Кто чем мажет катушки?

Димон39

Бывалый рыбак
Регистрация
26.01.2020
Сообщения
36
Местоположение
Калининград
@Toshevito, доброго времени.

будьте любезны расшифруйте данные из ниже указанной табл..:
138303

и как вы думаете, для ГП это то что доктор прописал?
 

Toshevito

Бывалый рыбак
Регистрация
25.02.2020
Сообщения
26
@Димон39,
Переведём на русский:

Физические свойства
Класс консистенции по NLGI ASTM D217 2
Цвет медово-коричневый
Текстура мягкая
Температура каплепадения, ASTM D2265 318 ° C
Пенетрация, ASTM D217 280
Механическая стабильность ASTM D217 100 000 ?
Метод Тимкен, ASTM D2509 30 кг
Индекс задира, ASTM D2596 62 кг
Нагрузка сваривания, 500 кг
Диаметр пятна износа, ASTM D2266 0,40 мм
Испытание на ржавчину ASTM D1743 проходит
Коррозия в солевом тумане, час, 1 мил ASTM B117 > 2000ч
Коррозия меди ASTM D4048
Утечка в подшипнике колеса в г, ASTM D4290 4.0
Жизненный цикл подшипника в тесте ASTM D3527 160h
Окисление в бомбе, ASTM D942 9,0
Стмыв водой, % ASTM D1264 1.0
Сопротивление для водяного тумана, ASTM D4049 80%
Маслоотделение, ASTM D1742 0,2%
Подвижность при -18 ° С, г / мин US Steel Method 5.5
Температура вспышки > 200 ° C
Рабочая температура: от -30 ° до 160 ° C

Характеристики типичны для смазок на сульфонат-кальциевом загустителе. Высокие противозадирные и противоизносные свойства. Сварка =500 кг, пятно износа =0,4 мм. Коррозия меди =1В, что тоже является нормой для таких смазок. Скорее всего на минеральном масле. Работоспособна во влажной среде. Отличная защита от коррозии. К сожалению, вязкость неизвестна.

Я использовал на ГП бейткастинговых катушек с бронзовой парой похожую смазку TOTAL CERAN PM, всё было хорошо. Использовал её и на старенькой безынерционной катушке RYOBI APPLAUSE 1000, тоже нравилось. Но как-то раз, поднимал хариуса 800 гр. против сильного течения, примерно метров 30. Боролся долго, и вроде бы старался, выкачивал спиннингом, но видимо и тянул катушкой. После того как я его поднял, заметил, что ход катушки стал тракторный. Дома добавил смазку на ГП, ход стал лучше, но не такой как был изначально. Только после полного ТО катушка стала работать как прежде.

Теперь на ГП этой катушки трудится совсем другая смазка TOTAL MULTIS XHV 2. С ней такого не происходит. Но эта смазка довольно быстро темнеет на ГП, хотя ход отличный. Она очень вязкая, поэтому наносить нужно очень тонким слоем, иначе ход катушки будет тугим. На бейткастинговых катушках я её не использую.
 

Toshevito

Бывалый рыбак
Регистрация
25.02.2020
Сообщения
26
В предыдущем сообщении я вспомнил о том, как получил тракторных ход при перегрузке катушки RYOBI APPLAUSE 1000. Дело было давно. Тогда я грешил на недостаточную смазочную способность сульфонат-кальциевой смазки TOTAL CERAN PM. Однако, тот факт, что простое добавление смазки не решило проблему, и только полное ТО с промывкой всех деталей вернуло катушке первоначальный ход, говорил не в пользу этой версии. Глядя на фото ГП, сделанное после того сезона, я кажется нашел более правдоподобное объяснение случившемуся. На фото видно, что зубья большой шестерни выкрашиваются.
ГП старой Ryobi Applause 1000.jpg
Катушка эта старенькая уже, лет 18 у меня в пользовании, а я её третий владелец. Не так уж много её эксплуатировал, примерно по 20 рыбалок за сезон, но года берут своё. По-видимому, на той рыбалке, при перегрузке, откололись маленькие кусочки зубьев. И хотя с тех пор прошло уже 5 лет, я хорошо помню этот тракторный ход. Было очень похоже на то, что в главную пару попали посторонние частицы чего-то твердого. Становится понятно и то, что только полная промывка устранила проблему. Странно, что тогда я не сделал такой вывод. Теперь же, снимаю с этой смазки все обвинения. Тем более, что на ГП бейткастинговых катушек она работала замечательно.
 
