Не остановить мечту!

Небо,
В нём бесконечности тайна,
Манит к себе неслучайно
Тех, кто уже научился мечтать.

Мечта.

Есть причина, по которой
Мне теперь нет сна -
Мне откроет свою тайну
Чудная страна!

Еще в феврале, планируя свой короткий отпуск, я задумался о возможности забраться подальше от цивилизации на какую-нибудь малопосещаемую горную реку. Естественно, не знал, на какую - смотрел на карты, изучал Алтай и Мартайгу. Но точно знал: начало августа - мое!
- Недельки хватит! - решил я и взял одну неделю в начале августа и две в начале сентября, помня прошлогодний сентябрьский успех. Довольно странным образом узнав о возможности сплава по Саянам, тут же загорелся. Упорные переговоры с начальством - и мой отпуск переносится на вторую половину июля. Спешно готовлю рюкзак, снасти… и тут гром среди ясного неба: сплав перенесен на неделю! Понимая, что терпение начальства не безгранично, и перенести отпуск еще раз маловероятно, падаю духом, но через пару дней решив, что если работа мешает рыбалке, то нафиг такую работу, иду снова переноситься. Ну, в общем: ДА, Я ЕДУ НА СПЛАВ!!!!!!!!
Добирался до места сбора в общей сложности около суток. Смена автобусов, вокзалов, пейзажи сменяются один за другим. Березовые околки переходят в пихтовые сопки, сопки в предгорья, предгорья неожиданно уступают место хакасским степям. Б-р-р, жуткое зрелище – ехать ночью через эту степь. Ощущение, что на Луну закинуло или на Марс. Трасса пустынная, холмы, холмы, в свете луны серебрится какая-то жесткая трава. Степи снова сменяются предгорьями, предгорья – горами. И вот я в точке сбора, около СШГЭС.
Размещаемся на даче Командора. Так он себя назвал при встрече. Я в шоке: малина, яблоки, вишня, виноград и ... абрикосы. Хочу там жить – мелькнула мысль. К ночи на даче оказалось 3 человека: я, Серега (Новокузнецк) и Леха (Москва). Истопили баню, сварили пельменей в котелке на мангале, до свинства нажрались вишни. И легли спать, ибо в 6-00 предстояло быть у автобуса в полной боевой готовности.

День первый. Вперед по азимуту!

Выше непокорных птиц,
Яростнее ветра,
В поднебесье нет границ,
Равнодушных лиц.

В 6-00 мы, как штыки, стояли у автобуса. Погрузились и поехали собирать команду. Забрали Галю (Черемушки), заехали в гараж за катамаранами. Выдвинулись в Саяногорск, где подхватили всех остальных: Макса с Наташей (оба из Назарово), Толю (Саяногорск) и Марину (Абакан). Наш отряд в составе девяти человек выдвинулся в сторону Абазы, где нас ждала боевая черепашка, а именно великий и ужасный ГАЗ-66. Перебросали вещи. Ужаснулись количеству барахла, взятого с собой. Надели сапоги. Я, как самый главный сапожник, несмотря на все уговоры и попытки меня обуть, надел сланцы… И, как говорил Гагарин:
– Поехали!
Пара часов по древнему асфальту, не слишком отличающемуся от гравийки.
- Это еще классная дорога! – говорят бывалые члены экипажа.
А вот мы съезжаем в русло притока - и понеслась… Такой жести я давно не испытывал. 60 километров против и поперек течения реки, по огромным валунам, через остатки сгнивших мостов. Трясло и кидало в кузове по-взрослому. Куча-мала возникала с завидной стабильностью. Несколько часов аццкой тряски по натуральному бездорожью вымотали капитально. В итоге, на перевал через хребет часть сплавщиков ушла пешком. Поднимались по ручью, крепко вздувшемуся после дождливого дня. Сзади сердито фыркала боевая черепашка, поднимаясь по ручью же вслед за нами. Вышли на перевал втроем. Я, Галя и Толя. Сели ждать отставших под знаком «Заповедник «Такой-то». Проход-проезд запрещен!» Кстати, оказалось, что нам троим суждено стать командой малого катамарана. Из растительности – кедры и альпийские цветы, некоторые - ядовитые. УЖОСС.
Дождались остальных, пофоткались и двинули пешком через верховое водосборное болото. Много читал о верховых болотах и, наконец, ощутил на себе всю прелесть прохождения. Трава, мох, а под ними слой ледянющей чистейшей воды чуть выше щиколотки. А я – в сланцах! А тут еще и солнце убежало за тучи. Периодически идет дождь. В общем, преодолев порядка семи километров пешком, мокрые, вышли-таки в долину Реки. С ужасом наблюдал, как водилы тащат свою боевую черепашку через бурелом и курума. Завалы, огромные каменюки и крутые спуски. Но все когда-нибудь заканчивается, и вот мы - возле кордона. В прежние годы измученный заброской экипаж вынужден был разбивать палаточный лагерь в этом вечно-холодном месте – а теперь, о счастье, можно отрубиться под надежной крышей! В еще более прежние годы, по словам Командора, из-под перевала народ челночными рейсами тащил досюда все сплавное барахло на собственном горбу (а отдельные народные герои пешком добирались до Реки от самого начала бездорожья! – но о них позже!), это уже страшный сон, в натуре! Чур-чур, сгинь-пропади!
Разжигаем костер и печку, располагаемся в доме, егеря топят баню, готовим ужин, сушимся, моемся, едим, спим. Те, кто не любят храп, под дружный хохот бодрствующих и соответствующее звуковое сопровождение спящих товарищей убегают ночевать в баню. Там тепло и тихо.
Итак, мы высоко в горах. Выше птиц и облаков. Теперь постоянно придется двигаться вниз и вниз. И, какими бы ни были предстоящие (и смутно пока представимые!) пороги и способы с ними справиться – самое страшное, надеюсь, позади!

