Морозный денек. Дельта Северной Двины

А_Северный
33 Архангельск
27 февраля 2010, 04:00
 Морозный денёк.  Кумбыш (зима 2010 года)

В субботу был ужасный морозище. Лыжная поездка сорвалась, пришла няня, чего дома сидеть, нос в рукавицу, идём в магазин.
Теперь вот сижу- посиживаю на новом стуле, покачиваюсь перед компом. Удобно ёлы-палы, туда-сюда…

Вечер субботы, от рыбацкой команды осталось только два человека, Дима и я. УАЗка отпала сама собой, заводить и мучить по морозу не имеет никакого смысла. Для себя уже решил, граница поездок на моей машинке минус двадцать. Дальше она сильно напрягается, вся гудит, стонет, еле перебирая своими двенадцатилетними косточками.

Так и сижу вечером, точнее лежу с книжкой, в «Империи ангелов» Вербера парю. На улице ветрюган, дубак. Тут тепло, уютно. Здорово, что завтра никуда не едем, мечтаю, если потеплеет, пойдем на лыжах, если нет, с Сёмкой по городу прогуляемся и в Блинную зайдем. Своего рода городская тусовка и наша с сынулей.

Бринь-тринь, ля-ля-ля, - запел мобильник.

Саня: «Чего завтра делаешь?»
- Ничего.
- Ездил сегодня на Железяки, по корюху худо, поехали завтра на рыбалку.
- Поехали.
- Куда?
- За сигом!

Так оно в жизни и бывает, всё меняется, переворачивается вверх тормашками буквально за миг. Бегу к Наташеньке в большую комнату, она тоже книжками обложилась, читает, Сёмка мульт «Ну, погоди!» смотрит, делюся: «Урра! Завтра на рыбалку еду!»

Утро. 7.00. Топаю к УАЗке, Дима уже ждет. Рукавицу потерял. Холодненько сегодня без рукавиц, да к вечеру штормец обещают. Ладно, мы в палатках, прорвёмся, главное, чтоб не унесло:)

Забрались в машину, сидим, балтаем о том, о сём.
Гудение движка, свет фар пробирается в салон. Саня подрулил.

- Здорово!
- Привет!
- Едем через Северодвинск. Там хвостатика купим, да и дорогу после ночной метелицы пробьют.

Чуть светает. Впереди огромная равнина Никольского русла. Десятка три огоньков, выстроившись в колонну, пробиваются к далекому противоположному берегу. Лишь по замене красного огонька на белый, понятно, как им там достаётся.

Виляем по серпантину пробитой новой дороги, малюсенькие огоньки первых машин начинают пропадать. Молодцы! Знать уже в Лесоминку пробились. Идём по колее. Встречаются пару севших нив и уазка, не очень понятно, зачем они пытались ехать в пяти метрах рядом с дорогой. Может, обогнать хотели. Мужики, пихаются, толкаются, вяжут тросы. Все выедут и приедут на рыбалку. Так, лёгкая разминка, по сравнению с впереди идущими героями.

Кому-то надо быть первыми. Раньше тоже ночью выезжали, азарт был первым идти, колею бить, показать какие орлы. Сейчас вродь остепенился. Только по необходимости, когда надо. Как говорится, старый конь, колеи не испортит:)

Петляя и покачиваясь на ропаках, въезжаем в протоку Лесоминку. По ней, як по асфальту летим. Нагонная вода замёрзла и образовала многокилометровые катки. Лети куда хочешь. Можно на коньках покататься:)

На выходе из протоки веер дорог, несись в любую сторону. Выбираем правую, самую короткую. Едем осторожно. На льду всегда хорошо, от, когда путик в первые барханы и ропаки упрётся, ТУТ СМОТРИ, ЕЗДИЛ, ЛИ КТО СЕГОДНЯ. Коли нет, лучше рядом следующую дорожку опробовать.

Нам везёт с первого раза. Попадаем на нормальную неглубокую колею. На вскидку машин пять по ней с утреца прошло. Поукатали.

