В гостях у сказки, или страна непуганых ленков

8 сентября 2014, 15:58

Всю дорогу экспедицию капитана Татаринова поджидали неприятности… © Два Капитана

Начались неприятности с того момента, когда за неделю до старта пришлось по независящим от нас причинам кардинально менять маршрут. Обзвон знакомых, имеющих хоть какое то отношение к Якутии, обзвон знакомых знакомых, и всё это тогда, когда уже билеты на руках, и счёт до старта идёт на часы и минуты – нервные клетки убиваются на раз. Но вроде всё решено, оговорено, и мы 29.08 заблаговременно с рюкзаками и тубусами стартуем в аэропорт, где нас ждёт ещё одна неприятность – рейс задерживается на неопределённое время… Сидим в кафе, поглощаем кофе, смотрим на часы, волнуемся. Звоним в Якутск Нюргуну – человеку, который должен нас встретить и познакомить с проводником, абонент недоступен. Начинаем седеть раньше времени… Диктор по матюгальнику объявляет – пассажиры рейса Новосибирск-Якутск, вас ожидает на выходе из аэропорта автобус до гостиницы Новосибирск. Состояние шоковое, нервы на пределе. Едем обратно в город, заходим в гостиницу, где на ресепшен узнаём, что самолёт наконец-то прибыл, и до вылета три часа.

Успеваем принять душ в халявном номере, и снова в аэропорт – рейс задержали на 8 часов… Зато проводник с Якутии наконец то вышел на связь. Хоть что-то хорошее… Регистрация, ещё полчаса томительного ожидания, и мы в самолёте. Разгон по бетонке, отрыв, лайнер начинает набор высоты. Поехали… Откидываю голову на подголовник, закрываю глаза, вспоминаю, как всё начиналось…

Ещё пару лет назад, сидя на берегу ленивой Оби после очередной рыбалки, мы мечтали о какой-нибудь поездке на неизведанные и новые места, будь то Монголия, Якутия, или Сахалин… Север Томской области нас уже на тот момент не прельщал обилием надоевших в НСО щук. Горный Алтай так же не рассматривался из-за обилия туристов. С выбором региона для экспедиции нам очень помог небезызвестный на нашем сайте Николай Анатолич «Якут». Начитавшись его рассказов, мы просто «заболели» идеей посетить сказочные места Якутии, где девственные леса, непуганые мифические ленки и таймени…

- Наш самолёт набрал высоту 11000 метров, за бортом -50 градусов, экипаж желает вам приятного полёта! – голос бортпроводника вернул меня в сегодняшний день. Расстегнул ремень безопасности, вставил в уши наушники… - It’s the Final Countdoun – голос Джоуи Темпеста звучал жизнеутверждающе… Снова закрываю глаза.

Почти год назад мы с Гриней решили, что просто сидеть и мечтать – мало, надо действовать. Начали активно собирать информацию, обрастать знакомствами, рассматривать различные варианты, изучать карты, историю, мифологию Якутии… Весной твёрдо решили – экспедиции быть. Загодя, в конце июня, взяли билеты, на которых было красиво выведено – 29.08.2014г 22-00 рейс Новосибирск-Якутск. Это была точка невозврата…

Шасси коснулись бетонки. Мы в Якутске!!! В аэропорту нас встретил наш новый знакомый Нюргун – неунывающий улыбчивый и располагающий к себе человек. Потихоньку начинаем успокаиваться, напасти вроде миновали, едем на рынок, закупаем провиант и недостающие мелочи для автономного путешествия, и вот 80й крузак Нюргуна мчит нас на север по намскому тракту к великой и могучей Лене… Дорога заканчивается, и появляется Она…

Тут же нас встречает наш проводник Петро –коренной эвенкиец, охотовед, человек леса, любящий и уважающий природу, бережно и чуточку религиозно к ней относящийся…

Петро нас маленько расстроил, сказав, что сегодня на запланированную реку с редким для этих мест русским названием Белянка мы не попадём – на Лене надвигается шторм, и нам надо торопиться, чтобы хотя бы успеть дойти до местной перевалочной базы охотников на правый берег реки. Надо сказать, что Лена в тех местах ничуть не меньше в ширину нашего водохранилища, и шторма там не шуточные, сам видел. Кстати, измеряются в баллах, как на море, и в прогнозах местных метеорологов указываются.