День второй. Начало.

Бьётся сердце в восторженном ритме,
Мир в непривычной палитре…

Проснулись, сварганили завтрак и чай. Начали делать катамараны. Для меня это первый опыт строительства такого судна. Поэтому был на подхвате. Разобрали и подписали спасательные жилеты, которые с моей подачи, далее называли не иначе, как бронежилетки. Получили инструктаж, и пошли по воде.
Первые километры была развлекуха: пока приноравливались с Толей друг к другу, вылетели на мель, собрали кучу камней. Это потом, в конце сплава, по одному движению весла становилось понятно, какой маневр предстоит, а пока мы достигли только одной синхронности: РЫБАЛКА! На первой же яме наловили на обед, ужин, завтрак, обед, ужин… Отличилась Галя, взяв красавца за полкило с первого же заброса. К сожалению, мой фотик приказал долго жить, в первые же метры сплава выпав из двойного зиплока. Об этом пожалеем потом, а пока - рыбалка, шивера, яма, рыбалка, хариус, много хариуса, очень много…
Сергей и Леха идут на другом катамаране, делая фотку за фоткой и успевая облавливать свои ямы. Вокруг - заповедная красота, чистейшая река, сильная рыба. Воды много, дожди льют уже месяц. Вода холодная – еще бы! Вчера мы месили болота в непосредственной близости от гольцов со свежевыпавшим снегом. А сегодня этот снег оказался в Реке. Через пару дней вода потеплеет, но мы пока об этом не знаем.
Марина и Наташа оделись поизысканнее и "загорают" при каждом удобном случае. Вообще, местная сплавная мода – это фантастическое зрелище! Ничто не делает женщину такой похожей на несбыточную мечту (для тех, кто не понял - сухой и теплой!), как прорезиненный прикид от Командора и тщательная герметизация. Скотч – это Ваше Всё, дорогие дамы!
Проходим порог Карахемский, даже не заметив. Встаем на стоянку. Там Сергей берет первого черныша с большущим парусом. Я собираю тяжелую балду и нагружаю свой шимановский спиннинг с тестом 10-30 гр. восьмидесятиграммовой тиролькой. Благо, кидать далеко не надо, рыба есть везде!!! Народ ловит на фиолетовый и черный цвет. Я, вскрыв первого хариуса, разлавливаю зеленые обманки. На ужин: уха и хе из хариуса. Но это еще не предел! Уже завтра меню дополнят малосол из хариуса и хариус жареный на углях в решетке. Собственно, почти все оставшиеся дни меню было таким же. Вертится мысль: если так будет все дни сплава, я отсюда никуда не уеду… Ночью вижу картину маслом: Леха стоит у костра по струнке, как часовой. Подхожу:
- Дежуришь?
- Греюсь.
- Наверное, сейчас мечтаешь в Москве очутиться?
- Ни за что!
Почти каждую ночь этот часовой охранял наш покой.

День третий. Понеслась!

Холодные камни холодной реки.
Какие здесь водятся, блин, мужики!
(из песни, ставшей народной)

Распогодилось. Река, вобрав в себя несколько ручьев, ускорила свой бег. Ям становится больше, рыба крупнее. Начинаем засолку. Цель – 2 огромных кана соленого хариуса к концу сплава. Ну, и избежать позорной голодной смерти в процессе!
Проходим порог Скальпель. Река прет на скалу и резко уходит влево. Стоит пенный вал. Ну, мы-то с Толей уже спелись. Пролетаем по левой бровке, даже не намокнув. В малую и среднюю воду тут обычно ссаживают девушек, во избежание неприятностей, но какая-то внутренняя уверенность позволяет чисто пройти прижим без разведки и десантирования. Да и вода в этот раз высокая.
Появляются первые крупные камни посреди реки и бочки за ними. Толя с полной невозмутимостью сует левую гондолу катамарана во все бочки. Я промок до нитки. Вода ледяная, но солнце нас сушит. Останавливаемся на большой яме. Рыбачим и ждем отставший старший катамаран, чтоб получить инструкции, сколько еще до места стоянки. Оказалось, до стоянки – Белозеровской - не доплыли 50 метров. Стоянка названа в память о человеке, который с байдаркой и всем необходимым сплавным и рыболовецким скарбом дошел до Реки от места, где заканчивается дорога. Ногами! А потом еще и на Реке наприключался вдоволь. Гвозди бы делать из этих людей!
В общем, на этой-то стоянке я и оторвался. И дорвался тоже! Ухожу вниз метров на двести и на неперспективном на первый взгляд месте, на сумасшедшей течке, беру подряд 6 штук крупных хариусов. И начинаю горько жалеть о погубленном фотике, т.к. Леха и Серега ушли наверх, и запечатлеть мой триумф нечем. Вода ледяная, камни тоже. По пояс в воде форсирую протоку против течения и возвращаюсь в лагерь.
- Мелочь не берем? - спрашивает Командор. Киваю и иду чистить рыбу.
Ужин традиционный. Ложимся спать, и начинаются приключения. Посреди ночи Галю прихватывает радикулит. Бегу собирать обезболивающие таблетки, перебудив почти всех. Сна нет, лежу, и слух начинает разбирать шепот воды. Тут вода об камень ударяется, тут ветку колышет, тут вроде кто-то по реке идет! Ну, думаю, мишка пришел.
- Спи, давай! - прерывают мои мысли вслух, - это твое воображение играет.
С утра народ разбрелся вверх и вниз по течению. Я, не выспавшись, ленюсь и начинаю перекидывать реку тиролькой 30гр. Стою напротив кострища и котелка и кидаю под дальний берег. Крупняк и средний хариус идут на каждом забросе. Начинаю постигать технику «поймал-отпустил». Выходит Командор, берет дрын и со словами: «Во, как я могу!» - ловит прям под ногами вот этого толстячка. Отплываем.

День четвертый. Прижимы и перекаты.

Вот и настал Час испытания.
О, как я устал от ожидания.

Прижимы становятся обычным делом… А вот и первый серьезный порог - Наука. Чалимся. Осматриваем. Командор проводит «Зеленого змия» (большой зеленый катамаран), показывая, как надо идти «Танцующему утенку» (малый желтый катамаран) в этом вареве из холодной воды. Совершенно не понимаю, как мы это сделаем, но беру в руки весло. Чувство эйфории захлестывает, как только пролетаем по краю первой огромной бочки. Уже нет страха. Все под контролем. Время растягивается. Успеваем проговорить с Толей все движения катамарана. Хотя на прохождение порога ушло на все про все секунд 10-15. Порог Аркаша проходим сходу. Он проще. Естественно, рыбачим. Я гоняю сплетню. Выходы на поверхность крупных рыб через стекла полароидов представляют из себя невообразимое нечто! Со дна бьет серебристая молния, сверкает и, как удар грома, отзывается в кисти руки, держащей чуткий бланк спиннинга. Идущий на хвосте хариус - вот то, ради чего нужно забираться в такую глушь.
Чалимся на стоянке под названием Бруклинская Набережная. Скала напротив, как небоскреб. Погода испортилась. Набежали тучи. На маленькой проточке метра три шириной, но опять с дикой течкой, в затишке после мощного слива, беру ХАРИУСА! Ширины рук не хватит, чтоб его описать. Вывожу его к поверхности несколько раз, ударяю об струю слива - и вот ТРОФЕЙ на берегу, почти в руках. Почти. Этот красавец скачет в ближайший куст, путает снасть, натягивает, рвет себе губу и скачет обратно к реке. Спиннинг с катушкой общей стоимостью в 8 тысяч летит по высокой дуге куда-то в сторону. А я лечу к нему - моему трофею. Таких нырков я не делал даже на паркете, играя в волейбол. И вот я касаюсь его пальцами. Самыми кончиками, а он уже в воде и гордо расправляет свой парус… В общем, эти горы, наверняка, не слышали такого крика отчаяния и такого многоэтажного, выше бруклинской скалы, отборного мата. Топор, чтоб вырубить этот куст, у меня отобрали. На этом приколы не закончились. Ночью, к радикулиту прибавился и корешковый синдром – у Гали отключилась нога.

День пятый. Некуда спешить.

Смешались реалии и сны.

Погода мерзкая, не дождь и не туман, нечто сырое. Ставим по центру катамарана двойную скрутку вещей, чтоб усадить нашу одноногую спутницу. Рыбалим поменьше, стараемся побыстрее выйти на следующую стоянку. Там очаг цивилизации – база Киселиха, построенная при деятельном участии Командора в 1994 году: два дома и баня. В первый раз серьезно налетаем на камень и сваливаемся в бочку. Промокли насквозь, но впереди баня… Чалимся. Я занимаю дальний дом под лазарет. Топлю печь, иду носить воду для бани. Командор топит баню. А-а-а! Забыл про веники. Связал так себе веничек нормальный, пока плыли. Был жестоко осмеян и одарен шикарным миниатюрным, но очень объемным веником. Надо взять на вооружение.
Ужин, с помощью карт ищем дурачка на веранде. Ага, нашли! Вот и шестерки на погоны в исполнении Толи в адрес Лехи. Галя играет на гитаре, много и интересно поет. Ночной дождь колотит в стекло, навевая мысли о чем-то высоком, о чем в суете города даже и не задумываешься. Полет мысли прерывает треск и шуршание пакета. Включаю фонарь и вижу бурундука, яростно пожирающего мои спички, рядом лежит покусанное мыло. Зачем он ел спички, я не понял. Сюрреализм какой-то.
Утро встретило все тем же дождем, и было принято решение выдвинуться после его окончания. Позже - так позже. Батонюсь в домике, ловлю кайф от ничегонеделания и низкого атмосферного давления. Я гипотоник, мне в реально в кайф.

День шестой. А ты Карбай проходил?!

"Налево лучше не ходить
- одни подводные камни: нарвешься!"
Доктор Толя,
где–то ниже порога Карбай.

Интересный день сплава. Вышли после обеда. Впереди два серьезных порога: Питон и Карбай (4 к.с.). День примечателен рождением двух крылатых фраз. Проходя Питона, держались правого берега. Порог длиннющий, требующий постоянного «слалома», но преодолимый. Летим навстречу Карбаю, проходим в паре с «Зеленым змием» три из четырех его ступеней. Перед последней, четвертой, чалимся. Осматриваем. Зрители занимают удобные места в партере и предвкушают шоу. У меня волосы дыбом. Там пройти можно только по кромочке слева, прижимаясь к камням. Иначе сбросит в барабан работающей гигантской стиральной машины. В центре порога с камня перегораживающего 2/3 реки ток воды устремляется под другой лежащий ниже по течению гигантский камень, отбивается от него назад, поднимает волну в обратную сторону и снова падает. Командор проводит «Зеленого змия» и, кивая мне головой, ласково говорит:
- Пойдем, Рамиль!
Порог «Наука» - это пересохший ручеек, по сравнению с Карбаем! Но мы проходим чисто, в конце я поднимаю весло двумя руками над головой. ПОБЕДА!
Сушимся. Командор подсовывает народу первую крылатку, а Серега немедленно пускает ее в ход. Отвечая на язвительный вопрос со стороны наших женщин, он произносит: «А вы Карбай проходили?!».
Идем дальше. Теперь уже мы производим на свет вторую крылатку, когда выбираем, с какой стороны обходить огромный валун. Я предлагаю слева. И тут Толя рождает Великую Фразу:
- Обходим справа. Налево лучше не ходить - одни подводные камни: нарвешься!
Проходим справа и понимаем, насколько он прав! Слева - цепь таких же валунов, вода кипит. А справа - спокойствие и величавое течение Реки. Дождь все льет и льет. Чалимся. Все дрова сырые насквозь. Берег уже песчаный. Пришлось перейти протоку и ценой березы, а точнее ее бересты, снятой вкруговую, добыть-таки огонь. В первый раз – нет, во второй, первый нечаянно случился по причине народной лени на Бруклине! - ужинаем без ухи. Начинается мистика. Любая еда валится из моих рук, как будто кто-то просит поделиться. Мысленно говорю: «Дух острова, держи кусочек, но завтра, пока будем плыть, чтоб была нормальная погода!». Бросаю через плечо печенюшку. Дальше едим без происшествий.

