В мире безнасадки. Часть 4

marik
marik
7420 Челябинск
15 февраля 2023, 09:47
обновлено 16 февраля 2023, 16:35

Ну, вот наконец-то и заключительная часть статьи о моём подходе и опыте ловли на безмотылку, в которой я хочу поговорить о разнообразии «обвеса» мормышек, а также опишу некоторые свои замечания из практики ловли. В предыдущих частях я писал о принципе работы безнасадки, особенностях снасти и безмотыльных мормышек, о своем подходе к тактике и технике безнасадочной ловли. Ещё раз повторю, что это все во лишь мой личный опыт и подход, который выработался местными условиями и поведением нашей уральской рыбы, а ловля на вашем водоеме может заметно отличаться. Но все таки, надеюсь, основы будут совпадать и польза от этой статьи будет хотя бы для начинающих безмотыльщиков.

Тонкости «обвеса»

В предыдущей части я уже писал о технике ловли на безнасадку, а в частности при ловле леща. И вот касаемо проводок, у многих сложился стереотип, что лещевая игра – это широкая и плавная работа кивком. Но это конечно не так. Очень много зависит не только от настроения леща, но и от самой приманки. Например, при ловле на медузу часто работают и малоамплитудные колебания. С чем это связано? С устройством приманки. Основная «фишка» медузы – это ее легкие подвижные крючки (именно поэтому на ней всегда стоят такие маленькие деликатные размеры), бисер на них, и их особое движение. Несложно представить, что именно такая вибрация заставит их играть правильно. Тоже самое касается и чертика, если у него на крючках подвешен бисер. Что бы он «забренчал» и просто правильно завибрировал, нужна игра с малой амплитудой. Именно поэтому я различаю чертики с «обвесом» и без него. А если отдельно рассмотреть все дополнительные «украшения» наших мормышек, в виде бисера, крылышек и т.п., то нужно сразу выделить следующее – каждый такой элемент имеет свои параметры и все это нужно применять с умом. Во многих статьях рассматривается множество интересных проводок, но без какой-либо привязки к приманке и ее обвесу. А ведь даже одна и та же мормышка при одинаковой проводке, но с разным подвесом будет играть по-разному.

Например, простейший, всем известный и популярный бисер. Новичок просто берет понравившийся ему цвет и насаживает его на крючок. А ведь бисер даже одной формы и размера очень отличается – по материалу. Можно сравнить стекло и легкий пластик. Плотность материала разная и его движение в воде соответственно заметно отличается. При одних и тех же колебаниях крючка мормышки, они колебаться будут уже иначе. К тому же звучание этих материалов также заметно различается. Что более эффективно – это отдельный вопрос, зависящий и от вида рыбы и от ее настроения. А ведь кроме бисера также активно используется «глухой» обвес, например, из силиконовых шариков или пластиковых кембриков. А это уже совершенно иная технология и отличия могут быть просто кардинальными.

И вообще нужно разделить вибрацию обвеса и анимацию движения самого тела мормышки в разные категории. Колебания приманки – это одно, а вибрация, игра бисера - другое. Но они естественно связаны между собой и это обязательно надо учитывать. Например, два разных варианта. Амплитудная игра «Уралкой», на крючок которой насажен один крупный и легкий бисер, который будет активно перемещаться вдоль расположенного почти вертикально цевья, но почти не будет иметь высокочастотной вибрации. Или «Дробинка», с горизонтальной подвеской, на крючок которой насажен стеклянный бисер с небольшим внутренним отверстием, который не будет иметь заметного продольного перемещения, но зато будет активно вибрировать на почти горизонтально расположенном цевье и в следствие этого издавать отлично слышимый звон.

Кроме этого разные проводки могут по-разному влиять и на один и тот же вариант «мормышка&обвес». Например, как будет отличаться вибрация бисера на подъеме и опускании? В первом случае на бисер давит вода от его вертикального перемещения вверх и на эту силу налагается сам вес бисера, который также прижимает его к крючку. А на опускании естественно все наоборот – вода подталкивает бисер снизу, тем самым уменьшая его вес и благодаря этому он движется более свободно. Поэтому бывает, что разные варианты оснащения мормышки могут лучше работать или на подъеме или на опускании.

А если вспомнить про шайбы (крылышки), то там все еще намного сложнее и более выражено. Про толщину и состав материала даже можно и не говорить. Например, металлизированные тонкостенные шайбы фабричного производства или нарезанные вручную из оплетки какого-то эклектического провода, будут двигаться очень по-разному. А ведь есть и такие немаловажные параметры, как их форма, место расположения отверстия и его диаметр. В итоге представьте сколько вариантов может существовать! И плюс ко всему этому бисер, крылья и т.д. можно совмещать. Нужно ли это вообще и в каких именно случаях – отдельный разговор, но то, что они могут взаимоуничтожить все свои преимущества – это запросто и легко. О чем я хочу сказать? Всего должно быть в меру и не должно применяться как попало – так как нам понравилось просто на вид. Обязательно проверьте результат хотя бы в простой банке с водой, где даже можно прослушать звучание вашего варианта обвеса.

