Озеро синих вод.

25 марта 2019, 14:09

Озеро синих вод

У подножия самой высокой вершины Саянских гор лежит скованное льдом озеро синих вод, полное толстых и голодных рыб.

Первый раз в этом районе мне довелось побывать в далеком 1997 году. Это был сплав по Эгийн-Голу, вытекающему из Хубсугула. Но на само озеро тогда попасть не получилось. Позже, я не раз собирался в эти края, но как-то все не складывалось. Однако, все события происходят тогда, когда приходит их время и человек к этому готов. Это время пришло. Мы оказались готовы, мы собрались. В конце января начались организационные хлопоты. В подготовке курьерским составом пронесся короткий февраль и начало марта. Участники набраны, снаряжение укомплектовано, жилье забронировано. Поехали!

В Кемерово встретились с омскими товарищами, загрузили еще одного экспедиционера и отправились дальше.

Машина урчит, толкает километры своими колесами. До цели надо одолеть 2150 км. Мы сидим в машине. Кто дремлет, кто смотрит в окно, и все приглядывают за водителем. Их двое. Один несет вахту за рулем, второй в это время отдыхает.

Ночью выезжаем к Байкалу.  Останавливаемся в Култуке. Нам направо в Монды. Омская машина едет в Слюдянку еще за двумя участниками поездки, прибывшими поездом. Остаются последние 200 км до Монд. В рассветных сумерках, в Кырене заправляем машину. Больше заправок не будет.

Кырен.

Едем дальше. Надо успеть до 17 часов. Погранпереход работает до 18:00.  Запускать на территорию перехода перестают в пять часов. Главное, успеть заехать за шлагбаум.  Мы приехали первыми.

Граница еще на замке.

Проходим границы, проезжаем еще 20 км и въезжаем в Ханх. Находим базу. Размещаемся в двух юртах и одном двухместном домике.

Со стороны погранперехода мы первый раз увидели Мунку-Сардык – вечный голец.

Дорога от погранперехода на Ханх.

Ханх.

Перекусив, выезжаем на лед знакомиться с озером.

Лед чистый, прозрачный и очень скользкий.

К вечеру подъезжает вторая машина. Дорога была дальняя, все устали.

Краткая информационная справка.

Хубсугул — тюркское слово, означающее «озеро синих вод», в XIX столетии русские путешественники именовали его Косоголом. Монголы произносят название озера как Хувсгул.

Озеро Хубсугул самое глубокое озеро в Монголии. Вытекающая из Хубсугула река Эгийн-Гол, попадает сначала в Селенгу, крупнейший приток Байкала, а затем, пройдя свыше 1200 км по степям Монголии и Забайкалья, вливается в Байкал. Это второе по величине пресное озеро в Центральной Азии. В нем сосредоточено около 1–2% мирового запаса пресной воды. От российско-монгольской границы до поселка Ханх в северной оконечности озера Хубсугул 22 км. Совсем рядом величественно возвышается горный узел Мунку-Сардык с высочайшей вершиной Восточного Саяна (3491 м).

Возраст – меньше 6 млн лет, озеро Хубсугул моложе Байкала, возраст которого оценивается приблизительно в 25 млн лет

Высота над уровнем моря – 1645 м (для сравнения: высота над уровнем моря Байкала – 456 м)

Длина – 136 км

Наибольшая ширина – 36,5 км

Наибольшая глубина – 262 м.

Видимость под водой – от 20 до 50 метров

В озеро впадает – 46 рек

Наибольшая температура воды на поверхности – у берега летом +10…+14°С

Температура воздуха – летом +10…+15°С

Населенные пункты: Ханх – в северной части озера, Хатгал – в южной части озера.

Этнический состав населения – большая часть населения халха-монголы, дархаты, сойоты, буряты.

Гора Мунку́-Сарды́к  (бур. Мүнхэ Һарьдаг - «вечный голец») - высочайшая вершина Саян, высота 3491 м. Расположена на границе Бурятии (Россия) и Монголии

Хребет Мунку-Сардык имеет явный альпийский рельеф, с горными долинами ледникового происхождения. На главной и некоторых других вершинах сейчас находится четыре небольших ледника, общей площадью около 1,3 км². Основной северный ледник имеет толщину до 85 м, с трещинами шириной до полуметра и глубиной до 6 м. В настоящее время площадь ледников активно сокращается.

