Наш Сибирский "Титаник".

,
4040 просмотров, 19 комментариев

Статья эта имеет весьма отдалённое отношение к рыбалке, тем не менее она будет вам интересна, потому как это место всем известно, возле него многие рыбачат или просто проходят на своих лодках.

Историю парохода "Титаник" погибшего в Атлантике известна всем, но мало кому известна схожая катастрофа произошедшая на р. Обь в Новониколаевске (ныне г.Новосибирск) в 1921 году.

Это был пассажирский пароход, построенный в конце XIX века на верфи Тюмени. Прежде он принадлежал какой-то иностранной компании. Затем его приобрела барнаульская купчиха 2-ой гильдии Евдокия Мельникова - владелица самой крупной на Алтае пароходной компании, которая имела десять пароходов и шесть барж. После революции ее имущество было национализировано, и пароход, прежде называвшийся "Братья Мельниковы", получил новое имя "Совнарком".

8 мая 1921 года он вышел из Барнаула в свой первый рейс под новым именем по маршруту Барнаул-Томск, на его борту находилось около 400 пассажиров. Кроме этого  он имел на борту 14200 пудов пшеницы в мешках, 200 саженей дров. К вечеру 9 мая прибыл в Бердск.

Когда над рекой стали сгущаться сумерки, капитан решил, что лучше заночевать в Бердске. Однако на борту находились вооруженные люди (был разгар Гражданской войны), которые спешили в Новониколаевск (Новосибирск) и под угрозой расправы заставили экипаж продолжить рейс. В половине второго часа ночи с 9 на 10 мая пароход подошел к железнодорожному мосту через Обь в Новониколаевске. Капитан сбавил ход, выслал на бак впередсмотрящего и приказал убрать с палубы пассажиров, которые уже начали готовиться к высадке. Мост был освещен несколькими белыми и одной красной лампочкой. Ее-то капитан и посчитал сигнальным огнем фарватера. И приказал взять курс на этот огонь.

Ситуация с огнями была чудовищно абсурдной. Железнодорожники считали, что за судовыми огнями должны следить речники, а те в свою очередь полагали, что раз мост железнодорожный, то до него им дела нет. Неожиданно в кромешной тьме перед носом судна возникла каменная стена "быка" - четвертой опоры моста, над которой горел манящий свет. Переложив руль, капитан попытался смягчить удар. Но "Совнарком" из-за больших размеров по инерции несло прямо на опору. Нос корабля удалось немного отвести в сторону, удар пришелся на середину корпуса, в переборки, отделяющие кормовой грузовой трюм от машинного отделения. В результате у "Совнаркома", как и у погибшего десятилетием ранее "Титаника", образовалась огромная пробоина. В нее хлынула вода, которая начала заливать машину, отчего корабль лишился хода. Затем произошел взрыв котла, и корпус корабля развалился пополам. "Совнарком" погрузился под воду буквально в течение пяти минут после столкновения - в 500 метрах ниже моста, в 200 метрах от правого берега.

При ударе об опору моста снесло верхнюю палубу. Большинство из тех, кому удалось спастись, находились именно там. Деревянная палуба не затонула, поплыла дальше, вниз по течению, медленно рассыпаясь на части.

Часовые, находившиеся на мосту и видевшие весь кошмар кораблекрушения, начали стрелять. После этого с пристани для спасения людей направились пароходы "Богатырь" и буксир "Новониколаевск". В пяти километрах ниже места аварии удалось выловить самый крупный обломок верхней палубы. На нем спаслись в общей сложности около 30 пассажиров и членов экипажа, среди них - капитан судна и его помощник. Потом в районе села Мочище поймали еще один крупный фрагмент палубы, на котором находилось до 20 человек. Некоторые из них были уже мертвы. Более мелкие обломки с отдельными окоченевшими пассажирами обнаруживали уже поутру. Некоторых людей доставали из ледяной вешней воды близ села Почта, в 60 километрах ниже Новониколаевска.

По неполным данным, из 400 человек, находившихся на борту "Совнаркома", удалось спасти в лучшем случае лишь около сотни.

Уже на следующий день начала работу специальная комиссия по расследованию причин аварии. Однако официальных данных о гибели парохода не сохранилось.

Следствие по делу капитана парохода тов. Снегирева длилось более года. 19.6.1922 оно было рассмотрено Военно-революционным транспортным трибуналом. За недоказанностью состава преступления суд оправдал А.Снегирева. Дежуривший в ночь катастрофы на мосту служащий Индейкин за несвоевременное освещение огнями моста был приговорен к принудительным работам с лишением свободы на 1 год, но благодаря амнистии был освобожден от наказания.

Остов затонувшего парохода мешал судоходству. Поднять его не было ни сил, ни средств. Над местом кораблекрушения установили сигнальный буй, частным лодкам было запрещено заплывать в этот район.

Безуспешные попытки поднять остатки "Совнаркома" предпринимались в 1932 году и даже в военном 1943 году - с целью извлечения металла и дорогих заграничных машин корабля. Но работам мешали песок и ил, которые почти затянули корпус затонувшего судна. Впрочем, все же удалось поднять наверх разрушенный котел, пианино и некоторые бытовые предметы.

