Об озере? Нет, о таймене. Нет, о рыбалке. Нет, о жизни. О чем это я? Все по порядку.

,
2799 просмотров, 11 комментариев

Вместо предисловия, или Встреча с тайменем, которая не состоялась

Таймень — рыба мечта любого рыболова. Это самый крупный представитель семейства лососёвых, достигающий 1,5–2 метров длины и 60–80 килограммов веса. Обитает в пресной воде — реках и проточных холодноводных озерах — и никогда не выходит в море. Но самое замечательное, что таймень распространен в сибирских реках.

Прослышав о том, что таймень водится в реке, впадающей в Телецкое озеро на южном его берегу, я загорелся мечтой — поймать настоящий трофей, тайменя весом от 10 кг и более. Все силы и старания тратились именно на решение этой задачи. Ну и как я привык, от мысли до дела — один шаг: подготовка, сборы... Поехали!

Все дни напролет я упирался в то, чтобы понять реку как можно лучше — где какая ямка, где выход с переката, где возможные стоянки этой великолепной рыбы. Река отвечала мне взаимностью, и рыбка ловилась именно в тех местах, где я предполагал. Но, к сожалению, ловился некрупный таймень весом до полукилограмма, также исправно ловился некрупный хариус.

Позже осмыслив происходившее, я подумал, что август не совсем подходящее время для поимки крупного тайменя, т. к. температура воды еще слишком высокая для его комфортного обитания. Поэтому рыба еще не скатилась в низовье реки, где мы, собственно, и рыбачили.

Несмотря на то что не удалось поймать трофейный экземпляр, поездка подарила кучу позитивных эмоций, массу адреналина и прекрасный отдых. А опыт, полученный в этой поездке, еще на один шаг приблизил меня к исполнению давней мечты.

О дороге. Точнее, о пути.

Мой друг детства Серега, его жена Вика, его отец Лев наняли катер на южный берег Телецкого. Долго обсуждали с капитаном их корабля детали относительно места встречи. Друзья уже в 10.00 уходят. Поговорив с местными капитанами катеров, понимаю, что озеро с характером, поэтому перед расставанием друга предупредил: «Волноваться будешь, если через два дня не приду!» Поначалу, конечно, в шутку, весело так, с иронией...Еще небольшие сборы, выдвигаемся и мы.Озеро встречает нас зеркальной поверхностью и солнечным настроением. Вокруг — горы, на горах лес. После водопада лодок с туристами стало очень мало, практически никого. Равномерным урчанием шумит на средних оборотах лодочный мотор. Легкий шелест брызг, вылетающих из-под киля, будоражит кровь. Кто ходил на пвх-лодках, наверное, поймет, о каком звуке я говорю. Ловлю кайф от этого звука с момента первого выхода на лодке!Стартовав примерно в 13.00, уже через час мы причаливаем на водопад Корбу, покупаем чебуреки и блины. По плану это единственная наша остановка на озере. Отчаливаем, сказав спасибо повару за вкуснейший обед. Чебуреки жуем уже на ходу.

Еще 40 минут после водопада, глушим мотор и по рации выходим на связь с Серегой, говорим о том, что мы уже близко и продолжаем ход. Через 20 минут видим сигнальные ракеты с берега, берем курс туда, еще 5 минут, и лодка упирается в берег. Ура, мы у цели!

На все про все ушло около 2-х часов и 20 литров топлива.

