Убитая железная дорога.

Ромуальдович
Ромуальдович 25958 Новосибирск
27 мая 2015, 15:59

" Ломать - не строить " (Не все так славно в Датском королевстве).

----------------------------------------------




Всего немного времени прошло с тех пор, всего 15 лет, когда могущественная организация под названием "РЖД" уничтожила единственную железную дорогу, соединяющую Транссиб с севером Новосибирской области, с Колыванским районом.

Дорога эта начиналась на станции Кокошино, что за Чулымом, а заканчивалась в Пихтовке.

Фрагмент карты 80 - ых годов.




Начали строить её в 1929 году. Стране нужен был лес, и строили железку, чтобы вывозить его с лесоразработок севера Колыванского района. Начинали строить её комсомольцы, но в начале 30 - годов контингент лесорубов поменялся, и стройка стала частью ГУЛАГа. Маховик репрессий начал поставлять на лесоповал зэков. Можно сказать, что замешано там было на поте с кровью. Протяжённость дороги ( до Пихтовки ) была 179 км. Были сделаны два прекрасных моста в Мальчихе и Пихтовке ( через Баксу ). От Пихтовки в тайгу были были проведены лесовозные узкоколейки. Во время войны дорога внесла большой вклад в Победу. Ведь именно из тех берёзовых лесов были сделаны тысячи прикладов винтовок и автоматов - лес прямиком по жел. дороге шёл в Ижевск и Тулу, на оружейные заводы. Также лес направлялся на шахты Кузбасса.




Вдоль дороги возникло 30 поселений. Дорога стала в прямом смысле слова источником жизни для десятков окрестных деревень. Старожилы еще помнят многолюдные сельские ярмарки в селе Пенёк, ныне обезлюдевшем.

В 1993 году при губернаторе Индинке закрыли участок дороги Пенёк - Пихтовка, а в 1997 г. губернатор Муха с подачи руководства "РЖД" закрыл полностью железную дорогу. К 2000 году все рельсы повырывали и увезли. Три тысячи местных жителей потеряли работу и дорогу на Большую землю. Край обезлюдел. Молодёжь разбежалась, остались в основном одни старики умирать. Насыпь с каждым годом всё более зарастает молодым лесом, а на месте некоторых поселений только заросли конопли в рост человека.




( Снимки с Интернета )

Сомневаюсь, что всё это делалось от бедности и невозможности содержать дорогу. Ведь в то же время были выстроены железнодорожный музей на ст. Сеятель и Детская жел. дорога в Заельцовском парке, возведение которых требовало значительных средств. Можно было просто законсервировать дорогу до лучших времён.

По сути, местное население было брошено на произвол судьбы и заброшен край с богатейшими урманами с обилием клюквы, залежами торфа. Людям по железной дороге удобно было добираться до тайги с её охотой и рыбалкой, грибами - ягодами.

Аналогичная ситуация произошла в то же время в Мошковском районе. Там закрыли жел. дорогу Мошково - Ташара.

Комментариев26
МАВ67
МАВ67 1516 Новосибирск
27 мая 2015, 17:36
Столкнулся с таким-же в д.Красный Яр Томской области.В деревне был леспромхоз,в сутки по узкоколейки протяжённостью 120км из тайги вывозили по 1000м3 леса.В девяностые заглох леспромхоз,а потом и рельсы сняли продали в Китай.
Ромуальдович
Ромуальдович 25958 Новосибирск
27 мая 2015, 18:41
МАВ67, а меня интересует, куда же делись все баржи, что зимовали у нас в Затоне. Неужели тоже в Китай продали ??
МАВ67
МАВ67 1516 Новосибирск
27 мая 2015, 19:04
Ромуальдович, Нет что ты из них танки Армата сделали:)
CerVak
CerVak 13378 Новосибирск
28 мая 2015, 00:20
По молодости после института 2 или 3 раза ездили по осени компанией до ст. Лось за клюквой. Красивые были места!
Vova11
Vova11 2786
28 мая 2015, 10:00
А я в тех краях в первый класс пошел,в Лаптевке.Отец на высылке был.Было это в 63 году,поезд состоял из пяти вагонов-3 пассажирских,1-товарный и одна цистерна,а во главе паровоз.Последний раз был там в 83 году,уже тепловоз тягал вагоны,да и вагоны были чуть не дореволюционные.Там научился рыбачить и плавать.До конца дней своих буду помнить,а может еще и побываю там,правда родных и близких там нет,но все равно тянет.Ромульдович спасибо!!!+++
Ромуальдович
Ромуальдович 25958 Новосибирск
28 мая 2015, 12:11
Я больше не буду выкладывать подобные материалы, не относящиеся к рыболовной тематике на Фишингсибе. Всё таки здесь не Форум краеведов, а рыболовный сайт.
Егор1
Егор1 788
28 мая 2015, 12:22
Ромуальдович,
Очень жаль! ((((
DmG
DmG 12347 Новосибирск
28 мая 2015, 13:30
Ромуальдович, зря, сайт хоть и рыболовный, но интересно читать историю тех мест, куда ездим на рыбалку.
АБМ
АБМ 824 Новосибирск
28 мая 2015, 15:10
Ромуальдович,

Новосибирский речной порт потерял свое значение как крупная перевалочная база для северного завоза. Грузовых рейсов на северА крайне мало сейчас. А пассажирских нет совсем.
Основной поток перехватила железная дорога. Соответственно весь (почти) флот, в т.ч. и баржи ушли работать в среднее (нижнее) течение Оби.
Те составы, что сейчас на реке работают - на 95% песок таскают из пригорода.
И судовой ход давным давно не чистят как раньше. Редко работающий земснаряд можно увидеть.

P.S. Пиши еще. Всегда интересно почитать исторические статьи.
ANDY
ANDY 1190 Новосибирск
28 мая 2015, 16:29
В конце 90-х с Пихтовки по узкоколейки добирались на самодельной дрезине на Шегарку) веселое было приключение - особенно по мосту через Шегарку страху натерпелись :), тогда для местных это был путь за ягодой, грибами, охотой и рыбалкой) а основная дорога уже в то время разбиралась на металлолом - поищу , где-то фото с той поездки было
vlad40
vlad40 4562 Новосибирск
28 мая 2015, 20:57
"Я больше не буду выкладывать подобные материалы, не относящиеся к рыболовной тематике на Фишингсибе. Всё таки здесь не Форум краеведов, а рыболовный сайт".

Ромуальдович, рыболовный - это ведь не значит, что только крючки и палки нужно обсуждать! История своего края - это тоже очень важно, и интересно, и её надо знать! Без прошлого нет будущего! А ваши рассказы действительно привносят в сайт много интересного, и оживляют скучную рутину!
Ждем следующего "урока" по истории! +
@любитель
@любитель 1125
28 мая 2015, 21:24
А сколько семей кормилось вокруг этих узкоколеек. Это и станция и обслуживающий персонал. К ст. Пенёк в конце 80-х подвели 2-х цепную ЛЭП 35кв.для нужд села, леспромхоза. Теперь там только самогон пьют от безделия. Ни сельского хозяйства, ни леспромхоза, ни ЖД нет. Люди занимаются,как в древние времена собирательством ягод, грибов, охотой, рыбалкой. А рыбалка там отменная.
Якут
Якут 4313 Новосибирск
29 мая 2015, 09:35
Давайте согласимся, что эта ветка потеряла свое значение в связи с закрытием леспромхозов и отсутствия объемов перевозок. А содержать как музейную ценность не позволяет бюджет НСО. Нужна она была пока там располагались комендатуры. Колыванская комендатура была во Вдовинском (за Пихтовкой) на самый рассвет этого "мероприятия" НКВД там было 12 поселений таких как Черемшанка, Тетеринский, Хохловский, Косицы, Шагерский и т.д. в которых насчитывалось 1016 хозяйств и 4405 едоков. А так же был лагерь, где содержались рабочие лесозаготовок. К стати там отбывали ссылку Анастасия Ивановна Цветаева, дочь Н.И. Бухарина Светлана Николаевна Гурвич-Бухарина, дочь Р.А. Петерсона Майя Рудольфовна Петерсон и многие другие.
Была там еще одна дорога, от Вдовина в ТО - дорога смерти, вот тут кое что о ней http://klv-bib.ngonb.ru/pihtovka/Istorij/doroga%20v%20nikuda.htm
LeXXXuS
LeXXXuS 10056 Новосибирск
30 мая 2015, 11:17
Я и не знал что на север дорога была. Эх, как не хватает туда ее, я бы каждый выходной туда гонял))
@любитель
@любитель 1125
30 мая 2015, 12:09
Дорога была по "железке" вроде 3 раза в неделю от ст.Кокошино.
филатов
филатов 1134 Новосибирск
30 мая 2015, 18:04
Ромуальдович,
Я больше не буду выкладывать подобные материалы, не относящиеся к рыболовной тематике на Фишингсибе. Всё таки здесь не Форум краеведов, а рыболовный сайт.

Очень жаль!
@любитель
@любитель 1125
30 мая 2015, 19:09
филатов, Поддерживаю, очень интересные темы. А давайте это расценивать как дороги к месту рыбалки. Вот тематика о фишингсибе.
Бородяга
Бородяга 5359 Бердск
31 мая 2015, 22:18
Володя, поправь, пожалуйста, свой пост, где ты как бы решил завязать с поиском и ознакомлением нас с интереснейшей информацией. Видна некоторая обида, непонятна причина. Забей! Не поздно ещё. Иначе так и будем все просто заглядывать на сайт. Просто заглядывать.
ded48
ded48 428 Новосибирск
31 мая 2015, 22:39
,Пиши.Это важно и нужно!
Леха-154
Леха-154 17592 Новосибирск
1 июня 2015, 09:55
Интересно стало!((..
NetFisher
NetFisher 1979 Новосибирск
1 июня 2015, 15:35
Владимир, всегда читаю Ваши рассказы и заметки, очень нравится. Обязательно продолжайте писать, ведь и рыбакам нужно знать историю своего края. Спасибо Вам!
vlad40
vlad40 4562 Новосибирск
1 июня 2015, 20:45
Ромуальдович, а может быть Вам просто сделать свою тему (например, "История родного края") в курилке? Это ведь не воспрещается! Кому неинтересны Ваши рассказы, тот и не будет эту тему посещать, а кому интересно, тот будет!!
Ромуальдович
Ромуальдович 25958 Новосибирск
1 июня 2015, 21:01
vlad40, подобные непрофильные темы надо интегрировать в Отчёты о рыбалке ( в качестве лирического отступления ). Тут ведь необходимо размещать фотоматериал и документы сразу в большом размере. В таком случае и здешние ортодоксы будут удовлетворены ( в своей идейной нетерпимости ).
И в конце концов, чего это мне одному отдуваться ? :) Пусть и другие присоединяются. К примеру, у Молотка хороший слог...
Natyralist
Natyralist 76 Новосибирск
3 июня 2015, 16:57
А я уж подумывал, что единственный в моей жизни поход за клюквой с турклубом и станция Лось - это мне приснилось )))
Всё-таки это не сон!!!
mr.nikita38
mr.nikita38 237
19 июня 2015, 10:03
Всегда с большим увлечением читаю ваши статьи,смотрю фото...Не хотелось бы чтоб вы прекратили писать здесь.Я сам приезжий и очень многое почерпнул из ваших материалов.Это всегда очень увлекательно и интересно.
dobrota
dobrota 0
3 июля 2015, 12:25
Не совпала ли разборка этой дороги с реконструкцией вокзала Новосибирск Главный. Тогда же рельсы старогодние в китай отправляли, а китайцы вокзал ремонтировали
Наверх