За хариусом на горный Алтай

11 августа 2013, 18:47

Эпиграф: -Молоток, палево, палево, опарыши с потолка сыпятся!!!

Такой крик разбудил меня в 2 ночи в избе. Совершенно потерявшись от услышанного, натянул спальник на голову. Да ну их, этих опарышей… И чего только не приснится жаждушему рыбаку!!!

Нагрузка была приличной. Экспедиция мобильная. Каждый день марш бросок. На автомобиле конечно. Поиск хариуса – дело весьма непростое. Речек на горном Алтае очень много, но далеко не во всех есть хариус. Поймать его на знаменитой Катуни – вообще большая удача. Поскольку лето еще в разгаре, по теории хариус должен быть в верхах, в небольших реках и мелких ручьях, нагуливаясь к зиме. В такие места и была рассчитана экспедиция.

Первая проблема возникла с местным населением по заброске на вездеходах. Пустые обещания. Благо что этим уже стали заниматься многие. Однако ценники просто поразили. Чтобы попасть в самое заветное для нас место на оз.Джулукуль- необходимо было заплатить 50 000 рублей, что по бюджету было не реально.

Дороговизна забросок- явное превышение спроса над предложением. Вся дорога М52 – сплошной поток автотуристов. И как ни странно основная масса из Новосибирска. Просто катаются туда сюда. Даже новая тупиковая дорога на путинскую дачу- предмет авто экскурсии: доехать до кпп, сфотаться, и развернуться назад.

Тем не менее после грозного перевала Чике-таман полу дикий горный Алтай до сих пор остался таким же. Кемпингов и баз мало, но придорожных кафе в достатке. До самой границы с Монголией. Рыбаков вообще практически нет. Ловят хариуса на горных речках в основном местные. Способ лова один- балда: обычная удочка или спиннинг простой с большим поплавком, отгруженный добрым куском свинца, от поплавка до груза на 2 метрах с пяток мушек.

Мы рыбачили в основном на сплетню: два поплавка, один большой вверху, другой маленький с отгрузкой внизу. На сплетне тоже 5 разноцветных мушек.

Вторая проблема- опять местное население. Вечно пьяные, наглые, обезбашенные братья алтайцы откровенно утомили: дай водку, дай сигарету, свари пельмени, заплати деньги (мы тут хозяева!!!). Стараясь не вступать в конфликты, согласно форумским инструкциям, напряженно улыбаемся, отшучиваемся. Чувствуя за своей спиной поддержку всей недалеко расположенной деревни, наглеют с каждой минутой, нарываясь на драку. Хорошо, что у нас весьма мобильная экспедиция, собрались за 10 минут да и поехали куда подальше…

Инструкция путешественнику по горному Алтаю:

1. Останавливаться на ночевку желательно на базах или кемпингах. На крайний случай- рядом с другими палатками, лагерями.

2. В конфликт с местным населением не вступать. Плюнешь в морду одному- прибежит вся деревня.

3. Все вещи спрятать в палатки и машины. Все что оставите на виду- украдут.

4. Мясо, особенно баранину, дешевле купить в Новосибирске.

Продвигаясь все выше и выше, обследуем попутные речки: Сема, Урсул, Яломан, Чибит. Хариус не ловится. Лишь неуверенные поклевки. Позади перевалы Семинский и Чике-таман. Вот и снежные вершины, гольцы, далекие сверкающие ледники.

Верховые озера Курайского хребта обжиты несколькими базами. Рыба в озерах- хариус, голец, щука. Некоторые озера зарыблены форелью. Рыбалка на форель платная. 600 рублей в день на человека. Для этих диких мест ценник весьма приличный. Тем более что ловится так себе. Несколько штук в день. Однако нам не повезло. Разведгруппе из двух человек поймать форель так и не удалось. Так называемый голец оказался на поверку обычным гольяном, легко умещающемся на пальце руки. Щук небольших в озерах видели, но не поймали. Да особо и не нужна была.

Дневка на хребте у Михалыча. На базе полно всякой живности, на усладу туристам. Черный Абама- прикольный козел. Встает на задние ноги, целует в десна, выпрашивая печеньки. Очень полюбил нашего Профика.

Музейный комплекс с разными артефактами: старые музыкальные инструменты, гардероб военной формы СССР, коллекция прибитых к стенкам маек с росписями, и прочие развлекухи… Народу нравицца !!! (с) кин-дза-дза.

Большое расстояние (1200 км от сиба), компенсировалось прекрасными горными пейзажами, снежными вершинами, ледниками.

Р. Башкаус встретила нас бурным течением, порогами, перекатами, мощными прижимами. 6 категория сложности для сплавщиков. На пузотерках уже сложно. Дорога с камнями, крутые перевалы. Если пойдет дождь- можно остаться там надолго. Пересаживаемся на арендованный уазик. Чудо советского автопрома с периодически пропадающими тормазами добавляет адреналину. Слева от дороги скала, справа крутой обрыв в горную реку. Дорога настолько узка, что двум машинам не разъехаться.

Но все эти трудности и опасности ничто по сравнению с поклевками хариуса. Бьет мощно, в руку. Сплетня с мушками забрасывается в омут, тихий залив, на границу струи, в обратку. Именно там чаще всего происходят поклевки. Хариус мелкий. Мало. Часто отпускаем, выбирая на ужин самых крупненьких в малосол. Пара часов и готово: мясо нежное, удивительно вкусное, тает во рту. Можно пожарить на рожне, на углях костра. Запах с ума сводит, но малосольный на мой взгляд вкуснее.