Адреналин, или Взгляд капитана, который забыть невозможно

Суббота, возвращение домой. Подъем в 6.00. Через двадцать минут, полностью экипированные, уже в лодке, заводимся и старт! На озере штиль, прощаемся с берегом, который нас приютил на неделю. Впереди просматривается небольшое волнение. Поднялась волна около 0,5 метров. Тихим ходом на глиссе идем. Ветер подымает брызги от носа лодки и закидывает их на нас. Становится сыро. Идем рядом с берегом, там и волны меньше. Через какое-то время волна начинает усиливаться и качать все сильнее и сильнее. Возникают моменты, когда лодка падает с волны и, упираясь во впереди идущую волну, сваливается с глиссирующего режима. Самое страшное, что добавлением газа проблема не решается и мощности мотора не хватает, чтобы вывести лодку в режим глиссирования и закинуть ее на волну. Приходится вставать на другой курс, вдоль волны, подымать лодку и после уже двигаться дальше — получается такая зигзагообразная траектория курса. Чтобы держать лодку на глиссе, постоянно работаю рулем и ручкой газа. Очень скоро начинает уставать рука. Ветер дует сильнее и сильнее. Рыбаки на берегу диковато смотрят на нас. Большими буквами в их глазах написано: «Идиоты! В такой ветер?!». Несмотря на это идем дальше, выбора больше нет. Вскоре солнце подымается из-за горы выше и освещает берег, которым мы идем. Становится теплее как-то на душе. Вот и показался мыс с водопадом Корбу, причаливаем, чтобы сделать перерыв и позавтракать. У охранника глаза круглые и большие, говорит: «Шутники! В такую погоду!». Выбрасываю якорь, выпрыгиваю на берег. И повернувшись к лодке, вижу, как приближающаяся волна ударяется о транец лодки и с головой накрывает Иру. Быстро вытаскиваю ее на берег и пробую развернуть лодку транцем к берегу. Но это не дает результата. Волны захлестывают лодку, наполняя ее водой. В это же время за спиной стоит охранник и говорит: «Лодку нужно на берег вытаскивать, иначе ее полностью зальет водой. Ну вы и шутники — в такую погоду ходить! Но и ждать вам особо нечего — до вечера погода вряд ли измениться». Это была ключевая фраза. Молниеносное решение. Я сажу Иру обратно в лодку. По колено в воде толкаю лодку против волны, запрыгиваю в нее, завожу мотор. Все, идем дальше натощак.

Нам предстояло сделать самое трудное в нашем пути — пересечь озеро поперек, все время до этого мы качались на волне вдоль берега. Лодка наполовину заполнена водой. Газ на полную, но мощности мотора не хватает, чтобы вывести лодку в режим глиссирования. Клапан слива воды открыт. Ира изо всех сил черпает крышкой от термоса воду из лодки. По сторонам от нас вода, вода явно выше нашей лодки.. Мы в яме! Еще секунда — и мы высоко над уровнем воды, а кругом ямы! Я пересаживаю Иру на нос лодки, она ложится на вещи и двумя руками держится за трос. Одной рукой я держу румпель, другой Иру. Ужас сковывает все мышцы, мысли охватывает страх. Я первый раз в такой ситуации. Словно серфингист, пытаюсь лавировать между волнами. Наконец, из лодки ушла вода, ее вес уменьшился, и она начала вдоль волны вставать на глис. Мне стало легче. Ира от страха уже кричит: «Может, вернемся?!», но я понимаю, что назад дороги уже нет. О чем я думал в тот момент? Трудно сказать. Я понимал одно — нужно выбираться из этой западни.

Тут на нашем пути из-за мыса вышел корабль. Я не очень хорошо в них разбираюсь, но мне показалось, что корабль проекта «Ярославец» длиной 24 метра и высотой борта более 2-х метров. До этого как-то не думал о высоте волны, но в тот момент, когда увидел, как она накрывает нос корабля, а соответственно, ее высота больше двух метров, — вот тут я хватил адреналина! Жесть! Корабль шел курсом прямо на нас, наверное, думал, что нам нужна помощь. Лицо капитана в иллюминаторе проплывающего мимо корабля я запомню навсегда...

