12 часов полета

kazan
11 апреля 2011, 02:36

…Эх, лихие девяностые!...

В конце восьмидесятых сменял я государеву службу на кооператив, их тогда наплодилось в городе, как блох на барбоске. А скажите, чего не плодиться?.. Налоговых инспекций власти еще не придумали, а уж полиций - тем более!.Вся отчетность кооператоров умещалась на одном листике размером А4, каковой ежеквартально относился инспектору райфинотдела и принимался там безо всяких комментариев (не знали толком, чего спрашивать.)

У нашего кооператива были Свидетельство о регистрации, расчетный счет в банке и круглая печать, и мы, два десятка парней, именовались «юридическим лицом». А права у этого лица были совсем не такие, как у физического, в чем вскоре появилась возможность убедиться.

Один из сотрудников как-то помянул, что сам родом с острова Сахалин, и в конце очередного позднего совещания с копченой курятиной и некоей толикой «конины» родилась мысль, а не смотаться ли нам туда на недельку..Сахалинец припадет к родным камням , а мы с компаньоном порыбачим там , где в жизни не были..

Вскоре после состоявшегося телефонного разговора выяснилось, что главный старинный друг сахалинца переехал со всей семьей на Камчатку, где и проживает в деревне Николаевка по сей день. Мы с компаньоном посмотрели друг на друга и сказали: « А мы и там никогда не бывали , так что могем и туда..».

Однако тут выяснилось, что не все так просто, как тут казалось некоторым штатским. Долететь, в принципе, можно, и всего за 180 рэ., но только до Хабаровска. Билет от Хабаровска до Петропавловска стоил 120 рэ, то есть по деньгам вполне приемлемо, однако восточнее Хабаровска начиналось еще одно советское изобретение - так называемая «закрытая зона», и попасть туда можно было только по вызову какого-нибудь аборигена, причем, процедура эта в среднем занимала около месяца. А, поскольку директор дал нам на все-про-все две недели, и не более того, то данный расклад был для нас совершенно не приемлемым.

Вот тут и вспомнилось, что мы, оказывается, не просто так погулять вышли, а являемся юридическим лицом! И вот на столе уже лежат бланки командировочных удостоверений с оттиском круглой печати кооператива и указанием в графе «Цель командировки»: «Изучение рынков сбыта в Камчатской области». Товарищи милиционеры, не имея принципиальных возражений по этому поводу, поставили на каждом бланке по большому квадратному штампу, после чего касса Аэрофлота моментально запродала нам билеты до Петропавловска-Камчатского.. Йесс!!

Созвонившись с Серегой-камчадалом, выяснили, что свежие ветра перемен пока еще не кружат над Камчатским полуостровом в смысле вольной продажи алкогольных продуктов. Короче, на Камчатке до сих пор– сухой закон. Местный народ, конечно, работал в этом направлении, и самогон Камчатского разлива вовсю имел место быть, но в Новосибе фабричного пойла было море разливанное, - и на все вкусы! Решили привезти подарок. А какой лучший подарок для мужика, если голову не греть?.. Правильно! Развив определенную деятельность, раздобыли ящик армянского 3х звездного, еще советского разлива, коньяка, и уж теперь могли смело лететь на рыбалку..

Но тут я вынужден слегка отступить от этой темы и коснуться другой, на первый взгляд, не имеющей с рыбалкой ничего общего.

Дело в том, что в те времена по ящику частенько передавали сеансы экстрасенсов господ Чумака и Кашпировского, которые своей кипучей телевизионной деятельностью завоевали веру многих, особенно, почему-то, женщин.

И вот, представьте себе картину: сбоку от телевизора стоит раскрытый чемодан, откуда выглядывает еще не упакованный толком ящик коньяка, вся семья, включая меня самого, по очень настоятельной просьбе нашей единственной в семье женщины, сидит напротив на диване, а г-н Кашпировский с экрана нам всем вещает о вреде пьянства . Продолжалось это минут пятнадцать- двадцать, после чего я вернулся к дальнейшей работе с «кониной», тут же напрочь забыв об этом «экстра-сеансе». Однако, как выяснилось впоследствии, забыл преждевременно..

…Прямого рейса на Камчатку тогда не было, только с пересадкой в Хабаровске. Дельта по времени пара часов – в город не выбраться, надо караулить рейс. Но, как говорится, «у нас с собой было» ;)).

