Современные катушки, взгляд изнутри. Заключение

sergey_shatalov
sergey_shatalov 7896 Новосибирск
28 декабря 2021, 20:42

Закончу повествование о катушках тем, с чего начал («Ретро»): служил я когда-то в Германии два года (1979-81). Полтора года после учебки в Нойштрелице, в отдельной эскадрилье беспилотных самолетов-разведчиков в Борстеле. Было две таких части, ещё одна в Пархиме, на севере. Это не дроны, как сегодня «модно», а самолеты реактивные. Что-то среднее между «МИГ21» и крылатой ракетой. Пусковые установки на базе «МАЗа» напоминали длинные цистерны бензовозов, только побольше. Около сотни самолетов в контейнерах размером с небольшой гараж. Много обслуги, дополнительной техники.

На магдебургском полигоне (учения «Братство по оружию-80») беспилотник выстрелили из «бочки», специальное отделение (ПАРМ) сбило остатки пламени. Дальше ничего не видел, но знал, что летит он над самой землей, на заданной высоте, огибая рельеф местности. В нужном месте самолет набирал высоту 200 метров и снимал всё на обычную фотопленку у себя внутри, на широкую пленку в кунге на земле и оператор наблюдал объект на экране черно-белого телевизора. Вернувшись, самолет уходил вертикально вверх, дожигал остатки топлива и затем, на парашютах, мягко садился на три лапки. Как говорил замполит: «В метре от намеченной точки – ветерком сдуло». «Борстель» победил. Пока фуражки из «Пархима» анализировали ошибку, пилотки весело работали лопатками. Их самолет на большой скорости врезался точно в намеченную точку – подвела парашютная система.

Напомню, что это было 40 лет назад, в год, когда вышел фильм «Москва слезам не верит», умерли Высоцкий и Джо Дассен, прошла наша Олимпиада и начал разгораться Афган. И вот на таком «примитивном» уровне развития техники в Союзе выпускали несколько десятков разновидностей безынерционных катушек. Два десятка только в моей коллекции, почти всё, чем 15 лет ловил до 95-го года. Но слышал, что у настоящих коллекционеров количество модификаций доходит до 90, а это весьма похоже на правду. Тиражи были скромными, торговля хромала, что-то снималось с производства, что-то запускали вновь. Катушки делали в Серпухове, в Реутове, в Ленинграде, в Ульяновске, в Харькове, в Киеве и т.д. По своим тактико-техническим характеристикам и на деле они не превосходили ульяновские «Орионы» (45 р.). Да и топорную «ЛИЗу» (за 10 р. 80 к.) я бы ни на одну из них не променял. Китай еще только думал подниматься. Там все ходили в синей униформе, экспортируя нам кеды и стеклянные термосы.

Фото Атлантис 1300. Хватило на два сезона, уцелел только паспорт. Сделано в Японии.

Не знаю, какие сейчас достижения в ВКС, но отечественных катушек не выпускают совсем, хотя спиннингистов стало в тысячи раз больше.

Современные безынерционные катушки представляют собой вполне себе сложную «боевую машину», состоящую из нескольких, более мелких, параллельно существующих систем. Как у нашего организма: пищеварительная, сердечно-сосудистая, нервная система и т.д. Конечно, всегда желательно, чтобы ничего не барахлило. При взгляде изнутри, особенно на катушки, побывавшие в деле, понимаешь, что нет изделий, про которые, в целом, хочется сказать: «это совершенство» или «все гениальное просто». Надо делать самим. А любое дело, хоть у нас, хоть в Америке начинается с мечты.

Хорошая катушка не обязательно должна быть замудреной конструкции и слишком дорогой. Около половины средней зарплаты, как когда-то у «Орион 001» - оптимально. Она должна быть отечественного производства и называться «Калаш». Как назовешь, так и поплывет. Изобретать особо ничего не надо, т.к. принципиально развитие механики завершилось ещё в середине прошлого века, во вторую мировую. Основные технические требования:

1)    Идеальная намотка. У шпули есть ось, на которую ложится шнур и ось, на которую шпуля надевается. Размер длины первой, должен полностью совпадать с ходом второй. Бесконечный винт от «Банакса» модели «Si» («Маузер»).

2)    Коррозии, после жестких испытаний, должны отсутствовать. Катушка не шоколадка, чтобы таять во рту.