Недалеко под Падостровом, чуть правее, на ровной плошадке возвышается кем-то брошенная буханка. Военные мосты, нос гордо поднят, видать потрепанная в прорывах. Досталось ей вчера. Стоит на чистом месте. Со всех сторон сугробы. Она же, как на постаменте. Надо же, как ветер за ночь поигрался.

Постепенно огибаем Падостров. Прорисовываются очертания огромного Кумбыша. Далеко, далеко впереди Голец. Чуть левее мыс Лайды, справа убегающая тонюсенькая полоска острова Лесомина, где-то совсем на горизонте переходящая в сплошные выходы на ледовое поле проток Левковки, Алексинки, Коневки, Красной.

Дима уверенно машет джипиэс, постоянно тыкает в него пальцем и рассказывает о наших прошлых успехах. Тормозим примерно в начале леса на Падострове.

Недалече прямо в ропачках расположился каракатчик. Тоже видать на сига.

Меряем глубину. Метр двадцать со льдом на самой полной. Встаем. Мы за сигом. Корюшка будет только мешать. Вполне устраивает. Разгружайся.

Диме ж корюх люб. Отходит от нас подальше. Глубина чуток больше.

Практически ровное дно. Перепад глубины не больше 10 сантиметров на пятьдесят метров. Хорошая площадка для прогулки сигового стада. Начнём.

Выгружаемся, буримся. Ветерок дерзко забирается в рукава, хватает за пальцы. Палатка с хлопком раскрывает купол. Ой! Еле на ногах стою. Держите меня, то в море с парашютом таким улечу:)))

Хорошо за ранее бур приготовил, да молоток с гвоздями.
Прижимая палатку ко льду, быстро выбираюсь наружу, вяжу первый строп к буру, потом начинаю лупить гвозди в лёд, вязать остальные петли. Уф, поставлена.

Саня поблизости в метрах десяти уже расположился.

Теперь внутрь, обкапываться. Минут десять и ветер где-то пыжится за бортом, тут тихо, тепло, не торопясь, чищу лунки, с любовью раскладываю удочки. Лов сига дело не спешное. Надо подобрать мормышку, кивок, уду, да так, чтоб и в руке лежала и мормыха играла.

Начинаю с матового вольфрамового шарика, примерно 2 мм в диаметре, крючок номер 3. Два хвостатика, на кончик мотылька, готово, запускаю.

- Саня, иди чаю, то мне потом нельзя будет – слышу призыв водителя:)
- Святое, нарушать никак незя.

Уду в сторону, наживку чуть притопил в лунке. Оставь чуть глубже, дак стекляшка корюх мигом подгрызёт. Зубастый азиатский проказник.
Бегу!!!!!!

В машине тепло, уютно, мило побуркивает дизелёк.
- Пожалуй, такой шум сигу не помеха, даже может его приманить. Рыба очень любопытная.

Почему-то мне иногда кажется, что рыба наделена интеллектом. Своим каким-то, рыбьим, и живёт по свои рыбьим правилам и законам, которые бывает нарушает. Ну, вот подумать только, тут на льду бурчание, шум, надо бы подальше держаться, она, нет, подходит, да иногда ещё лучше клюёт, чем в других местах.

Сам же клёв сига совершенно не предсказуем и различен. Никогда нельзя сказать на какой сегодня воде и в какое время он активизируется. То течку быструю ему подавай, то полный покой. То чтоб чуток стаскивало мормышку, Иль то клюёт, по дну волочишь, то подбрасывать нужно, бывает же, как корюх на спуске иль подъёме. И поклёвки такие нежные, нежные. Тольк привыкнешь к этому почти не видимому шевелению, вдруг откуда не возьмись «бах» по кивку. Прыткий прибежал.

Как-то наблюдал на Реушинских косах за поведением сига через лунку. Тогда повезло, лёд стоял тонкий и местами без снега, светило солнышко. Глубина сантиметров сорок. Играю мормышкой, сам в дырку гляжу. Один сижок подойдет, понюхает мормышку, как окушок. Второй, рядом плавает. Будто обхаживает её. Несколько рядом тусуются, не пойми чего им и надо. Трясу, качаю по разному, жду, чтобы кто из них клюнул.

Вдруг вылетает откуда-то со стороны сиг, хвать мою мормышку и в сторону. От наглости такой я даж опешил. Промахнулся. Дак красавец моментально скрылся из виду. Стая же тусовщиков, так и продолжает вокруг мормыхи плавать.

Подобрал потом к ним тряску, предварительно свежего мотылька подживив. Всех один за другим повытаскивал. Это на подгляд. Тут, зимой, вот не видно, надо все пробовать и представлять, как оно там подо льдом играет, ведёт себя.

И ещё заметил, коли минуту не клюёт, нужно на новый ритм игры переходить, менять положение мормыхи относительно дна и так далее. Где-то писал, прям будто музыку какую интересную сочиняешь – «Сиговую санату»:)))))))))

- За машинку и приезд! За рыбаку и рыбку! За любовь и природу! Зачет! Можно идти.

Дима опоздал. Ему штрафную. Потом с ним каля-маля.

- Так ребята. Чувствую сегодня не выйду на лёд.
- Пошли, пошли.

Все разбегаемся по палаткам.
Чудная погода, солнышко, ветерок совсем не помеха нашему хорошему настроению.

Начинаю бельмешить у дна, несколько ударчиков, чуть медленнее, ещё медленнее. Еле шевелю, почти не двигаю. Брыньк. Подсечка, первый пошёл.

Сегодня сижок мало активный. Две сиголеточки отправляю обратно в лунку. Снова трыньк, и началось дело.

Лунку чуток затягивает сильнее, чем обычно. Так, ничего ловить:)

Через часик полтора снова собираемся в машине. У Димы четыре. О-от даёт, у меня три, у Сани пусто.

После чая лезу к нему в палатку.

Объясняю. Смотрю снасти. Обрываю все к этой маме:)))
Вяжу одну мормышку из понравившихся. Начинаю проводку, показываю разные игры, поклёвка. Первый сижок у Сани в палатке. Всё лови.

Отправляюсь к себе писать «санату». Рыбалка течёт потихоньку. Попадаются единичные сижки. Парочками подходов нет. Видать мимо тропки расположился. Да всё равно весело.

К обеду снова собираемся в машине. У Димы корюшка поклевала, у Сани совсем худо. Ладно, попробуем у тебя на мою уду половить.

Беру маленькую овсинку матовую (2 мм длиной) и длиннющий кивок тоненький.
Смотри, как надо, показываю игру сверху, опускаюсь к дну, начинаю лёгкие постукивания и… подъем. Тащу, чую хороший идёт.
Блин, прямо в лунке сход.

- Сань, смотри он в лунке стоит!

Саша, не долго думая, шась рукой в лунку. И сига выкидывает наверх. О радости и смеху! Надо же так словить. Да ещё сижок в лунке остался, не ушёл. Ух, как получилося.

Поднаживляюсь. Снова проводка сверху. Несколько легких ударов по дну, перехожу на быстрое царапание по дну кивков на себя. Шевеление. Подсекаю. Ого! Сижок! Бросаю со смехом удочку. «Сань у тебя тут стадо жирует. Лови, давай, я к себе побежал. Может клёв!»

Время летит незаметно. Днём вода упала. Перебираюсь поближе к накатанной дороге. Там глубина на четверть глубже. Течение пошевеливает активнее. Начинает попадаться корь. Сбивает постоянно наживку. Вот проказник. Иногда сижок.

Так остаток дня и бегаю между двумя лунками.