Поднимаемся мы с компаньоном на второй, почти безлюдный , этаж порта прямиком к скучающей мадам за буфетной стойкой, затариваемся нехитрой закусью и пластиковыми стаканчиками.

Компаньон с хлебосольной улыбкой разливает по стаканам коньяк, мы говорим друг другу правильные слова за клев и что мы ваще орлы, раз решили переть за рыбой аж на край света ..

Пью я и после окончания процесса отчетливо слышу запах жженой резины. Мерзейший. Открываю сей неприятный факт компаньону. Компаньон ставит предварительный диагноз, что тост не виноват, он был правильный и классный, а виноваты во всем пластиковые стаканы. Дескать, химия, она и в Греции – химия. Принимаю его версию за неимением лучшего, и мы выходим на свежий морозный воздух .Компаньон подает мне армянскую бутылку ( Я в нархозе обучался, а потому тему семинара « как встречаются два горлышка», знал как «Отче наш»..).Пока пил, было все окей, но как вдохнул свежего воздуха, началось то же самое: жженая резина.

Вот тут- то я и вспомнил теле-Кашпировского, его черное шоу. Это он, гад гадский, смял мне всю рыбалку в хлам..Попутно, жене, за то, что упросила посидеть перед теликом тогда, когда этот змей вещал оттуда, мысленно отправил в Новосиб «большой рахмат»!!.((

. .Но куда деваться?.. Меняю предварительный диагноз ( негативное влияние бытовой химии на мой нежный организм) на окончательный: вся вина лежит на конкретном богомерзком телевизионном действе г-на Кашпировского с однозначным выводом: коньяк сей боле не для меня. Что характерно, а компаньону моему хоть бы хны: изделие армянских виноделов летело вовнутрь его уже повидавшего виды организма легко и празднично безо всяких неприятных последствий!.

Наконец, зовут на посадку. Думал, подадут малявку какую, а предложили флагмана "Аэрофлота" ИЛ-62 (!) и объявили пять часов полета. Тут до моего трезвого до сих пор мозжечка начало помаленьку доходить, какая ж огромная у нас страна!.( На карте это как-то не воспринималось, хоть географию в свое время и проходил…;)

В Елизово (типа нашего Толмачево) Серега-камчадал встречал нас на своей «шохе». Вообще, должен сказать, образцов японского автопрома я там видел очень мало ..Напоминаю: шел 1990 год, японское «автоцунами» еще не захлестнуло Дальний Восток.

Серега хотел сразу рулить домой, но мы затребовали сперва подать нас на берег Тихого океана..Имели право после полусуточного полета..

Пустой и бескрайний песчаный берег..

Тихий оправдывал свое название на 100%, никакой волны, просто вода как-то вся поднимается и надвигается на песок берега со звуком «шшш» и приходится убегать ..Как будто дышит что-то невообразимо огромное..Но я , ног не замочив, таки исхитрился зачерпнуть воды в ладонь..Попробовал на язык… Ну оч-чень соленая, Черное море рядом не стояло!..

Удивило то, что по такому штилю рыба не играла вообще, вода была как зеркало..

Зато увидели пять точек почти на линии горизонта, Серега уверял, что это семья моржей..Щас, так мы и поверили, они все по зоопаркам..;))

Николаевка находилась, кабы не соврать, километрах в 30 от Елизово, во всяком случае, долетели мы туда пулей - и по очень приличному шоссе. Я обалдел при ее виде, потому как, несмотря на то, что отъездил 13 лет по всем тридцати районам Новосибирской области, таких деревень в жизни не видывал!. Представьте картинку: рядом с трассой на ровной поляне так и эдак выросли пятиэтажки с асфальтовыми подъездами к ним. А вплотную к пятиэтажкам стояли стражи – крутобокие мохнатые сопки. Все, больше ничего там не было, ни одного ветхого домишка, ни колодца, ни плетня!..И это у них называлось деревней!..

..Зато все задушевные разговоры и междусобойчики в огромном Союзе проходили на кухнях, и здесь Николаевка не была исключением. Стол был накрыт именно там. В окружении богатого морского ассортимента блюд красовалась двухлитровая бутылка с мутноватой жидкостью. Это и был знаменитый Камчатский самогон («самострок», «рукопись» и так далее ;))

Самогон был мягким, ароматным и – никакой жженой резины, гип-гип-урра!!

