
Разочарованные, вы вините во всем фотоаппарат. Вам кажется, что в магазине вам подсунули какую-то «неумелую» модель. Вот если бы у вас в руках оказалась более «крутая» камера, снимки получились бы совсем другими – яркими и впечатляющими. Но вот, подкопив деньжат, вы наконец-то покупаете фотоаппарат своей мечты (безусловно, это ПЕНТАКС и только зеркальный!), берете его с собой на рыбалку, втайне надеясь, что вот теперь-то я всем покажу! всем утру нос! И что же? Результат вашей съемки «профессиональной» камерой – те же самые затертые, однообразные снимки, которых полным-полно в любительских альбомах.
Или другой распространенный случай. Проявив чудеса рыболовного искусства, вы поймали «трофейную» рыбу, уникальную по своим размерам. Худо-бедно сфотографировали ее и послали в столичный рыболовный журнал. В вас теплится надежда, что снимок будет опубликован, и ваше рыболовецкое мастерство наконец-то получит всеобщее признание. Да и может ли быть иначе
- ведь вы поймали Суперрыбу! И вот – жестокое разочарование: вместо того, чтоб достойно оценить ваши рыболовные успехи и опубликовать снимок, редакция посылает вам некую стандартную отписку: «К сожалению, опубликовать присланный вами материал не представляется возможным. Надеемся на дальнейшее сотрудничество…и т. д. и т. п.»
Не правда ли, знакомая картина? Что же они там, в редакциях, белены, что ли объелись, раз не видят уникальную рыбу? Или редакция завалена снимками на три года вперед и публикует только «своих» авторов. Так в чем же дело? Существует ли тайна фотографии, узнав которую, вы откроете дверь в любую редакцию? Как же, все-таки сделать снимок, за который в редакции ухватятся обеими руками и напечатают на целую страницу или даже на разворот? Вот об этом и поговорим.

Для начала поговорим о том, как не следует фотографировать. Какие же снимки повсеместно отвергаются журналами и чем можно объяснить такое прохладное к ним отношение? Смею вас уверить, в редакциях сидят не зловредные неисправимые крючкотворы, цель которых – во что бы то ни стало «зарубить» присланные рядовыми рыболовами-любителями «фотошедевры». Поверьте, в редакциях работают профессионалы, через их руки прошли, можно не сомневаться, сотни, тысячи любительских снимков. Кто-кто, а редактора знают толк в фотографиях! Не беспокойтесь, уж они-то сумеют по достоинству оценить ваши кадры, в которых есть «божья искра». Но чаще всего, к сожалению, видят они совсем другое, – удручающе низкий уровень рядовых любительских фотоснимков, их нетворческий характер.
Надо сказать, что все любители делают при съемке одни и те же ошибки, снимают стандартно, мыслят штампами. Вот почему большинство любительских снимков похожи как две капли воды. Любители, например, убеждены, что для хорошего снимка достаточно выудить рыбу покрупнее, а где и как она будет сфотографирована значения не имеет. Многие из них вообще не берут фотоаппарат с собой на рыбалку – к чему себя утруждать? А пойманную рыбу фотографируют, как правило, в комфортных условиях – у себя дома на кухне. Увы, «кухонные шедевры», даже с рыбой уникальных размеров и веса, безоговорочно отвергаются всеми редакциями с упорством, которое должно было бы навести любителей на размышления. Ну, скажите, каким образом можно отличить снятую на кухне рыбу – поймана она автором снимка или куплена на базаре? И все же любители с не менее маниакальным упорством продолжают заваливать редакции снимками, сделанными на «художественном» фоне кастрюль и сковородок.
Фон фотоснимка – вообще беда любителей. Казалось бы, ясно, что зрителю гораздо важнее и приятней увидеть рыбу на фоне того места, где рыба была поймана, такой снимок несет важную информацию, к тому же он просто естественен. Но, что поделать, если большинство любителей продолжают снимать рыбу то на фоне каких-то деревянных или бетонных заборов, то на фоне летней кухни, то на фоне автогаража. А уж «классический» снимок - рыба в придорожной пыли, в жухлой траве на замусоренной поляне – об этом и говорить не приходится!
Вообще, надо особо отметить вечный, можно сказать, «образцовый» сюжет всех рыболовов-добытчиков, когда на лужайке штабелями раскладывается добытая рыба, а рядом с самодовольными улыбками присаживаются, а бывает и прилягут, счастливые рыбачки – заготовители. Не хватает только подписи: «Вот что может динамит!» Согласитесь, как-то не вяжутся эти горы окровавленной рыбы с идеей спортивной рыбалки и охраны природы, то есть с тем, что пропагандируют рыболовные журналы. Без всяких слов ясно, что подобные снимки с мешками добытой рыбы вызывают уже не рыболовно-спортивные, а совсем иные ассоциации…
Еще одна беда любительских снимков – крайняя небрежность как в компоновке самого кадра, так и в одежде и позах героев снимка. Глядя в видоискатель, неплохо было бы видеть не только рыбу, но и многое другое, что может оказаться в кадре. К примеру, вряд ли стоит делать снимки на фоне неприбранного лагеря, гор мусора, пустых бутылок и пакетов. По какой-то до конца не выясненной причине, любители-рыболовы любят фотографироваться с рыбой в руках почему-то небрежно одетыми (или раздетыми), в немыслимых «семейных» трусах, да еще и с «бычками» во рту и с початыми бутылками «оковытой». Наверно, так, по их мнению, полагается праздновать торжественный миг поимки рыбы.
Ну, хорошо, допустим, редакция возьмет грех на душу и, скрепя сердце, опубликует такие «откровенные» снимки, но как после этой публикации будут чувствовать себя герои снимков? Ведь их увидит в буквальном смысле слова «вся страна», а также – их жены, дети, родители! И какой пример, как говорится, какой урок получат читатели журнала? И без того у нас с прошлых времен укоренилось представление о том, что рыбалка – это когда собираются люди пьющие, малокультурные и в старых подраных ватниках. Неужели не ясно, что настоящий снимок, если он претендует на роль произведения искусства, должен все-таки взывать к высоким чувствам? И не пропагандировать ни сомнительную философию «добытчиков», ни распущенное поведение на природе, ни крайне небрежные одеяния, ни вульгарные позы! Наша цель – не занижать образ современного рыболова, а наоборот, стараться его реабилитировать в глазах общества.
Разумеется, сказанное не значит, что нужно фотографировать только каких-то застегнутых на все пуговицы рыболовов - джентльменов. Есть, безусловно, и колоритные народные типажи, есть, наконец, правда жизни. Но тенденцию вы, надеюсь, поняли, а она в том, что рыболов нынче не тот, что был прежде. Рыболов стал не только технически оснащенней, он в духе времени, скажем так, растет духовно! И в этом и заключается главная правда жизни! Вздохните глубже все те, кто печалится по затертым ватникам и уходящим временам.

