Сказ о Мае

24 марта 2016, 21:37

Осуществилась моя мечта побывать на этой чудесной и красивой реке...

Великолепная компания, замечательная погода и трофейная рыбалка, каждый день был по - своему успешным и запоминающимся...

Хабаровский край - это огромная территория, простирающаяся с юга на север и с запада на восток на тысячи километров. Основную часть этой территории занимают горные хребты, которые словно артерии пронизывают горные реки. На этих огромных просторах на многие сотни километров нет ни дорог, ни населенных пунктов. Эти уголки еще практически не тронуты человеком, здесь сохранилась девственная природа, здесь часты встречи с дикими животными, а реки кишат от рыбы. Пожалуй, нигде в мире нет мест, столь привлекательных для туристов, путешественников, ну и конечно Хабаровский край - настоящий рай для рыболовов. Здесь, в тысячах больших и малых рек и озер водится множество видов рыбы. Это и пятнистые красавцы ленки, и сияющие всеми цветами радуги хариусы, хищные гольцы, зубастая кунджа, здесь можно также встретить благородную красавицу микижу и огромных трехпудовых тайменей - мечту любого рыбака. Конечно же, главное в рыбалке не количество пойманной рыбы, а общение с природой - с удивительными по красоте местами и встречами с дикими животными. И.Ольховский

Мая – левый приток реки Уда в нижнем течении. Протекает среди высоких гор на крайнем северо-востоке Амурской области и Хабаровского края. Образуется на южных отрогах Станового хребта, её протяженность около 450 км. Название реки взято из эвенкской легенды о девушке, пожертвовавшей собой ради любви. По преданиям аборигенов, красавица Мая бросилась со скалы на камни, после чего превратилась в птицу и кружит с тех пор по всей долине в поисках суженого…

На сплав по своенравной красавице Мае меня пригласил опытный хабаровский путешественник и замечательный человек И. Ольховский. В составе группы по плану входит еще несколько человек: 5 любителей острых ощущений, которые в прошлом году уже побывали в этом крае и насладились великолепной рыбалкой (они должны прилететь из Москвы), два гида, телеоператор с ТРК г. Хабаровска. Кроме этого, с нами собачка по кличке Мая с голубыми глазами породы «хаски».

-- Совершить весь маршрут мы должны на 3 туристических «рафтах», на каждом из которых установлен маломощный японский двигатель.

-- Встречаем ребят в городском аэропорту, знакомимся, обязательная баня по приезду…

-- Наконец, вся группа в сборе, Игорь накрыл великолепную «поляну», знакомимся, перекусываем, парни вспоминают прошлый год, когда они сплавлялись по реке Уда вместе с Игорем.

-- Вскоре загружаем наши вещи и выезжаем на комфортабельном автобусе до поселка Бриакан. Предстоит проехать около 700 км на север Хабаровского Края.

-- Несмотря на многочасовую дорогу, она не показалась нам очень утомительной.

-- Из п. Бриакан нам предстоит вертолетная «заброска» в верховья реки Мая, далее трехсоткилометровый сплав до устья реки Уда, где группу должен забрать вертолет.

-- Воспетая писателем - геодезистом Григорием Федосеевым в романе «Смерть меня подождет» река Мая несет свои воды с верховьев Станового хребта, петляя среди каньонов и ущелий. Нам нужно попасть в среднее течение.

-- Утром мы уже загружаем весь багаж в вертолет, загрузка полная. Все с интересом всматриваются в стелющуюся под нами дальневосточную тайгу. Вот уже под нами река Уда, с многочисленными протоками. Вода в ней высокая и мутная от прошедших недавно дождей в верховьях. Закрадывается сомнение: - «А как там Мая? …»

-- Многочисленные ручьи и реки прорезают хребты и широкие долины, поэтому местность здесь похожа на гигантскую мозаику. Осень - самое великолепное время для подобных путешествий: красивая осенняя тайга принарядилась перед наступлением холодов, как молодица на выданье, практически нет гнуса, классная рыбалка

-- Без проблем преодолели неблизкий путь, по пути, кто желает, фотографирует местность, и вот мы уже провожаем вертолет, впереди у нас 10-дневный сплав по очень красивой и непредсказуемой дальневосточной реке.

-- Река Мая с ее стремительным течением более интересная для любителей сплава.