3)    Живучесть: не гнущиеся ручки, не мнущиеся шпули, обсохшие, но упрямо продолжающие вращаться ролики. Для морской воды (на экспорт) пластиковые корпуса. Для внутреннего рынка – металлические.

4)    У людей, автомобилей, катушек, есть внешний вид и есть внутреннее содержание. Поэтому никаких декоративных накладок (необходимый минимум), цвет: молотковый мат или «рыбацкий» красный.

5)    Рукоять резьбовая, как у самых дешевых китаек, самых дорогих «Шимано» и ульяновских «Орионов». Одним люфтом меньше.

6)    Ось кноба не заклёпана, а в виде болта с резьбой, для возможности полной разборки и чистки от песка.

7)    Ни одной обратной резьбы, всё по «правилу буравчика», чтобы не было трагедий, как у «Эксии».

8)    Крышка корпуса снимается, не сдвигая ротора («Si»).

9)    Болтик съема оси шпули – самого трущего места в катушке – тут же, сразу доступен для ухода за ней.

10) Шариковых подшипников три: один в роторе, два по плечам. Международных стандартов, для легкой замены.

11) Флажок включения мультистопа там, где до него легко дотянуться мизинцем руки, держащей удилище.

12) Главная пара шестерён только винтовая гипоидная, т.е. с зубьями по торцу (как протектор у колеса автомобиля). Помимо прочности-долговечности даёт характерную плавность хода.

Сочетание бесконечного винта с конструктивно-силовой передачей. Лебедка – внушительнее не бывает. По материалам желательно использовать не консервную жесть, а отходы гиперзвуковых ракет.

13) Шайба антиреверса типа шимановской (предпоследний вариант), но с более броскими метками, чтобы при сборке мог разобраться не слишком подготовленный человек.

Кажущаяся сложность обманчива. Самый адекватный по регламенту мультистоп. На нефтедоллары надо покупать только чай, кофе, бананы и вот такие технологии. При своем производстве легко заменить целиком.

14) Ролик лесоукладывателя – это самый высокооборотистый узел, требующий постоянного ухода. Поэтому шимановский вариант без шарикоподшипника. Снаружи может быть попроще, потолще чтобы мог выточить любой токарОптимальная по живучести конструкция ролика лесоукладывател15) Дужка лесоукладывателя, в открытом положении, должна уходить далеко, почти на 180 градусов («ЛИЗ»). Она не должна бить по пальцам, если крупный человек рыбачит в перчатках. Она не должна быть толстой, как сейчас модно (на деле же – пустая банка из-под пива), а монолитная, сталистая. Чтобы можно было подогнуть, если создаст эффект пружины.

Оптимальная по живучести конструкция ролика лесоукладывателя.

15)    Дужка лесоукладывателя, в открытом положении, должна уходить далеко, почти на 180 градусов («ЛИЗ»). Она не должна бить по пальцам, если крупный человек рыбачит в перчатках. Она не должна быть толстой, как сейчас модно (на деле же – пустая банка из-под пива), а монолитная, сталистая. Чтобы можно было подогнуть, если создаст эффект пружины.

16) Пружины, закрывающие дугу не сложные и стреляющие при разборке, как у «Риоби», не простейшие «Часовые», как у вьетнамской «Дайвы» или у «Si», не с вечно ломающимися пластмассками, как у «Либры» и «Зеуса», а простые – в две детали, как у «Катаны». Или в три, как у «Кобры». Зарубежные «умники» на всех последних дорогих моделях убрали механизм отключения антиреверса (чтобы приучить пользоваться фрикционом, продлить моторесурс), а мы уберем механизм, закрывающий дужку – лишние детали. Открываем и закрываем рукой.

17) Фрикционные шайбы как можно большей суммарной площади. Это даст плавность настройки.

18) Трещётка фрикциона при вращении шпули – звонкая, хорошо слышная, камертонистая металлическая пластинка. Её звук должен всегда присутствовать, сигнализируя о перезагрузках.

Прямая пластина звонче изогнутой.

19) Пластиковый треугольник фиксации лески (он же – ограничитель дальности) на шпуле не заклепан, а на болтике, регулируемый по высоте, как у «Ориона». Хорошо забытое старое.