С южной стороны, в 12 км от вершины лежит озеро Хубсугул.

Косогольский хариус (Thymallus arcticus nigrescens) — эндемичная форма сибирского хариуса, рыбы рода хариусов семейства хариусовых. Обитает в озере Хубсугул (Косогол) в Монголии. У него больше жаберных тычинок, чем у других хариусов (29-33), окраска темная, одноцветная, без пестрин. Во время нереста становится почти черным, с синим отливом. Косогольский хариус созревает при длине 17-20 см и в течение жизни достигает не более 30 см. Нерестится в июне, зимует в Ханхинском заливе на глубине 20-25 м. Редкий вид.

База, на которой мы остановились.

Встаем до рассвета. Завтракаем и выезжаем в северную точку озера. Буримся. Толщина льда больше метра.

Тишина и покой. Отрешённость.

И кристаллы замёрзшей воды.

Глубина ловли 8 – 15 м. Запускаю ставок из тяжелой нимфы и трех мух. Нижняя муха утяжеленная и крупная, в надежде, что ее возьмет ленок. Выше стоит свинцовое грузило. Еще выше пара мух, имитирующих мотыля. На такой глубине игра приманками – плавное покачивание с амплитудой 30 – 50 см.

У сонных насекомых наступил срок их активной жизни.

Панорама хребта Мунку-Сардык.

Солнечный колобок до следующего утра спрятался, где-то в Дархатской котловине. С гор потянул ледяной ветерок, а на чернеющем небе засверкала яркая звезда. Бездонная чернота постепенно заполняется звездами.

Наш рыболовный день кончается, собираем улов, садимся в машины и возвращаемся в лагерь. Предстоит переработать и приготовить еду из пойманной рыбы.

Ты устал, замерз, и топишь печку…

Вьюга лепит снег в твое окошко…

Одеяло пахнет сладким дымом…

Спирта нет, есть только чай и сушки…

Тени от свечи и отсвет печки

Кружат по стенам твоей избушки…

Разделка улова – дело общее. Шкерят рыбу все, кроме Иваныча. У Иваныча самая ответственная работа - приготовить улов и накормить всех. 10 человек, это очень большая группа и поэтому, труд Иваныча тяжел и почетен. Тем более, что повар он отличный.

Но вот, все угомонились и расползлись по своим жилищам.

Наша двухместная комната с центральным отоплением.

Утро проходит по стандартным процедурам: завтрак, сборы, выезд на лед, проверка поставушек на налима.

Налима в озере много. На 12 поставушек попадалось до 8 налимов, которых мы с удовольствием ели жареными, пареными и перекручивали на фарш для котлет.

Проверка поставушки.

Налимы.

Портрет пирата с пирсингом.

Котлеты из налима.

Когда клев стихал было приятно развалиться на солнышке в ожидании очередного подхода рыбы.

Рыба ловилась разная. Не только хариус, попадались окуни и ленки.

Окунь 970 гр.

Острорылый ленок.

В воскресенье случились на озере соревнования. Мы не участвовали, но сходили посмотреть на рыболовный фестиваль, проходивший под флагами Монголии, России и Америки.

Участники.

Конкурс на скоростное бурение.

Хубсугул – это большой каток, на котором грех не кататься на коньках. Даже местный рыб инспектор рассекает по озеру на беговухах.

А мы продолжаем ловлю.

Конечно же, к нам приходили гости.

Нарядная ребятня относилась к фотографированию ответственно, с серьезностью взрослых мужчин.

Так живут местные пастухи.

А мы все ловим и ловим. Когда-то еще состоится такая рыбалка?

Несколько раз питались в кафе при базе. Брали замечательные бузы и бухлер.

Подготовка к фотосессии.

Фото на память в национальной одежде.

Не обошлось без деликатесов.

В понедельник, в последний день ловли разыгралась метель. Все покрылось снегом.

Но рыба, все равно ловилась.

Делаем фото на память. Пора возвращаться. Снег все идет.