Последнее редактирование:

korobeynikov72

Новичок
Регистрация
22.03.2020
Сообщения
7
@Toshevito, а что посоветуете в шпульные подшипники !? Спасибо Вам за столь расширенные ответы. пятно контакта - усвоил ;)
 

Toshevito

Бывалый рыбак
Регистрация
25.02.2020
Сообщения
26
@korobeynikov72,
Сейчас на рынке полно специализированных масел. Берите что понравится. Чем легче забрасываемые приманки, тем меньше должна быть вязкость масла. Если ловите в теплую погоду, то можно обойтись минеральным, если в холодную, то лучше синтетика. Производители, как правило, не указывают вязкостные характеристики, пишут типа: ultra light, medium light и пр. У каждого производителя (точнее продавца) градация вязкости как-то по-своему обозначается. Хорошим исключением является Lightning Lube Technology (bocabearings.com), которая указывает вязкость своего масла HIGH SPEED OIL, по старым данным =13,4 сСт при 40°С, а по новым =8,9 сСт, но уже при 54°С. Состав: диэфирное масло с антикоррозионными, антиокислительными и противопенными присадками.

Есть ещё одно используемое рыболовами масло для шпульных подшипников, вязкость которого известна – это американское TSI 321. Его кинематическая вязкость при 40°С =13,7 сСт.

У меня по маслам такой опыт. Купил Abu Garcia Rocket Oil. Масло хорошее, лайтовые приманки летают замечательно, но его упаковка мне не понравилась. Одну каплю сложно выдавить так, чтобы не вылетело три. Из тюбика вытекает. Может у меня руки кривые, но за месяц использования тюбик опустел наполовину. Не-е, думаю, так дело не пойдет. Купил в магазине для мыловаров флакончик с пипеткой и защитной крышкой. Перелил туда и стало удобно пользоваться, даже в дорогу беру, когда в отпуск еду. Флакончик из ПЭТ, поэтому храню в темном месте, чтобы масло не окислилось от ультрафиолета. Т.к масла уже оставалось мало, нужно было докупать. Поблизости не было. В магазин, в другой конец города, ехать было лень. Заморачиваться с покупкой в зарубежных интернет магазинах тоже. Посмотрел, рядом, в магазине для велосипедов, продается масло для велосипедных амортизаторов Rock Shox Suspension Oil 2.5WT (120 ml). Под этой упаковкой скрывается масло RFF Racing Fork Fluids американской фирмы Torco. Это смесь синтетических масел (точно не известно каких) с антифрикционными, противоизносными, антикоррозионными, антиокислительными и противопенными присадками. Оно бывает разной вязкости. Масло 2.5WT самое маловязкое из линейки. Его вязкость при 40°С =10,7 сСт. По характеристикам, оно ещё более high speed, чем HIGH SPEED OIL от Lightning Lube Technology. Запах у Rock Shox Suspension Oil специфический, сильный и резкий. Многим это может не понравиться. Но мне он показался каким-то знакомым, из детства. И я вдруг вспомнил, так пах новенький перочинный ножик, купленный мной, когда я был в 6 классе ещё советской школы. Теперь, я даже специально принюхиваюсь к катушке, чтобы на мгновение унестись в то беззаботное время. Но это лирика, а в реале масло работает ничуть не хуже Abu Garcia Rocket Oil. И я заметил, что Rocket Oil давно пылится на полке, а масло от Torco радует не только воспоминаниями.

В общем, какое бы масло вы не купили, капайте по капле в каждый шпульный подшипник примерно через 3-4 рыбалки. Если масло совсем маловязкое, типа очень быстрое, то чаще. Если долго не пользовались катушкой, тоже лучше капнуть. Вот, как-то так.
 
Последнее редактирование:

Toshevito

Бывалый рыбак
Регистрация
25.02.2020
Сообщения
26
К теме о маслах для шпульных подшипников.
Всё же, молодцы BOCABEARINGS! Не побоялись опубликовать технические данные «своего» быстрого масла, и мы можем видеть, что во флакончике с надписью HIGH SPEED OIL находиться ни что иное, как авиационное масло AeroShell Fluid 12. Прямо они этого не пишут, но вначале первой страницы техпаспорта мы видим надпись «Low Volatility, Aircraft Instrument Lubricating Oil», т.е масло с низкой летучестью, для авиационных приборов. В конце этой же страницы есть спецификация «MIL-PRF-6085D», код NATO «O-147» и далее технические характеристики в точности, как у AeroShell Fluid 12 (можно посмотреть, к примеру здесь). Масло замечательное и, судя по всему, хорошо подходит для шпульных подшипников. Но надо быть внимательным, и BOCA и SHELL предупреждают, что «может отрицательно повлиять на некоторые краски, эластомеры и другие органические материалы». Это масло на сложных эфирах (диэфирах), и оно хорошо смешивается со всеми другими видами масел, кроме силиконовых и фторированных.
 

Димон39

Бывалый рыбак
Регистрация
26.01.2020
Сообщения
36
Местоположение
Калининград
@Toshevito,
благодарю вас за столь развёрнутый ответ, но к сожалению не всё понятно, а именно такие термины и результаты как:

Пенетрация, ASTM D217 280 - 280 это хороший показатель или средний?
Метод Тимкен, ASTM D2509 30 кг - так же, много это или мало и для чего простому пользователю это знать?
Индекс задира, ASTM D2596 62 кг - - так же, много это или мало и для чего простому пользователю это знать?
Нагрузка сваривания, 500 кг - - так же, много это или мало и для чего простому пользователю это знать?
Диаметр пятна износа, ASTM D2266 0,40 мм - - так же, много это или мало и для чего простому пользователю это знать?

если не затруднит объясните более доходчиво.

@Димон39,

К сожалению, вязкость неизвестна.

написал на Scandex, задал вопрос по поводу вязкости, цитирую ответ:

...die Viskositäten hängen von der Temperatur ab.
Bei 40°C etwa:
PK Reel Oil: 38 mPas
PK ReelGreas soft: 380 mPas
PK ReelGrease medium: nicht mehr messbar: NLGI II

перевожу:
вязкость зависит от температуры, при 40°C она примерно такая:
Problemm Killer Reel Oil: 38 mPas
Problemm Killer ReelGreas soft: 380 mPas
Problemm Killer ReelGrease medium: больше не измеряема: NLGI II
 

korobeynikov72

Новичок
Регистрация
22.03.2020
Сообщения
7
Для инф

AeroShell Fluid 12 - синтетическое эфирное масло с низкой летучестью, используемое в авиационных приборах, а также для общей смазки самолетов.

Применение
-
spacer.gif
AeroShell Fluid 12 используется для общей смазки самолетов, а также для подшипников подвеса гироскопа самолета, отдельно смазываемых высокоскоростных турбин и компрессоров и электронного оборудования.
-
spacer.gif
AeroShell Fluid 12 особенно подходит для использования, когда требуется масло с низкой скоростью испарения при высоких и низких температурах.
-
spacer.gif
AeroShell Fluid 12 - синтетическое масло, и его не следует использовать в контакте с несовместимыми материалами уплотнения, такими как неопрен или натуральный каучук.

Спецификации и одобрения
-
spacer.gif
COMAC - QPL-CMS-OL-204
-
spacer.gif
MIL-PRF-6085D (US)
-
spacer.gif
Аналог DEF STAN 91-49 (British)
-
spacer.gif
AIR 3511/A (French)
-
spacer.gif
NATO Code O-147
 

Toshevito

Бывалый рыбак
Регистрация
25.02.2020
Сообщения
26
@Димон39,
Определение пенетрации смазки можно посмотреть тут.
В случае смазки Scandex число пенетрации 280 – соответствует 2-му классу консистенции по NLGI.