Хоть и торопимся успеть дойти до базы до шторма, но в устье Алдана делаем обязательную остановку – Петро просит нас положить на воду по бутерброду с маслом. Это приношение Байонаю, местному покровителю рыбаков и охотников.

На базе заселяемся в уютный домик, ужинаем, и ложимся спать – после всех перипетий и почти суток без сна вырубаемся довольно быстро.

С утра, пока Гриша с Леной спят, готовлю нехитрый завтрак, попутно обсуждая с местными охотниками варианты заброски на Белянку. Охотники качают головами, сильный шторм, ветер, а до устья Белянки по Лене 40км, даже баржи стоят на якоре в такую погоду… Как запасной вариант, рассматриваем небольшой приток Лены в 200м от базы, там по рассказам успешно ловится хариус и некрупный ленок… Гриня после завтрака схватил спиннинг, и побежал туда на разведку, откуда вернулся довольный – словил таки щуку на двушку… Местный охотник взахлёб рассказывает друзьям – я думал, он её помыть в воду опустил, а он просто её отпустил, представляете? Отпустил!!!

Приходит Петро, и даёт команду собираться – по одному ему известным приметам ветер вот вот должен ослабеть, и сегодня наша задача дойти до Белянки, и начать подъём в горы. Нам повторять не надо, грузимся в огромный 555й солар с водомётным тохой50 (движки с меньшим объёмом на Лене не котируются), и вперёд! Как говорит Леночка Безменова, навстречу приключениям опаздывать нельзя!!!

Сквозь бури и грозы летит наш фрегат, раздвигая опавшие листья… Спустя два часа мы у устья Белянки, там встречаемся еще с одной лодкой и двумя сопровождающими – серьёзные якутские дядьки с ружьями и охотничьей лайкой сопровождали нас весь сплав, везли канистры с бензином, занимались мелкой работой по лагерю…

Идём вверх. Петро рассказывает нам про реку, показывает выходы вечной мерзлоты, рассказывает, что давным давно, при СССР, он был стоматологом, а потом с развалом союза ушёл в лес, выбил себе охотничий участок, и на данный момент работает охотинспектором, заодно подрабатывает гидом у туристов…

Так за разговорами, минуя перекаты, мы прибыли к месту первой стоянки. В планах была дозаправка, чай, и дальнейший подъём в горы, но с нами же был Гриня… Который тут же схватил ультролайтовый спиннинг, и возбуждённо ускакал к перекату, откуда скоро вернулся страшно довольный, гордо размахивая добытым хариусом. Петро тут же сделал малосол, хариуса схомячили в момент, и двинулись дальше.

Первая ночёвка на реке подарила нам и первых ленков, причём счёт по ним открыла Лена. Получился каламбур – Лена поймала ленка на притоке Лены…)))

Утро нас встречает солнечной погодой. Завтракаем остатками ухи из ленка, и продолжаем подъём по реке, входим в предгорье, становятся видны вершины верхоянского кряжа… К вечеру добираемся до самой высокой точки нашего путешествия – начало Белянки, тут сливаются две речки, Мунья и Тагынжа. Встаём на днёвку.

Место лагеря с двух сторон определено перекатами, с противоположного берега скала и прижим с ямкой, тут гуляют ленки, что и доказывает Гриня, а чуть позже я… С сумерками клёв сходит на нет. Вскрытие показало, что брюхо ленков забито ручейником. Гриня опять берёт в руки ультролайт. Теряет пару мормышек, но всё-таки после очередного заброса побеждает ленка. Проводники смеются – кто же на такую удочку тут рыбачит..)))

На следующий день на лодке обследуем близлежащие перспективные места. Везде клюёт разнокалиберный ленок, клюёт на всё, блюфовские колебалки и блёсны на ура, к вечеру охотно берёт на мыша… Когда и мышь перестаёт работать, в ход идут воблеры. Пригодился 85й мираж, который неоднократно выручал меня на «домашних» речках, тут он тоже оказался актуален.

Начинаем светиться от количества поедаемой нами рыбы. Каких только рецептов мы за время сплава не напридумывали, варили, жарили, делали малосол… Петро угостил нас малосольной икрой-пятиминуткой из сига – впечатлило…

Но нас не оставляет надежда поймать мифическую рыбу – тайменя…

В среду решено начать спускаться вниз, по пути пробивая сплавом понравившиеся места.

К вечеру встаём на устье небольшого притока, отличная яма с обраткой, затишки в обе стороны – классика жанра… Пока я прокидываю ближайшую протоку, слышу сопение Грини за спиной, тащит хорошего ленка вроде… Хотя какой к чёрту ленок с таким белым брюхом и отливающей синевой спиной… Таймень!!! Вернее, таймешонок. Поздравляю друга с поимкой мифической рыбы, целуем, отпускаем… Эх, такого же бы, но чтоб раз в 10 (хотя бы) потолще!!!)))

До ночи хлестаем воду, но лишь вездесущие ленки изредка нарушают покой…

Стою по колено в воде, и ловлю себя на мысли, что вот уже пол часа я просто так, без всяких мыслей, смотрю на звёздное небо над головой… Полный отрыв от цивилизации. В голове вакуум. На душе покой. Счастье.

В 5 утра проснулся от того, что замёрзли уши. Кое как открыл замёрзший замок на палатке, вылез… На улице оказывается нешуточный мороз. На деревьях иней, катушки на спиннингах колом… Пришлось отогревать их на костре.

В Якутии очень хорошо чувствуется дыхание севера, в конце сентября по рассказам местных на реках уже образуются забереги, начинает выпадать снег. Надо сказать, что за всё время нашего путешествия мы увидели капризы якутской погоды во всей красе – каждый день она менялась… То дул сильный ветер, то шёл дождь, то как ни в чём не бывало светило всё ещё по летнему тёплое солнце… В один из вечеров, кажется во вторник, когда весь день лил сильный дождь, нам даже пришлось заночевать в охотничьей избушке, укрытой под пологом леса, которую нашли, возвращаясь с охоты, наши проводники. Просушили вещи и спальники.

Продолжаем спуск. Вдруг Петро резко бросает руль, хватает сайгу и с двух выстрелов укладывает двух крохалей влёт. Это произошло быстрее, чем мы вообще что то поняли – настоящий якутский охотник-профессионал.

Это был четверг. В пятницу мы должны были по плану выйти из тайги. Уже подкатывала к горлу грусть от предстоящего расставания с Белянкой, якутской тайгой, с суровыми северными людьми… Решено было организовать небольшой, но праздничный ужин. Петро сварил наваристую шурпу из крохалей, мы пожарили ленков в муке, разрезали последнюю булку хлеба… Один из наших проводников, тот, который с ушами, лапами, и хвостом, тоже не остался обделённым – головы ленка, кости от утки, потроха – под конец Талбон (так звали лайку) уже не мог твёрдо стоять на ногах, и лениво развалился чуть поодаль, грустно поглядывая на нас умными собачьими глазами…

Последний день спуска. Идём до Лены. Прокидываем спиннингами реку в надежде поймать хотя бы ещё одного тайменя. Это отчасти удаётся, на одном из перекатов опять же Гриня достаёт таймешонка, ещё мельче предыдущего, стряхивает его с крючка с добрым напутствием… Я же на следующей ямке достаю диво дивное – на не мелкую колебалку позарился самый настоящий сиг!

