасности. Построили огромный балаган. Дождь постепенно закончился и день порадовал настоящим ярким, теплым солнышком. Просушили всё. Даже постирали и вновь просушили часть вещей. При этом выяснилось, что влага окончательно прикончила рации, сколько-то там фотоаппаратов, звук, объективы, айфон, айпед -?

Один из баллонов Гольфстрима начал спускать и мы, вытащив на берег с большим трудом нашли малюсенький (как иголкой) – прокол в носовой части. Залатали.

Иван не теряя надежды, ведь следов была просто уйма, прошелся по округе с ружьем, но увы, безрезультатно. Прям карма какая-то тёмная.

Это был самый лучший по погоде день. И единственный такой…

(что еще было в этот день?)

Пятый день сплава (26.07.2015).

Прошли не много ещё. Двигаться крайне тяжело. Ночевали на крутом берегу в зарослях кедрового стланика едва-едва найдя место под две палатки. Практически не прекращаясь, шел дождь. Застопорившийся было накануне подьем воды продолжился вновь

Шестой день сплава (27.07.2015).

Переход в этот день был максимально коротким. Около часа. Искали первую же возможность спрятаться, хотя можно сказать и точнее – выжить. Шли правым бортом долины ныряя в любую из хоть и с трудом проходимых, но всё же потенциально приближающих нас к коренному берегу проток. Случайно, один из правых потоков вдруг оказался чистым. Это означало, что тут в Юдому вливается какой-то ручей, долину которого дожди обошли стороной. Такой парадокс в окружающем хаосе казался невероятным, но факт – есть факт. Вот он перед нами – прозрачный поток. На принятие решения – считанные секунды. Резко развернулись и зашли в него. Мелко настолько, что выше не поднялись. Зачалились по правой стороне, максимально от устья. Отдышавшись - осмотрелись. Берег не коренной. К сожалению тоже остров, но впадающая река, а это была – Эдыпчан, чистая и соответственно не поднимается. Близость (метров тридцать всего до Юдомы) и продолжающий там нарастать уровень, конечно вызывал дискомфорт, но в этот день идти дальше было просто нельзя. Река представляла из себя горигонтально движущийся лес. Столь велико было количество плывущих стволов и коряг. Затаборились. Занимались хозяйством. Иван прогулялся по окрестностям, в надежде кого нибудь подстрелить, но жирный гусь в это время несколько раз издевательски продефилировав туда-сюда мимо нас на расстоянии десяти метров скрылся в тумане Юдомы. Поймали несколько крупных ленков и в месте с чистейшей водой (которую мы не видели уже пару дней) это позволяет нам сварить вкуснейшую уху. Наелись жидким и горячим до отвала. Ляпота Жизнь налаживалась, хотя дождь прекращался лишь эпизодически…

Самое интересное было в том, что по замерам вода в реке Эдыпчан, не только не прибывала, но даже и падала некоторое время. Это расслабило нас, хотя дежурный всё равно был выставлен. Вот он-то и испортил весь праздник устроив побудку. Оказывается, Юдома, создав подпор на впадении в неё Эдыпчана, заставила подниматься и этот приток. Коварно зайдя с тыла, воды Юдомы стремительно топили наш остров. Быстрые сборы и в четыре утра мы опять вынужденно стартанули…

Седьмой день сплава (28.07.2015).

Далеко в этот день продвинуться не удалось. На реке всё ещё несло много коряг и стволов. Иногда они полностью перекрывали путь реке и та делая крутой зигзаг тут же прокладывала себе новый путь. Любая наша секундная оплошность грозила тяжелейшими последствиями. Встали вновь вынужденно на острове. Он хоть и заливной (видно по остаткам грязи на деревьях), но полметра перепада высот от грунта до воды давали нам некоторый гандикап по времени. Андрей вторую половину ночи не спал, контролируя наступление воды, которая пришла лишь под утро. Ранняя побудка и опять вынужденная эвакуация.

Восьмой день сплава (29.07.2015).

К дождю примешивается и низкий сплошной туман, ограничивающий видимость в радиусе 100-150 метров. Это сильно мешало, ведь приближалось одно из известных нам заранее препятствий – порог Барьерный. К счастью его стало слышно издалека и мы подойдя максимально близко пошли на разведку по левому берегу. Андрей: - тяжело причалились к отвесному берегу сопки. Лес мокрый и скользкий. Прошли, посмотрели и уже на обратном пути, идя вдоль воды по уклону- опёрся на лесину растущую в сторону реки. Лесина рухнула, Впечатление, что она всю свою жизнь именно меня и ждала . Я конечно рухнул вместе с ней под уклон в сторону реки, до которой всего- то три-четыре метра, отвесный обрыв и дальше бурные воды порога. Хорошо что физику личную у нас Юдома подтянула за эти 3 недели. Сгруппировался и в последний момент схватился за пучок кустарника... Выдохнул, остыл, и пошел дальше , понимая, как всё может кончится. Быстро и неотвратимо. Тут же на третьем шаге наступаю на сучек во мху и он впивается в ступню сбоку - сапог пробит! Весело, блин ...

Глядя на бушующую стихию, даже не верилось, что на карте это место обозначено, как типичный брод или описание некоторых туристов о том, что они его даже не заметили. Конечно всё это возможно только в малую воду. Нам же открылся классический серьезный порог примерно III-IV категории сложности. Сочетание различных препятствий - валов, бочек, надводных и подводных камней (а вернее сказать – обломков скал). Причем, это был не отдельный порог, а каскад препятствий (как бы – лестница), растянувшийся на не известное расстояние, по тому, что полностью просмотреть не позволял рельеф. Всё это было заключено в каньон, где поток, сжимаемый отвесными скальными стенами, создает массу специфических препятствий повышенной сложности и затрудняя страховку прохождения.

Начинаясь по правому борту мощным сливом с обливного в это время обломка, где масса воды почти отвесно падает со значительной высоты далее шла бочка -  пенная яма, попадание в которую практически не оставляла шансов лодке типа Беркут, да и остальным тоже пришлось бы не сладко. Стоящие за ней мощные крутые валы с пенным гребнем на вершине достигали размеров в полторы-две длины наших судов. Такие препятствия чередовались далее в хаотичном порядке. Вероятность переворота и размазывания нас по стенам каньона в случае ошибки была гораздо выше среднего, если учитывать, что шли мы не на спортивных рафтах-катамаранах, а на стандартных моторных судах. Удивительно но именно моторы стали нашим “счастливым билетом”. Дело в том, что в отличии от гребного судна, моторное может траверсировать реку практически перпендикулярно и даже чуть поднимаясь при этом по течению, обходя препятствие по коротким, но надежным относительно тихим местам. Можно даже зависнуть в одном месте, встав против течения и контролируя обороты двигателя, например – страховать товарищей.

Так мы и поступили. Четко намечая линию движения, постепенно двигаясь то влево, то вправо, с тремя разведками по берегу, безопасно прошли этот впечатляющий порог. Безусловно, это одно из красивейших и потенциально опасных в большую воду мест на Юдоме.

