Обзор водометных лодок ПВХ

,
704 просмотра, 0 комментариев

   Уже много лет я рыбачу с моторной лодки. Пользуясь японской силой своего мотора, побывал во многих местах, недоступных «безлошадному» рыболову. С появлением моторной лодки ареал рыболовных путешествий у меня радикально увеличился и ежегодно продолжает прирастать новыми водоемами. Благодаря ПВХ-лодке с винтовым двигателем для меня открылись лучшие реки и озера области, и даже заветные рыболовные места в соседних регионах.

   Но всегда хочется большего.

   Так, путешествуя по Абакану, являющемуся водной артерией горной Хакасии, в первый же выезд столкнулся с непроходимостью порогов и мелководных шивер - на моем винтовом моторе. Захотел подняться в верховья Томи – тоже вышла неудача: побил винт и деформировал вал. Ремонт вышел в кругленькую сумму. 

   У ареала моих возможных рыбалок стали появляться границы. Так, со временем, я стал приходить к мысли, что кроме винтовой лодки мне нужен водометный комплект. Для рыбалки на мелководных и порожистых участках близлежащих рек. Рек, где летом воробью по колено. Но рыба-то там есть!

   Стал не спеша изучать рынок водометных средств, присматриваться сначала к моторам-водометам, а затем и к специальным лодкам под водометный мотор.

   С водометными моторами довольно быстро стало понятно всё более-менее: бери водометную насадку к своему винтовому или покупай готовый водомет (если мощности не хватает) – и будет тебе счастье! Получив ясность с моторами, стал определяться с лодкой. Точнее, с лодками: их - огромное количество, и все разные! И нюансов выбора водометной лодки – множество! Понял, что реально требуемая мощность мотора сильно зависит от конструкции конкретной лодки. В том числе, мелководность движения: у разных водометных лодок она разная. Еще, конструкция лодки сильно влияет на грузоподъемность и допустимую бурность течения.

   В результате моих «водометных» исследований за пару лет накопился интересный объем знаний - о лодках под водометный мотор. Которым хочу поделиться с форумчанами. Подчеркну: это сугубо мои наблюдения и выводы, не лишенные субъективности.

   Прежде всего: чем водометная лодка отличается от лодки под винтовой мотор? Первое – высотой подвески мотора. Водометный (Jet – по-английски) мотор предназначен для прохождения мелей и потому подвешивается максимально высоко, и близко своей нижней точкой к днищу лодки. Для этого на водометных лодках устанавливается специальный высокий транец или делается повышающая накладка на традиционный «винтовой» кронштейн. Кроме высоты подвески, для обеспечения надежного водозабора и для увеличения высоты подвески мотора в днище лодок по продольной оси днища делается специальный водоводный тоннель. Длина тоннеля у разных лодок разная, но, как правило, не превышает четверти длины самой лодки. Так вот, за счет этого тоннеля у специализированных водометных лодок всасывающий интейк мотора располагается выше нижней плоскости надувного днища!

   Разные производители устраивают этот водоводный тоннель по-разному. Главная проблема, решаемая тоннелем, обеспечить водомет водой, не допуская прохватов (подсосов) воздуха. Также водометные лодки подстерегает опасность «залипания» днища на быстрой и предельно мелкой воде во время движения – т.н. обратная подъемная сила. Для преодоления этой проблемы производители устраивают в днищах своих лодок водоводные канавки или даже целые водоводные каналы. У некоторых лодок такие водоводные каналы имеют огромные размеры и образованы отдельными секциями-трубами днища. Такая трубчатая форма днища с огромными водоводными каналами позволяет лодке не залипать и сохранять подъемную силу даже на предельно турбулентных, насыщенных воздухом огромных валах речных порогов.

    Также, спустя какое-то время, я понял, что есть лодки, внешне эффектные, яркие, со множеством «фичек», облепленные брутально резиновой броней, но не представляющие сколько-нибудь серьезного интереса, как китайские игрушки-трансформеры: внешне красиво, но быстро ломаются.