Что же это за снимки, которых ждет - не дождется редакция рыболовного журнала? Прежде всего, это снимки динамичные. Речь идет о фотографиях, сделанных непосредственно во время события: острые мгновения борьбы с рыбой, вываживания рыбы.
На хорошем снимке видна вся динамика процесса: удилища гнутся, леска режет воду, рыба сопротивляется и плещет хвостом, иногда даже делает свечку – выпрыгивает из воды.


Стоит ли говорить, что резкость должна быть наведена на передний план – на рыбу и рыболова, а не на камыши у него за спиной. Но, увы, как часто нам приходится видеть совсем другие кадры, где резкость с переднего плана убежала куда-то на задний план - кусты за рыболовом резко, а рыба и лицо рыболова – не в фокусе. Так что неискушенным фотографам можно посоветовать: научитесь фиксировать фокус полунажатием кнопки спуска, а потом, не отпуская кнопки, перекадрировать, если надо впустить в кадр пространство. Тогда резкость на ваших кадрах всегда будет там, на что вы хотели обратить внимание зрителя.

Не могу удержаться и не вспомнить случай, который произошел со мной и с моим приятелем Валерой. Дело было года два тому назад, в октябре месяце в районе Кишеньки, там, где Ворскла впадает в Днепродзержинское море. Ловили мы вдвоем на одной, правда, большой лодке. Валера зацепил щуку – и немаленькую, килограмма на два, стал ее подтаскивать. Я схватился за фотоаппарат. Щука сильно сопротивлялась, не хотела сдаваться без боя.
- Бросай фотоаппарат, бери подсак, ты же видишь, хорошая взяла! – заорал на меня Валера.
Мне ничего не оставалась, кроме как его послушаться. Я схватился за подсак, стал подводить его к щуке. И тут произошло нечто невероятное. Когда щука уже ткнулась мордой в подсак, из воды вдруг высунулась чья-то громадная пасть и схватила нашу щуку поперек туловища! Это был монстр, никогда мною невиданный! Крокодил! Представьте, он держал нашу двухкилограммовую щуку, как собака сосиску! Такой кадр! Успею? Но где там! Щука-монстр мотнула головой и с легкостью вырвала нашу добычу. Воблер спасло только то, что он зацепился за обод подсака. Валера ругался потом полдня: эх, ты, раззява, упустил! В конце концов, я с ним согласился – конечно, упустил, только не рыбу, а уникальный кадр. Может быть, раз в жизни выпадает такой шанс! А фотоаппарат был рядом…