20) И, наконец, главная фишка будущего «Калаша». Вместо «пластилиновых» шпуль «Стеллы» и «Сальтиги» - никелированная, как у «Ориона 001». Прочное покрытие и сам металл под ним, по старому ульяновскому рецепту.

Передние стенки шпуль «Орионов» после многолетней эксплуатации.

Вот, примерно такую катушку хотелось бы иметь. В трех типоразмерах: «сороковку», способную справляться с тонкими шнурами, под концепцию сверхдальнего заброса; средние варианты; и «тысячный» ультралайтовый для «скриничной игры».

Есть и второй вариант, попроще. Время «Ориона» прошло, модернизации он не подлежит в силу совершенной и завершенной, для своего времени, конструкции. А вот «ЛИЗ» вполне годится для модернизации, как болванка-заготовка. Это хорошая катушка, которой нельзя было ловить сразу. Требовалась доработка шпули для оптимальной намотки более тонких лесок. После этого ловить ею было огромным удовольствием. Винтовая передача давала плавный ход, передаточное отношение 2,9:1 не доставляло никаких неудобств. У популярной «Невской» 1:1. Дужка открывается далеко за счет оригинальной конструкции ротора, самосброс невозможен. 

«ЛИЗ» (345 гр.) и современный японский «трехтысячник» (320 гр.). Если сравнять лесоемкость, уменьшив ротор и шпулю «ЛИЗ», то сравняется и вес.

Винтовая гипоидная передача «ЛИЗ» солиднее и надежнее японского варианта. Если пересверлить эксцентрик (болт с резьбой) ближе к зубьям, это увеличит ход шпули, намотка станет плотнее. Надо возрождать, желанный проект.

 Ролик поменять на современный, вращающийся, под шнуры. Уменьшенную шпулю так и оставить: с суровой ниткой №00 по периметру задней стенки, это харизматично. Ничего подобного сейчас в мире не делают, ниша свободна. Такая, качественно доведенная до совершенства кондовая простота способна достойно заменить весь существующий ныне ширпотреб, используемый для обучения – освоения, для ловли на удочки-донки, для тролинга и тд. Этакий «фолькс» (народный), только не «ваген» (автомобиль), а катушка для внутреннего потребления». Хотя она обязательно будет угрожать и мировому рынку своей функциональностью и «культовым» моделям своей живучестью и ценой.

Причины, по которым производство катушек, на сегодняшний день, кажется нам утопией в целом известны, это долгий разговор у рыбацкого костра. В любом случае нужен молодой, талантливый инженер, озаренный богом, как Михаил Калашников. Рыбак, конечно, с коллективом таких же энтузиастов-технарей.

И Верещагина им в помощь из «Белого солнца пустыни» с пулеметом «Льюис» в шкафу. У тех же немцев таможня работает, как новосибирская ГЭС – вода бежит в одну сторону. Для импорта все шандоры открыты на полную, еще и веслом подгребают, возвращая деньги за вывозимый товар, если чек сохранился. Если как у нас, то есть обратно в Обское море: «Это вам к херр Верещагину. Он на плотине живет, ему за державу обидно».

Если жить в стране дураков, то можно просто заказать катушки в Китае. Назвать «Обь», «Волжанка», «Калаш» и торговать с грехом пополам. Это вполне возможный позор.

Если жить в стране гениев, то нужно брать самую высокую планку и считать конкурентами только пресловутые «катушки для внутреннего японского рынка». Качество исполнения и применяемые материалы должны быть такими, чтобы все попытки подделать приводили к фиаско.

Самодельный мульт середины 80-х годов. Лесоукладыватель приводился в движение отдельной шестеренкой с эксцентриком, возвращаясь в исходное положение при помощи пружинок.

Первый, он же последний отечественный мульт. Дата выпуска 30.06.1992

 

За старым годом приходит новый. Исторически все всегда менялось и безусловно будет меняться. Для этого в России нужно жить долго, чего всем искренне желаю. Ну, да терпение у нас рыбацкое, половим пока «импортным добром».

Конец.

Содержание:

  1. Современные катушки, взгляд изнутри. Часть 1. Ретро.
  2. Современные катушки, взгляд изнутри. Ретро: "ЛЭМЗ".
  3. Современные катушки, взгляд изнутри. Ретро: "Дельфины".
  4. Современные катушки, взгляд изнутри. Ретро: "Орионы" и горбачевский завоз
  5. Современные катушки, взгляд изнутри. Продолжение.
  6. Современные катушки, взгляд изнутри. Дайва и АБУ
  7. Современные катушки, взгляд изнутри. Риоби, Тика, Банакс.

С уважением, Сергей Шаталов.

Лучшие комментарии
Кренк
Кренк 631 Новосибирск
29 декабря 2021, 22:25
С удовольствием прочитал все части о катушках. Очень интересно , познавательно и легко читается. Здоровья автору и с наступающим НГ !!!
sergey_shatalov
sergey_shatalov 7896 Новосибирск
29 декабря 2021, 14:21
@Gori72, спасибо, взаимно!
Титан сделает катушку легче, но дороже. Для морской воды это имеет смысл, так как все алюминиевые корпуса оттуда, подернутые белой пудрой коррозии. У нас на лодочной базе один рыбак оставил бумажную пачку соли на боковой полке "Прогресса". Не знаю, сколько прошло времени, но на дюралевой полке оказалась дыра по форме пачки и безнадежно пострадало днище. Бумажная пачка сохранилась лучше металлической лодки. Титановый или пластиковый корпус уцелел бы. Вечную катушку никто и никогда не сделает. Срок службы любого механизма лучше всего продляет удобство его обслуживания.
tulpanov
tulpanov 3 Новосибирск
28 декабря 2021, 21:54
С наступающим, Сергей Михайлович! СПАСИБО Вам за труд от всей души
Комментариев10
tulpanov
tulpanov 3 Новосибирск
28 декабря 2021, 21:54
С наступающим, Сергей Михайлович! СПАСИБО Вам за труд от всей души
Gori72
Gori72 295 Новосибирск
28 декабря 2021, 23:10
"Качество исполнения и применяемые материалы должны быть такими, чтобы все попытки подделать приводили к фиаско". Правильно Сергей, корпуса и роторы - из титана, валы и шестерни - из отходов гиперзвуковых ракет 😊 Будем передавать катушки по наследству, как семейные реликвии! С наступающим! Здоровья и всего хорошего в НГ!
sergey_shatalov
sergey_shatalov 7896 Новосибирск
29 декабря 2021, 14:21
@Gori72, спасибо, взаимно!
Титан сделает катушку легче, но дороже. Для морской воды это имеет смысл, так как все алюминиевые корпуса оттуда, подернутые белой пудрой коррозии. У нас на лодочной базе один рыбак оставил бумажную пачку соли на боковой полке "Прогресса". Не знаю, сколько прошло времени, но на дюралевой полке оказалась дыра по форме пачки и безнадежно пострадало днище. Бумажная пачка сохранилась лучше металлической лодки. Титановый или пластиковый корпус уцелел бы. Вечную катушку никто и никогда не сделает. Срок службы любого механизма лучше всего продляет удобство его обслуживания.
sergey_shatalov
sergey_shatalov 7896 Новосибирск
29 декабря 2021, 14:21
@tulpanov, спасибо, с наступающим!
Кренк
Кренк 631 Новосибирск
29 декабря 2021, 22:25
С удовольствием прочитал все части о катушках. Очень интересно , познавательно и легко читается. Здоровья автору и с наступающим НГ !!!
vladimirzlobin2005
vladimirzlobin2005 217 Новосибирск
30 декабря 2021, 09:50
Очень интересная статья! После прочтения понял, что до создания идеальной катушки нам очень далеко. Сергей Михайлович, спасибо Вам за ваш труд! С наступающим новым годом!
соловей
соловей 166
30 декабря 2021, 11:57
Можно ещё дополнить втулочки на плечи ротора, чтоб не получалось как у Твина)).
Как будто заново съездил в те города Германии.
artemel
artemel 9 Краснообск
1 января 2022, 13:30
@sergey_shatalov, из алюминиевой группы - дюраль самая коррозионная.
sergey_shatalov
sergey_shatalov 7896 Новосибирск
2 января 2022, 19:30
@artemel, так и есть
sergey_shatalov
sergey_shatalov 7896 Новосибирск
2 января 2022, 19:31
@vladimirzlobin2005, спасибо. С новым годом! Здоровья