После ввода в строй в конце 50-х годов прошлого века Новосибирской ГЭС воды Обского моря стали вымывать похороненный пароход. Он снова стал мешать судоходству. В 1980 году было решено поднять со дна покореженный корпус. Однако сделать это удалось лишь осенью 1984 года, через 63 года после кораблекрушения.  

Рассказать друзьям:
,
4040 просмотров, 19 комментариев

Комментарии (19)

2 декабря 2014, 15:20
рейтинг: 647
откуда: Н-ск
Спасибо!!
+0 0
2 декабря 2014, 17:12
рейтинг: 8196
откуда: Новосибирск
Пароход, прежде называвшийся "Братья Мельниковы", получил новое имя "Совнарком". Как корабль назвали, так он и поплыл...((
+1 0
2 декабря 2014, 17:34
рейтинг: 23834
откуда: новосибирск
Fisher-Man, тут, очевидно, другой контекст. Нельзя давать людям огнестрельное оружие в личное пользование - ничего хорошего от этого не выйдет.
+0 0
2 декабря 2014, 18:59
рейтинг: 2735
откуда: Новосибирск
Очень интересно, прочитал мигом! Спасибо
+0 0
2 декабря 2014, 21:00
рейтинг: 1648
откуда: Киселевск
На Волге в 83 году "Александр Суворов" затонул, средь бела дня пролеты моста попутал. Вроде и название геройское.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A1%D1%83%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2_(%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4)
+0 0
2 декабря 2014, 21:46
рейтинг: 2165
откуда: Новосибирск
Ромуальдович, в годы ВОВ и до нее были удачные попытки поднятия грузов и механизмов, зерна много подняли... а в войну поднимали остатки мешков с зерном, причем зерно было пригодным для пищи... ;)
+0 0
3 декабря 2014, 0:24
рейтинг: 975
откуда: новосиб
Ромуальдович, слышал эту историю, спасибо за подробности.
+0 0
4 декабря 2014, 9:59
рейтинг: 4460
откуда: издалека слежу за всеми
интересно, не знал, спасибо
+0 0
4 декабря 2014, 12:05
рейтинг: 3687
откуда: Новосибирск
Много еще ненужного железа лежит в Матушке-Оби...
Вот ,например,останки известной многим баржи возле Пристань Почта-ни что иное,как затопленный пароход "Орлик"...
А затоплен он был для того,чтобы теплоходы не заходили в протоку Сергеевскую,что напротив острова Серебряков....и не мешали рыбакам...))
+0 0
4 декабря 2014, 12:27
рейтинг: 23834
откуда: новосибирск
РЫБАНУТЫЙ, а возле Бугринского пляжа лежал пароход "Кишинёв". Как гласит легенда :) (с) "Пароход ходил с Северов с грузом золота, добываемого в районе Ханты-Мансийска, а может, не добытого, а отнятого у местного населения — селькупов и хантов, изготавливавших из золота предметы культа. На оловокомбинате золото собирались переплавить в промышленное. Судно постигла участь пиратских кораблей, наказанных за грехи. Есть ли в этой истории доля истины, мы, к сожалению, не узнаем, так как грузы и документы с «Кишинева» подняли сразу, оставив на дне реки только «железо» ( но это только догадки, разумеется ))
Затонул он в 1970 г. В 2012 г. его частично убрали.
Вот фотография парохода этой серии ( № 732 ) http://www.fishingsib.ru/gallery/view/77119/
+0 0
отредактировано 4 декабря 2014, 13:33
4 декабря 2014, 14:20
рейтинг: 9422
откуда: Новосибирск
Интересно. Спасибо.
+0 0
4 декабря 2014, 15:33
рейтинг: 8885
откуда: Новосибирск-Томск
РЫБАНУТЫЙ, насколько мне известно баржа "Орлик", была затоплена для того чтобы паводковые воды не смыли Сергеевский остров и иже с ними. Хотя Ваш вариант мне больше нравится (правда пиратский метод - навевает мол рыбакам надоело что на рыбных местах шныряет туда сюда Орлик и они его затопили , мол ходят тут мешают)
Но очень подозрительно, чой та пароход та затоплен в начале протоки? О_о
+0 0
4 декабря 2014, 16:16
рейтинг: 3687
откуда: Новосибирск
deep,Олег,ты же -рыбак ...поэтому ,должен понимать,что это было сделано СПЕЦИАЛЬНО для создания новых рыбных мест : ведь за подводными и надводными препятствиями всегде возникают перепады глубин,разности течений,буруны ...,а судак это любит...))
+0 0
4 декабря 2014, 16:27
рейтинг: 9
откуда: новосибирск
Спасибо, очень интересно. Кто бы не "рулил" страной, но это наша история, а это главное и забывать нельзя!!!
+0 0
4 декабря 2014, 18:04
рейтинг: 571
откуда: Новосибирск
Fisher-Man, а что не так с названием?
+0 0
4 декабря 2014, 22:59
рейтинг: 12832
откуда: Новосибирск
Да, много воды утекло.. Интересные истории.
+0 0
9 декабря 2014, 15:27
рейтинг: 0
откуда: Новосибирск
Вот информация по этому пароходу: http://fleetphoto.ru/ship/23650/