Далее, чуть ниже по течению предполагался вход в Юдомские ворота и он открылся так неожиданно, что мы чуть не влетели в неприятности. Если бы мы не ждали их появления, то могли бы и проскочить это место с ходу, без разведки. Да и побродить – поснимать, конечно хотелось, ведь в сети нет никаких сведений о реке в такую воду, а стало быть отснятый материал – уникален. Перед самым входом с правой стороны русло образовало огромный водоворот вокруг скрытой водой скалы, где одновременно вращался наверное целый железнодорожный состав леса. Всё это завораживающе стонало, скрипело, трещало и ухало. Справа – не большой порог. Слив, бочка, валы…всё, как положено. Далее скальные стены из которых выходит две, а иногда и три отдельных русла, разделенные скалами, по которым наши предшественники, спокойно тормозились чуть ли не в любом месте, ловили рыбу или просто задрав голову восхищались природой. Разница в описании и увиденной действительности по только, что пройденному порогу Барьерный, да и просто здравый смысл диктует нам зачалиться и сходить на разведку. Правый берег выше водоворота залит водой, тоесть там выйти на сушу нельзя. Мысли Андрея: “Мы-мокрая мышь на скорлупке, несущаяся в бездну адову ...В каком-то тумане, смоге, водяной взвеси. С ударами пульса в виски: "Всё, конец, мы не прошли ..." И визжать нет смысла, рёв ворот и треск ломающихся лесин в воронке, заглушают любой твой звук. Ты ничтожен в этой стихии... Не то что страшно, просто не обходимо, не обходимо - обреченка 100%. И надо подсказать взади летящим, крикнуть, махнуть - а они не видят, дождь. Никчемность. И надежда на ребят, что они вырулят, увидят, сообразят. Замечаем, что в водовороте, вращающемся метров на 10 ниже нас (а стоим мы на моторах против течения) иногда возникают пробелы и если не мешкать, то через них можно прорваться в берегу. Опасно, но у нас получилось. Чалимся. А дальше была феерия чувств, поднялись наверх. Скальный гранит, который река столетиями не может победить, усланный белым ковром мха, красота мироздания и зловещее напоминание непроходимости этого места. Радость! Великолепие! И страх неудачи - вот тут может всё закончится, и не привезут трупики на Юг, их просто не найдут... Завтра надо проходить это "чудо природы". Первая поверхностная разведка подсказала нам, что надо разбить лагерь и попробовать дождаться если уж не солнца, то хотя бы прекращения дождя и обязательно снять такое великолепие природы. Итак, разбили лагерь, Артур целенаправленно занялся съемками, остальные по мелочи, по хозяйству. При подходе к самой развилке проток, сверху на скалах есть "смотровые площадки": Мы думаем, что это Потапыч ходит туда иногда посидеть у воды , подумать, поразмыслить. Иначе от куда там следы лап 48 размера и вытоптанный ягель? Вообще конечно - место жутко красивое и даже - зловещее. Андрей, как самый храбрый из нас, после этих “площадок” чувствовал все сутки взгляд кого то и спал с ружьём. Но всё обошлось, Баянай смиловался. Или мы не так уж и грешили в этой жизни)). Уже вечером сидя у костра Андрей снял на минутку своё обручальное кольцо и … в итоге потерял его. Вот что он об этом сказал: - Я отдал на том месте кольцо своё, носил 24 года. Наверное так нужно было ...Мало есть мест , которые мы помним всю жизнь : Ласточкино гнездо, остров Столб, озеро Байкал...И вот ещё одно: Юдомские ворота !

Девятый день сплава (30.07.2015)

Дождь, хоть и не прекращался на долго, но просветы кратковременные просветы позволили отснять фото-видео и наметить дальнейший путь. Как ни странно, но вода за ночь довольно сильно упала (не менее чем на метр), обнажив скалу, вокруг которой и вращался возле нашего лагеря исполинский водоворот. Причем бОльшая часть бревен так и повисла, зацепившись за эту типа – ось. По результатам не торопливой и тщательной разведки получалось, что центральное русло – наиболее опасно, хотя именно в него снесёт не управляемое судно. Правая протока не менее коварна и страшна. Вода, наваливаясь на стены разделяющих протоки скал, образует многослойный обратный закрученный вал, а по выходу стоят жуткие бочки со всеми видами валов. Зато, если сразу за описанным выше порожком прижаться к левой стороне и нырнуть в левую протоку, то там единственное препятствие – слив с бочкой на правой сторону у входа на вполне достаточном расстоянии для безопасного прохождения. Даже если что, то именно эта бочка была самой маленькой из всех. Наибольшие опасения вызывало прохождение ворот Фрегатом по причине маломощности установленного на нем водомета, который к тому же взлетая на волне, прохватывал воздух, теряя тягу. С другой стороны – именно Фрегат был в нашей флотилии самой надежной посудиной: девять независимых баллонов, высокие борта, поднятое гораздо выше поверхности днище и особенная конструкция слива воды через несколько расположенных в нем кингстонов.

Делая отступление, скажу, что уже после сплава, в сети я искал, что же может так закрутить и перерыхлить потоки, образовав эти страшные бочки. Оказывается в малую воду на их месте на несколько метров торчат возвышаясь из воды обломки скал. Тоесть наши опасения с перестраховкой были не напрасными и не безосновательными.

Андрей: -И больше боялся за ребят, я бы сам провёл все лодки. Только вот подняться вверх не возможно - у каждого была одна попытка... Оставалось молиться и настроить всех на самообладание и действия хладнокровные. "Главное не бояться!"

Стартанули. Уверенно, без происшествий прошли намеченным путем по левому руслу. Сухое в обычное время, нынче оно более, чем достаточно полноводно и легко вывело нас на соединение к основному. Почти на выходе по левому борту не крупная шивера, но ширина русла позволяет в неё не попасть.

Река, собравшись после ворот в одно русло позволила выйти на глиссер, дав полный газ моторам и к вечеру мы, услышав очередной гул, а это был порог Дикий зачалились левым берегом буквально метров на 300 выше него. Вечер, а стало быть – всё остальное уже завтра. В стремлении подойти и встать, как можно ближе к порогу, что б с утра провести разведку не теряя времени, мы проигнорировали попадавшиеся по пути отличные места для ночевки. Ах, какие это были изумительные высокие, сухие терраски, покрытые мягким ягельником с чистейшей водой в пробивавшимися по ним ручейкам. Сами себя наказали, а именно – остановились на подсохшем болоте, где для палатки место без кочек найти не смогли. Под большую палатку нарубили жердей и лапника, а мелкую мы со Студентом кое-как втиснули между кочками, где и спали в позе Z. Так прошел наш очередной день, о котором мы, несомненно, будем вспоминать долгие годы, собираясь в компании или медитируя в полном одиночестве.

Десятый день сплава (31.07.2015)

После разведки нами был намечен маршрут через левую протоку, где валы пересекались в месте их наименьшей высоты, с выходом в огромное улово, образованное разделявшей протоки скалой. Директор, со Студентом прошли самым правым краем, мы же с Иваном придерживаясь центра правой протоки, слились по некрупной, но красивой бурлящей струе прямо под объектив снимавшего это Артура. Надеюсь, со стороны это смотрелось не плохо и я не зря старался выруливая между торчащими полуобливными камнями. Правое же русло, мелькнув на мгновенье (оно уходило на 90 градусов к основному) запомнилось чем-то страшно бурным и опасным. Там творилось что-то действительно ДИКОЕ. Было похоже на стиральную машинку, если смотреть сбоку через стекло на её вращающийся барабан. Хотя повторюсь – времени там разглядывать было не много и поэтому более точнее описать не могу.

Далее мы поспешили к зимовью, находящемуся у бывшего Охотского тракта, называемому в обиходе путешественниками – Крестовским.

В одном месте просто сплавляясь на заглушенных моторах мы были облаяны стаей волков. Вернее обтявканы стаей щенков. Берег там очень густой и самих волчат видно не было, но зато было хорошо слышно, как они бежали напротив нас и дружно руглись. Затихали лишь, когда мы что-то громко говорили или когда их родители оглашали окрестности протяжным воем, видимо усмиряя их юный задор. Наверное, примерно с километр длился этот весёлый концерт, пока впадающий ручей не преградил им путь и голоса постепенно затихли вдали. Не то, что бы мурашки, но оторопь столь близкое соседство вызывало однозначно.

При изменении динамики движения – глиссировании выяснились новые нюансы в раскладке груза и регулировке моторов. Так мне пришлось поподбирать шаг винтов, угол атаки и максимально поднять мотор на транце лодки. Студент и Директор занимались по ходу аналогичными телодвижениями. В итоге оптимальные сочетания были найдены и мы летели вниз.