Показатели противозадирных тестов этой смазки (Метод Тимкен, Индекс задира, Нагрузка сваривания) очень высокие. Т.е данная смазка выдерживает очень высокие нагрузки без задира.

Диаметр пятна износа 0,4 мм – очень хороший показатель, который говорит о высоких противоизносных свойствах данной смазки. Немногие смазки могут похвастаться таким малым пятном износа. Но это всё в тестах, а как в реальности будет работать смазка на ГП катушки, может показать только практика применения.

О методах определения смазывающих свойств можно посмотреть тут, или тут, или тут.

К сожалению, вязкость немцы дают динамическую (в миллипаскалях, mPa), а не кинематическую (в сантистоксах, sSt). Сказать много это или мало я не могу. Не привык ориентироваться в смазках по динамической вязкости.
У американской смазки CorrosionX Grease кинематическая вязкость базового масла = 220 сСт при 40°, но она зеленого цвета, а не медового, как у Scandex. Возможно это совсем другая смазка.
 

Toshevito

Бывалый рыбак
Регистрация
25.02.2020
Сообщения
26
@korobeynikov72,
Когда сегодня захотел уточнить вязкость используемого мной (не по профилю) в шпульных подшипниках бейткастинговой катушки масла от RockShox Suspension Oil 2.5WT, то обнаружил инфо о том, что, когда RockShox переливают масло RFF Racing Fork Fluids от Torco по своим бутылочкам, они меняют число, указывающее на вязкость, и 2.5WT у RockShox соответствует 5WT у Torco. Получается я пользовался маслом вязкостью 16 сСт, а не 10,7 сСт как считал ранее, а оно не такое уж быстрое, не быстрее HIGH SPEED OIL (AeroShell Fluid 12) и скорее всего, не быстрее Abu Garcia Rocket Oil. Но самое забавное то, что в конце концов, сам того не замечая, я предпочел пользоваться не быстрым маслом с малой вязкостью, а более вязким, которое дольше работает, лучше держится в подшипниках. Просто оказалось удобнее. И ещё выяснил то, что оно состоит из смеси гидрокрекинговых масел (Section 3 в документе). А везде пишут «SYNTHETIC BLEND» – смесь синтетических масел.:)
 
Последнее редактирование:

Димон39

Бывалый рыбак
Регистрация
26.01.2020
Сообщения
36
Местоположение
Калининград
с сб. на вс. был на водоёме, на фидере стояла катушка Daiwa Prorex 3020PEA 5.6:1 тягала веса 100гр.
вчера тягала 40гр. вертушку с двумя лепестками. вся катушка смазана ReelX Medium в том числе шток и направляйки!!!
результатом доволен.

139145
 

Димон39

Бывалый рыбак
Регистрация
26.01.2020
Сообщения
36
Местоположение
Калининград
@Toshevito, благодарю за ссылочки, оч.популярно всё расписано и показано.

в тот же день запросил у немцев кинематическую вязкость, но до сих пор молчат как рыба об лёд.
скажите нет ли какого-нибудь метода пересчитать динамическую вязкость в кинематическую?
 

игорян768

Старожил
Регистрация
13.05.2016
Сообщения
1 520
Местоположение
Обь
Да ништяк смазки -вали главное побольше...
Чёт запчастей поубавилось на Б/Б....
 

Toshevito

Бывалый рыбак
Регистрация
25.02.2020
Сообщения
26
@Димон39, Я предположил, что немцы для смазки Scandex указали динамическую вязкость. На самом деле, они вообще не указали какая это вязкость. Если переводить из динамической в кинематическую, то нужно динамическую делить на плотность, для этого нужно знать плотность смазки при этой же температуре (40°), а она не известна. Но по большому счёту, если вы используете её на ГП, то вязкость большой роли не играет. Только если сильно «зуб прощупывается» или смазка слишком быстро слетает с поверхности зубьев, тогда стоит попробовать что-то более вязкое, а если сильно тормозит вращение, то наоборот, менее вязкое. А так, при небольших скоростях скольжения и качения, при смешанном и граничном трении, вязкость не влияет на износ, тут важна маслянистость, смазывающая способность смазки, а она не зависит от вязкости.
 

Toshevito

Бывалый рыбак
Регистрация
25.02.2020
Сообщения
26
@Димон39, Про приведенные вами литиевые смазки, ничего конкретно сказать не могу. Я такими не пользовался, но особых противопоказаний не вижу. У них, судя по высокой нагрузке сваривания, довольно много ЕР-присадок (противозадирных), что при больших нагрузках может быть только в плюс, но при низких и умеренных нагрузках может вызвать повышенный износ, в следствии высокой химической активности таких присадок. С другой стороны, такие присадки наиболее активны при высоких температурах, а в катушках такой температуры нет, возможно есть какие-то локальные вспышки в местах контакта при граничном трении с большими нагрузками, но тут срабатывание таких присадок уместно, иначе получим задир. В общем, нужно пробовать и смотреть на поверхность зубьев, на характер их износа. Про износ можно почитать тут, тут или тут. Износ всё равно будет, какую бы вы смазку не использовали, тем более на таких весах, какие вы используете. Вообще, износ можно только минимизировать, подобрав смазку в соответствии с материалами деталей, со средой, с нагрузкой и её характером. И легче подобрать что-то из специализированных, это сэкономит время и деньги. Эти смазки одобрены для применения в катушках специалистами компаний, которые изготавливают смазку. Но если хочется подобрать самому, то пробуйте, экспериментируйте, изучайте труды по трибологии, пишите о результатах. Всегда интересно наблюдать за такими экспериментами, как за удачными, так и за неудачными.

Вторая смазка содержит дисульфид молибдена. У меня нет однозначного мнения по использованию молибденовых смазок в ГП рыболовных катушек. Из специализированных смазок только у Дайвы есть смазка с MоS2. Гипоидная передача, какая используется в безынерционных катушках (за некоторым исключением), характеризуется значительным скольжением зубьев вдоль линии контакта. Ещё и режим трения, в нашем случае, смешанный и граничный. Именно при таком режиме и при трении скольжения дисульфиду молибдена в смазке самое место. Плюс, он обладает хорошими адсорбционными способностями по отношению к большинству черных и цветных металлов. Также такие смазки эффективны в процессе приработки. Да, их не используют в высокоскоростных подшипниках, и обычно не используют в роликовых подшипниках, т.к. ролики начинают проскальзывать. А так, вроде бы всё хорошо. Бери и пользуйся! Но всё же есть ложка дёгтя! Во-первых, размер частиц МоS2 в смазочном материале важен и должен соответствовать поверхностной шероховатости материала смазываемых деталей. Большие частицы могут вызвать повышенный износ, а слишком мелкие ускоряют процесс окисления. Какого размера частицы использует производитель, мы не знаем. Во-вторых, MоS2 окисляется с выделением диоксида серы (SO2), правда происходит это при температурах выше 350 °С. Ну, это не наш случай. В-третьих, попадание воды в молибденовые смазки отрицательно влияет на эксплуатационные свойства, заметно увеличивается коэффициент трения. К примеру, у графита во влажных условиях он наоборот уменьшается. Но несмотря на это, смазки с MоS2 не ограничиваются применением только в сухих условиях. К тому же, обычно в корпусе безынерционных катушек довольно сухо, в отличии от бейткастинговых. Но вот что реально смущает в конкретно в этой смазке, так это большое пятно износа 0,8 мм. Если при проведении теста DIN 51350 нагрузка была 800 Н или более, то тогда пятно нормальное, а вот если 400 Н и меньше, то пятно износа слишком большое.

Я один сезон использовал смазку SKF LGEV 2 в китайской бейткастинговой катушке, на легкосплавной ГП. Ловил плотно, на весах до 10 грамм. Эта минеральная смазка на литиево-кальциевом мыле с большим количеством дисульфид молибдена и графита. Вместе, эти твердые добавки работают более продуктивно, чем по отдельности. Звук катушка выдает несколько шелестящий, не чавкающий. Выглядит на ГП очень необычно, даже страшновато как-то. Тем не менее, сезон отработала замечательно. Эту, и подобные ей смазки, лучше бы протестировать на более мощной катушке с тяжелыми приманками.

Вот фото ГП этой катушки после рыболовных сезонов. Работала каждый сезон на разной смазке:

Первый сезон 2016 – Total Multis XHV 2.
Как ранее писал, эта смазка быстро чернеет на ГП. Сейчас её не использую.
Смазка Total Multis XHV 2-после сезона 2016.jpg

Второй сезон 2017 – SKF LGEV 2.
Смазка черная изначально. Работает без замечаний.
Смазка SKF LGEV 2- после сезона 2017.jpgИзнос-на-гл-шестерне-через-1-2-года.jpgПиньон-через-1-2-года.jpg

Третий сезон 2018 – RAVENOL Marinefett.
Эта смазка темнеет мало. Работает без замечаний.
ТО-дек-2018-износ-на-гл-шестерне-3-года.jpgТО-дек-2018-пиньон-3-года.jpg
К сожалению, не сохранились фото этой смазки после сезона на ГП именно этой катушки, но вот как она выглядит на другой катушке после полного рыболовного сезона.
Смазка-RAVENOL-Marinefett-после-сезона-2018.jpg

Сезон 2019 у меня получился коротким, поэтому фото не публикую.

Сложность ещё в том, что за один сезон использования той или иной смазки, не всегда можно с уверенностью сказать о том, хороша она или нет для данного узла. Если в целом о работе катушки, её ходе, можно определенно сказать уже после первой рыбалки, то об износе так не скажешь даже после сезона плотного использования. Сейчас на ГП этих катушек нанесена смазка Shimano DG04. Посмотрю как она себя покажет.
 

alex19

Новичок
Регистрация
26.04.2020
Сообщения
17
Здравствуйте!

Извините за мой плохой русский. Живу с детства в германии и особенно писать уже трудно.

Можно даже сказать что нравится смазывать катушки. До настоящего времени использовались только смазки Shimano DG01, DG04, DG06, DG07 и DG13, но опыт ещё не огромный. Заказал и получил недавно всю Краснуху, в начале мая должна ещё IOS gear grease и Daiwa 104 прийти.
Симановских катушек не мало, эксперименты могут начинаться :D
 

vvk

Новичок
Регистрация
22.05.2016
Сообщения
7
Всем привет!
Выбрал на пробу для мультипликатора смазку SG-301.
Синтетическая морозо- и термостойкая многоцелевая пластичная смазка с пищевым допуском, созданная на основе полиальфаолефина и комплекса сульфоната кальция. Обладает высокой несущей способностью и отличными антикоррозионными свойствами, устойчива к смыванию водой.
Первое впечатление-очень хорошо липнет, при минусовой температуре вращение легкое.
 

Димон39

Бывалый рыбак
Регистрация
26.01.2020
Сообщения
36
Местоположение
Калининград
@Toshevito,
@Димон39, Я предположил, что немцы для смазки Scandex указали динамическую вязкость. На самом деле, они вообще не указали какая это вязкость. Если переводить из динамической в кинематическую, то нужно динамическую делить на плотность, для этого нужно знать плотность смазки при этой же температуре (40°), а она не известна. Но по большому счёту, если вы используете её на ГП, то вязкость большой роли не играет. Только если сильно «зуб прощупывается» или смазка слишком быстро слетает с поверхности зубьев, тогда стоит попробовать что-то более вязкое, а если сильно тормозит вращение, то наоборот, менее вязкое. А так, при небольших скоростях скольжения и качения, при смешанном и граничном трении, вязкость не влияет на износ, тут важна маслянистость, смазывающая способность смазки, а она не зависит от вязкости.

на запрос уточнить кинематическую вязкость, до сих пор ответа не получил, будем пробовать методом научного тыка...
по крайней мере на Ryobi Cinos II, Daiwa Prorex 3012pea и Daiwa Prorex LT работает мягко без каких-либо аномалий.
время покажет...