-- Учитывая так же ее труднодоступность и удаленность от населенных пунктов, эта своенравная река сохранила свою первозданность, так как редко посещается людьми. Лишь в последние годы эта красивейшая река привлекает немногочисленных туристов и рыболовов.

-- Замечательно и очень красиво по обоим берегам, отвесные скалы сжимают непокорную реку с двух сторон.

-- Забегая вперед, можно сказать, что на всем 300-километровом участке сплава практически мы не заметили следов пребывания человека. Лишь в нижней части реки заметили несколько избушек охотников, добывающих пушнину поздней осенью и зимой.

-- Из диких животных там можно встретить медведей, оленей или лосей.

-- По отзывам бывалых туристов, на всем протяжении реки замечательная рыбалка. Для рыболовов больший интерес представляет ленок и таймень. В месте впадения в реку ручьев и небольших притоков можно также порезвиться на хариусе.

-- Однако, пора перейти к «водным процедурам»…

-- Легкий «перекус» с дальней дороги, и мы начинаем готовить суда к сплаву, а самые нетерпеливые уже расчехлили свои спиннинги и начали тестировать такую замечательную речку. Почти с первого же заброса отличился Алексей, на свою уловистую блесну ему удалось поймать великолепного «майского» ленка. Пока мы накачивали рафты и загружали все вещи, еще кто-то отличился. Мая встретила нас вполне благосклонно…

-- Наконец, все вещи распределены и надежно упакованы, установлены моторы, река плавно приняла на свою грудь суденышки и плавно понесла нас в неизведанное... Что там нас ждет …

-- Впереди у нас идут два «рафта» с рыбаками, ловить рыбу можно прямо на ходу, рыбаки у нас очень опытные и не один уже раз участвовали в подобных сплавах. Мы с напарником Сергеем на «Трезвом», так у нас называется «обозное» судно, на котором загружен весь туристический инвентарь и продукты.

-- Незаметно проскочили несколько км по своенравной и стремительной реке. Красотища вокруг просто неземная: с обеих сторон Маю сжимают почти отвесные скалы, густо поросшие в «багрец и золото» одетые деревья. Наконец, выбираем удобное место для развертывания табора: это песчаная коса с обилием дров, напротив перспективное место для рыбалки. По пути выловлено общими усилиями несколько красавцев ленков и сигов, кое у кого были и более серьезные поклевки.

-- Разгружаемся, быстро устанавливаем палатки и столовую, повар начал суетиться с ужином, парни делятся первыми впечатлениями. Святое дело, приготовить вкусную уху из свежей рыбы. Настроение у всех на самой высокой ноте, погода просто замечательная, вокруг буйство красно-желтого осеннего пожара.

-- Постепенно угасает вечер, стало прохладнее, посидев возле жаркого костра, все собираются у «штабной» палатки. У нас с собой музыкальный кинотеатр с множеством интересного видео материала на любые темы. Парни просят поставить фильм про рыбалку, ведь они знают, что у Игоря это далеко уже не первый сплав по Мае.

-- Улеглись поздно, проснулись рано, позавтракали, два рафта с рыбаками уходят вперед за трофеями.

-- Мы с Сергеем собираем весь инвентарь, загружаем «Трезвый» и тоже отправляемся следом. В таком сплаве готовить полноценный обед не принято, так как при этом теряется очень много драгоценного времени.

«Надо же было какому-то чудаку дать бешеной речке такое милое название -- Мая! От нахлынувших мыслей не могу уснуть, ворочаюсь. Как заманчива Мая своею недоступностью! Чувствую, как в душу вползает дьявол соблазна...»

Григорий Федосеев *СМЕРТЬ МЕНЯ ПОДОЖДЕТ*

-- Примерно через 3 часа догоняем обе группы, и как вовремя: Илья только что выхватил трофейного тайменя на 17 кг длиной 126 см.

-- Тайменя удалось найти в устье небольшого майского притока. Необходимые обмеры, позирование с солидным трофеем, последующая его реанимация и т.д.

-- Герой дня безмерно счастлив, пересказывает все перипетии борьбы с трофейным тайменем. Вот, теперь можно отпускать тайменя на волю, «Гуляй Вася...» Забегая вперед, скажу, что Илья остался чемпионом сплава, за что был награжден памятной медалью, специально изготовленной именно к такому случаю…

-- Решаем остановиться тоже в этом месте на короткое время и заодно организовать костер, перекусить как раз время тоже подошло... Святое дело – отметить этот первый успех горячим чаем или еще чем-нибудь «горячительным»…

-- Парни остаются рыбачить, возможно, еще кому-нибудь повезет…

-- Мы с напарником на самом «Трезвом» уходим в «отрыв». У нас задание: найти удобное место для лагеря, развернуть табор, по возможности начать приготовления к ужину.

-- Вот перспективное место для рыбалки, время у нас достаточно, поэтому пристаем к берегу. Замечательное место: после переката начинается глубина, великолепное место для хищника.

-- Заброс, насадка скрывается в воде и стремительно удаляется вниз по течению. Резкий толчок передается в руку, подсечка, приятная тяжесть на удилище, принявшем форму полуокружности. Первый есть! Следующий заброс приносит еще одного ленка, теперь можно плыть дальше…

-- С первого дня у меня с напарником Сергеем сложились очень дружеские взаимоотношения. Он превосходно готовит, не один раз совершал сплавы по горным рекам, прекрасный собеседник, просто замечательный человек ...

-- На каждом рафте имеется УКВ рация, поэтому у нас нет проблем со связью.

-- Наконец, находим удобное и красивое место для очередной остановки.

-- Согласно меню у нас сегодня будет обычная уха, рыбаки обеспечили уже кухню ленками, сижками и хариусом.

-- Всех тайменей они неизменно отпускают в родную стихию: такое неукоснительное условие этого туристического тура. Можно только сфотографироваться со своим трофеем, и возможно быстро отпустить рыбу восвояси.

-- Это наша Мая - молодая собачка с голубыми глазами. Немножко «вороватая» по молодости, но со всеми неизменно дружелюбная и не злобная.

-- Иногда по пути мы встречали наших «друзей меньших»…

-- Как-то под вечер, мы услышали неподалеку от лагеря ее заполошный лай и побежали выяснять, в чем дело. Майка прыгала под высоким деревом, задравши свою голову вверх, и азартно на кого-то лаяла.

-- Оказалось, наша собачка наткнулась на соболя и загнала зверька на это дерево. Тёмно-коричневый соболь посматривал вниз и внимательно следил за странным существом.

-- Зверьку, очевидно, надоело дразнить молодую собачку и он, спрыгнув на землю, скрылся от греха подальше...

-- Однажды мы с Сергеем на своем «Трезвом» вновь плыли впереди всей группы. Вдруг впереди неподалеку от берега я заметил какой-то ярко рыжий комочек. Когда мы приблизились, то стало понятно, что это лисичка. Очевидно, что кумушка прогуливалась по берегу в надежде чем-то поживиться. Мне удалось сделать пару кадров.

-- Наш оператор честно отрабатывает свой хлеб, постоянно снимает, ловит интересные моменты.

-- У него задание от ТРК г. Хабаровска снять хороший видовой фильм про наш сплав. Предполагаю, что с этим заданием он легко справился, так как каждый день в процессе сплава и рыбалки у нас была масса классных сюжетов.

-- Места для успешной рыбалки встречались на каждом шагу.

-- Перекаты и шиверы сменялись спокойными плесами или глубокими ямами, в которых обязательно следовала поклевка ленка или хозяина этих мест - тайменя.

Чем мы питались….

-- Перед поездкой были закуплены все необходимые продукты на все время сплава, в том числе «горячительные» напитки, овощи, и т.д. По согласованию с экипажами рафтов, на каждый завтрак или ужин всех ожидало что-то неожиданное и очень вкусное…

-- Вообще, все в нашей команде очень охотно ели рыбу во всех видах: жареном, копченом и тушеном с овощами.

-- Хотя, с вечера моросил мелкий и надоедливый дождь, ночью парни сходили на реку и выловили несколько замечательных ленков на «мыша».

-- Почистить и засолить рыбу не составило труда. На следующий вечер мы уже кушали ленков горячего копчения, приготовленных в походной коптилке. В дальнейшем довольно часто в качестве холодной закуски у нас был копченый ленок.

-- На третий день сплава на обед у нас было королевское блюдо, это уха с различными овощами: помидорами, болгарским перцем, картошечкой, разумеется, и другими соответствующими специями.

-- «Фишка» этого блюда состоит в том, что рыба укладывается слоями вперемешку с овощами, заливается холодной водой и ставится на несильный огонь.

-- По готовности уха аккуратно раскладывается по тарелкам вместе с овощами.

-- Очень здорово, когда для приготовления этого блюда имеется несколько сортов рыбы, причем, самая крупная режется солидными кусками и укладывается на низ котелка.