По пути стали попадаться избушки. Некоторые совсем древние, некоторые – новострой. Вот в одной из таких свеженьких мы нашли любопытную записку шедшего чуть ранее нас путешественника (у меня есть только две из четырех страничек этой забавной писульки).

После полудня увидели это легендарное Крестовское зимовьё. Оно расположено на высоком берегу и к воде спускается лестница, укрепленная металлическими штырями. Конечно, из не заметно в траве, но наехав я пробил носовой баллон и вырвавшийся воздух был слышен отчетливо. При осмотре – прямая резаная рана длиной около 10 см. Это, а также поразивший нас уют стоянки определили нашу ночевку тут. Солнышко выглядывало, радуя наши истосковавшиеся по теплу души. Нагрев на печке воды все помылись и даже побрились. А растопив печку в избе – просушили вещи. Я занялся починкой лодки. Сначала зашил порез нитками. Затем заплатка размером чуть больше шва и сверху более крупная, перекрывающая с запасом. На утро проверяя герметичность обнаружили, что воздух свистит почти по всему периметру. Оторвали, долго и муторно оттирали высохший клей, на который мы и грешили (так, как на родном тюбике не было ни одного слова на русском языке, то возможно мы просто не верно выдержали время его предварительного подсыхания) вновь шкурили и клеили уже нашим, проверенным годами – Моментом. Результат – замечательный. Держит – 100%.

Об истории этого места рассказывает колоритный крест с надписью “Vitus Bering 1739-1987”, как напоминание потомкам о тех Камчатских экспедициях и вообще подвиге людей по открытию, освоению и поддержанию некогда единственного пути из Охотска в “столицы”. Также чуть выше отчетливо читаются остатки некогда существовавшего тут поселения, хотя уже не осталось даже стен тех домов.

Удивило, что и в центральной избе и в стоявшем рядом техническом амбарчике, наряду со снаряжением хранится в открытом доступе много разнообразных продуктов, но звери их не трогают. Чудеса прям)) Да и сети, лодки тоже хранят на себе запах рыбы, обычно привлекающий зверя, но тут был настоящий КОММУНИЗМ. За десятилетия моих блужданий по дебрям я много видел домов, но столь упакованного – не доводилось. Там было практически ВСЁ. Этакий рог изобилия. Каждый нашел себе что, то своё. Студент – радиоприемник и печенюшку, Химик – сигареты, Директор – лосинные рога, Артур – разделочную доску шинкования морковки, Иван – зеркало для бритья. Приемник издавал очень даже приличную музыку, толи китайского, толи японского происхождения, изредка прерываясь на секретные шпионские сообщения типа: “Юстас – Алексу..”, которые мы расшифровать не смогли. Всё таки граница не далеко...

Одиннадцатый день сплава (01.08.2015)

Задержавшись на следующий день при переклейке заплатки – поспешили дальше. Нам предстоял славный рывок в 260 километров. Река тут уже равнинная, полноводная изобилует протоками, косами и островами. На первый взгляд это не сложно, но накопленная за 20 дней усталость давала о себе знать. Мы устали от вечного прорыва, усилий сверх человеческих сил, от мокрых вещей и борьбы за выживание, а монотонность движения только усиливала возможность ошибки, как бы убаюкивая внимание. На самом деле каждая протока, таила свои новые препятствия и приходилось до слез в глазах, вглядываться в туман (некоторым очкарикам с “-2,5” – особенно), стараясь прочитать, а чаще – угадать эту бешеную реку. Прислушиваясь к работе мотора и его поведению, мерить взглядом глубины и каждую минуту обруливать проплывающие деревяшки. Напряжение и концентрация требовались – запредельные. У каждого свои метод подхода к таким ситуациям, например, вот как говорит об этом Андрей: “тут, действуешь по принципу "Чем хуже, тем злее  , тем лучше!" Я старался осторожничать больше всех и главное не спешить. Ещё более тщательнее стал проверять технику (благо Гольфстримовские моторы работали у всех идеально и практически не требовали обслуживания. Только топливо и масло). Проверял и просчитывал карты, мыл свой Беркут и расставлял в нём всё по полочкам иногда доходя до идиотизма. Даже тряпочка для протирки лобового стекла должна была быть завязана на один узел под правой рукой на поручне (для того, что бы была всегда сухая и без песка – ведь видимость трассы для меня основополагающее понятие, за мной идут все). Ребята смеются над этим уже лет пять... И я никогда не говорил об этом им - это самонастройка, концентрация личная, уверенность”.

К тому же мы сильно разгрузились, израсходовав продукты и бензин. Последнего в обрез до Югоренка, где мы должны пополнить запасы, завезенным нам специально ранее топливом. Разная мощность двигателей давала ощутимую разницу в скорости движения. Студен шел примерно около 34км/час, Я – за сорок, Андрей – за пятьдесят. По этому периодически поджидая друг друга мы всё время меняли очередность движения. Вот что написал студент в этот день: “идя на моторе, вспоминается мамина еда, уют и тепло. Очень захотелось домой”. Бензина у каждого был запас до поселка, по этому мы смело жали на газ. Как оказалось расчет, сделанный нами по километражу заранее, оказался слегка заниженным и мне не хватило бензина буквально на 10-12 километров (а потребление бензина 25-сильным четырехтактником Гольфстрим выше всяких похвал. Получается, что я при средней скорости 40-45 км/час прошел 2по километров на полном газе. Тоесть расход бензина был около 4,2 литра в час. Пожалуй мне не встречались ранее аналогичные по потреблению моторы. Если бы он кушал заявленную в паспорте цифру, то я бы заглох гооооораздо раньше). Я шел в тот момент первым, то и переживаний не было. Догонят, пополню запасы из их закромов и поеду дальше. Так я наивно думал, безмятежно покуривая, пока они приближались ко мне. Течение к моменту встречи чуть снесло меня к левому берегу, а догнавшие меня Андрей с преследовавшим его по пятам Студентом – прошли по над правым. Как я не кричал, махал, и т.п., это не помогло. Они не видя и не слыша меня, пронеслись мимо и скрылись за очередным поворотом. Делать нечего – сел на весла. Вернее на одно, по тому, что сломанную уключину так и не удосужился починить. Так прошел, постоянно борясь с пытающейся меня утащить в протоки или выкинуть на берег струей (надо сказать, что пару раз ей это удается) примерно километра четыре. Тот еще был спорт – через 10 минут с меня пот валил ручьем, я почти полностью разделся, а лодка еле еле проходила мимо мелей и коряг. Стемнело. Дальше – нельзя. Выбрал чистую косу с большим количеством сухих дров и заночевал. Часов в десять вечера слышал выстрел. По звуку – не далеко, но на другом берегу. Еще мерещился периодически звук мотора, но уверенности, что это не глюки – не было. Дрова горели ярко, но недолго и сильно искрили, поэтому я притушил огонь, завернулся в спальник на сделанном из бревен помосте у костра и вполне прилично выспался. Повезло, что совсем не было дождя.

В этот день мы прошли мимо Милана (я так и вообще даже не заметил это место). Сейчас очень жалею о том, что не остановились и не побывали на таком уникальном объекте. Хоть путь туда и не прост – около 12 км в гору, но всё же я сильно загрустил, узнав, что проскочили. Оглядываясь назад, могу сказать, что подобные ситуации – вообще какой-то злой рок наших экспедиций. Ведь мы бываем в уникальных местах в шаговой доступности от неповторимых природных объектов или человеческих творений. Причем наверняка никогда больше не попадем в эти края. Столько физических и душевных сил и средств вкладываем в свои путешествия. И тем не менее пропускаем порой самое ценное. Парадокс. Есть повод подумать и поправить это в перспективе.