Хариус оказался действительно в верховьях рек. До самых истоков, конечно, без вертолета или на конях не добраться. Но можно дождаться когда рыба будет сама скатываться вниз. А начнется миграция на зимовальные ямы уже в сентябре. Вот где будет золотое время рыбалки!!!

vladiss
11 августа 2013, 20:30
Молодец! Хорошо написал)))
Апостол
11 августа 2013, 19:10
Классный отчёт, классное путешествие, классная компания. Это на всю жизнь.;)))
Бородяга
11 августа 2013, 19:23
Вот же ж! Готовил себе последнюю фотку на заглавие отчёта, если соберусь писать, а тут вона чё! :)
А так молодцы! И порыбачили даже! :) Жаль, своих не смог уговорить свернуть с маршрута в ваши края, да и не состыковались бы без связи.
11 августа 2013, 19:36
Бородяга респект!!! как сьездили расскажи или напиши весть, отчет!!!))
rubl
11 августа 2013, 20:28
Хорошо, очень хорошо!
vladiss
11 августа 2013, 20:30
Молодец! Хорошо написал)))
разведкабоем
11 августа 2013, 23:55
хороший отчет, красивые места, насчет узкоглазых правда не до конца тема раскрыта, там реально небезопасно! к сожалению наш отдых был испорчен ст.109 по итогу поездки у двоих наших парней вот такие дела не советую отдыхать в тех краях
Петрович!
12 августа 2013, 00:15
Молоток, молодец, хорошо написал! Вот только я, глядя в пропасть с заднего сидения, не знал, что у УАЗика тормоза периодически пропадали :-)
А так Апостол всё правильно выразил.
lushkoff.serg2
12 августа 2013, 08:44
Молодцы! Отдохнули отлично, и отчетец приятный.
vlad
12 августа 2013, 09:15
про скатывание рыбы в сентябре - имею опыт полного ноля в сентябре на башкаусе выше саратана и слабую рыбалку на троечку на чулышмане в районе язулы...
Егор1
12 августа 2013, 09:52
Молодцы!!!! Шикарные фото, теплая компания... Отчет от Володи - стабильно информативный, хоть и лаконичный!))) +
Гриня
12 августа 2013, 11:12
Отличный отчет, молодцы пацаны)))
Dust
13 августа 2013, 13:01
Отлично! Хариус малосольный ням-ням, согласен ))
виталий69
14 августа 2013, 08:31
разведкабоем, поддержу Соболя, надо брать местного на машине(желательно таксиста или его корефана- они там в авторитете), тогда отдыхаешь с "кавказским гостеприимством". Одним лучше не ездить, как только переезжаешь границу (если на автобусе), алтайские мыши превращаются в "крутых крыс".
виталий69
14 августа 2013, 08:34
Ждал вашего отчета. Места красивые, хорошая компания, пойманный хариус- это останется в памяти навсегда, а плохое забудется.
НиколайМ
14 августа 2013, 15:53
Честно говоря, не думал, что с аборигенами на столько всё плохо... :( А так, респект путешественникам! Занимательный отчёт, чувствуется рука автора. :)
Shev80
15 августа 2013, 20:55
Был у Михалыча в 2009 году. И Абама молоденький еще был)) (говорили, что съедят его в тоже лето). Интересно вспомнить.
Вроде как ВДВ-шкик Михалыч.
За отчет лови +
ЗЫ.Как фото вставить?
Петрович!
16 августа 2013, 02:18
Shev80, говорят, что Обама, когда был молоденький, машины туристов бодал и мял. А теперь повзрослел и остепенился :-)
Shev80
16 августа 2013, 16:07
Петрович!, Да вроде нашу машину не бодал. Только скакал, как КОЗЁЛ и травку с рук кушал))))
Егор1
16 августа 2013, 20:13
vlad
Год на год не приходится.... Бывает и день на день на горной речке.... Дождик зарядит - и пиндец!((((
DST
22 августа 2013, 18:50
недопонял относительно предварительных договоренностей с местными. Была договоренность, и вас прокинули?
23 августа 2013, 12:49
да. Они не соблюдают никаких договоренностей. Кто больше нальет тот и победил))
DST
23 августа 2013, 17:03
наливать им, млин, вообще нельзя! у них от этого крышу сносит сразу, и характер общения, и без того не простой, от этого резко изменяется не в сторону улучшения! К тому же, если налил раз, то нальешь и еще, отказаться будет уже намного сложнее! Но вообще, вы, возможно, не на тех попали.. там действительно лучше всего брать кого-либо из местных в качестве проводника, это решает многие проблемы. точно знаю, что такие местные там есть, более-менее надежные, но прямыми их контактами не обладаю..
smu0700
11 сентября 2018, 20:44
разведкабоем, по твоему отношению к местным получается - какой привет, такой ответ ... местные не такие, было бы так - вас у нас вообще бы не было ... не нужно судить о народе по одному, двум людям - такие везде есть ...
smu0700
11 сентября 2018, 20:52
DST, приезжайте безо всяких контактов. Никто вас не тронет. Не знаю на кого вы там нарываетесь, но едем ли мы на охоту или на рыбалку, а вашего брата (туристов) хоть пруд пруди - больше, чем местных и безо всяких местных "телохранителей" ... Приезжайте почаще, отдыхайте. Как раз начинается сезон на хариуса, щуки полно в озерах, но не везде бесплатно (озера) ...