В тот день озеро показало нам свою силу и могущество. Приходит понимание, насколько ты ничтожен в сравнение с природой. Но несмотря на это, собравшись с силами, победив дикий страх, в такие моменты нужно что-то делать, и мы делали. Мы плыли вперед и вперед. Спустя какое то время, точно не знаю какое, мне показалось это мигом, растянутым в вечности, мы завернули за мыс, и ветер стих, волна упала до полуметра. Впереди показались несущиеся навстречу моторные лодки, везущие туристов на водопад. В этот момент мы выдохнули... И поскакали по волнам, в сторону поселка Артыбаш на хорошей скорости, несмотря на тряску и брызги. Туристы улыбались и фотографировали нас, они еще не знали, что творится за мысом...

Несколько советов, собравшимся повторить этот путь

Я как-то так привык по жизни думать о безопасности своей и людей, за которых я отвечаю. Поэтому сухой расчет на берегу такой. Чем легче лодка, тем проще и быстрее ей будет идти, поэтому все по минимуму. На борту: палатка, спальник 2 шт., коврики самонадувающиеся 2 шт., ружье, бинокль, рация для связи с друзьями, запасной винт, инструмент для его замены, эхолот, насос, бензин полный бак 25 л. И канистра 20 л, ремкомплект для лодки, якорь, много веревок, гермомешок (непромокаемая сумка). В мешке: спички, патроны, соль, фотоаппарат, два комплекта теплой и сухой одежды для себя и жены, сигнальный огонь. Небольшой набор продуктов на сутки на 2-х человек. Все привязано на случай, если лодка перевернется. Остальные веще поехали с другом Серегой на катере.Одежда не по погоде: несмотря на температуру воздуха + 25, термобелье, кофта, непромокаемые куртки, теплые носки, кепки (шапки) солнцезащитные очки. Пояс на пояснице, чтобы не застудить ее. О такой одежде ни минуту не пожалели: это важно — сохранять тепло! Вода очень холодная плюс ветер.По прибытии я видел, как собирались ребята из Екатеринбурга покорять озеро, как я понял, примерно тем же маршрутом. Часть компании на наемном катере, а двое смельчаков на моторной лодке под мотором 9,8 л. с. собрались идти совсем без экипировки. «Если что,— говорят,— нас возьмут на буксир». А вроде мужики взрослые... И так легкомысленно к жизни... Я попросил озеро не проверять их на прочность — они не готовы к этому.Не шутите с природой, продумывайте наихудший сценарий развития событий и будьте готовы выжить, несмотря ни на что. Тем более о многом можно позаботиться заранее.

Выводы

Я после этого сидел на берегу и думал, кто победил? Я или озеро? И понял, что победителей тут нет. Озеро показало свой характер, я попробовал его понять и действовать в соответствии с ситуацией, и все.

А тайменя я еще поймаю, позже.

Рассказать друзьям:
,
2799 просмотров, 11 комментариев

Комментарии (11)