   Дополнительную трудность при выборе водометной лодки вызывает, к сожалению, то, что далеко не все производители выкладывают на своих сайтах все параметры своих лодок. Некоторые производители «скрывают» такие параметры лодок: как диаметр основных и дополнительных баллонов, рабочее давление в секциях, допустимый вес мотора и т.п. – этого вам «не подскажет даже ясень», как поет Шнуров. Не понятно, например, указаная мощность мотора – это мощность двигателя или водомета? Ну, а говорить о том, чтобы найти инструкцию на лодку на сайте производителя, это вообще немыслимо.

   Априори, важно знать покупающим водометную лодку, что для достижения расчетных (заявленных производителем) параметров скорости и крейсерской грузоподъемности водометные лодки требуют значительно более тщательной навески водометного мотора, подбора угла установки, высоты транца, и т.д.             

   Весь спектр водометных лодок-ПВХ можно условно разделить на три категории: мелководные, экстремальные и штурмовые.

  Мелководные водометные лодки.

   У нас есть много рек без бурного течения, ну, просто мелководные. Также, у КАЖДОЙ реки есть верховья, есть исток – мелководный! И рыба там есть, и рыбачить там можно успешно. Кроме того, многим нравится побывать в неизведанных и труднодоступных местах. Одним словом, девиз мелководных водометных лодок – ДВИГАЙ К ИСТОКУ!

   Из наиболее подходящих лодок для таких условий, как мне кажется, можно назвать водометные лодки «Флагман». Флагман – известная фирма из Питера с большой историей.

   ПВХ-лодки «Флагман» под винтовой мотор, подчеркну – под винтовой - по моему глубокому убеждению, обладают на сегодняшний день наилучшим соотношением «цена-качество» на Российском рынке. Очень гуманный ценник! И это не реклама. Я с Флагманом не связан никак. Просто у меня почти десять лет в эксплуатации находится такая лодка – только положительные эмоции и впечатления! Как инженер по образованию, могу сказать по сути этих лодок: очень грамотная и продуманная конструкция; качество склейки безупречное и надежное. Очень легкие лодки. Качественная ткань. Ходовые параметры, в том числе остойчивость, просторность кокпита – весьма и весьма на высоте. Большие, для своего размера, борта; отличная фурнитура; прекрасные клапана – лодка абсолютно стоит своих денег!

   Такое же чудо представляют водометные лодки «Флагман», имеющие патентованную систему днища «DK». DK – это серия двухкорпусных лодок, в которых днище является фактически отдельным (нижним) корпусом лодки. Такая форма днища имеет много плюсов: большая ровная плоскость днища, что дает самую сильную мелкоходность лодке; просторный и удобный кокпит даже при отсутствии фальшбортов; большой аварийный объем днища.

   Не лишены, конечно, и минусов DK-лодки Флагман. Конструктивный минус: наличие глухих карманов (под мусор и грязь), образованных защитными полосами ткани в месте внешнего стыка баллонов с днищем по периметру лодки. Это раз. Второй недочет, на мой взгляд: использование листового ПВХ-пластика для формирования задней кромки днища. ПВХ-пластик очень невечен, но в момент продажи выглядит красиво. И третье, вытекающее из большого ровного дна – плохая всхожесть на волну, а значит практическая непригодность к порогам. Те видео, которые есть в сети, штурмов лодкой Флагман порогов, я бы прокомментировал так: танцевать можно и слона заставить.

   Дно лодки – штука архисложная, о чем говорит большое количество запатентованных конструкций тоннельных НДНД и количество не очень удачных «полевых» испытаний водометных лодок разных производителей.

   Но для относительно спокойных меляков европейских рек "Флагман-DK Jet" – идеальное решение: и по цене, и по весу лодки, и по комфорту и функциональности.

   Экстремальные лодки.

   Под «экстремальными» лодками надо понимать те посудины с водометным мотором, которые в состоянии передвигаться по весьма бурным рекам: с шиверами и порогами 1-2 категории. Из экстремальных лодок, заслуживающих внимания на мой личный взгляд, стоит назвать продукцию фирм «Солар» и «Выдра».