Беркут с Фрегатом в это время, не снижая скорости, мчались вниз и вот показались трубы кочегарки, а это всегда признак жилья. Югорёнооок! Уже смеркалось, но в сумраке угадывался силуэт человека на берегу. Подошли узнать за Игоря (нашего связного в Югоренке). А это и был Игорь! Стоял и ждал нас уже неделю, всматриваясь в верховья. Вот такие люди там. От сообщения по заброске прошло 15 дней, поэтому нас не просто ждали, но и начали переживать, беспокоясь за безопасность. Встретились как родные, хотя раньше лично встречаться не доводилось. Были конечно какие-то далекие общие знакомые и переговоры при проваленной попытке прохода Юдомы в 2013 году. Нам тогда тоже требовался бензин, и именно он помогал. Разобравшись с ситуацией и определив приоритеты (магазин, провиант, заправка, мытьё и связь с материком) Директор со Студентом рванули опять в верх за Химиком. Уже совсем стемнело, шли по памяти и ориентации на Луну. Стреляли, смотрели , кричали - бесполезно. Думы были примерно такие: “Да он не чайник, да не мог он перевернуться, да он на просто обсох и сидит на берегу"... Тем не менее - мандраж был. В итоге - решили возвращаться в Югоренок и возобновить поиски с утра, по тому что, что нынче двигаться уже не было возможности из-за темноты (как выяснилось на следующий день – не дошли до встречи всего около километра). На обратном пути к Югоренку влетели в косу, побив винт.

Приехав в лагерь на берегу посёлка, выпили по 100гр "наркомовских". Игорь повёл к себе домой. О! это счастье - БЕЛЫЙ ХЛЕБ! Эти котлеты из сохатины, после бани и кваса с водочкой... Кто не терял это - тот не ценит. Нас почивали, как родных. Каждый сделал звонок домой. Первый нашему сопровождающему на материке - сисадмину Олесе ( позывной "Кот"). Она, конечно, обрадовалась до визга! И первым, что сообщила: "Валера с компанией утопили Урал!". Получив всю инфу, что и как у них произошло, Андрей, успокоившись, что все по крайней мере - живы, пошел к ребятам в лагерь. Много говорить не стали - опять каждый в себе переваривал и искал СВОЮ вину в этом. Решено было ложиться спать, а с рассветом вместе с Игорем идти на поиски Химика вверх. Уснули тяжело…

Двенадцатый день сплава (02.08.2015)

…но проснулись все - чуть только начало светлеть. Тревога и неизвестность о судьбе Химика, конечно, сильно беспокоила всю команду. Сбегали за Игорем и рванули за потерявшимся. Прошли вчерашний маршрут и увидев вдруг выплывшую из-за поворота на встречу странную, явно не вписывающуюся ни по цвету, ни по движению в природный ландшафт корягу, стали пялить свои не неумытые спросонку глаза, вглядываюсь в горизонт. Вот он красаучек! Хлюпает вёслами, гребёт как на пляже в Анапе... Поравнявшись, обменялись новостями…

….Химик в это время проснулся тоже рано. Стащил на воду, оказавшуюся полностью на суше из-за падения уровня воды лодку. Подкачал баллоны. Отремонтировал уключину. Туман, накатывая плотными липкими волнами, полностью скрывал реку. Прямая видимость была не более 30 метров, что заставило меня подождать около часа до его рассеивания и только после того, как стал проглядывать противоположный берег, я оттолкнулся и вышел на середину русла. Основная струя, тут же подхватив меня, весело понесла навстречу друзьям и цивилизации. Управляя лодкой двумя веслами в уключинах, я отлично, в отличии от вчерашнего дня справлялся с изгибами и поворотами реки, полностью контролируя своё движение. Пройдя всего с километр сначала услышал, а затем и увидел спешащих мне на встречу на Беркуте Андрея и жителя Югоренка – Игоря Козлова. Пришвартовавшись, узнал не хорошие вести об обратной дороге команде Урала и горе, хапнутом его командой, хотя сведения были отрывочными и крайне скудными. Это давало повод для всяческих предположений, как мы потом выяснили и нелепых в том числе. Настроение упало. Заменив пустую канистру на привезенную Андреем полную, мы буквально за считанные минуты долетели до поселка.

Привезли и перелили в наши баки заготовленный бензин. В качестве презента за всю неоценимую помощь, оказанную нам Игорем, оставили ему маленький Фрегат. Оперативно провели ТО: заменили и моторное масло, и в редукторах, сменили фильтра, помыли лодки, подтянули ослабшие болты и гайки и т.п. Ждали до часу дня пока на пекарне нам дадут свеженького хлебы и тепло попрощавшись с поселком золотодобытчиков ушли вниз. Путь наш бродяжный продолжался. Мы были отчаянно храбры и веселы! Мы прибывали в СЧАСТЬЕ!

Река, хоть и падает, но всё ещё мутная, по этому мы по совету местных ребят решили попробовать удачи в рыбалке на по их словам – очень рыбном притоке – реке Горби. До неё около 150 километров. Выше устья метров на 100, есть стоянка промысловиков. Несколько крепких домиком и хозяйственных построек. Похоже, что живут только в зимний период. Там и остановились примерно в семь вечера. Сразу решили посмотреть реку на чистоту и проходимость (уровень). Директор со Студентом на Фрегате, отправились на короткую предварительную разведку. Водомёт Гольфстимовский летел на глубине 10-15 см как по маслу. Мелькали камни - лучше не смотреть на дно , жутко. Река горная, мелкая и шустрая речка оказалась действительно на удивление абсолютно прозрачной. За полчаса нашли проход и поняли, что пройти на винте не реально, а на водомёте – запросто. Грех не попробовать рыбалку. Вернулись в лагерь. Быстро разгрузив Фрегат, покидали в него спиннинги, ружья, взяли тормозок на сутки, щедро выделенный “Богом котла” Артуром и рванули. Уже темнело, они спешили, выжимал всё с мотора. Надо было пройти 40км вверх по этой реке, которая больше напоминала ручей. В нём местами разливы стали выше и ямы по 2-4 метра, а так весь из перекатов состоит и кос. Скорость против течения была 18-19 км/час. Руки затекали, глаза не видели - стемнело. Шли просто на просвет в небе, по чернеющей воде пока в дополнение ко всему вышедшие тучи не перекрыли и без того тусклый свет. Первый вылет на косу, просто на землю, на камни. Стащились, промокли и продолжили подьем. Второй вылет более серьёзный. Прошли всего 30км, но уже не видно совсем ничего. Решили прям на косе в палатке и заночевать. Быстро расставились, кинули на камни коврики, спальники и через 15 провалившись в объятия Морфея, дружно похрапывали, добавив новую нотку в плеск волн и журчание ручья.

Оставшаяся в базовом лагере у устья часть группы– позволила себе расслабиться: мы сварили роскошный плов из прихваченного в Югоренке мяса и откупорили бутылочку беленькой, в полной мере насладились магическим творением нашего шеф-повара Артура, умеющего и из ерунды приготовить конфетку, а уж если из продуктов, то вообще неслыханное удовольствие. По большей части бездельничали, философствуя и медитируя. Приходил в гости любопытный бурундучек. Дали ему семечек и сухариков, а он в ответ притащил ещё бутылку водки. Воистину безгранична мудрость, доброта и щедрость населяющих Север существ. Спасибо им огромное за то, что дают нам, усталым скитальцам, прикоснуться к великой тайне бытия…

Тринадцатый день. (03.08.2015)