Я тут же пододвинул бутыль поближе, тем более, что весь остальной народ с удовольствием пил коньяк.

Удивило отсутствие красной икры..Что и было нами озвучено.Хозяева смущенно переглянулись, и на столе моментально появилась литровая банка с икрой , почти полная ..Выяснилось, в семье НИКТО, включая детей, красную икру на дух не выносит , а эту банку держат исключительно для кота, потому как до нашего появления он был единственным потребителем этого соленого яства…Икра была очень крупная, значит, из-под горбуши..Попутно вопрос: кета и кижуч гораздо жирнее и крупнее, а икра у них куда как мельче "горбушкиной"..Почему ?..Так и забыл попытать Серегу..;)

После пропущенных вовнутрь классических трех рюмок вопрос встал ребром: куда едем?

Серега молвил : идем на юг – и на запад, к месту впадения одной из речек в Охотское море. Там, в отличие от Тихого- и снег, и лед. И там же- рыба, пахнущая огурцом .

Корюшка.

Вообще она бывает трех видов : зубатка, песчанка и малоротка..Причем, малявки ловятся больше на севере Европейской части страны, а здесь, на Камчатском полуострове, нас ждет встреча с самой крупным подвидом, зубаткой, которую здесь называют селедкой ( из-за размера).

Взялись мы было прогноз погоды слушать, а камчадалы разулыбались..Ну, и чего опять не так?.. А то, что изменится эта погода раз десять, пока доедем до места, а потому прогноз слушать - время терять…Он был прав, наш Серега, очередной перевал отсекал напрочь погоду в оставленной позади долине и предлагал обязательно что-нибудь другое (снежный заряд, снег с дождем, просто серое низкое небо с крепким ветром, а то и яркое солнце и теплынь…)

Лента шоссе разматывается на юг. Свернуть никуда нельзя.Перевал за спиной, перевал впереди. Кругом– заснеженные поля и никаких свертков. Зато совсем близко по обеим сторонам дороги нас сопровождает натянутая кем-то проволока .Колючая. Наверное, чтоб не заблудились ;)

..Вот и наш сверток! Правый. И вскоре попадаем прямо на лед. Снега нет совсем. А лед гдадкий (как специально залит!) и мокрый. Скользко очень. В стороне видим брошенный кем-то полосатый матрац. Серега по-хозяйски грузит его на крышу. Впереди люди (наконец-то!) и вмерзшие в лед, но высунувшие носы на берег на заранее проложенные бревна, бокастые сейнеры.

Буримся.

Сразу понимаем, что лунка должна быть под острым углом к течению, которое еще как есть и- не слабое!.. Иначе все крючки будут въезжать в нижний край лунки, и не рыбалка это будет , а сами знаете что!..

Блесны медные и латунные, см по 3-4 и чуть толще швейной иглы, их вешается штук по пять на коротких поводах и называется все это ставкой. Леска на ставке - 0,1мм, и все бы ничего, если бы клевала одна только корюшка, она поводливая и всерьез ощутима,только когда на ставку садится не менее трех штук за раз, а если одна, так чувство такое, что она идет в лунку вполне самостоятельно и - по доброй воле (это не смотря на размер)..Но дело в том, что там , подо льдом, нас ожидал еще и прилов..

Еще только подъехав, мы обратили внимание, что почти у каждого рыбака валяются рядом какие то черные поленья, навскидку диаметром до 10 и длиной до 40 см. Они настолько не ассоциировались с рыбой, что мы убедились в их рыбьем происхождении, только подойдя вплотную..

Бычок Стеллера.

Это, в основном, башка. Остальное развито рудиментарно.

При первом взгляде на него ощущение таково, будто молодящаяся дама, очень пожелавшая схуднуть, напялила на себя костюмчик размеров этак на пять меньше, чем следует..Картинка веселит, однако, если не хочешь в момент лишиться ставки, бдительность терять оч-чень не рекомендуется ..