Вначале о том, КАК НЕ НАДО СНИМАТЬ ИЛИ ОШИБКИ НАЧИНАЮЩИХ.
1. Не самый лучший вариант снимка, когда фоном служит забор, кирпичная стена или автогараж. Лучше, когда фоном снимка окажется то место на реке, где рыба была выловлена.
2. Не снимайте рыбу принесенную – привезенную домой у себя на кухне. Такие снимки не имеют художественной ценности, к тому же при такой съемке невозможно отличить рыбу, пойманную рыболовом от купленной на рынке.
3. Не снимайте рыбу уснувшую, поблекшую, помятую, а также со следами «насильственной смерти» - грязную и окровавленную. Такая добыча больше похожа на рыбу, вынутую из сетей или взорванную динамитом.
4. Не украсят ваш снимок также горы пойманной рыбы, разложенные правильными рядами на берегу. Читателю современных журналов гораздо ближе спортивная рыбалка, а не «добыча пропитания» и «рыбозаготовки».
5. Не забывайте совет великого мэтра фотографии Анри Картье-Брессона: «Подойдите ближе!» Снимок, сделанный с большого расстояния, на котором фигура рыболова теряется на фоне пейзажа, вряд ли передаст накал эмоций, а значит, зрителю будет малоинтересен. Другое дело, если ваша задача была снять пейзаж с фигурой рыболова.

1. Старайтесь снимать больше сюжетов в динамике – вываживание рыбы, подсачивание, извлечение рыбы из воды. Подумайте о ракурсе: на снимке должно быть показано место поимки рыбы или хотя бы река. Поза рыболова должна быть не «вымученной», а живой и естественной.
2. «Правильная» демонстрация рыбы заключается в том, что рыболов руками не закрывает рыбу, при этом видна приманка, на которую поймана рыба и живые эмоции на лице рыболова.
3. Очень интересным и продуктивным может быть сюжет с отпусканием рыбы. Само собой разумеется, такой сюжет лучше всего снимать с другой лодки, а если с берега, так хотя бы сбоку, при этом фотографу иной раз приходится зайти в воду.
4. Задний план у хорошего рыболовного снимка также «работает на образ» - показывает место события, береговую линию, омут или залив, где поймана рыба. Очень хороши снимки, сделанные «с настроением», в которых чувствуется время года, время дня и погода – тучи и облака.
5. Подумайте об освещении вашего сюжета. Если вы снимаете так, что солнце находится у вас за спиной, то лицо рыболова хорошо освещено, но могут возникнуть нежелательные контрастные тени на лице. При контровом свете (солнце за спиной рыболова, которого снимаете), может получиться на снимке только темный силуэт. В этом случае разумно используйте подсветку фотовспышкой или измеряйте экспозицию по теням.

Желаю посетителям сайта ПЕНТАКСНЬЮС прекрасной рыбалки и прекрасных фотоснимков. Вспомните, что говорила Ассоль – героиня «Алых парусов»: «Когда рыбак ловит рыбу, он думает, что поймает большую рыбу, какой никто не ловил». Ну, а рыболов-фотограф, когда делает кадр, тоже, наверное, думает о том, что сделает снимок совершенно неповторимый, какой никому больше не посчастливилось сделать.
Желаю вам таких неповторимых кадров!
Статью иллюстрируют фотографии автора и его друзей.
Источник: http://pentaxnews.ru
Надеюсь этот материал поможет поднять уровень наших галерей.
Сколько не пробывал - 0 (все в топку)
Однажды было что-то похожее, но тогда это было результатом отдельной работы фотографа, у которого не тряслись руки и была хорошая возможность для съемки, не в ущерб основной рыбалке.
- для того, чтобы делать хорошие фотографии необходимы талант и практика;
- для того, чтобы успешно ловить рыбу необходимы мастерство и многолетняя практика.
Возможно ли это совместить в одном человеке, ведь рыбак чаще всего тратит время на поиск рыбы, а не эффектного (высокохудожественного) кадра. Нельзя объять необъятное.
Самый простой сделать хорошие снимки на рыбалке - пригласить фотографа. Дать ему удочку, пущай побалуется, и чтобы фотик рядом. А уж фотограф никогда не завалит горизонт (как это сделано на снимке вываживаемой щуки)
Брессон, конечно, величина, но ничего не надо догматизировать. Напр, бредущий под грузом удочек силуэт может быть не менее фотогеничным, чем фоты трофеев в руках