«Джиг-дорожка», или «Ловля не по правилам». Часть 2

marik
marik
7420 Челябинск
17 октября 2022, 10:47

Содержание

  1. Приманки и оснастка
    1. Приманки
    2. Вес огрузки
    3. Пример применения джиг-дорожки
    4. Оснастка
  2. Техника ловли
  3. Немного о снастях
  4. Заключение

В этом материале нет ничего революционного, я просто хочу рассказать о своем взгляде на, казалось бы, обычные и известные нюансы спиннинговой ловли, о которых, возможно, кто-то просто не задумывался раньше… Надеюсь, что мои наблюдения вас заинтересуют и принесут хоть какую-то практическую пользу…

В первой части я поделился основами своих наработок в одном из подвидов вёсельной дорожки, с применением джиговых приманок и оснастки. Во второй части расскажу какие приманки, оснастки я применяю и о технике ловли джиг-дорожкой. Всё в общем-то не сложно, но конечно есть свои нюансы. Такая разновидность дорожки, в отличии от элементарного троллинга, становится по-настоящему спортивным видом рыбалки, а главное — очень эффективным в определённых условиях.

Приманки и оснастка

Приманки

Осенью, при ловле на джиг, судак и щука очень часто лучше ловятся на крупные силиконовые приманки с активной игрой, то есть на виброхвосты, и лично я отдаю предпочтение именно им, а для джиг-дорожки — это однозначно лучший вариант. Большая пятка-лопасть виброхвоста активно играет, и ее вибрации, вкупе с движениями тела, уже сами по себе достаточно привлекают хищника даже при равномерной проводке, а большие размеры приманки дополнительно стимулируют объект нашей ловли на решительную и уверенную поклевку. Подведя итог, можно сказать, что одной из лучших приманок для джиг-дорожки можно считать крупный виброхвост, и остаётся только подобрать правильный вес груза, а также его форму.

Вес огрузки

Вес, естественно, подбираем в соответствии с глубиной ловли - чем меньше глубина, тем легче потребуется груз, и наоборот. Но, также следует учитывать, что вес огрузки нужно корректировать и в соответствии с размером приманки, иначе будет происходить следующее. Крупный вибро­хвост, который создает большое сопротивление движению в воде и имеет соответствующую подъемную силу, на легком грузе и при небольшой глубине ловли будет просто выносить на поверхность, а вот небольшой твистер, с прогонистой и обтекаемой формой, потребует уже меньший вес огрузки даже на значительных глубинах. То есть – чем крупнее, объемнее приманка, тем тяжелее должен быть груз.

Кроме того, не забываем учитывать соотношение веса и формы груза. Например, джиг-головка типа «сапожок» будет хорошо планировать в толще воды и легче подниматься вверх при увеличении скорости проводки даже при сравнительно большом весе. Это важно понимать при ловле на сильно пересеченном профиле дна. Приманка на легком грузе и с более планирующей его формой будет быстрее реагировать на изменение скорости проводки, что позволит легче манипулировать глубиной ее погружения, а значит проще проходить подводные возвышения (даже если это крутой свал).

И конечно, следует учитывать толщину плетеного шнура: чем больше его реальный диаметр, тем сильнее будет выносить приманку вверх, а значит, потребуется меньшая скорость проводки.

Кроме того, надо учитывать, что манипулируя весом огрузки, мы прежде всего изменяем скорость проводки, а значит, и темп движения приманки в толще воды. Поставили более тяжелый груз — надо увеличить скорость проводки, дабы приманка не бороздила дно, и значит скорость движения приманки увеличивается. Уменьшили вес — снизили темп движения. Какая скорость лучше, можно судить только по реакции рыбы — в различных ситуациях она может быть разной. Скорость движения приманки — один из ключевых факторов, влияющих на клев, поэтому нужно экспериментировать со скоростью движения лодки, а значит, и с весом огрузки, так как с легким грузом приманку невозможно провести у дна быстро (ее будет выносить вверх), и наоборот, излишне тяжелый груз будет бороздить дно при медленной скорости проводки. Поэтому точного соотношения «размер приманки/вес груза» нет и применять можно (и нужно!) разные варианты.

Если свести все эти ­нюансы вмес­те, можно вывести некие общие правила. При большей глубине ловли, размере приманки, толщине шнура и требуемой скорости проводки, применяем больший вес груза, и наоборот, чем меньшая скорость проводки востребована, чем меньше глубина ловли и меньше размер приманки (ее сопротивление движению в воде), тем более легкий груз применяем, плюс все это дополнительно варьируем формой груза.

Подбор правильного веса огрузки особенно важен при ловле на небольших глубинах, когда приходится использовать относительно легкий груз и даже небольшое изменение скорости лодки очень заметно сказывается на глубине проводки приманки. Например, вы ловите щуку вдоль ­тростника, на глубине менее двух метров, применяя большой виброхвост. Если поставить излишне легкий груз, то даже при небольшом превышении требуемой скорости проводки приманку сразу вынесет к поверхности. А если груз поставить слишком тяжелый, то при малейшем снижении скорости оснастка сразу начнет пахать дно. Это происходит по причине почти горизонтального ­расположения лески при проводке, что позволяет приманке более свободно и быстро опускаться на дно, поэтому лично я предпочитаю ловить этим способом на глубинах свыше трех метров.

Пример применения джиг-дорожки

На последней осенней рыбалке прошлого сезона именно применение джиг-дорожки было максимально оправданно. Судака не оказалось на ожидаемых свалах в глубину, и после нескольких перестановок лодки и облова разных точек стало понятно, что он стоит на максимальной глубине (14–15 метров), в узкой яме, которая протянулась в длину почти на два километра. И там не было каких-то определённых точек его скопления, а расположился он равномерно по всей территории. Почти после каждой перестановки в зачете я имел пару поклевок, а далее приходилось опять перемещаться. В итоге я понял, что судак рассредоточен на протяжении всей ямы, а не концентрируется на каких-либо точках, так как их попросту нет. Дно почти ровное, коряжник ­отсутствует, скопления бели в этом районе тоже не оказалось. Попытки стоять на одном месте и ждать проходного судака не увенчались успехом. Нужно было постоянно перемещаться. К тому же заметно лучше работали виброхвосты с активной игрой размерами более пяти дюймов, то есть все факторы сложились как нельзя лучше для прочесывания территории именно джиг-дорожкой. Ровное дно с минимумом зацепов, почти одинаковая глубина на протяжении всей ямы и главное — рассредоточеность судака. Вот примерно с таких условий и можно начинать практиковаться в ловле джиг-дорожкой.

Оснастка

Теперь немного о применяемых оснастках. Самый распространенный вариант — шарнирное оснащение «чебурашки» приманкой на офсетном крючке. Если же это стандартная джиг-головка, лучше применять ­незацепляющийся вариант с проволочной или иной защитой крючка. Ведь даже на сравнительно чистом дне обязательно найдется если не коряга, то просто мусор, который незаметно для вас повиснет на крючке, а вы будете бороздить водоем, недоумевая, почему же так долго нет поклевок.

Можно использовать и разнесенные оснастки с поводком, где в качестве огрузки применять «малозацепляющийся» вариант в форме длинного и тонкого цилиндрического груза (типа тирольской палочки), с оснащением приманки на легкой джиг-головке, офсетном крючке или двойнике. В этом случае количество зацепов сокращается на порядок и даже больше, но следует учитывать, что грузило потребуется вести как можно ближе ко дну, дабы сама приманка не поднималась слишком высоко. Поэтому расстояние между грузилом и местом крепления поводка желательно делать небольшим. Этот вариант еще хорош тем, что груз, постоянно задевающий дно, поддергивает леску, а значит, и приманку, что активизирует ее движение.

Техника ловли

Сделав заброс и натянув леску, устанавливаем удилище и делаем пару быстрых гребков, чтобы джиг немного поднялся над дном. Теперь требуется подобрать нужную скорость движения лодки. При проводке джиг-дорожкой довольно сложно определять, где в данный момент находится приманка, требуются определенная сноровка и достаточный опыт, чтобы не цеплять постоянно дно, но и не допускать излишнего подъема приманки, а вести ее стабильно над самым дном. Но если вы уже достаточно давно ловите джигом, даже по положению лески примерно можете представить, на какой глубине идет приманка. Перед началом движения лучше сделать пару забросов на данной глубине и запомнить, под каким углом находится леска при той дальности заброса, на какую вы собираетесь отпустить приманку от лодки. И тут следует учитывать, что чем дальше от вас находится джиг, тем больше должна быть скорость движения. А если вы хотите вести приманку медленно, то при большой глубине можно пускать джиг близко к лодке, на короткой леске. Чем более вертикально располагается леска, тем меньшее усилие (скорость) требуется для подъема приманки над дном.

Итак, заброс сделан, и вы начали движение. По эхолоту следим за глубиной под лодкой и всегда готовы прибавить скорость движения, чтобы поднять уровень проводки, если джиг начнет цепляться за дно или по курсу ожидается уменьшение глубины. Существует простой технический прием, как резко сделать подтяжку без применения удилища и катушки. Как только джиг задел дно, резко подгребаем одним веслом, лодка немного разворачивается, удилище ведет в сторону и леска быстро натягивается. Далее, увеличив скорость движения, постепенно выравниваем положение лодки и опять идем по нужному курсу. Этот же прием используем для анимации проводки – для рывков приманки.

Небольшие зигзаги в движении лодки будут усиливать-прослаблять натяжение лески, создавая неравномерное движение приманки. Ну и, конечно, можно сначала просто табанить веслами, а затем заново разгонять лодку. Все это на ваше усмотрение. При определенном навыке вы сможете довольно филигранно выполнять даже некое подобие ступенчатой проводки. Ничего сложного в этом нет. А если применять удобный держатель удилища, который находится под рукой, можно даже выполнять небольшие потяжки во время движения лодки. Но следует учитывать, что во время таких манипуляций может произойти поклевка, и если это злая атака щуки, неожиданный рывок может быть такой силы, что спиннинг просто выскользнет из рук. И здесь следует вспомнить о затяжке фрикционного тормоза катушки, который, с одной стороны, должен быть достаточно расслаблен, для того чтобы стравить леску во время зацепа или мощной поклевки, но в тоже время достаточно затянут, чтобы просечь пасть хищника при подсечке, что особо касается судака.

Для контроля положения приманки в толще воды следует регулярно снижать скорость до того момента, когда джиг коснется дна. Это хорошо видно по кончику удилища. Как только приманка чиркнула по дну, сразу делаем пару усиленных гребков — поднимаем джиг немного выше и возвращаемся к установленной скорости. И здесь следует вспомнить о том, что я писал в начале статьи: такие тонкие манипуляции со скоростью движения лодки вам никогда не сделать при ловле с мотором, то есть при троллинге.

Немного о снастях

На этом, пожалуй, все. Осталось сказать пару слов об удилище, которое в общем-то ничем не отличается от того, что мы применяем в ловле стандартным джигом. Главное требование предъявляется к кончику спиннинга, который в данном случае является единственным сигнализатором того, что происходит с приманкой в толще воды. Он должен качест­венно отслеживать любое изменение в движении приманки, так как при такой ловле мы не держим удилище в руках и не можем контролировать проводку с помощью так называемых тактильных ощущений. К применяемым катушкам каких-то особых требований нет, так как вся ее работа в основном сводится только к вываживанию рыбы. Однако если вы нацелены на ловлю трофейных экземпляров, то и мощность катушки должна быть соответствующей. И в этом случае предпочтительнее будет мультипликатор, благо дальних забросов делать не требуется.

Заключение

Напоследок хочу сказать, что дорожка в стандартном ее виде никогда мне не нравилась (не говоря уже о троллинге, который считаю совершенно не спортивным способом добычи рыбы). Скучная и неинтересная, хотя, несомненно, добычливая ловля. А вот такая ее разновидность — совсем другое дело. Джиг-дорожка требует постоянного внимания от ­рыболова, а также специальных навыков и определенного опыта. К тому же применение разных джиговых оснасток вносит большое разнообразие и определенные сложности в весь процесс ловли, то есть дорожка становится по-настоящему спортивным видом рыбалки, а главное — очень эффективным в определённых условиях. Попробуйте, и вы не пожалеете. Удачи и трофейных уловов!

Марат (MARIK)

Опубликовано в журнале «Рыбалка на Руси» №1, 2014. Это не редактированный авторский вариант.