И есть друга версия: Вот другая версия гибели парохода из воспоминания Георгия Лосьева (комиссара воднотранспортной ЧК в 1921 - 1922 г.г.в Новониколаевске):
.....эсеры пустили ко дну огромный грузопассажирский пароход «Совнарком». Погибло шесть тысяч пудов муки крупчатки и сеянки и около семисот пассажиров. Авария была организована очень хитро: на судоходном пролете Новониколаевского моста перенесли темной ночью сигнальные огни. Пароход налетел на «бык» (мостовой устой). Авария осталась чекистами не раскрытой. За это хотели расстрелять ответственного комиссара воднотранспортной ЧК Федора Лопарева, но, учитывая его большую партизанскую деятельность в Тюменской губернии, Лопареву оставили жизнь. Только сняли с работы.
+0 0
9 декабря 2014, 15:37
рейтинг: 23834
откуда: новосибирск
Viktor-nsk2008, про эсеров ещё не слыхал ( впрочем, исключать нельзя )... почитал тех. характеристики - поразило, что пароход этот за час работы съедал два кубометра дров :)
+0 0
отредактировано 9 декабря 2014, 16:13
9 декабря 2014, 16:12
рейтинг: 0
откуда: Новосибирск
"Братья Мельниковы" ("Совнарком") - это не первый "Титаник" на Р. Обь.
Первым был:
13 апреля 1912 г. Сибирская жизнь № 83:Гибель парохода "Бийск". 9 апреля, сразу же после передвижки льда по Оби, вышел первым рейсом пароход И.Л. Фуксмана "Бийск", буксируя небольшой паузок. В 30 верстах от Барнаула, близ деревни Рассказихи, пароход начал приставать к берегу для погрузки дров. Поднявшийся сильный шторм отбросил пароход далеко от берега, к середине реки, отчего пароход носовой частью ударился о плывущие массы льда. Удар был настолько силен, что носовая часть корпуса оказалась пробитой, и пароход начал тонуть. Команда спаслась. Пассажиров не было. Через некоторое время пароход совсем затонул. Пароход застрахован в 15000 руб., хотя, как передают, стоимость его определяется в 45000 рублей.
По поводу этой катастрофы начальником Пристанского поста получена следующая телеграмма: "Пароход Фуксмана "Бийск" затонул совсем 9 апреля около дер. Рассказихи (в 32 в. выше Барнаула) во время погрузки дров. Несчастий с людьми нет".
20 апреля 1912 г. Сибирская жизнь № 89:Еще о гибели "Бийска". В газете "Алтайский край" помещены письма пассажиров. В одном из писем пассажиры благодарят командира погибшего парохода г. Нелюбина за распорядительность, проявленную им при аварии. В другом письме, освещая события, пассажиры пишут, отмечая недобросовестное отношение пароходов Мельниковой относительно подачи помощи людям погибшего "Бийска". Приводят другой, не менее характерный случай.
Приезжал на место катастрофы пароход того же Фуксмана "Екатерина" для осмотра и, не справившись о положении команды и пассажиров "Бийска", которые приютились на пароходах Мельниковой, - ушел преспокойно обратно в Барнаул.
Газета при водит акт, составленный за подписью командиров пароходов 9 апреля 1912 года, следующего содержания: "Мы, нижеподписавшиеся командиры пароходов, стоящих в Рассказихинском затоне по случаю затора льда в Шадринском плесе, и некоторые из пассажиров, составили настоящий акт о следующем:
Сего числа в 10 ч. 30 м. утра к месту аварии парохода "Бийск", на 1 версту ниже дровяной пристани Рассказихи, пришел из г. Барнаула пароход "Екатерина" Фуксмана. Команда, пассажиры и буфетская прислуга с погибшего парохода "Бийск" были перевезены 8 апреля с снежного острова на пароход "Истобенец", а также на пароход "Богатырь" Е.И. Мельниковой. Пароход "Екатерина", пристав ниже дровяной пристани деревни Рассказиха и удостоверившись в факте затонутия парохода "Бийск", вернулся в Барнаул, не пожелав подняться выше на 1 версту в Рассказихинский затон, где стояло 12 пароходов и ход был свободен ото льда, чтобы удостовериться, в полном ли здоровье находятся команда и командир с погибшего парохода "Бийск" и не нуждаются ли они в медицинской помощи, которую только может дать г. Барнаул, за неимением вблизи медицинских пунктов, и есть ли у них, чем кормиться. Между тем среди г.г. пассажиров и команды были нуждающиеся в медицинской помощи, а также и в средствах пропитания.
Ввиду вышеизложенного мы, нижеподписавшиеся, выражаем порицание по поводу возвращения парохода "Екатерина" из Рассказихи в г. Барнаул, вследствие чего потерпевших пришлось отправить на пароходе "Дедушка".
+0 0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх