«Джиг-дорожка», или «Ловля не по правилам»

marik
marik
7420 Челябинск
5 октября 2022, 11:33
обновлено 22 июня 2023, 10:21

В этом материале нет ничего революционного, я просто хочу рассказать о своем взгляде на, казалось бы, обычные и известные нюансы спиннинговой ловли, о которых, возможно, кто-то просто не задумывался раньше… Надеюсь, что мои наблюдения вас заинтересуют и принесут хоть какую-то практическую пользу…

Джиг или дорожка?

Все знают, что такое джиг и что такое дорожка. Если упрощенно, первое — это способ ловли, когда оснащенную грузом приманку с помощью неравномерной проводки ведут непосредственно у дна или в толще воды, а второе — это проводка приманки методом буксировки за лодкой без помощи катушки и удилища.

Оба способа в определенных условиях очень результативны и, несмотря на то, что формально считается, что они разные и несовместимые, вполне резонно возникает вопрос: а можно ли совмес­тить джиг и дорожку, сокращая время облова и поиска на обширных акваториях и не снижая результативность ловли? Давайте для начала разберем, в чем же основная «фишка» этих способов, а далее рассмотрим, как их можно совместить.

Во-первых, следует разделить понятия «дорожка» и «троллинг». Несмотря на то, что принцип ловли по своей сути аналогичен, это разные способы. И лично я не шибко приветствую ловлю именно троллингом и ниже поясню на практическом примере, чем может заметно отличаться троллинг от нашей простой российской весельной дорожки. То, что описывается в этой статье, вы никогда не сможете сделать при ловле с мотором. Дорожка на веслах дает рыболову возможность разнообразно манипулировать скоростью и курсом движения лодки, что и является ее главным преимуществом. Ведь даже небольшую моторную лодку (не говоря уже о тяжелом катере) почти невозможно провести рывками или резкими зигзагами в отличие от легкой «надувнушки», которой под силу любые, самые сложные маневры на воде.

Джиг, в подавляющем большинстве ситуаций, хорош тем, что мы можем облавливать самый сложный донный рельеф в большом диапазоне глубин. Иначе говоря, на одной проводке мы можем обловить даже крутые бровки и свалы на разных глубинах, проводя приманку над самым дном на всем протяжении проводки.

С дорожкой это сделать невозможно, так как принято ловить на иные типы приманок, где чаще всего применяется воблер. А воблер, как известно, имеет свой заданный горизонт работы и не может, так же эффективно как джиг, отслеживать изменения глубины и всегда идти непосредственно над дном.

Но дорожка (как уже отмечалось выше) имеет свой огромный плюс — возможность облавливать большие территории за относительно короткий промежуток времени. Это незаменимый способ в поиске стоянок рыбы, для последующего точечного облова спиннингом. Но даже в поиске дорожка не всегда эффективна, так как очень часто рыба (например, судак) стоит именно у дна и может не реагировать на приманку, которая проходит выше. И если на пути следования лодки профиль дна неравномерный, то участки с углублениями воблер будет проходить поверху, а ведь именно в этих складках дна часто и стоит хищник.

Преимущества джига

Это неоднократно подтверждалось на рыбалках с моим постоянным напарником, который чаще ловит воблерами, а я джигом (что дает возможность постоянно сравнивать результативность). На одном из участков реки, где мы часто ловим судака, много раз он ­ловился только джигом, так как стоял на дне узкой донной борозды, куда воблер загнать было просто невозможно. Даже применение моделей с быстрым заглублением не позволяло провести их у самого дна в нужном месте, и все попытки поймать судака именно на воблер не давали результата. Но стоило только подать на дно этой борозды джиг, как сразу следовала поклевка - судак стоял максимально близко ко дну и игнорировал все, что проходило выше какого-то, определенного им, горизонта. А воблер просто не может в этих условиях погрузиться на требуемую глубину, несмотря на все прилагаемые нами усилия. При ловле дорожкой все обстоит еще хуже. Горизонт проводки вообще «среднестатистический», и никакого разговора о детальном облове складок донного рельефа не может быть и речи.

И немного теории о джиге. Любой спиннингист скажет, что основа этого вида ловли — ступенчатая проводка, но при этом всегда согласится сделать поправку на то, что и волнообразная, и обычная равномерная проводка в придонном слое так же неплохо работают. А если мы к тому же используем большие ­активные приманки, типа вибро­хвостов, создаваемые ими колебания по интенсивности и амплитуде уже близки к тем, что дают при игре воблеры и, соответственно, привлекают хищника с ­большего расстояния уже независимо от траектории своего движения (без «обязательной» ступеньки).

Джиг-дорожка - отличный вариант поиска хищника

Давайте представим, что мы дорожим не воблером, а вибро­хвостом на джиг-головке. Описываю не теоретически, а так как это делаю я. К примеру, нужно мне осенью найти стоянки судака на участке, где основная глубина около 15 м, но дно не ровное, а с перепадами в пределах 3–4 м. Как раз в таких местах мы обычно и ловим судака. В это время года судак в основном стоит у самого дна и ловить его воблером неэффективно по причинам, обозначенным выше. Идеальный способ ловли в таком случае — джиг. Но если этот участок вам не знаком или по каким-то причинам рыбы нет на тех точках, где она, казалось бы, должна стоять, ее надо искать. Но при этом облавливание большой территории стандартной ­джиговой проводкой, постоянно перемещаясь и каждый раз поднимая и опуская якорь, отнимает очень много времени. Можно, конечно, пустить лодку по ветру или течению и облавливать водоем в дрейфе, но движение лодки при этом далеко не всегда будет совпадать с нужным нам направлением.

Как ускорить поиск и быстро прочесать территорию, облавливая нижние слои воды у самого дна независимо от его профиля? Вот мы и попробуем это сделать с помощью джиг-дорожки.

Пример применения джиг-дорожки

На последней осенней рыбалке прошлого сезона именно применение джиг-дорожки было максимально оправданно. Судака не оказалось на ожидаемых свалах в глубину, и после нескольких перестановок лодки и облова разных точек стало понятно, что он стоит на максимальной глубине (14–15 метров), в узкой яме, которая протянулась в длину почти на два километра. И там не было каких-то определённых точек его скопления, а расположился он равномерно по всей территории. Почти после каждой перестановки в зачете я имел пару поклевок, а далее приходилось опять перемещаться. В итоге я понял, что судак рассредоточен на протяжении всей ямы, а не концентрируется на каких-либо точках, так как их попросту нет. Дно почти ровное, коряжник ­отсутствует, скопления бели в этом районе тоже не оказалось. Попытки стоять на одном месте и ждать проходного судака не увенчались успехом. Нужно было постоянно перемещаться. К тому же заметно лучше работали виброхвосты с активной игрой размерами более пяти дюймов, то есть все факторы сложились как нельзя лучше для прочесывания территории именно джиг-дорожкой. Ровное дно с минимумом зацепов, почти одинаковая глубина на протяжении всей ямы и главное — рассредоточеность судака. Вот примерно с таких условий и можно начинать практиковаться в ловле джиг-дорожкой…

Продолжение следует…

Размер статьи получился не маленький и пришлось разделить её на 2 части. В продолжении напишу какие приманки, оснастки я применяю и о технике ловли джиг-дорожкой. Всё в общем-то не сложно, но конечно есть своя специфика. Такая разновидность дорожки, в отличии от элементарного троллинга, становится по-настоящему спортивным видом рыбалки, а главное — очень эффективным в определённых условиях. Попробуйте, и вы не пожалеете. Удачи и трофейных уловов!

  Часть вторая >>>


  Марат (MARIK)

Опубликовано в журнале «Рыбалка на Руси» №1, 2014. Это не редактированный авторский вариант.