24 августа 2011, 18:00
рейтинг: 392
откуда: г.Новосибирск
Давно известно о т.н. низовке (ветер). При малейшем волнении на озере или над озером, нужно забыть о желании его пересечь, если жизнь дорога. В вашем случае, надо было ждать на Корбу, коль уже пол пути прошли.
А таймень на Г/Алтае и так на вес золота - пусть живет и плодится....
+0 0
отредактировано 24 августа 2011, 18:05
25 августа 2011, 15:00
рейтинг: 507
откуда: Новосибирск
И ведь предупреждали, и ведь писали про низовку / верховку... у вас на борту четырехлистный клевер был с собой?
+0 0
27 августа 2011, 18:40
рейтинг: 68
откуда: новосибирск
Хорошо написал. Молодец! И Ира мужественная у тебя.
+0 0
29 августа 2011, 23:41
рейтинг: 503
откуда: Новосибирск, Снегири
За мужество 5+++++
+0 0
31 августа 2011, 4:06
рейтинг: 158
откуда: Новосибирск
Я попадал в такую ситуацию на катамаране под мотором, только с туристами на борту.
Ни кому не пожелаю.
А Вам очень повезло. В следующий раз подумайте несколько раз на берегу стоит или не стоит идти в такую погоду.
Осенью бывало неделю шторм пережидаешь. Жизнь она, знаетели, дороже.
Рад, что вернулись живыми.
+0 0
31 августа 2011, 17:07
рейтинг: 120
откуда: Новосибирск
Все проблеммы в этом случае - от скорости. В высокую волну надо убавлять газ до минимума, так чтоб только ветер компенсировать и управление не терялось, ставить лодку носом на волну, и потихоньку смещаться к берегу, или куда там надо.. Тогда никакая волна на Телецком озере опасности не представляет. мы там катались по крутой низовке на надувном катамаране для сплава, то есть вообще без мотора, по волне, используя ветер в качестве дополнительной тяговой силы, прикольно было, адреналина абсолютно не вызывало.. с речками не сравнить! а если газовать, тогда понятно, и перевернуться можно как два пальца...
кстати еще заметил, что возле самого берега там волна всегда гораздо ниже, и опасного прибоя не бывает, по крайней мере на левом берегу.
+0 0
4 сентября 2011, 14:55
рейтинг: 66
откуда: Новосибирск
"Я как-то так привык по жизни думать о безопасности своей и людей, за которых я отвечаю" не согласуется с описанным.
+0 0
5 сентября 2011, 13:05
рейтинг: 171
откуда: Новосибирск
Спасибо всем за Коментарии,
про волну у берега - согласен, там она ниже, но нам нужно было пересечь озеро поперек от берега до берега, это и был самый страшный участок. Про полный газ и не было речи, лодка на глиссер и минимально возможная скорость - вот была задача. Когда выходили на южном берегу был полный штиль.

Ну а про безопасность - я не сторонник того, что дома сидя за телеком очень безопасно. Я считаю, что есть мероприятия которые я затеваю с достаточным риском для жизни, но даже в таких случаях нужно думать о своей безопасности. Я описал снаряжение которое было у меня с собой на случай переворота привязанно в лодке, при любых непредвиденных обстоятельствах я бы смог вместе с женой продержаться на берегу достаточно долгое время, больше трех дней это факт! - это я считаю разумные мысли о безопасности.
Забавно смотреть на людей которые в пустой лодке с полторашкой пива собираются покорять озеро, а запасной вариант у них - если что то нас на буксир возьмут друзья которые пойдут на наемном катере...

В общем без обид. Уровень безопасности для каждого свой.

Еще раз всем кто комментировал - СПАСИБО!
+0 0
5 сентября 2011, 13:27
рейтинг: 392
откуда: г.Новосибирск
Как-то на Байкале задал вопрос рыбакам - почему спас-жилеты не надели. В ответ услышал - в воде с температурой 6 градусов спас жилет спасет только на 5-7 минут. Думаю на Телецком не намного теплей. Так что .......
+0 0
5 сентября 2011, 15:16
рейтинг: 171
откуда: Новосибирск
Чуть теплее..... Я не кого не агитирую повторять этот путь. Я же написал что уровень безопасности у каждого свой. 5-7 минут, достаточно, что бы забраться в лодку. ПВХ - даже после переворота остается на плаву.

А вот личное безрассудство и разгильдяйство можно покрывать какими угодно отмазками, это я про рыбаков. Я знаю тысячу таких примеров: можно не пристегиваться на трассе, все равно при столкновении после 100 км/ч ремень ломает грудную клетку, можно курить сокращая свою жизнь - мы все равно умрем и т.д. Только статистика показывает совсем другое.....


В общем, каждый сам выбирает свой путь...
+0 0
14 сентября 2011, 18:35
рейтинг: 258
откуда: Новосибирск
Прочитал и отца вспомнил, в 1978 на ОВХ попал в шторм, перевернулись, переохлаждение и всё... Сердце остановилось... А там вода потеплее Телецкого.
А ведь с ним мог быть и я
+0 0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх