Инструкция о действиях рыбоохраны

catterpillar
catterpillar
2490 Барнаул
7 мая 2012, 16:27

Утверждена

Приказом

Главрыбвода Министерства

рыбного хозяйства СССР

от 30 ноября 1979 г. N 91/П

Согласована

с Главным управлением охраны

общественного порядка МВД СССР

12 октября 1979 г. N 4/5-7454

ИНСТРУКЦИЯ

О ДЕЙСТВИЯХ ИНСПЕКТОРОВ РЫБООХРАНЫ

ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НАРУШЕНИЙ И ЗАДЕРЖАНИИ НАРУШИТЕЛЕЙ

ПРАВИЛ РЫБОЛОВСТВА И ОХРАНЫ РЫБНЫХ ЗАПАСОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящей Инструкцией регламентируются действия инспекторов рыбоохраны при выявлении нарушений и задержании нарушителей Правил рыболовства и охраны рыбных запасов.

1.2. Согласно п. 15 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР руководители органов рыбоохраны, их заместители и инспекторы органов рыбоохраны имеют право требовать от должностных лиц учреждений, предприятий, организаций, колхозов и от отдельных граждан объяснения по поводу допущенного ими нарушения Правил рыболовства и охраны рыбных запасов; задерживать лиц, нарушивших указанное Положение и Правила рыболовства, для установления их личности и составления протокола (акта) о нарушении, отбирать у нарушителей находящиеся при них орудия лова, плавучие и другие транспортные средства, а также незаконно добытую рыбу и других водных животных и растения.

1.3. Действия инспекторов рыбоохраны при вскрытии нарушений Правил рыболовства и охраны рыбных запасов, задержании нарушителей, изъятии у них орудий лова, плавучих и других транспортных средств, незаконно добытой рыбы, а также при оформлении протоколов (актов) о нарушении должны основываться на строгом соблюдении социалистической законности, глубоком знании Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, Устава службы органов рыбоохраны, Правил рыболовства, а также других нормативных актов, регламентирующих охрану рыбных запасов.

1.4. В соответствии с п. п. 5 и 6 Устава службы органов рыбоохраны под термином "инспектор рыбоохраны" подразумеваются государственные инспекторы по должности и лица, которым предоставлены права государственных инспекторов, а также общественные инспекторы и члены добровольных народных дружин, специализирующихся на охране рыбных запасов.

1.5. Во время исполнения служебных обязанностей госинспекторы рыбоохраны обязаны быть в форменном обмундировании с нагрудным знаком и иметь при себе оружие, фотоаппарат и бинокль.

1.6. В отдельных случаях, определяемых начальником бассейнового управления, допускается исполнение госинспекторами рыбоохраны своих служебных обязанностей не в форменном обмундировании.

1.7. При исполнении обязанностей по охране рыбных запасов общественные инспекторы рыбоохраны и народные дружинники специализированных добровольных народных дружин должны иметь при себе соответствующие удостоверения и нагрудные знаки.

2. Обращение инспекторов рыбоохраны с должностными лицами

и гражданами

2.1. Инспектор рыбоохраны при исполнении служебных обязанностей или общественного долга по охране рыбных запасов должен вести себя вежливо и тактично, обращаться к должностным лицам и гражданам на "вы", замечания и требования излагать корректно и убедительно, не допуская слов и действий, оскорбляющих личность и достоинство.

2.2. В обращении с должностными лицами и гражданами, нарушившими Правила рыболовства и охраны рыбных запасов, недопустимы:

высокомерный тон, грубость и заносчивость;

ироническое или невежливое изложение существа нарушения;

оскорбительные выражения и реплики;

бестактные нравоучения, упреки и необоснованные обвинения;

угрожающие слова, жесты и знаки.

2.3. В разговоре с нарушителями Правил рыболовства и охраны рыбных запасов инспектор рыбоохраны обязан проявлять спокойствие, выдержку и рассудительность, не вступать в пререкания и споры и не отвечать грубостью на грубость.

Если во вскрытии нарушения участвуют два и более инспекторов рыбоохраны, то разговор с нарушителями ведет один, как правило, старший по должности.

2.4. С подростками и несовершеннолетними гражданами, совершившими нарушение Правил рыболовства и охраны рыбных запасов, инспектор рыбоохраны должен обходиться так же вежливо, как и со взрослыми гражданами.

Замечания этим лицам делаются с учетом их возраста, психологии и уровня развития.

3. Порядок задержания нарушителей Правил рыболовства

и охраны рыбных запасов

3.1. Обнаружив факт нарушения Правил рыболовства и охраны рыбных запасов, инспектор рыбоохраны должен поздороваться с нарушителем, представиться - назвать свою должность и фамилию, при наличии просьбы нарушителя предъявить удостоверение личности, после чего изложить ему существо допущенного нарушения.

Например: "Здравствуйте. Районный инспектор рыбоохраны Петров. Гражданин, Вы нарушили Правила рыболовства в бассейне Азовского моря, которыми запрещается бой рыбы острогой и из огнестрельного оружия".

3.2. Если нарушитель на сделанное ему замечание или разъяснение существа допущенного нарушения реагирует возбужденно, необходимо дать ему время успокоиться.

3.3. При открытии нарушения инспектор рыбоохраны должен обратить внимание на наличие у нарушителя огнестрельного или холодного оружия и принять необходимые меры предосторожности.

3.4. Нарушителю должна быть предоставлена возможность дать объяснение по существу совершенного им нарушения. Только после этого может быть принято решение о задержании нарушителя для составления протокола (акта) и об изъятии у него орудий лова, плавучих и других транспортных средств, незаконно добытой рыбы, других водных животных и рыбопродуктов.

3.5. В случае возникновения конфликтной ситуации при открытии группового нарушения Правил рыболовства и охраны рыбных запасов инспектор рыбоохраны должен правильно оценить обстановку и принять необходимые меры по предотвращению и ликвидации конфликта. При этом необходимо с помощью участников рыбоохранного рейда изолировать нарушителей друг от друга, выявить зачинщиков, участников нарушения и задержать их для составления протокола (акта).

3.6. Приняв решение о задержании нарушителя, инспектор рыбоохраны устанавливает его личность, для чего предлагает предъявить документы, удостоверяющие личность (паспорт, удостоверение на право управления транспортным средством либо другой документ, имеющийся у нарушителя).

3.7. Проверяя документы нарушителя Правил рыболовства и охраны рыбных запасов, инспектор рыбоохраны должен руководствоваться конкретной обстановкой, проявлять бдительность и наблюдательность за действиями нарушителя.

3.8. Проверяемые документы нельзя ронять на землю, выставлять под дождь или снег, загрязнять, мять, загибать страницы.

Если документ находится в бумажнике или в него вложены записки и деньги, то необходимо предложить владельцу документа самому вынуть документ из бумажника и освободить его от указанных предметов.

3.9. При отказе нарушителя Правил рыболовства и охраны рыбных запасов предъявить документы, удостоверяющие его личность, или при отсутствии у него документов инспектор рыбоохраны устанавливает личность нарушителя личным опознанием или путем опознания другими лицами.

3.10. Если не предоставляется возможным на месте открытия нарушения установить личность нарушителя Правил рыболовства и охраны рыбных запасов, то в соответствии с п. 15 "б" Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства и водоемах СССР инспекторы рыбоохраны доставляют нарушителя для установления его личности в ближайший сельский (поселковый) Совет, отделение милиции, инспекцию рыбоохраны или штаб ДНД.

3.11. Препровождение задержанного нарушителя в упомянутые в п. 3.10 настоящей Инструкции учреждения производится, как правило, на транспорте инспекции рыбоохраны либо на транспорте других организаций и отдельных граждан, участвующих в рыбоохранном рейде, либо пешим порядком с учетом сложившейся обстановки.

3.12. Выборка из водоема браконьерских орудий лова и незаконного улова производится нарушителем. При отказе нарушителя от выборки орудий лова и улова она производится инспекторами рыбоохраны, участвующими в открытии нарушения.

3.13. Одновременно инспектор рыбоохраны должен принять меры к выявлению очевидцев нарушения и выяснению их установочных данных (фамилии, имени, отчества, места жительства).

3.14. По каждому случаю нарушения Правил рыболовства и охраны рыбных запасов вне зависимости от того, обнаружен или не обнаружен нарушитель, немедленно, но не позднее 24 часов после открытия нарушения инспектор рыбоохраны составляет с соблюдением п. п. 4 и 7 Инструкции "О порядке составления протоколов (актов) и по учету отобранных орудий лова, плавучих, средств и рыбы" один протокол (акт) - независимо от количества лиц, участвовавших в данном нарушении.

3.15. По грубым нарушениям Правил рыболовства и охраны рыбных запасов инспектор рыбоохраны, помимо документов, предусмотренных Инструкцией о порядке составления протоколов (актов), с учетом конкретной обстановки и реальной возможности оформляет в произвольной форме акт осмотра места нарушения, отобранных у нарушителя орудий лова, плавучих и других транспортных средств и рыбы с подробным описанием обнаруженных на них следов браконьерского лова рыбы (слизи, крови, чешуи и т.п.). Этот акт подписывается лицами, участвующими в открытии нарушения, и нарушителем. Затем производится фотографирование общей картины нарушения, нарушителя, отобранных орудий лова, транспортных средств, улова и другого рыболовного имущества, которое может служить доказательством вины нарушителя в совершении правонарушения. Инспектор рыбоохраны принимает необходимые меры к сохранению этого имущества до окончательного разрешения дела.

3.16. Признаками, определяющими грубые нарушения Правил рыболовства и охраны рыбных запасов, за которые могут быть наложены повышенные размеры штрафа, являются: повторность нарушений, незаконный вылов ценных видов рыб и других водных животных и растений, вылов рыбы в значительных размерах, применение гражданами промысловых орудий лова при лове рыбы для личного потребления, лов рыбы хищническим способом (с помощью огнестрельного оружия, острог и других колющих орудий, взрывчатых и отравляющих веществ, электротока, временных сооружений, перегораживающих русла рек), загрязнение и засорение водоемов, повлекшее гибель рыбы либо воспрепятствовавшее ее проходу на нерестилища, если вышеуказанные нарушения по закону не влекут за собой уголовной ответственности.

4. Оперативные рейды и порядок их проведения

4.1. Оперативные рейды - одна из наиболее эффективных форм борьбы с браконьерством и другими нарушениями Правил рыболовства и охраны рыбных запасов. Они могут проводиться силами и средствами органов рыбоохраны с участием работников милиции, общественных инспекторов рыбоохраны и народных дружинников.

4.2. Рейды организуются и проводятся по инициативе районных, областных и республиканских инспекций рыбоохраны, а также бассейновых управлений с учетом целей и задач, которые перед ними ставятся, а также рыбоохранной обстановки на водоемах.

4.3. Каждый рейд заранее планируется. В плане указываются время и продолжительность проведения рейда, водоем или его участки, по которым проводится этот рейд, состав рейдовых групп, материально-техническое их обеспечение. В плане указывается старший группы.

4.4. Рейдовая группа должна комплектоваться не менее чем из трех-четырех человек (государственных и общественных инспекторов рыбоохраны, работников милиции или народных дружинников) и возглавляться опытным государственным инспектором.

4.5. Для выполнения поставленных задач, связанных с выходом в заданный район, перехватом, преследованием и задержанием нарушителей Правил рыболовства и охраны рыбных запасов, рейдовая группа с учетом ее численности и условий действия обеспечивается автомототранспортом и плавучими средствами.

Для поддержания оперативной связи между подвижными группами, а также со стационарными рыбоохранными постами, инспекциями рыбоохраны и бассейновыми управлениями рейдовые группы обеспечиваются средствами радиосвязи.

4.6. Перед началом рейда ответственным за его проведение лицом ставятся конкретные задачи, дается характеристика водоема в районе действия, указываются время и маршруты выхода в заданный район, объявляются порядок поддержания оперативной связи, позывные и время выхода в эфир.

4.7. В период проведения рейда каждый его участник обязан добросовестно относиться к порученному делу, проявлять активность и принципиальность, строго соблюдать требования рыбоохранного законодательства и правила личной безопасности.

4.8. По окончании рейда ответственный за его проведение докладывает руководству инспекции (бассейнового управления) о результатах рейда, оформляет документы на нарушителей для привлечения их к административной или уголовной ответственности. В соответствии с требованиями инструкции решает вопрос о конфискатах.

5. Задержание нарушителей Правил рыболовства

и охраны рыбных запасов с плавучих средств

5.1. Рыбоохранные суда и другие плавучие средства органов рыбоохраны закрепляются за инспекциями рыбоохраны, поступают в распоряжение старших государственных инспекторов по автономной республике, краю, области и районных государственных инспекторов рыбоохраны и используются только по прямому назначению.

5.2. Организация службы на рыбоохранных судах определяется Уставом службы на судах флота рыбной промышленности СССР.

5.3. Ответственным лицом за работу и сохранность судна как в плавании, так и на стоянке является судоводитель, которому доверено судно.

5.4. Во время оперативной работы по охране рыбных запасов команды рыбоохранных судов выполняют все указания инспектора рыбоохраны, которые передаются команде рыбоохранного судна через судоводителей.

5.5. Решения об остановке и осмотре рыбопромысловых судов или плавсредств, принадлежащих гражданам, принимает инспектор рыбоохраны или старший инспекторской группы.