Рассказывает Андрей: - Утром рыбаки встали вальяжно, как на курорте в 8-30. Подойдя к речке, ещё раз изумились изумрудной прозрачности воды в ней. Рука сама потянулась за спином и вот при первом же заброс на перекатик выше лодки - удар! И пошло… Кому знаком треск фрикциона на хорошем спине, тот поймёт эти минуты счастья. Андрей: “ОН стоял и ждал меня всю ночь и не пропустил "БлюФокс-6" .Тащу "нахрапом", дерзко и непрофессионально. Знаю, что это только начало. Спин в дуге. По опыту понимаю, что всего 4-5 кг на леске. При подходе к срезу воды вижу уже плавник верхний. Свеча, удар - до свидания! Всё. Больше нам, маньякам НИЧЕГО не надо. Мы без единого слова с Ваней собираем скарб, прыгаем в лодку и по газам. Надо дойти до обозначенной заранее ещё в Югоренке - точки. По навигатору остаётся 8 км. Вокруг нетронутая тайга, летают гуси, попадаются кряквы с выводками. Идиллия. Мы дошли за полчаса , сожалея, что не сделали это вчера. Ориентир - избушка, вернее - то что от неё осталось. Главное - мы на месте. Вскипятили чайник, перекусили и в бой. С первого броска стало понятно, что в этих местах рыбы валом, только успевай подбирать блёсна и стиль проводки. Отчалились и стали сплавляться и спиннинговать - что ещё надо нам ... Било всё и все! И хариус, и ленок до 3кг, и щука, и даже сиг брал до 2кг.Всё так захватило, что и не заметили, как пролетел день. Запаслись рыбой – солидно. Посчитал - каждый из нас сделал более 500 забросов. Но своего тайменя я не поймал здесь. Была поклёвка похожая , но ... Сход. Сорвал блесну и ... Я спиннинговал сразу двумя спиннингами: большим 2,7м Шиману с тестом 50гр и Ультралайтом - малышкой в 1,5м с тестом 10гр. В зависимости условий, постоянно подстраиваясь к водной ситуации. На ямах сразу брал здоровяка и не ошибался. Приятно с первого заброса, проплывая яму, попасть в зубы ленку 3-х килограммовому. Запомнилась щука одна. Точнее щучища. Проходим заводь левым бортом , сразу видно тиховод и должен стоять там хищник. Чалимся на мысочке. Ваня привязывается. Первый бросок - и пошли волны у противоположного берега - тронулась. Подошла за блесной моей, но не активно, а вальяжно -  как бы показывая, что только из уважения к рыбакам, а совсем не потому что хочет кушать. Тут Ваня своей блесной её давай привлекать, прямо на вытянутом спиннинге, под лодкой. Действие разворачивается на наших глазах в он-лайне. Она нехотя бьёт то мою, то Ванину блесну. В итоге садится на Ванину блесну и начинает представление, к которому готовилась всю свою жизнь! Шестикилограммовая "мама" показала всю свою силу и удаль. Поборолись минут 10, пока не удалось подхватить под жабры крепкой рукой и закинуть в лодку. Она и там “танцевала брейк”, пока Ваня  не применил нож. Конечно, днём у нас было мало шансов поймать тайменя, а мы обещали к темну вернуться в лагерь. Течение несло к устью и вот уже пора собираться в обратный путь. Поклонились матушке – реке за щедрость, завели мотор и дошли в лагерь, уставшие, но удовлетворенные и спокойные”.

В это время проснувшийся в базовом лагере раньше всех Артур, пошел принять утренний моцион и обнаружил, что беркут полузатонул и торчит носом в небо, как Монблан какой-то. При этом мотор почти полностью находится под водой. Оказывается неприятности принесло резкое падение воды, а под днищем Беркута находится этакий холмик (типа горба), не замеченный нами всеми накануне. Привязанный нос, находящийся на корме тяжелый груз – мотор и бензин, в совокупности с этим неожиданным подводным горбом сотворили такую вот нелепую картину. Все вместе мы осторожно подтащили лодку на ровную поверхность, а воду откачали помпой (до аккумулятора уровень не добрался) в несколько приемов, что б не нагружать излишне сей полезный девайс. Открыли колпак мотора и оставили солнцу на просушку.

Остальное время занимались мелкими делами – сушили и чинили снаряжение, отдыхали, читали найденный дневник зимовавшей там женщины, слушали байки старого и мудрого бурундука…

Прибывшие к вечеру рыбаки привезли кучу рыбы. Устроили праздник живота. Жарили, варили и кушали сколько влезет, а также запаслись впрок. Кроме того засолили целое ведро ленков и хариуса.

Беседы в этот вечер крутились вокруг заграничных поездок. Иван, например, очень интересно рассказывал о храмах Камбоджи, а Андрей в свойственной ему командирской манере, поддержал его в байках о Египте и в частности – о Каирском музее, который теперь к сожалению разрушен. Так закончился ещё один день нашей Одиссеи.

Четырнадцатый день сплава (04.08.2015)

Утро нас встретило дождем, но мы уже привыкли и по этому удыбнувшись, не спеша приступили к укладке снаряжения. Не торопились по тому, что не известна была судьба мотора на Беркуте. Заведется – не заведется, поедет- не поедет, и вообще: - он жив или мёртв. Также были опасения, что вода попала в стационарные баки Беркута, откуда её откачать не было никакой возможности. Что б избежать возможных гидроударов – выкрутили свечи и погоняли двигатель в холостую. Брызги были – не бензиновые, а – водяные. Похоже, вода набралась не только в карбюратор, но и в сами цилиндры. Других проблем не наблюдалось. Стартер исправно вращал внутренности мотора. Так, посчитав, что уже достаточно для замещения воды на топливо, собрали свечи и попробовали завести. О чудо! Два раза чихнув мотор, стабильно заработал, как бы говоря - Вы напрасно переживали. Я в отличном состоянии и готов к труду, а купание в холодной и мутной воде – лишь нелепый казус, на который не стоит обращать внимания.

Все пятеро не сговариваясь одновременно дружно сняли шляпы перед производителем Гольфстрима. Качество, надежность и запас прочности – на самом высшем уровне. Специалисты компании, утверждая: - “Моторы Golfstream, единственные, в разработке которых учтены особенности эксплуатации в российских условиях” (изменения коснулись в большей степени именно топливной системы) – абсолютно не лукавили. Мы согласны с ними и в утверждении: - ”При изготовлении применяются передовые мировые технологии с использованием высококачественных комплектующих”. Это заметно, даже с первого взгляда, не говоря уж об огромном пути в тяжелейших условиях, влиянию которых подверглась вся техника Гольфстим в этой экспедиции, достойно показав себя с самой лучшей стороны. Существовавшие ранее у нас в головах сомнения, а вернее даже стереотип, что “китайские товары – низкокачественная одноразовая подделка” был полностью разрушен, а учитывая их низкую ценовую политику – возникли идеи использования именно Гольфстрима в следующих экспедициях. Но это дело будущего, а пока…

…мы двинулись вниз, максимально надвинув на глаза козырек кепки. Мечталось или о прекращении “вечного” дождя или об установке дворников на очки)). По пути стали часто попадаться избушки и даже маленькие базы, состоящие из нескольких строений. Неотвратимо надвигалась цивилизация… В одном месте через реку даже протянулась линия ЛЭП, а в домиках на берегу горел свет и торчали спутниковые антенны. Наверное, там в тепле сидели “дед, да баба. Ели кашу с молоком или блинчики с мёдом, громкая швыркая запивали их дымящимся горячим ароматным чаем из блюдца, доброй улыбкой провожая мелькнувших в окне путешественников”. Мы же закладывали поворот, за поворотом, поворот за поворотом…

Монотонность движения и вынужденная ограниченность в общении наводила на философский лад. Появилась возможность не торопливо прислушаться к внутренним ощущениям, разобраться в них, разложить аккуратно по полочкам, смахнув накопившуюся там от отсутствия времени пыль. И дело тут не в потребности в одиночестве, нет, а в необходимости остаться наедине с собой, дабы очистить мысли, накопить знания и просто подумать о многом. Социум, постоянная беготня за “синей птицей” там внизу часто не позволяют сделать этого, от того и стрессы всякие…А тут – пожалуйста. Не надо никаких усилий даже особенных прилагать. Всё само собой. Гармония и умиротворение.