   Ну Солар, я думаю, представлять особо не надо: бренд раскрученный, с долгой, довольно, историей. Качество лодок на сегодняшний день находится на весьма приличной высоте. И не смотря на «кусучий» ценник, эти лодки пользуются большой популярностью у многих рыболовов, в том числе благодаря мощной рекламной поддержке.

   Однако действительно на первое место среди экстремальных лодок я бы поставил лодки «Выдра». По ряду параметров. Их несколько: скоростные качества, грузоподъемность, экономичность, категорийность применения (пороги) и надежность.

   Рассмотрим эти качества по отдельности.

   Категорийность. Проходимость порогов лодками Выдра обеспечивается рядом факторов: хорошая всхожесть на волну за счет «правильной» геометрии днища; защита от захлестов (фальшбортами); высокая механическая прочность всей лодки – на излом и кручение – тоже за счет специальной конструкции днища.

   Также уникальная конструкция НДНД лодок Выдра обеспечивает непревзойденную грузоподъемность и экономичность этих лодок. Многочисленные совместные испытания тоннельных лодок в условиях горных рек показывали не раз превосходные – реальную грузоподъемность и экономичность лодок «Выдра». Еще плюсом лодок «Выдра» является такой показатель моторной лодки как «ходкость». Я называю этим словом способность лодки двигаться под мотором небольшой мощности.

   Лодки Выдра демонстрируют выдающиеся способности! «Выдра-430 Аян» под 25-сильным водометным мотором (Mercury 25Jet) способна двигаться против приличного течения с максимальной заявленной грузоподъемностью 800 килограмм (700 килограммов груза и примерно 100 кг мотор с бензобаком)! Не на испытательном пруду, не под мотором 40л.с., а под рядовой «двадцатьпяткой» - и при этом на ходу не выглядит особо «утомленной». С полутонной полезного веса «Выдра-430 Аян» «летает» под этой же 25-кой со скоростью 30 км/час против хорошего течения! Невероятные показатели!

   Вот за эту «выносливость», конструктивную неброскую прочность, отличные ходовые качества на горной воде многие водометные судоводители отдают пальму первенства экстремальным лодкам «Выдра». Даже с учетом приличной цены этих лодок. Как пишут на форуме Амурских водномоторников (сайт «Амурский берег»): «Лодкам Выдра пока альтернативы нет». А люди, реки которых на 90% состоят из горных, знают, о чем говорят.

   У «Выдры» есть еще одно дополнительное преимущество. Которое является весьма ценным в больших походах - разъемный транец. Транец лодок Выдра с быстросъемной надставкой (для водомета) допускает одинаково успешное движение лодки под винтовым и водометным мотором. Что это дает на практике? Всё очень просто: двигаетесь вы по основной глубоководной реке, допустим по Енисею, на винтовом моторе. Потребовалось зайти в приток половить тайменя – поставили надставку на транец, поменяли «ногу» мотора на водометную насадку, и, будьте любезны, – поднимайтесь и рыбачьте в горном и мелководном Сухом Пите!

   И мало того, за счет весьма глубокого тоннеля в днище лодки, даже винтовой мотор подвешивается на лодках «Выдра» значительно выше – сантиметров на 8 выше, чем на обычных не туннельных лодках! Опять экономия и дополнительные возможности!

   К слову, производитель так и позиционирует свои лодки - как тоннельные, а не просто водометные. Лодки Выдра - это экстремальные тоннельные лодки под водометный и винтовой мотор.

   Штурмовые лодки.

   К этому классу привилегированных лодок относятся ПВХ-суда, чье специальное предназначение – покорение самых труднопроходимых горных рек. Эти лодки легко покоряют пороги 1,2 и даже 3 категории. Многие реки, до недавнего времени считавшиеся непроходимыми, покорены с помощью этих водометных ПВХ-судов. Преодолевая многочисленные пороги, завалы бревен и каменные «надолбы», экипажи этих лодок забираются в такие места, что остается только гадать сколько рассыпного золота они оттуда привозят. Шутка!