-- На самый верх ложится самая нежная рыба типа хариуса или гольца. Допускается несколько таких слоев…

-- Получается специфический вкус от свежих помидор и болгарского перца с морковкой.

-- Уже многим своим друзьям я передал этот рецепт приготовления сахалинской ухи, которому научил меня Анатолий Якубовский с Сахалина.

-- Нахлыстом «баловались» иногда только мы с Артуром. Иногда удавалось порезвиться на хариусе. Малосольный «харек», как часто называют его местные аборигены, шел просто на «Бис» под закуску...

-- У нас с Сергеем во время этого сплава было немного времени, чтобы часто отвлекаться на рыбалку. Тем не менее, иногда удавалось уйти от группы на несколько км вперед и сделать короткую остановку, чтобы «замочить» свои снасти. С ленками никаких проблем обычно не было, так как наши рыбаки каждый день обеспечивали кухню этой вкусной рыбой, которую в Европе по праву называют сибирской форелью. Поэтому не составляло труда всего за несколько минут поймать 2-3 рыбки практически в любом месте и удовлетворить тоже свой рыбацкий азарт.

-- Каждый день наша группа проходила примерно по 25-30км, все перспективные места тщательно облавливались, поэтому никто из рыбаков не остался без солидного трофея. Наши рыбаки махали своими «палками» практически весь световой день.

-- Однажды мы остановились в одном очень интересном месте : река делала очередной крутой поворот, после переката образовалась глубокая яма, я решил попробовать половить хариуса. Поблизости расположились наши рыбаки в надежде обмануть трофейного тайменя. Я заранее приготовил свой нахлыстовый комплект и сделал первый заброс. После непродолжительной проводки почувствовал легкий толчок. Подсечка, тащу первого хариуса, тот упирается, элегантное удилище передает все рывки сильной рыбы, Второй заброс – есть контакт, какой же он красивый этот майский хариус.

-- Я поймал несколько штук, Артур тоже решил меня поддержать. Вдвоем нам удалось поймать десятка полтора вкусных рыбок…

-- На одном из рафтов в качестве гида был Артур - очень опытный нахлыстовик, прекрасный фотограф, просто замечательный и общительный человек.

-- Часто именно его группа отличалась с рыбалкой.

-- Вечером производили «разбор полетов», делились своими впечатлениями о рыбалке, об ушедших трофейных, разумеется, тайменях.

-- Также каждый вечер на нашем стане работал кинозал. Фильмы смотрели самые разные: от боевиков до ранних фильмом о сплавах по горным рекам.

-- Такая «малышня» попадалась часто, эти таймешата почти сразу же отправлялись обратно в реку.

-- На свежем воздухе у всех обычно зверский аппетит, поэтому не грех было пропустить рюмочку «огненной воды» под малосольного хариуса прямо в «антисанитарных» условиях, т.е. прямо на воде. Особенно, если для этого представлялся удобный случай.

-- У нас с собой была походная баня.

-- По окончанию сплава на галечной косе мы облюбовали приличный валун и обложили его большим количеством сухих дров. Добавили в разгоревшийся не на шутку костер пару десятков солидных булыжников.

-- Огонь поддерживали около двух часов. Наконец, баня поспела…

-- Пол мы устелили еловыми ветками и экзекуция началась...

-- Мужики заходили партиями по 3-4 человека в горячее пекло и истязали себя до изнеможения вениками. Затем голышом бежали к реке и прыгали в ледяную воду.

-- Потом пили пиво и закусывали его холодным арбузом = это был настоящий КАЙФ!!!

-- Иногда все мы собирались на каком-то удобном участке реки, обменяться своими впечатлениями, способами ловли и приманками, или просто «потрындеть» и опрокинуть по рюмке...

-- Снимок на память перед отлетом на Большую Землю...

-- Прощай красавица Мая.

-- Ты подарила всем много прекрасных моментов...

-- Искатели приключений единодушно отметили прекрасную организацию этой экспедиции и предложили Игорю разработать на следующий год еще один интересный маршрут...

За 10 дней все сдружились, были очень доброжелательны друг к другу, на протяжении сплава было выловлено несколько десятков «красно книжного» тайменя, которые были благополучно реанимированы и отпущены на волю.

PS.

«Мы во власти Маи, и я легко отдаюсь думам, навеянным холодным ущельем и стремительным бегом воды. Тут я сильнее, нежели в других местах, ощущаювечность скал, реки, неба. А что твоя жизнь, смертный человек? Мгновенье!

Тогда зачем ты здесь, в лишениях и риске, расточаешь краткие сроки земного пребывания? О, нет! Пусть будет меньше прожито, пусть твои годы пройдутвдали от цивилизованного мира, но в буре, в стремлении покорить себе реки,

горы, небеса... Нас несет дикая река. Мы как заклятые враги. Она на каждом повороте напоминает нам, что смертны мы, а она вечна. Да, мы умрем, а река уйдет в века, но власть над нею, над скалами и небом будет наша и наших правнуков.

Ты, человек, сильнее самого бессмертия! Во имя этого мы здесь и не жалеем, что рискуем жизнью»...

Григорий Федосеев *СМЕРТЬ МЕНЯ ПОДОЖДЕТ*

26 марта 2016, 10:21
Абориген, привет. Ты, наверное знаешь, что у седого Джугджура имеются две дочки с именем Мая. Кто из них старшая дочь, кто младшая, я не знаю, но обе красавицы:)) Об одной ты написал, а о другой я, посмотри https://www.fish-hook.ru/polzovateli/1355/articles/reka-maya-1355/
25 марта 2016, 14:17
Хороша река Мая, не зря Г.Федосеев в своих произведениях к этой реке возвращался не раз. +
25 марта 2016, 01:04
Кому интересно, можете посмотреть видео про сплав по мае - В.Пчелинцева в 2013 году...

"Майская осень - Сплав с рыбалкой по реке Мая" https://youtu.be/goPMxny6_q0

И еще один классный фильм про Маю Саши Белова из Хбр.

Опубликовано: 18 апр. 2013 г.

"Первая часть отчета о путешествии на дикую реку Мая. Долго мы мечтали и планировали оказаться на этой красивой реке. Оказались вот...Но, с самого начала все пошло не так, как планировалось..."

Антошка
25 марта 2016, 10:19
И почему же нельзя поставить сразу + 1000... Великолепный отчёт. Душевный... Как будто бы сам побывал на этой реке. Пишите ещё, очень интересно читать!
42rus
25 марта 2016, 10:41
Душевно)))+++++
25 марта 2016, 14:17
Denis1989
25 марта 2016, 15:53
Попробую рецепт "Уха от Аборигена")))
люрий
26 марта 2016, 10:21
IVH
27 марта 2016, 12:26
Просто сказка.От меня Дмитричу огромный плюс.Всегда с удовольствием читаю его отчеты.
28 марта 2016, 15:36
Якут, IVH, Denis1989, црв, и т.д.

Уваж. Якут --СПб за ссылку, действительно на ДВ имеется две "сестренки" с таким именем...
И у каждой есть своя легенда! Такой красивой и мощной реки я еще не видел....

Поэтому я при возможности публикую свой отчет на некоторых сайтах, чтобы любители острых ощущений познакомились с такой Красотой... Поэтому и решил познакомить с ним моих Друзей и Земляков ...

Наверное точнее всего про Маю сказал один из моих друзей с Крсн:

"Ну, блин, написано офигительно красиво ! Душа так и просится туда, на Маю. На ту Маю, про которую писал Федосеев и на которой я отработал 5 полевых сезонов. На ту Маю, которая берет начало на западных отрогах Джугджура ! Обязательно перечитайте Федосеева и откроете для себя много нового. ! В Хабаровском крае две реки Мая. Мая удская, и Мая алданская. Да, с Улукитканом он расстался на Мае удской, в Чумикане памятник Улукиткану стоит величаво в центре поселка. А вот строки Федосеева совсем про другую Маю, на которой стоит Нелькан. Сплав и рыбалка конечно бесподобно красивые ! "

Большое СПБ всем, кто оставил свои комментарии и оценил ЭТУ КРАСОТУ... ;-)

Желаю Всем (у кого потенциально есть возможность...) посетить этот замечательный Край ...
28 марта 2016, 15:37
IVH, Персональное Спб за комментарий и интерес... ;-)
romrom
28 марта 2016, 18:51
отчет супер, оч увлекательно, прочитал с большим удовольствием, желаю автору удачи и новых позитивных впечатлений
28 марта 2016, 19:19
romrom, Рома искреннее СПБ тебе за оценку и комментарий...
ИМХО, всегда с большим интересом читаю также твои замечательные отчеты... ;-)