Утром следующего дня проходим границы и за 36 часов добираемся до дома.

Вечный голец – Мунку-Сардык.

Добра вам и хариуса для всех. Даже для тех, кто из принципа напишет, что хариуса поедать не любит.

Озеро синих вод – картина монгольского художника Самбу Заясаихан.

Техническая часть.

Карта озера с отмеченным местом ловли.

Показание одометра на машине:

Новокузнецк – Ханх – Новокузнецк – 4300 км,

по озеру – 150 км.

Всего: 4 450 км.

Время в пути в одну сторону – 36 часов.

Комфортная езда по трассе с 2 до 5 часов. В остальное время дорога забита колоннами фур, как в попутном, так и во встречном направлениях.

Последняя АЗС в Кырене. Есть заправка РосНефти в Мондах, но на период нашего пребывания там она не работала.

Последняя газовая заправка в Култуке.

Расходы на 1 человека:

бензин\газ – 5 000 руб.,

жилье – 450 руб.\день,

питание – 1 450 руб.,

разрешение на рыбалку – 300 руб.,

регистрация – 350 руб. с машины (5 человек).

ИТОГО: 9 520 руб.

Баранина – 200 – 250 руб.

Расчеты на базе и в магазинах рублями по текущему курсу.

Погранпереход Монды:

время работы с 10:00 до 18:00;

в зимний период в субботу и воскресенье граница не работает;

погранпереход обслуживает только жителей России и Монголии.

Лёха54
948 Карасук
25 марта 2019, 16:01
Интересные у вас поездки, просто мечта а не отдых!
25 марта 2019, 16:17
Лёха54, :-) это отдых, о котором мы мечтали весь год. :-)
romrom
25 марта 2019, 18:20
вот это экспедиция, супер. фото вообще зачетные, особенно понравился налимыч с пирсингом, спасибо за труд, прочитал с огромным удовольствием
shuba66
25 марта 2019, 21:05
Прекрасный отчет. Хорошие фото. Прочитал с интересом и удовольствием.+
ТОРНАДОаэро
26 марта 2019, 09:42
Отличные фото! Спасибо, было интересно.
Molotok
26 марта 2019, 10:03
Очень красивый отчет. И информативный. Практически инструкция к путешествию)) Особый поклон фотографу!
tvn
28 марта 2019, 11:43
отчет и фотографии шикарные!
рыбачили достаточно кучно - наверно в специально отведенном месте!?
в свободном поиске не пробовали по озеру рыбачить?
28 марта 2019, 15:30
tvn, Изначально мы сели в чистом поле. Нас было 10 человек. Когда со стороны видят, что в одном месте кучкуется столько рыбаков, то как правило, подтягиваются к ним. Образовался своеобразный огород. Подъехало еще несколько машин. Но никто, никому не мешал. Все сидели на довольно приличном расстоянии. Метаться по водоему не хотелось. Рыба стояла на глубинах от 8 до 18 метров. Возможно, и глубже, но там ловить уже не комфортно. Мельче 8 метров хариуса не было. Т.ч., свободный поиск нас не интересовал. Примерно, в 1.5 км южнее был еще один огород.
tvn
28 марта 2019, 15:59
А_Сергеич, спасибо! удачи!)))
Ромкин
28 марта 2019, 23:20
Просто потрясающе
Legion054
29 марта 2019, 11:00
Добрый день. А рыбу вывозить можно? или прятали?
29 марта 2019, 13:51
Legion054, Здравствуй,
вывозить, наверное, можно. А ввоз на территорию России не переработанной промышленным способом сельхоз продукции запрещен. Мы не прятали, мы не везли.
АБМ
30 марта 2019, 14:16
Вывозить тоже нельзя
пилот
10 апреля 2019, 18:19
Как Андрей Борисыч, хапнул ностальжи?
11 апреля 2019, 17:11
пилот, кто есть Андрей Борисыч?
пилот
12 апреля 2019, 09:16
Да отметился тут один пенсионер под ником АБМ :)
АБМ
13 апреля 2019, 21:57
пилот,
Чо хочу, то и хапаю... Я там вообще-то три раза был. И летом и зимой. В отличии от некоторых бывших военнослужащих ВВС