День седьмой. Дух острова.

И осознание, что здесь я чужой,
Незримым облаком висит надо мной.

На следующий день, как только начали собираться, разъяснилось. Вот и не верь в сверхъестественное! Плывем, тепло, река уже ленивая, скорость сплава снизилась. Расслабились. Периодически возникают шиверки, на одной из которых меня заливает по уши. Собственно, это начался порог «Семишиверка» из семи ступеней. И даже если ты геройски пройдешь три, и даже четыре – то потом неминуемо загордишься победой и на пятой подмочишь репутацию! Холодной местной водой.
Рыба мельчает. Я зачехляю спиннинг. Останавливаемся на островке с перспективной протокой. Почуял неладное сразу, как только ступили на остров. Тут же набежало облако и начало расползаться над нами. Видимо, тут нам не рады.
Толя берет несколько крупняков. Я, как могу, сохну. Снял с себя все кроме брюк-непромокаек. Налетел злобный мокрец. Дует холодный ветер. Нас выгоняют отсюда. Видимо, надо было задобрить и этого духа острова. Не догадались. Да и карамельки закончились.
Идем дальше. Река довольно спокойная, но переход кажется нескончаемым. Ночевка в красивом месте напротив живописной скалы. Песок набивается в палатки. Находим решение. Делаем порог из брезентухи, а я нарубаю лапника, чтобы об него вытирать ноги. Опять рыбное меню – а как иначе?! Последний вечер, пир, песни, впечатления - отвальная, как-никак. Спать ложимся рано, завтра вставать ни свет, ни заря и грести со всей дури, чтобы не опоздать к катеру. Ночью на небе бесчисленное количество звезд, холод – тоже космический.

День восьмой. Дорога домой.

Да не окончится путь,
Когда цель так близка,
Да не угаснет мечта!

С утра побудка, завтрак, быстро грузимся и гребем. Обычно Командор в последнее утро раскручивает всех членов экипажа на ритуальное омовение в Реке – но нам с погодой ТАК повезло, что он тихо и героически залез в очень-холодную-воду сам. И только потом, уняв стук уцелевших зубов, сумел высвистеть сигнал к подъему.
Наш катамаран поет пиратские песни. Мы легче, поэтому постоянно вынуждены усиленно догонять старших товарищей. Ну, а раз преследуем, то чем мы не пираты?! Плывем очень долго, кое-где встречается горелая тайга. Удручающее зрелище.
И вот последний порог - Инсугский. Подпор водохранилища в этот раз оставил только две ступени порога, остальные затоплены. Пролетаем и останавливаемся на гладком зеркале воды. Водохранилище. Цель достигнута. Катер ждет. Вот только уходить не хочется. Потом была погрузка на катер, несколько часов по водохранилищу. Возвращение в Черемушки, дележ рыбы. Медленное возвращение в обычную жизнь, ставшую за эти дни какой-то странной и непривычной.

Я сюда еще вернусь, следующим летом…

13.08.2010г.

Автор - Рамиль АКА Ramil, одноногий консультант - Галка АКА Разгуляя.

Upd. Постскриптум от Командора: В одних сланцах на Кантегир ходить – это легкомыслие, особенно для людей с астеническим телосложением, к числу коих отнести можно и автора этого повествования. Список необходимого есть на нашем сайте, собирайтесь правильно. А вода – она действительно первые два дня после снегопада в день заезда была холодной, потом пришла в норму…

PavelMikin
14 августа 2010, 01:11
Классно!!!
Косторский
14 августа 2010, 01:41
От восторга хотел написать комментарии. Подумал, что писать то!?
Просто СУПЕР и просто МОЛОДЦЫ!
14 августа 2010, 01:53
А ты все-таки напиши - зря мы, что ли, старались и здоровьем рисковали?! (Одноногая Разгуляя)
Ромуальдович
14 августа 2010, 02:41
Прочитал на одном дыхании... Великолепно!
Скопа
22067 Новосибирск
14 августа 2010, 15:26
Каждую весну и осень,охватывает приятное беспокойство,манящее и зовущее тебя, пережить это снова и снова. После общения с природой наступает душевное равновесие и перелистывая страницы пережитых дней ты понимаешь,что всё сделанное и преодолённое тобой останется с тобой на всегда. Вот такие отчёты почитаешь ещё и стихами о любви заговоришь.В печатлён!!!
valera_kemerovo
14 августа 2010, 17:58
вкуснятина!!!
руки и так уже дрожали от предстоящего через неделю похода к тунгусам, а тут, на тебе, два подряд шикарных отчета, вообще трясучка пошла ...
AndreyI
14 августа 2010, 22:47
Да, такие отпуска запоминаются навсегда! Как с Вами там побывал! Я тоже в Саянах на Ус (за Ергаками в сторону Кызыла) возвращался на следующее лето - здорово!
AQUA-L
15 августа 2010, 01:29
молодец ,отличный отдых !
AndreyI
15 августа 2010, 06:26
И карта хорошая, древние именно такими пользовались! Завидую тебе белой завистью!!!
Витек.Ру
15 августа 2010, 15:27
Вааще отпад, просто нет слов :) +700;)
15 августа 2010, 18:13
Фунтикову привет и респект!!! и Гале из Черемушек, в одной школе с ней учился, отчет хороший получился!!! 5+++++!!!
15 августа 2010, 18:15
Если кто хочет поподробней узнать о сплаве по кантигиру советую заглянуть сюда http://kantegir-rafting.narod.ru/
15 августа 2010, 19:30
To hanter911: Ну всех сдал, никого не пожалел! Разберут разлюбезную Реку по камешку, разорвут Командора на сувениры, испишут Разгуляе гипс эмоциональными словами - не с кого-нибудь, с ТЕБЯ спрошу, земляк! :)
15 августа 2010, 23:46
Разгуляя, привет землячка! :)), на эту речку случайно не попадают, только по великому желанию, да и камешков там еще много, пускай берут не жалко!!! главное чтоб командор был цел :)))
16 августа 2010, 02:25
Ага! Достояние Республики беречь надо, а как же!
tvn
16 августа 2010, 14:37
Замечательный отчет! :-)
КРАСОТИЩА!
ЧИСТАЯ ПРИРОДА - чистые помыслы = искреннее ЧИСТОЕ, ДУШЕВНОЕ повествование!
читал с расстановкой, не торопясь, сопереживая...
действительно - как будто там побывал!
СПАСИБО!!! ;-)
и удачи!
Гриня
16 августа 2010, 15:27
Рамиль молодец,не отчет песня ,очень рад что твоя мечта сбылась успехов и далее :-)
Dust
16 августа 2010, 17:28
Отчет супер!
Сам в этот год не пошел, дак прочитал - как там побывал на нескольок минут :-)
Romanov
16 августа 2010, 22:17
Отличный отчёт. Согласен с tvn, прочитал - как будто сам побывал!
Алёха713
17 августа 2010, 00:35
Зависть белая.. Молодцы. Отлично!!!
Апостол
17 августа 2010, 01:32
Рамиль, классный отчёт, великолепный отпуск!!!
brd577
17 августа 2010, 01:38
Класс! Молодцы, про девчат-слов нет! Обалденный отчет и фотки классные. 5+++++++++
навигатор
20 августа 2010, 01:15
Рамиль, ну ты заразил. На следующий год вместе поедем. Возмешь?
Командор
31 августа 2010, 23:57
Отлично, Рамиль, написано на одном дыхании, токо есть географические неточности. Я тебе там кое-что поправил в черновике, может поправишь. Тот самый Командор.