Давно примечено, что лучше пробурить пару тройку лунок и прикормить их. Днем можно между ними ходить и ловить понемногу. Что радует под Кумбышем, здесь клёв, в отличии от Сухого моря, может быть, как утром, так и вечером. Вроде одна Дельта Двины. Вот пойди, пойми, почему на Сухом четко всегда лучше с утра, и чем ближе к вечеру, тем рыбалка слабее. В точности, как на озере.

Постепенно окапываюсь на новом месте с комфортом. За крепостцой очень даже ничего.

Мороз минус двадцать два совсем не мешает очаровываться поклёвками сижка.

Забежал в палатку. Увлёкся. Выглядываю, народ постепенно разъезжается. Мы остаемся одни.
Ну, что ж пора и нам собираться.

Пакуем вещи, грузим в машину. Сидим, ждём Диму. Он всегда, не спеша.
Саня спрашивает:
- Как домой?
- Мне без разницы, можно через Цигломень по старой колее. У Димы записано. Решай сам.

Загружается Дима.

- Как поедем?
- Конечно через Цигломень, маршрут у меня в джипиэсе.
- Да нам хвост только колеи поймать, дальше можно джипиэску выключать – поддерживаю Диму.

Саня заводится, как бы ещё думая, куда ехать, медленно поворачивает на встречу двум идущим машинам. Вот, наверно, подумали, у нас совсем крыша съехала, коли в обратную сторону рулим от дороги и Северодвинска.

Машинка вначале принюхивается ко льду, снегу, пробует целину, колеи, виляет туды-сюды, потом находит подходящие две полосы на насте, остатки прошлонедельной колеи. Набирает скорость и, весело поуркивая, летит несколько километров к входу Левковки. Ни единого свежего следа. Ощущение будто на корабле плывешь. Чуток на ропачках покачивает, иль горы торосов огибаем, будто айсберги проплываем.
Замаячили вешки Кумбышевской дороги на деревню Голова. Всё, можа джирпиэс выключать. Через пять минут мы уже рулим по Левковке. Дорога асфальт. Приводы выключай.
Дом родной встречай. Через полчаса были дома.

Всем, пока, пока и до встречи в нашем Северном крае.

Ой. Поймал 37 сижков, семь корюшков и всё:)

Спасибо машинке и моей компании, что так душевно и ровно съездили.
День прошёл на славу

Фото: Красивая техника сейчас появилась. Смотреть любо.

Molotok
27 февраля 2010, 12:23
"Мы за сигом. Корюшка будет только мешать" ))) шоб я так жил....
tvn
27 февраля 2010, 14:00
Как всегда - подробно, но легко читабельно и увлекательно! :-)
Гриня
27 февраля 2010, 18:54
хороший отчет,зачет:-)
Пашинец
28 февраля 2010, 03:16
Класно написано, как прям у Лондона . Только у него про золото,а у тебя про рыбу.
Витек.Ру
28 февраля 2010, 22:40
Хорошо, душевно, не то что прошлый отчет, как вести с БАМа - из рыбалки одни доски :):)
А тут ну прям как на мастер класс по мормышке попал, еще бы на диковинную рыбу сига поглядеть, а то из фоток только фотопоклевки:):)
romrom
1 марта 2010, 14:59
отчет хорош. интересно, а почему номер у машины размыт?
Поручик
1 марта 2010, 21:59
Отчет зачотный. Тока 2 замечания:

1. фото рып совсем мало аднака
2. каков вес пойманных сижков? А то мы, начальника, тута в Сибири совсем не знаем какого размера этот рып у вас!
aleha
2 марта 2010, 02:06
Хоршо написанно.. Прям путевые заметки... Сиг это хорошо... 5+ Прошлый отчет тоже ничего, но больно много фотографий пиломатериала... Удачи на водоемах
serpav
3 марта 2010, 20:02
Все отчеты этого автора читаю с большим удовольствием. Оставляют ощущение, что как будто сам там побывал. Спасибо.
А_Северный
33 Архангельск
6 марта 2010, 14:41
Спасибо друзья:))) Все предложения учту в следующих фоторассказах:)))