И тут Байанай решил продлить наше с ним общение ещё на пару часов – Петро маленько не рассчитал с бензином, и он кончился. До следующей заначки с канистрами нужно было пройти по прямой 6км, но это не учитывая извилистого русла реки))) Сплавлялись по течению, любовались красотами тайги, грустили… Заправились. Ещё пол часа, и мы идём вверх по Лене. Ещё пару часов, и мы видим 80й крузак на берегу, и по привычному довольное лицо Нюргуна… Сказка заканчивалась.

Заботливый Нюргун снял нам квартиру в Якутске, посвятил нам всю субботу, показывая город и достопримечательности, и в 5 утра в воскресенье посадил нас в самолёт.

Сухой СуперДжет заложил крен на правое крыло. В иллюминаторе мелькнули трубы ТЭЦ, знакомые очертания улиц… Толчок от приземления, самолёт покатился по бетонке. Грустные глаза Грини, и слова – ребята, а ведь мы всё-таки это сделали…

Тайга не может просто так вот взять и отпустить. Если ты там был, то она навсегда поселится в твоей душе и в сердце, и будет без конца манить тебя своей девственной красотой, простотой, и характером… Вот и я чувствую, что ещё не раз вернусь туда. Не зря же мы, выходя из Белянки, кинули по монетке в воду.

Всем хороших рыбалок, интересных приключений, и до встреч на водоёмах!

Алёха713
8 сентября 2014, 16:42
Саня, почему ты книг не пишешь?? Сильно! "+"
tvn
8 сентября 2014, 17:04
хорошая поездка!+
посмотрел на природу, речку... мышкование - как будто опять в тех краях побывал! :)
Якут
8 сентября 2014, 17:18
Хорошо Саша написал, я как дома побывал... юность вспомнилась на этой реке. Спасибо за экскурсию в прошлое...
8 сентября 2014, 17:19
Полторы минуты со сплава тут http://www.youtube.com/watch?v=CK9sBjC-R3I
БАБ4..
8 сентября 2014, 17:19
"ловлю себя на мысли, что вот уже пол часа я просто так, без всяких мыслей, смотрю на звёздное небо над головой… Полный отрыв от цивилизации. В голове вакуум. На душе покой. Счастье."-Очень знакомое состояние,особенно покой-чувство полной безопасности.Рад за вас!!!Вы обязательно туда вернетесь.
rubl
8 сентября 2014, 17:23
Заплакали, дрожа от всхлипов, Тютчев и Тургенев.
На небосклоне мастеров пера, блистает новый гений.
Егор1
8 сентября 2014, 18:26
Спасибо за отчет! Полное и великолепное сочетание шикарных фотографий с замечательным художественным повествованием! Белая зависть пронизывает! Молодцы ребята!!!!
Гриня
8 сентября 2014, 18:31
Саня, все супер написал, но выкинуть из текста гостей в гостинице и якутскую угадай мелодию не простительно!
Патрик
8 сентября 2014, 19:40
оставлю скрин довольного якута на память....кажется именно так так выглядит человек, чья давняя мечта воплотилась в жизнь))(0:53) Молодцы!!!
Роман-Романыч
8 сентября 2014, 19:54
Саня, Гриша, Лена молодцы! Какую сумму на следующий год собирать? ;)
Rapalla
8 сентября 2014, 21:08
Овчинка выделки , то СТОИТ !
МОЛОДЦЫ! Что говорят местные с рыбалкой на Лене ,почему именно притоки , а как же сама р. Лена ?
Ромуальдович
8 сентября 2014, 21:09
Повествование получилось даже лучше, чем у самого Молотка !!
8 сентября 2014, 21:42
Гриня, друк, это тема для отдельного отчёта)))
Artem.ru, слишком большая река, недели хватило только чтобы один приток обследовать;)
Роман-Романыч, денег много не бывает)))
Ромуальдович, пора менять старые кадры...)))
Всем спасибо за отзывы.
Андрюха-Тихон
8 сентября 2014, 21:55
Классно!!!!! Просто слов нет....МОЛОДЦЫ!
lushkoff.serg2
8 сентября 2014, 22:23
Отличный отчет! Молодцы ребята! +
Бородяга
8 сентября 2014, 22:41
Адназначна написать нада чёнибудь после прочтения такого!
Жизнь прожита не зря! Это вкратце, но суть передал.
Фотографа вам бы исчо! :)
denden10
8 сентября 2014, 23:03
Отличные фотографии.... Эмоционально написано... Всем по пятерке... Всем троим!!!! Сашке за рассказ особенно.....!!!
nik58
8 сентября 2014, 23:07
Вот и отчётик нашёлся. Красиво Отдохнули, Молодцы. Теперь Вы точно ТУДА вернётесь. Болезнь "Таёжные Реки" не чем не лечится - диагноз верный.+
Lexx_pl
9 сентября 2014, 11:24
Отличный отчет.. теперь ждем отчет Григория...тоже думаю не менее интересно напишет...ну или хотя бы фотки
Паш
9 сентября 2014, 11:45
Молодчаги! Места канеш обалденные!
Можно услышать во сколько обошлось удовольствие?
Кстати таймешка можно и на речках алтая осенью зацепить при удачи.
9 сентября 2014, 11:54
Паш, в Турцию можно было пару раз слетать за эти деньги... А вообще, такие поездки бесценны. Они на всю жизнь.
Рыпзащитник
9 сентября 2014, 12:10
Вот это настоящий отдых! Это вам не тайская рыбалка на озере, забитом прикормленными монстрами.
Отчет супер! Завидую белой завистью.
червонец_НСК
9 сентября 2014, 12:29
Сижу на "любимой" работе и читаю эти строки,супер Александр,держи мой 61+
Shirokov
9 сентября 2014, 13:41
Молодцы, классный отчет, супер поездка! Такой отпуск запомнится на всю жизнь.
Бывший
9 сентября 2014, 14:17
Обалденно!
Перечитал на два раза, на несколько раз пересмотрел.
Выбил ты из рабочей колеи, что сказать... ))))
плохой
9 сентября 2014, 14:34
Супер!Ради таких впечатлений никаких денег не жалко!
eremenko.volodua
1249 Ордынское
9 сентября 2014, 18:58
Апостол, Лютая белая зависть и мечта идиота побывать в таком месте. Спасибо за красивый отчет.++++++++
serg_75
0 Красноярск
10 сентября 2014, 07:51
отличный отчет.приезжайте к нам на Енисей, на Подкаменную Тунгуску..У нас тоже есть чем похвастать.Кстати с недавнего времени по Енисею стали ходить такие
же скоростные суда как на фото выше, с названием ЛЕНА.Их вместо РАКЕТ пустили.
Нюргун_Саха
10 сентября 2014, 08:49
Милости просим в Якутию. Организуем туры, походы, рыбалку, охоту. Пишите на эл. почту 2010-kap@mail.ru
СКИф
10 сентября 2014, 09:03
Приятно удивляет отсутствие на фото алкоголя и сигарет. Строгий редактор? Шурпу из крохалей без стакана и Петро бы есть не стал))
10 сентября 2014, 09:50
СКИф, Петро не пьёт. Да и мы за всю экспедицию не выпили ни грамма спиртного... Там не нужны искусственные стимуляторы сознания.
10 сентября 2014, 09:52
Нюргун_Саха, приветствую тебя на сайте новосибирских рыболовов, дружище!!!)))
sibirsk
10 сентября 2014, 10:25
Здорово!++++
Алекс1973
10 сентября 2014, 14:02
блин, тут своих "рыбачков" до Чанов проблема уговорить сгонять,все в одного чаще приходится))) а чтоб так---- ну просто слов нет!Молодцы, что желание претворяете в жизнь!!!Так держать!!!А то что не только в рыбалке профи, но и в описании оной - это вообще огромный плюс!На одном дыхании, перечитывая отдельные моменты проглотил, жена тоже под впечатлением!Спасибо и еще раз - так держать!!!!!!!!!!
shuba66
10 сентября 2014, 14:30
Апостол...Саша, отчёт - просто Замечательный!!..Жму руку!..Удачи!!..
romrom
10 сентября 2014, 16:05
класс, молодцы ребята, описано все красиво, в какую сумму примерно обходится сее путешествие на одного чела?
Гриня
10 сентября 2014, 16:20
romrom, Рома это закрытая информация , что бы не травмировать нервы людей на сайте. Вобще если соберешься звони, теперь у нас там есть надежный друг с которым и не так дорого и надежно)
Егор1
10 сентября 2014, 23:08
Какое редкое единство в оценках на сайте! Тьфу-тьфу-тьфу... через левое плечо.))))
saad
12 сентября 2014, 08:00
Супер!!++++
xob
12 сентября 2014, 20:17
Спасибо! С такой литературой и в зиму уходить не страшно. Загрустишь - почитаешь... и до тепла. Здорово ходили, прекрасно ловили, а как отчитались - слов нет, одни восторги!!!
brd577
12 сентября 2014, 22:02
Молодцы ребята, вы это сделали. Респект вам и уважуха. Классный отчёт и фото. Сразу вспомнилась наша поездка в 2005г в Якутию, рыбачили в заповеднике "Ленские столбы".
Molotok
14 сентября 2014, 15:22
отчет прямо литературный шедевр!!! "якуты" и "молотки" отдыхают в сторонке)))
voloha21
2267 Иркутск
14 сентября 2014, 18:49
Хороший отчет, интересный! На сегодняшний день в реке Лене стало гораздо больше рыбы чем в советские времена, не говоря уже о её притоках. Ленские столбы - это очень красиво!
ксс1212
16 сентября 2014, 00:08
И вправду сказка! Очень интересная за душу берет с первых строк не говоря уже об остальном.Просто вы это это сделали и другим дали надежду на сказку!!!!!
Carbon
16 сентября 2014, 13:30
Хорошо-Молодцы... С таким проводником как "Петро" тоже охота хоть на край света, если он с карабина сайги двух крохалей..., короче голодным с им не останешься...,хотя ты же тоже аФтор снайпер?... сразу вспоминаешь к/ф Снайпер 2 -тунгус. Вы молодцы ребята +++
17 сентября 2014, 22:51
Molotok, нет, Вова, я за твоей славой не погонюсь, и подражать рассказам "Якута" не хотел совсем... Муза в мозг ударила случайно... Валера "Карбон", карабин мне в тот сплав давали в руки, снятым с предохранителя, с патроном в патроннике... Слава Аллаху, не пригодилось.
БЕРДСКИЙ
12 октября 2014, 15:25
Посмотрел и прочитал на одном дыхании. Молодцы.
Антошка
22 сентября 2015, 09:54
Отличная поездка. Даже не представляю, какие впечатления заложены на всю оставшуюся жизнь. Каковы ощущения от SSJ100?
11 октября 2015, 01:45
Антошка, я не силён в гражданской авиации... Небольшой, но просторный. На наборе и спуске чуть потряхивает, но не сильней, чем в троллейбусе. Мне не с чем сравнивать.
dimalov
1013 Барнаул
25 января 2016, 12:17
Очень красивый и эмоциональный отчет. Почувствовал знакомые эмоции, очень понравилось про звездное небо, сам залипаю на него в подобных поездках. Спасибо))