В реальность нас вернул очередной поворот, на котором Юдома плавно влилась в Майю. Разительный контраст, вызванный кристальной чистотой Майи вызвал у нас неподдельное восхищение. Заглушились. Течение уносило нас всё дальше и дальше, постепенно скрыв из виду устье ставшей близкой и даже родной – Юдомы. Сердечно попрощались с ней, помахав рукой на прощанье. Удивление вызывало и то, что воды двух рек совсем не смешивались, а так и продолжались идти дальше – левая половина реки чистая, а правая – мутная. Даже на самой границе вод словно какой-то творец создал не видимый рубеж по середине реки, не позволяя им соединиться. Только километров через 10-15 постепенно перемешавшись Юдома победила, закрасив и Майю. Очередную чистую воду мы увидили в этот же вечер в Алдане, благополучно достигнув которого, зачалились у заправки в поселке Усть-Майя. Такой вот калейдоскоп. Место нам было знакомо – тут же мы и стояли в 2013 году сплавляясь по Алдану от Томмота. Андрей сгонял в магазин за вкусняшками, запаслись топливом, отзвонились родным и плотно поужинав, завалились спать, под так и не перестающий накрапывать мелкий дождик. Примечательно, что на заправке состоялся интересный разговор:

Оператор: - вы, случайно не из группы Разбушлат?

Мы: - да, а откуда Вы знаете?

Оператор: - слухами земля полнится. Тут всё про всех знают. Мы Вас ждали (загадочно улыбаясь)”.

Вроде бы - мелочь, а – приятно! Настроение сразу улучшилось, и таскать бензин к берегу стало не так тяжело.

Пятнадцатый день сплава(05.08.2015)

Если глядя на впадение Юдомы в Майю совсем не понятно, кто - тут приток, а кто – основная река, то Алдан в этом плане не оставляет ни малейших сомнений. Он тут – полный доминант. Мощь, ширь, раздолье, просторы и глубины завораживают своими масштабами. Больше всех наверное, обрадовался этому Беркут. Он даже как-то заблестел сразу и встрепенулся, гордо приподняв свой потрепанный к тому времени нос. Это была его стихия и никакие ПВХшные лодки тут не конкуренты.

Мы стартовали. Маршрут нам известен, створы и бакены отлично помогают в определении направления. Все здоровы, настроение – отличное. Техника – в полном порядке. И даже природа нам помогала – бушующий ночью Алдан постепенно утихомирился и волна почти исчезла, что позволило надувным судам вполне достойно конкурировать с металлическим Беркутом, хотя шел он конечно быстрее и комфортнее всех. В устье Аллах-Юня тормознулись на перекус и Андрей ностальгируя, начал вспоминать свое детство и рассказы работавшего тут отца. Славные были времена… Мешал нам в этот день только надоевший дождь. Причем, толи из-за ветров на открытом пространстве, толи из-за более низкой температуры было холоднее обычного и нам пришлось периодически использовать в качестве противоядия холоду – алкоголь. Так постепенно мы дошли до впадающей справа реки Керби. Отличная изба с верандой располагала к сухому и теплому ночлегу, а банька – вообще в этот день была, как никогда ”в тему”. Андрей попробовал рыбачить и мы его чуть не потеряли, по тому, что окунь прыгал на блесну не дав ей даже утонуть при забросе, а оторвать Директора от такой рыбалки практически не реальная задача. Бешеный ажиотаж, но пришлось всех отпустить, ведь у нас было целое ведро свежесоленого ленка и хариуса, часть которого мы вечером, после банных процедур и уговорили.

Шестнадцатый день сплава (06.08.2015)

Вышли пораньше. В Джебариках местные рассказали, что таких Тыров они уже много лет не помнят. Стволы и коряги не просто влетали на огромной скорости в Алдан, но и втыкались в противоположный берег почти напротив устья, а это не так просто при мощи и ширинке Алдана. Действительно, проходя мимо устья Тыров картина открывалась впечатляющая – полусмытые и вспаханные острова, а берега завалены деревьями. Ниже у устья Восточной Хандыги зрелище практически – аналогичное. Сразу все думы о сиротливо стоящем где-то там посреди Тыров Урале. Мимо мелькнули сначала - Сайды, потом - остатки пионерлагеря, где когда-то проводили летние месяцы и вот уже показались многоэтажки и трубы Хандыги. Замкнулось кольцо путешествия. Созвонившись заранее, нас встречают близкие друзья. Первого, с огромным удивлением, я заметил на берегу Ежова Алексея, а ведь он консультировал и провожал нашу южную часть группы в Краснодаре. Вот так неожиданная встреча!!! Причем я (Химик), живя с ним в детстве в одном доме, практически “через стенку” не видел его уже 20 лет. С ним Игорь Ратушняк и давние наши товарищи – наставники: Игошин Иван с супругой Зоей. Наскоро пообщавшись, сделав необходимый запас топлива и продуктов – спешим дальше на реку Амга, где планируем постоять пару дней. Очень уж она красивая и удобная для отдыха, рыбалки и просто наслаждения. Правда мелководность и извилистость русла создала нам дополнительные трудности. Опустившиеся сначала сумерки, а после и темень только добавили к ним огонька, но мы всё же не сдавшись, добрались (слегка побив винты) до намеченной избушки. Усталые, но довольные. Час ночи, а значит уже – только ложиться спать. Благо в такой избе можно расположить не толкаясь человек тридцать. Стелимся на нары и давим храпака

Семнадцатый день (07.08.2015)

Делаем дневку, а это всегда – лучшее время в путешествии. Каждый занимается своим любимым делом. Легкие облака к обеду улетучились и солнце показало, что даже в Якутии оно может жарить на полную катушку. Пришлось надевать футболки на обугленные плечи. Зато все вещи наконец-таки просохли. Снимали фото и видео, мыли и готовили лодки к дальнейшему пути, рыбачили. Щука не трофейная, но вполне подходящая для жарки. Андрей сделал на гриле окуней. Сварили компот из изюма. Подружились с парочкой лошадок. Мамка с жеребенком любезно повалялись с нами в траве, как бы тоже заразившись витавшей атмосферой безделья и расслабленности. Всё же Амга – это уникальное место и не зря раньше это было местом паломничества на выходные всех окрестных жителей. Нынче поток поиссяк, но несколько лодок прошли мимо вверх по реке.

Восемнадцатый день сплава (08.08.2015)

Амга, Амга! Тут не устаёшь отдыхать, но нам пора… Обещаем ей вернуться – бросаем в воду на удачу монетку и с утра не спеша отправляемся в направлении Алдана. Андрей зачем-то на Беркут поставил новый винт, по этому Амгу шел самосплавом, что б не коцнуть лопасти. Вообще темп в этот день был не высок. В районе крупных деревень появлялась сотовая сеть, а для Текуцких – это наркотик. Притормаживали – трепались.  Вода в Алдане – мутная, поэтому одно из самых примечательных мест – Мамонтову гору прошли не останавливаясь. В детстве мы с отцом часто ездили туда на рыбалку и честно говоря, я до сих пор не встретил более “рыбного” места. К тому же сам вид высоченного вертикального песчаного обрыва впечатляет, а уж обнажающиеся периодически кости и бивни огромных древних животных – всегда являются приятным бонусом для любого любопытного путешественника. Тут нужна удача, что б вывалилось что-нибудь достойное – по заказу это не происходит. Сразу после горы стоят избушки очень уж напоминающие кордон природоохранников. Они теперь всюду понатыкали своих домиков и табличек, запретив даже исконным жителям ступать на самые интересные территории, не говоря уж о транзитных путешественников, типа нас. Друг рассказал, что на покос, передававшийся в их роду по наследству начиная от прадеда, им теперь приходится пробираться по ночам, как ворам, конфликтуя при встрече с инспекторами новоявленными. Вот такие реалии…

Забирая левой протокой попадаем в Усть-Татту (если не знать, то легко можно проскочить мимо следуя центральной или правой). Особая важность поселка в том, что это последняя заправка до самой Лены (в нашем случае даже – до Якутска) и помощь в движении по бесчисленным протокам там можно ждать только от навигаторов. Из всех наших навигаторов не дал ни малейшего сбоя только древнейший из всех Гармин – GPSmap 62stc. Он, в сочетании с ноутом Андрея, оставался нашей надежной путеводной звездой от начала и до самого финиша. Расположена заправка на отдалении от деревеньки и ребята сговорившись с местными привезли щепетильно рассчитанное количество топлива. Ведь каждый лишний литр – это перегруз. После этого наш караван похож на вереницу груженых танкеров, везущих топливо в северные поселки, которые мы обруливаем периодически встречая на пути. Постепенно наступил вечер и мы стали искать место ночлега. Избы встречались часто и выбор был довольно большой. В итоге нам понравился огромный дом на левом высоком берегу, к которому вела извилистая самодельная лестница, как к китайским храмам в Тибете. Поднялись посмотреть и - оп-па! Это как раз один из таких вот кордонов, о которых я говорил ранее. Покрашен, обшит сайдингом, большие пластиковые окна, и т.п. достижения нынешнего времени. При всём при этом в округе валяются шкурки, рога, кости и головы разнообразных животных, птиц и рыб. Наверное - наглядное пособие. Ха-ха.