5.6. Остановка рыбопромысловых судов и других плавучих средств производится:

с помощью мегафона, рупора или просто голосом (в случае отсутствия указанных средств). Например, подается команда: "Мотоботу N 10 (промысловому судну, катеру, мотолодке и др.) остановиться (застопорить ход) для проведения осмотра органами рыбоохраны";

сигналами судовой сирены (с целью обратить на себя внимание);

в необходимых случаях пиротехническими средствами (ракетами), выпущенными с борта рыбоохранного судна.

5.7. Если нарушитель не выполняет команды и не реагирует на сигналы инспектора рыбоохраны об остановке, инспектор рыбоохраны должен принять следующие меры к его задержанию или розыску:

дать команду судоводителю: "Полный ход, принять меры к задержанию судна-нарушителя";

произвести фотографирование судна-нарушителя;

записать его бортовой номер (название);

связаться с инспекцией или плавсредствами и автотранспортом рыбоохраны (по радиосвязи) с целью перехвата и задержания нарушителя, сообщив направление его движения, бортовой номер (название) и предполагаемый пункт назначения;

подобрать оставленные орудия лова и рыбу.

5.8. Способы и методы высадки инспекторов рыбоохраны на промысловые суда и другие плавсредства с борта рыбоохранного судна определяются судоводителем, который обязан принять все меры предосторожности, исключающие какие-либо повреждения своего и останавливаемого судов или другого плавсредства, а также увечье и гибель людей. При этом инспектор рыбоохраны не вмешивается в управление судном и деятельность судоводителя по обеспечению безопасности плавания судна.

5.9. Инспектор рыбоохраны или старший инспекторской группы, прибыв на борт судна, обязан:

поздороваться и представиться капитану (бригадиру, звеньевому) или владельцу судна по форме: "Я инспектор органов рыбоохраны Петров; предъявить служебное удостоверение и объявить причину остановки судна;

организовать осмотр судна и производить его в присутствии капитана (бригадира, звеньевого) или владельца судна;

установить особое наблюдение за поведением команды, владельца плавсредства и других лиц, находящихся на борту, с целью недопущения попыток выброса за борт запрещенных орудий лова и незаконно добытой рыбы.

5.10. При осмотре судна проверяются судовые документы, помещения, оборудование, орудия лова, грузы и все добытое в результате лова.

5.11. Во время нахождения на борту проверяемого судна инспектору или инспекторам рыбоохраны запрещается вступать в споры и пререкания с членами экипажа, владельцем судна и другими лицами, находящимися на борту проверяемого судна.

5.12. Оставшиеся на рыбоохранном судне или других плавсредствах работники органов рыбоохраны должны внимательно следить за проверяемым судном или плавсредствами, принадлежащими гражданам, с целью своевременного предотвращения с их стороны враждебных действий.

5.13. При обнаружении вещественных доказательств нарушений Правил рыболовства и охраны рыбных запасов на промысловом судне (лов рыбы без разрешения, запрещенными орудиями лова, нарушение ведения промыслового журнала и т.д.) инспектор рыбоохраны составляет соответствующий протокол (акт) о допущенных нарушениях, а также принимает решение об изъятии незаконно добытой рыбы и запрещенных орудий лова.

5.14. По окончании осмотра промыслового судна инспектор рыбоохраны делает отметки в промысловом журнале и в разрешении на право ведения промысла (рыболовном билете) с указанием следующих сведений:

дата, время и место нахождения (в момент проверки);

количество (вес) выловленных объектов промысла;

имеющиеся замечания по результатам проверки и подпись (разборчиво).

5.15. В случае обнаружения нарушений Правил рыболовства и охраны рыбных запасов со стороны граждан следует действовать в соответствии с правилами, изложенными в главах 2, 3 и 6 настоящей Инструкции.

5.16. Ответственность за сохранность отобранных и задержанных у нарушителей рыбоохранного законодательства рыбы, орудий лова, плавсредств и иного рыболовного имущества во время рейса несет инспектор рыбоохраны.

6. Необходимая оборона и ее применение в работе

по охране рыбных запасов

6.1. Ст. 13 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик установлено, что не является преступлением действие, хотя и подпадающее под признаки деяния, предусмотренного уголовным законом, но совершенное в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите интересов Советского государства, общественных интересов, личности или прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

6.1.1. Превышение пределов необходимой обороны признается лишь в тех случаях, когда обороняющийся прибегнул к защите такими средствами и методами, применение которых явно не вызывалось ни характером и опасностью посягательства, ни реальной обстановкой и без необходимости причинил посягающему тяжкий вред.

6.1.2. Законодательство о необходимой обороне не применимо к лицам, причинившим гражданам тяжкий вред при устранении малозначительных, не представляющих общественной опасности посягательств.

6.2. В соответствии с п. 4 Постановления N 6 Пленума Верховного Суда СССР от 3 июня 1977 г. "О практике применения судами законодательства об охране природы" действия работников природоохранительных органов, милиции, народных дружинников и граждан, выполняющих свой служебный или общественный долг по охране природы, направленные на пресечение преступных посягательств, а также на задержание преступника в целях пресечения такого посягательства, являются правомерными и не влекут уголовной или иной ответственности, даже если ими вынужденно был причинен вред преступнику, так как в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик эти действия должны рассматриваться как совершенные в состоянии необходимой обороны. Уголовная ответственность за причинение вреда преступнику в указанных случаях может наступить лишь, если при этом было допущено превышение пределов необходимой обороны.

6.3. Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 4 декабря 1969 г. N 11 "О практике применения судами законодательства о необходимой обороне" состояние необходимой обороны наступает не только в самый момент нападения, но и в тех случаях, когда налицо реальная угроза нападения. Состояние необходимой обороны не может считаться устраненным и в том случае, когда акт самозащиты последовал за актом хотя бы и оконченного нападения, но по обстоятельствам дела для обороняющегося не был ясен момент окончания нападения.

Не признаются законом совершенными в состоянии необходимой обороны действия обороняющегося, причинившие вред нападающему, лишь в том случае, если они были совершены уже после того, как нападение было предотвращено или окончено, и в применении средств защиты уже явно миновала необходимость, и следовательно, эти действия выступали как акт мести - самочинной расправы.

6.4. Действия должностных лиц и граждан по задержанию преступника в целях пресечения его преступного посягательства или предпринятые непосредственно после посягательства для доставления преступника в соответствующие органы власти должны рассматриваться как совершенные в состоянии необходимой обороны. Уголовная ответственность за причинение вреда преступнику в указанных случаях может наступить лишь при условиях, если действия, причинившие вред преступнику, не являлись необходимыми для его задержания, явно не соответствовали характеру и опасности посягательства и обстановке задержания.

6.5. Лица, виновные в посягательстве на жизнь и здоровье работников рыбоохраны, лесной охраны, охотничьих инспекций и иных органов охраны природы, а также общественных инспекторов этих служб, несут ответственность по соответствующим статьям уголовного закона.

6.6. Угроза в отношении должностных лиц и общественных инспекторов органов охраны природы, а равно граждан, выполняющих свой общественный долг, или совершение в отношении указанных лиц насильственных действий в связи с их участием в предупреждении, пресечении преступления или правонарушения, влекут ответственность по ст. 193 УК РСФСР и соответствующим статьям уголовных кодексов других союзных республик.

6.7. Инспектор органов рыбоохраны вправе с соблюдением изложенных в настоящей главе положений о необходимой обороне активно защищаться от неправомерных действий нарушителей Правил рыболовства и охраны рыбных запасов, которые препятствуют их задержанию, изъятию у них незаконно добытой рыбы и рыбопродуктов, орудий лова, плавучих и других транспортных средств, а также оказывают сопротивление при доставлении их с целью установления личности в ближайший сельсовет, отделение милиции, инспекцию рыбоохраны или штаб ДНД.

6.8. О случаях посягательства на жизнь и здоровье госинспекторов рыбоохраны, общественных инспекторов рыбоохраны, народных дружинников и других граждан, выполняющих свой служебный или общественный долг по охране рыбных запасов, а также угроз или насильственных действий в отношении этих лиц в связи с их участием в предупреждении или пресечении нарушений Правил рыболовства и охраны рыбных запасов инспектор рыбоохраны делает отметки в протоколе (акте) о нарушении Правил рыболовства, и кроме того, составляет отдельный акт в произвольной форме, в котором подробно излагает существо посягательства, угроз или насильственных действий. Акт подписывается лицами, участвующими в открытии нарушения, нарушителем и лицами, присутствовавшими при совершении этих действий. Указанный акт приобщается к протоколу (акту) о нарушении Правил рыболовства и охраны рыбных запасов.

А это определение, что такое рейд и где он проводится.

Комментарий1
catterpillar
catterpillar
2490 Барнаул
7 мая 2012, 16:48
Гражданский Процессуальный кодекс
Глава 25. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ
РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

2. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Статья 255. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства



К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.