   Бесспорный лидер этого класса – красное «феррари» водометного мира России - лодки Фрегат серии FM Jet. Лодки Фрегат характеризуются брутальной многобаллонной конструкцией, заточенной под большие волны и речные валуны. Наличие отдельных «труб» днища дает непревзойденную жесткость конструкции, а также, как я уже говорил выше: стабильную подъемную силу на предельно насыщенных воздухом валах речных порогов. Ну и количество автономных секций этой "надводной" лодки тоже велико – от 8 до 9.

   Для защиты от водяных захлестов лодка снабжена фальшбортами, увеличивающими общую высоту боковины. Отдельные от бортов, изолированные баллоны днища накачиваются более высоким давлением – до 800 мбар (две недели «рылся» в интернете, но так и не нашел, каким точно давлением накачиваются три днищевых баллона лодок Фрегат-FM Jet) - при 280 мбар для лодок НДНД. Такое днище называется НДВД: надувное днище высокого давления (речь идет про серию лодок Фрегат-FM Jet).

   Штурмовая направленность этих лодок отражается на конструкции концевиков баллонов – они «тупые», т.е. имеют простые сферические заглушки. Так лодка меньше цепляется концевиками при маневрах за валуны и завалы. (Отметим к слову, что применение таких сферических концевиков на лодках Фрегат не водометных серий смотрится несколько смешно, и конструктивно, на мой взгляд, не оправдано.)

   Повторю, на мой инженерный взгляд: днище лодок Фрегат- FM Jet сделано максимально прочно, надежно и непотопляемо. Дополнительно днищевые баллоны защищены снизу специальным слоем ткани – т.н. фальш-днищем. К слову, такая конструкция днища, состоящая из трех баллонов высокого давления, называется, по-моему, тримаран.

   Обратная сторона такой «вульгаризации» днища – меньшая ходовая грузоподъемность по сравнению с некоторыми экстремальными и даже мелководными лодками. Это показывают те же сравнительные тесты (видео есть на Ю-тюбе): при большой загрузке Фрегат имеет не самые выдающиеся показатели.

   Еще один минус, вытекающий из высокой жесткости днища, точнее, из высокого давления в днищевых баллонах – опасность взрывных проколов этих баллонов. Ну, вспомните сами надувной шарик: чем сильнее его надуть, тем опаснее вероятность прокола. В сети есть достаточно видео обширных повреждений баллонов Фрегата, и даже, приводящих из-за этого к оверкилю лодки на порогах. Еще одна грань медали, так сказать.

   В «полу» (фальш-палуба из слоя ПВХ-ткани) лодки сделаны четыре больших незакрываемых сливных отверстия (шпигаты) для стекания забортной воды. Сливные отверстия, расположенные в средней части днища, вызывают законные вопросы в целесообразности такого решения. Теоретически, мусор и песок, попавшие через эти отверстия, могут скапливаться за фальш-днищем.

   Нельзя не сказать про фигурный транец, крепящийся к пяти баллонам сразу и предназначенный для силовых «прыжков» стокилограммового мотора: по сложности контура он не уступает концертной арфе. Еще в центре лодки дополнительно вклеен вспомогательный низенький шпангоут для крепления рулевой консоли. Сидушки на ликтросах имеют шнуровую фиксацию положения через специальные отверстия в ликтросе и самих банках. Конструкция в целом – пальчики оближешь!

   Красный Фрегат, оборудованный рулевой колонкой, тюнингованный двойной отбойной лентой бортов, снабженный надувным носовым фартуком и вооруженный мощным водометным мотором – способен штурмовать почти любые пороги для достижения самых недостижимых мест!

   Досада: эти лодки имеют такую же высокую цену, как и болиды «феррари»…

Примечания:

Фото лодки «Флагман DK» взято с сайта официального производителя. 

Фотографии тоннельных лодок «Выдра» «добыты» с сайта официального производителя.

Фото лодок «Фрегат- FM Jet» взяты с сайта производителя.

,
704 просмотра, 0 комментариев

Добавить комментарий

Наверх