Дом конечно же закрыт на замок, но он нас по понятным причинам и не интересует. По началу даже было желание переехать, но с этого обрыва открывался просто волшебный вид на отроги Верхоянского хребта, где бушевала гроза. Молнии пронзали облака, расцвечивая яркими красками почти черные тучи. Визуальное наслаждение победило, и мы остались на этой террасе, чуть в стороне. За ужином выяснилось, что сегодня ДР у мамы Артура, с чем мы его сердечно поздравили. Кроме того было решено, что каждый индивидуально на установленную в стороне камеру скажет пару слов о всей нашей экспедиции. Пока так сказать – эмоции не остыли, а путь при этом уже почти завершен. У меня настроение было подпорчено и я наговорил тогда резкостей, о чем теперь жалею. Интересно, что там сказали остальные?

Отдельно хочется сказать о замках на лесных избах. Не об этом конкретном кордоне, а о тенденции вообще… Раньше мы и в поселке-то закрыв квартиру - клали ключ под коврик, а уж в лесу это и в голову бы никому не пришло. Теперь есть. Факт. Хоть и редко, но встречаются. Плохо это

Девятнадцатый день сплава (09.08.2015)

Гроза постепенно добралась и до нас. Бушевала всю вторую половину ночи. Палатка надежная – не протекала, а вот утром вылазить на свет – сомнительное удовольствие. Причем интересно, что шедший стеной крупный дождь практически совсем не рассеивал плотный туман. Может такое бывает только ранним утром, а стартовали мы в тот день в семь утра, а может по каким-то другим причинам, но нам уже было всё равно. Мы держались за штурвалы и румпели постепенно приближая устье Алдана, где должна была любезно распахнуть свои объятия красавица – Лена.

Через пару часов пришвартовавшись друг к другу пообедали, кроме всего прочего заварив пюрешку Ролтон. Двигатели конечно заглушили….и с этого момента водомёт больше не завёлся. Если я раньше с подозоением относился ко всем этим синтетически-крахмальным пюрешкам, то теперь точно уверен – ВСЕ БЕДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ИМЕННО ОТ НИХ. Увидев на берегу симпатичный домик зачалились  провели доступные нам реанимационные мероприятия. Возможно причина была совсем пустяковая, но устранить неисправность, а именно – найти “ушедшую искру” мы так и не смогли в полевых условиях. В это время к нам подчалил хозяин домика, по странному стечению обстоятельств не бывавший там уже три месяца, а вот именно сегодня решивший приехать. И не зря))), по тому, что за время отсутствия в домике погостил медведь. Забравшись через окно он крушил там всё, что попалось под руку, а выгнутая наружу дверь говорила, что он хотел выйти, как интеллигентное животное, но замок не поддался даже его недюжинной силе. Обидевшись, он на прощанье обкакался у калитки, этим как бы выразив свою солидарность с нами в отношении к камкам и засовам.

Прикинув всякие варианты, мы не долго горевали, по тому, что один нас явно устраивал, а именно: - этот солидный дяденька (Бочкарев Иннокентий Васильевич, в прошлом – руководитель Департамента по водным отношениям Республики Саха) может отвести до Якутска часть нашего груза. Он как раз собирается в столицу. Так и порешили: дальше идем на двух судах – Беркуте и Фрегате с переставленным на него четырехтактником Гольфстрим. Снаряжения  и топлива – по минимуму. Остаток дня посвятили подгонке транца Фрегата под мой двигатель, ведь изначально лодка сконструирована именно под водомет. Скачали и свернули Гольфстрим. Отличная лодка. Глядя на её состояние даже не верилось, что она мягкая и что прошла такое тяжелейшее испытание без последствий. На днище не было царапин. Вообще ни одной. Нет совсем следов от завалов и прощих, пытавшихся её проколоть иногда острыми, как копье стволами. На транце нет следов от мотора, а ведь он пластиковый и бился и вибрировал и трясся на волнах совсем не по детски. Ни одна люверса или леер не порвались. Клапана держат воздух стопроцентно. Может кстати именно по этому лодку не колбасило, как это было, например, в прошлых наших путешествиях с Соларами. Вообще при ходьбе по полу, казалось, что он не надувной, а – деревянный. Так жестко держалась геометрия судна. Жалко было расставаться с этой зелёной игрушкой. За эти недели я с ней как-то даже сроднился…но для дальнейшего движения мы выбрали Фрегат. Опасались очень высокой волны на Лене и как позже подтвердилось – не зря перестраховались. Волна была достойная. В соответствии с пропорциями самой Лены, относительно Алдана. К тому же по грузоподьемности эта модель Фрегата была больше, чем эта модель Гольфстрима. В наших условиях – решающий фактор. Хоть мы и оставили много груза на берегу, но всё же и с собой пришлось взять не мало. Одного только топлива – 320 литров.

На ночь хозяин уехал к своим друзьям, любезно дав нам возможность переночевать под крышей. По договоренности, вернуться он должен быть завтра, когда мы уже отчалим, а в Якутск ехать через неделю (забегая вперед, могу сказать, что он всё в целости и сохранности доставил на нашу базу в Якутск, как и обещал. Спасибо огромное Вам Иннокентий Васильевич за всё).

Дождик монотонно стучал по крыше веранды, где мы уплетали вкуснейшим образом приготовленные нашим волшебником – Артуром макароны с овощами, закусывая их салом и чесноком, при этом не забывая настороженно оглядываться – а вдруг Потапыч вернется? Ведь дверь-то теперь открыта…но никого кроме любопытного горностая, всё время насвистывающего и таскавшего под дом рассыпанные спагетии так и не увидели. Была ещё фотосессия “на память” с валявшимся во дворе увесистым обломком бивня мамонта, как ещё одного напоминания о Якутии вообще и Мамонтовой горы – в частности.

Двадцатый день сплава (10.08.2015)