…Кивок уверенно загнулся вниз. Удержал размах подсечки – и очень вовремя: на ставке повисла предельная для лески тяжесть. Подымаю «на-пальчиках» ..Дернуться бы ему!..Нет, лень раньше его родилась! И вот, едва ли не на всю ширину лунки к поверхности спокойно шествует распахнутая огромная пасть, и жалкой желтой фиксой в ее углу значится мой средний клопик...

Вот и у меня появилось черное полено около лунки.. Можно было, в принципе, засушить, покрыть лаком и потом, как память, поставить дома на полку.Однако, лень раньше меня родилась.Как у бычка Стеллера ;))

..Только опустил удочку – удар! И закружило с резкими потяжками, было похоже на подъязь, у того тоже противная манера дергать головой (кто их только учил так не соглашаться, ведь куча сходов из-за этого!). Так я познакомился с другим видом прилова – навагой.

В отличие от этих двух, достаточно индифферентных супротивников, навага не дает расслабиться, начиная от нервной резкой поклевки и заканчивая ее вываживанием вплоть до выброса на лед, очень спортивная рыба.

Спросил у Сереги, что это за зверь – и был слегка разочарован, так как у себя в Новосибе я видел мороженую навагу ( никакого вида, вся какая-то изжеванная) и даже пробовал, но никаких гастрономических высот не ощутил. Серега мне тут же вправил мозги, заяснив, что на Камчатке свежепойманная навага в жареном виде очень даже ценится, а пока она доедет по железной дороге до Новосиба и не раз растает/замерзнет, гастрономия ейная вся стечет в поддон.(Он оказался прав, очень вкусная рыба, оценил даже я, всю жизнь предпочитавший мясо.. )

Кстати, наживкой и для корюшки, и для прилова, была..сама корюшка..

Кормить никто ее не кормил. Однако, я обратил внимание на одного деда, который был все время в работе, тогда как окружающий народ – время от времени..Подошел его пытать. Тот сдался сразу: «По дороге сюда сбил я голубя, сынок, а здесь пробурил лунку на метр выше по течению, да и опустил его с грузом..Видать, корюха на свежую кровь да на мясо и пошла..»

Так что зря не кормили!...

Лед был очень скользкий, а ветер очень свежий, так что ветром двигало по льду, как под парусом!. Сильно не хватало шипов..И когда Питер стал выпускать зимние бахилы для рыбаков с уже врезанными в подошву шипами, я еще раз вспомнил Камчатку...Зато с Серегиным матрацем устроился прям по-королевски. Можно было лежать, сидеть , стоять..И никуда тебя не сдует)).

…Корюхи наловили полный таз, без приключений добрались до гостиницы , давай солить. Поскольку Серега потрошить не велел, посолил слоями «рыба/соль» .Все улеглись, Но утром, проснувшись, я с ужасом обнаружил, что кто-то из моих сотоварищей решил долить в по соленую рыбу воды –таз был полон прозрачной чистой воды с краями. Внутреннее расследование не дало результатов. Никто ничего не подливал, не трогал, даже не глядел в сторону таза..

Приехавший Серега успокоил: все идет нормально, так и должно быть.

А я, житель глубоко материковый, знать-не-знал, что рыба-корюшка способна при засолке выдать такой обильный (и такой прозрачный!) рассол..

А вы знаете, что такое «Долина гейзеров»?..Я этого тоже не знал..Точнее, не видел воочию. Туда , конечно, можно было съездить, но Серега нам предложил другой вариант, более цивильный.

…"Мальчики - налево ( ну, естессно!), девочки - направо!" Еще «предбаннике» наших раздевалок были развешаны всякие грозные предупреждения типа: не погружаться выше пояса, чтобы не цеплять сердце..

Зато не было ни одного предупреждения, что, дескать, больные со всякими кожными болячками – гоу хоум! И вовсе не потому, что устроителям на это было наплевать! Просто сила у этой воды была такая, что она давила всевозможные болячки, и не давала никакого шанса их здесь подцепить..

Одну из горячих термальных вод камчадалы заловили в трубы и направили вверх, в самый маленький, зато и самый высокий бассейн , и вода там была очень горячей. Оттуда она перетекала вниз, в больший, потом – еще ниже, в еще больший. И при этом остывала, остывала..

К самому большому, где температура упала уже до 40 град. , были пристроены удобства типа раздевалок и т.д.

