Цесарский о новом законопроекте .

Alex65
Alex65
125 Новосибирск
21 июня 2011, 12:59

4.06.2011

В прошлом номере «РР» мы опубликовали проект нового Федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве», подготовленный и внесенный в Правительство Росрыболовством. Внимательное прочтение этого законопроекта заставляет сделать вывод, что от прежней правовой конструкции, заложенной в действующем законе о рыболовстве, он отличается только на словах. На деле же законопроект Росрыболовства резко ограничивает права рыболовов на свободную рыбалку. Вопреки заявлениям в СМИ Андрея Крайнего, проект не учитывает мнение рыболовной общественности, а главное – не решает тех острых и неотложных проблем, которые существуют в сфере любительского рыболовства.

Карта рыболова и рыболовный участок

В законопроекте Росрыболовства декларируется «приоритет обеспечения прав граждан на осуществление любительского рыболовства свободно и бесплатно». Однако на самом деле граждане по сути вообще лишаются возможности рыбачить. Это следует из норм законопроекта, касающихся так называемой карты рыболова и понятия «рыболовный участок». Карта рыболова является «документом, удостоверяющим право рыболова-любителя и рыболова-спортсмена на добычу» ценных, особо ценных и анадромных видов рыб, а также видов, для которых устанавливается общий допустимый улов (ОДУ). Рыболовный участок – это акватория водного объекта или его части, которая передана в пользование предпринимателю для «организации любительского рыболовства». Ловля рыбы по картам рыболова, как гласит П. 2 Ст. 8, осуществляется только на рыболовных участках. Следовательно, за пределами рыболовных участков ловить перечисленных выше рыб попросту нельзя. Что касается ценных, особо ценных и анадромных рыб, то ловля большинства из них и сейчас допускается только по лицензиям и за плату (хотя и не ограничивается только акваториями РПУ). Но вот рыб, для которых устанавливается ОДУ, сегодня можно ловить повсюду, причем за пределами РПУ свободно и бесплатно. Законопроект Росрыболовства отменяет такую практику: только на участках и только по картам рыболова, то есть за деньги. Какие же рыбы попадают в эту категорию? Перечень видов, для которых устанавливается ОДУ, варьирует от региона к региону, но, как правило, в него входят наиболее популярные у любителей рыбы. Например, по планам Росрыболовства, в текущем году во внутренних водах Западного рыбохозяйственного бассейна это будут судак, кумжа (форель), лещ, плотва, окунь, корюшка и еще ряд видов. В Азово-Черноморском бассейне – судак, тарань, сырть, лещ. В Волжско-Каспийском – вобла, судак, лещ, сом, щука, сазан.

Если законопроект Росрыболовства обретет статус закона, всех этих рыб можно будет ловить только на рыболовных участках и только по картам рыболова. Другими словами, рыболову, который не захочет рыбачить на рыболовном участке, можно будет ловить только тех рыб, на которых не устанавливается ОДУ. Ротан и уклейка, очевидно, будут среди них самыми желанными. Остается добавить, что правом продавать карту рыболова наделяются пользователи рыболовных участков. Причем цену на нее они могут устанавливать по своему усмотрению (Ч. 4 Ст. 16). На каком основании частные предприниматели наделяются правом торговать федеральной собственностью, коей являются рыбы, законопроект не разъясняет. Из вышесказанного понятно, что рыболовный участок, по сути, есть ни что иное, как «рыбопромысловый участок для организации любительского рыболовства» из ныне действующего закона о рыболовстве. Это прямо следует и из Статьи 26 законопроекта («Переходные положения»), согласно которой действующие рыбопромысловые участки подлежат «переоформлению без проведения торгов» в рыболовные участки. Разница между первыми и вторыми только в том, что хозяин участка теперь вместо путевок на ловлю рыбы будет торговать картами рыболова.

Площадь рыболовных участков и традиционные места лова

Исходя из приоритета свободной и бесплатной рыбалки, законопроект вводит ряд ограничений на передачу водоемов под рыболовные участки. Но вводит только на словах, а не на деле. Так совокупная площадь рыболовных участков в каждом субъекте Российской Федерации не должна превышать пяти процентов от «общей площади водных объектов рыбохозяйственного значения», расположенных на территории субъекта (П. 2 Ст. 11). Однако для того чтобы это ограничение могло быть реализовано на практике, Росрыболовству следовало бы указать нормативный акт или иной официальный документ, в котором имеются данные об общей площади водных объектов. Ничего подобного в законопроекте нет, да и быть не может, так как таких нормативных документов просто не существует. Если данные по площадям озер, прудов и водохранилищ еще можно найти (например, в разделе «Водные объекты и водные ресурсы» Государственного водного реестра), то для рек это невозможно, поскольку в качестве количественных показателей для этих водных объектов используется длина и объем стока, но никак не площадь. Таким образом, норма законопроекта по ограничению максимальной совокупной площади рыболовных участков фактически лишена смысла и открывает широкие возможности для злоупотреблений.

То же самое следует сказать и в отношении налагаемых законопроектом ограничений по переводу в разряд рыболовных участков так называемых «мест традиционного отдыха и рыболовства граждан». Рыболовные участки формируются в таких местах «только по результатам публичных слушаний» (П. 4 Ст. 11), но нигде не указано, каким нормативным актом определены такие места или каков порядок их установления. Кроме того, согласно Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», результаты общественных слушаний носят лишь рекомендательный характер и, следовательно, не могут служить преградой для передачи популярных водоемов под рыболовные участки. Еще одно «ограничение», которое законопроект накладывает на возможность перевода водоемов в разряд рыболовных участков, изложено в П. 5 Ст. 11. Состоит оно в том, что если под рыболовный участок передается целиком весь водоем, то такое допускается только «в случае, если в радиусе до 5 км имеется водный объект общего пользования, не включенный в перечень рыболовных участков».

Согласно Водному кодексу, водный объект – это «природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима». Другими словами, водным объектом общего пользования может быть признан и ручей, и пожарный пруд, и любая, в буквальном смысле, лужа. Много ли есть водоемов, чтобы в радиусе пяти километрах от них не нашлось подходящего «водного объекта общего пользования»?

Подводя промежуточные итоги, можно сказать, в законопроекте Росрыболовства вводится принцип платности любительской рыбалки, который реализуется с помощью карт рыболова и рыболовных участков. При этом те ограничения передачи водоемов под платную рыбалку, которые предусмотрены законопроектом, носят декларативный характер, не могут быть реализованы в правовом поле и открывают широкие возможности для всевозможных злоупотреблений.

Комментария3
Architektor
Architektor
235 Новосибирск
12 августа 2011, 18:21
Хорошая статья, надо эти данные отправить во все СМИ.
skaz
skaz
2136 Новосибирск
17 августа 2011, 16:41
А что предлагает Цесарский,чтоб этого не было.И каким образом можно повлиять на ситуацию.Согласно этих выдержек шило на мыло.
BANNERO1964
BANNERO1964
189 Барабинск
24 ноября 2011, 16:48
рыбаки!!! ПРИВЕТ КТО ТО ПРОБОВАЛ ЗАЙТИ НА САЙТ ЦЕСАРСКОГО,ПОДСКАЖИТЕ ССЫЛКУ.