Побудка получилась ранней. Директор сопротивлялся, что-то бурча себе под нос и пытаясь лягнуть всякого, кто смел покуситься на его сон. Ещё раз прикинув, что забираем, а что оставляем, сложили всё в кучку, что б Иннокентию было легче грузиться. Мы со Студентом стартавали в шесть утра. Почти сразу же за нами – остальные в Беркуте. Долго и тяжело выходим на глиссер и чуть отрываемся, пока на Беркуте что-то там копошились пассажиры. Морось перешла в стену льющейся с небес воды и окончательно скрыла из виду Беркут. Скорость у них явно больше нашей, по этому мы не останавливаясь двинулись вперед, точно зная, что догонят. Так и случилось примерно к полудню. Оказалось, что они так и не смогли выйти на глиссер и им пришлось выкинуть за борт часть груза (патроны,….что ещё?). Вот вроде обычно оперировали сотнями килограммов, а тут оказались важны даже чуть ли не граммы. Из неприятностей – только отсутствие сигарет. Не рассчитали лишнюю ночевку, вот и поплатились. Выручил как всегда – Андрей. Почти в устье Алдана он лихо, одним взмахом руки (как Макс в рекламе) остановил проходящий мимо плавкран и приобрел у них пару пачек драгоценного продукта. Все таки он у нас не просто – Директор, а – Коммерческий Директор))). Жизнь вновь заиграла яркими красками. Да и дождь уже ослаб, иногда пропуская тоненькие лучики солнышка, что б взбодрить и порадовать нас. Гравий берегов и островов постепенно полностью сменился на песок и волна стала выше, что говорило о приближении самой великой якутской реки – Лены. Она нас встретила оживленным движением – туда сюда суетливо мотались разнокалиберные лодки и важно, степенно, следуя исключительно по фарватеру, не замечая нас - пыхтели огромные танкеры и сухогрузы. Вода была темно изумрудного цвета с белеющей пеной на гребнях серьёзных волн. Впервые за всю экспедицию мы пошли против течения, преодолевая не только сопротивление волн, ветра, но и исполинских масс воды, мирно двигающихся под днищем. Этот участок был нам знакОм по прошлому году и если с утра ещё были сомнения, то теперь мы точно знали – к вечеру будем в Якутске. Легкий перекус на одном из островов, снимок на память, рой противоположных эмоций в голове, и вот уже к семи вечера мы прибыли в порт Якутска, где нас ждал Валера. Уже в акватории порта я неожиданно влетел на косу. Конечно, легко с неё снялись, но, как ещё один урок, усвоил на перспективу - расслабляться нельзя до самого конца.

Загрузились по очереди на эвакуатор и – на базу. Всё. Вот теперь - Финиш. Мы победили!

Эпилог.

Якутия. Край невероятной северной красоты. Суровый и романтичный одновременно. Заснеженные горные вершины, тайга и реки, несущие свои воды в разные океаны. Как рассказать Вам об этом?...Не могу подобрать слов. На второй чаше весов – горстка смельчаков, рискнувших кинуть вызов природе и самим себе. Проверить силы и дух. А уж природа в ответ не поскупилась и выдала по полной программе. Испытала нас морально и физически, вдоль и поперек. Всё это при высочайшей автономности. На нас обрушилась лавина дождя, вызвав самое настоящее наводнение, бессмысленное и беспощадное, как “русский бунт”. Стихия ломала и крушила всё вокруг, закручивая в этот водоворот огромные стволы, камни и даже скалы. Иногда было страшно, но мы – прошли. Выдержали всё. Мы – это дружная команда, где в любой момент смело можно опереться на плечо товарища. Стержень, на который нанизалось бытиё в это лето. И это не пустой пафос, а – правда.

В сравнении с предыдущим опытом, можно смело сказать, что это была одна из самых сложных экспедиций в моей жизни, вызвавшая не утихающую по сей день бурю чувств и эмоций. Причем по всему спектру: от постепенно накапливающегося нервного истощения до внезапного всезаполняющего чувства эйфории. Внутренняя удовлетворённость, осмысление жизни и своего человеческого назначения, а ведь именно это и есть – Счастье.

Конечно, у нас были, есть и будут косяки, например вот пара самых очевидных:

- Низкий уровень страховки. Мы, конечно, выставляли ее, но больше верили либо в удачное прохождение, либо в самостраховку;

- Низкий запас времени. К назначенному сроку, всегда добираемся, но при этом приходится жертвовать некоторыми уникальными объектами, проходя мимо них.

Каемся, посыпаем голову пеплом и обещаем поработать над ошибками.

Выражаем признательность и благодарим всех родных, друзей и знакомых, принявших участие в этой эпопее.

Очень удивились живучести техники Гольфстрим - готовились к худшему, техника прошла ВСЕ испытания:

и "топливо" наше,и перекаты с шеверами, и топляки ловила . Зачетная техника, к тому же в разы дешевле аналогов.

Отдельное СПАСИБО деловым партнерам:

-       Гольфстрим

-       Беркут

-       Фрегат

По уже сложившийся традиции мы готовим фильм об экспедиции. Следите за анонсами телепередач…

На следующий день после финиша, на базе, мы как бы в шутку спросили себя:

- Как же мы будем ходить дальше? Разве это не был рубеж возможного?

И сами себе ответили:

-Просто будем мечтать, и строить планы дальнейших путешествий, сдвигая планку всё выше и выше, стоя на новой твердой ступеньке, которую сами себе и построили.

До новых встреч, Друзья…. мы обязательно ещё увидимся!!!

Полный отчет и все фото на сайте у нас : RAZBUSHLAT.COM

Бойся не утонуть, бойся не научиться плавать!

6 октября 2015, 22:44
Полный отчет здесь : http://www.razbushlat.com/#!udoma-2015/c4a4
Ромуальдович
6 октября 2015, 22:56
Грандиозный отчёт...пожалуй,не прочитать ни за раз, ни за два.
Ну что ж, со временем осилю.

Это вам не на котлован ЖБИ ездить.
Толик70
Ромуальдович, Да уж, и не Почта)+
Гриня
7 октября 2015, 13:04
Это не отчет, это целая повесть. Полночи читал. Очень понравилось такое подробное и живое повествование. Буду рад читать ваши новые труды. Спасибо!
АБМ
7 октября 2015, 14:32
Все отчеты про путешествия, опубликованные до этого, описывают легкие прогулки малышевой группы детского садика... Охренеть...
volf13v6468
7 октября 2015, 14:50
Прочел Ваш литературный труд и...не знаю, что сказать. Как будто сам побывал и пережил все события! Спасибо ОГРОМНОЕ за эти эмоции!!! Буду ждать с нетерпением следующие Ваши повествования! Еще раз спасибо!
Якут
7 октября 2015, 15:20
Шикарно! Спасибо за путешествие, хоть и виртуальное, на родину. +
7 октября 2015, 18:54
Спасибо ! Друзья за оценку .
Мы старались .
Хоть и тяжело сейчас это , но жизнь одна .
И грустно думать , что она вся пройдет в офисах,
в бытовухе скучной , и суете мирской ...
7 октября 2015, 18:58
Конечно готовим новый маршрут.Очень интересный , с афигенной рыбалко, озерами и морем.
Ну и конечно заканчиваем очередной фильм.
Куркуль
4189 Колпашево
7 октября 2015, 19:44
интересно, белая зависть,+++
7 октября 2015, 20:53
У нас на сайте есть еще ранние отчеты о походах и фильмы.
И планы там тоже есть - будем рады видеть и общаться там.
червонец_НСК
8 октября 2015, 12:33
мать моя,я готов деньги платить за прочтение такого материала!Супер+++++
Alekcander
10 октября 2015, 23:33
Вот это отчет,всем отчетам ОТЧЕТ................
хрыч
14 октября 2015, 21:52
привет, рад за ВАС...читал и возвращался к фотографиям..всматривался в ВАШИ лица, опять читал..У ВАС все сошлось и опыт, и ФАРТ, и характер..УДАЧИ ВАМ ребята..
14 октября 2015, 22:55
Вот это верно подмечено : сошлось ! Опыт,фарт и удача, я бы добавил еще : КОМАНДА !
анат-13
15 октября 2015, 12:08
Разбушлат, команда еще и семьи... ВЫ, как появлялась возможность, в первую очередь общались с домом
15 октября 2015, 21:46
Конечно! Этот глоток своей семьи все трепетно ждали каждый день...
Иногда просто помолчат со своими или поговорить о кошке ...
Сейчас заканчиваем фильм об этой эпопеи - будет что показать ,
думаю к ноябрю выдадим.
Лес
16 октября 2015, 11:46
Даже трудно подобрать правильно слова,охарактеризовать замечательную команду единомышленников. Мужчины!!!
18 декабря 2015, 16:58
Всем Привет! Мы закончили фильм об этой эпопеи.
18 декабря 2015, 16:59
18 декабря 2015, 17:00
А вот так рождаются новые походы :https://www.youtube.com/watch?v=HSXWTcfSg2Y
18 декабря 2015, 17:01
Для тех , кому интересно - мы тут :https://www.facebook.com/events/399594263583475/