Мелким «киндер-сюрпризам», конечно, было плевать на все объявления и запреты, и они, как им и положено, гарцевали по большому бассейну, как дельфины..Шум, гам..Народ постарше был .. как большие дельфины)).Или маленькие киты. Наверное, и правда, мы все вышли когда-то из воды, потому как возвращение туда, хоть и не надолго – это всегда радость. Как в дом родной. Вне зависимости от возраста.

Компаньон мой чегой-то подстыл, и потому мы решили вскарабкаться на самую верхотуру, погреться.

..Я ж забыл сказать: вся эта благодать была под открытым небом! А вокруг была зима! Вверх тянулись клубы пара, но, когда его сдувало в сторону, на наши головы плавно спускались огромные мохнатые снежинки, каждая величиной с пятак..

Этот пар и сорвал напрочь нашу фотосессию, в момент затуманив объектив моего горбастенького "Зенит"а, так что все «картинки-с-выставки» остались только в нашей памяти (и я до сих пор их помню, сами видите)

..Улеглись скоро. Один я провозился .Но при этом обратил внимание, что парни мои лежат без движения уже около часа. Подошел к ним, послушал. Дыхание есть, но очень тихое, почти не видимое и не слышимое. Не зря Серега предупреждал, чтоб не горячились больше чем 15-20 минут.. Пролежали всю ночь, не шевельнувшись, как бревнышки..

Сильная вода..Кстати, наутро компаньон был в полной боевой форме.

На прощанье мы просто шлялись по Петропавловску и видели вокруг очень много красивых женщин. С чего такой феномен?..)) Ни в одном городе столь не видели , а командировка далеко не первая и даже не тридцать первая..

И еще одно. У меня было такое ощущение, что я попал в свой же Союз, только образца года 1965 го..Такая плюшевая старина..Теплое отношение совсем посторонних людей.Ощущение это трудно было обозначить в трех словах !Сейчас можно даже в двух: "дежа вю".)) Чем дальше очередной часовой пояс от Москвы, тем дальше в прошлое..Как на машине времени!Интересно, но уклад жизни прошлых лет сохранялся в людях более восточных краев и был очень узнаваем!

Ни о каком терроризме там не знали и не ведали, а потому, когда мы опаздывали на рейс, служащие аэропорта отправили нас безо всякой проверки с ручной кладью в виде чемоданов с рыбой и дипломатов с икрой.

И потом , уже в Новосибе, в течение нескольких месяцев я усиленно потчевал икрой своего мелкого , а тот был категорически против вплоть до рева..Сейчас сам удивляется, какой он был балда…

Брат
11 апреля 2011, 07:45
здорово написал, как сам побывал будьто.. 5
евген_к
11 апреля 2011, 13:01
5!
Поручик
11 апреля 2011, 13:37
Молодец, Миша! Класс. Успехов тебе на местной рыбалке!
ЗС
11 апреля 2011, 15:41
классно! :)
легко написал!
я как будто там опять побывал ;)
а был я там в 83г в стройотряде
Якут
11 апреля 2011, 16:47
Да, жаль "плюшевую страну".... 5
OlegK7
12 апреля 2011, 15:03
Fisher-Man
14 апреля 2011, 00:39
Замечательно написано! Спасибо огромное, с таким удовольствием прочел, как будто сам побывал.
kop
15 апреля 2011, 01:54
Спасибо!
Razer
23 апреля 2011, 20:06
было много хорошего в те годы.почемуто пионер лагерь вспомнился;))5
sibdraiver
26 апреля 2011, 15:35
Просто замечательно!!! Читаешь и ещё читать охота. Спасибо тебе огромное.
Гриня
Очень интересно!5+++
KKK2010
5 мая 2011, 03:37
Респектище за прозу!!! "афтар,пиши есчо")))
Северный
5 мая 2011, 12:17
Сильно!!!
Sergey58
8 мая 2011, 00:27
сказка да и только. у меня есть родные в тех краях хотел бы побывать там но нет возможности остаётся пока мечтать
арнольдыч
12 мая 2011, 11:52
Спасибо! Разбередил душу. Мы с женой несколько лет прожили в Николаевке . При этом жена работала в одном из таких бассейнов . Икру ели только когда больше нечего. В общем воспоминаний хватает. Ещё раз спасибо.