Кроме всего вышеперечисленного, дополнительный обвес может изменять и игру самой мормышки. Например, неподвижные силиконовые шарики, насаженные на крючок, будут заметно тормозить его движение - парусить в воде, а металлическая цепочка будет служить своеобразной дополнительной огрузкой – эдаким подвижным балансиром центра тяжести. А если на подвижные крючки медузы насадить пенопластовые шарики? Представляете результат в сравнении с тяжелым стеклом? Ну а про излишки в количестве крылышек-шайбочек и говорить нечего. В отношении их перебор теоретически вообще не желателен, так как шайба, по понятиям, должна легко «порхать» вокруг крючка, минимально влияя на саму игру мормышки. Но надо сказать, что теория часто расходится с практикой и поэтому в безмотылке возможно очень многое – просто не ленитесь экспериментировать.

Подвески

И вот неограниченное поле для экспериментов нам дают подвески, которые можно назвать «независимыми». Они могут двигаться очень отлично от движения самого корпуса мормышки и зачастую это движение намного более привлекательно для рыбы, чем сама приманка. То есть подвеска может работать почти самостоятельно, создавая свой рисунок игры и отдельную вибрацию. На данный момент известно много их видов и все варианты заметно отличаются. Объединяет подобные конструкции только одно – они подвешены на крючке мормышки, через который мы управляем их игрой и колебаниями.

То есть, если говорить грубо, мормышка в данном случае в большей степени выступает в роли ведущего, который передает (задает) нужную игру своему подопечному, а тот может выступать в такой связке уже в главной роли, если говорить о влиянии на рыбу. Подвески могут различаться как по количеству элементов, так и по их материалу, форме и конечно самой конструкцией. Все они естественно играют по-разному, но суть одна – они отдельно привлекают рыбу и могут работать даже на обыкновенной мормышке. Хотя конечно и ее влияние не стоит недооценивать. Мормышка может привлекать рыбу с большого расстояния, а сама подвеска вступать в бой на ближней дистанции. Но надо учитывать, что любая подвеска требует своего подхода и персонального разлова на вашем водоеме. Это не волшебное средство, которое можно подвесить на кусок свинца с тройником и, дергая как попало, наловить полный ящик рыбы за полчаса.

Например, подвеску «Серьга» я разловил только с третьей рыбалки, хотя предварительно опробовал ее дома и примерно определил для себя «правильную» игру. Только в практике оказалось, что эта игра далеко не самая лучшая. В ходе экспериментов на льду обнаружилось, что лучший вариант – это очень активная, резкая вибрация с самым медленным подъемом. Просмотрев через подводную камеру ее работу, я увидел, что шайбы и бисер подвески при такой проводке скачут самым хаотичным образом и, похоже, именно эти нервные движения выводили подлещика из равновесия и вынуждали схватить мормышку.

Практика

Но я незаметно ушел опять в детали оснащения и надо все-таки вернуться к технике и тактике ловли, так как это порой намного важнее самих приманок и их усовершенствования. Приведу один показательный пример. Однажды весной на нашем городском пруду, при огромном скоплении народа и всеобщем бесклевье я обратил внимание на мужичка, который уже более часа неподвижно сидел на одном месте. Когда я не удержался и подошел, он «по секрету» показал мне почти полный ящик подлещика. Ничего необычного в этом я не увидел и решил, что подлещик просто сконцентрировался в одном месте, тем более ловил он на самого обыкновенного магазинного чертика. Но потом, когда он показал как ловит, я понял что дело, скорее всего, не в этом. Его техника выглядела так: медленный подъем чертика ото дна на 3-5 см, с очень аккуратными качаниями и сразу опускание с такой же игрой. И так безостановочно «вверх-вниз», без остановок и перерывов, пока не следовала поклевка. То есть он просто издевался на рыбой, монотонно водя у ней перед носом свою приманку. Я тут же вернулся на свои лунки и на десятом-пятнадцатом подъеме заметил легкое прикосновение. Подсечка – есть! В данном случае одним из главных факторов оказалась монотонность игры, без малейших сбоев, любой из который может свести на нет всю ранее проведенную комбинацию. Это очень важно не только в этом случае, а и вообще во всей безнасадочной ловле.

Но не для всей рыбы обязательны такие правила. Например, окунь прощает многое и даже часто любит разнообразие – частую смену проводок. Мне поневоле приходится учится ловить его в спортивном темпе при ловле живца на жерлицу. Вот тогда в ход идет весь арсенал как снастей, так и приемов ловли. Именно поэтому на жерличную рыбалку беру с собой десяток снаряженных удилишек с разными мормышками. И что самое важное – основное количество окуней обычно ловится именно на безнасадку, не смотря на то, что по ходу применяю и подсадку – от репейника до головки мотыля. Вот примерный сценарий подобной ловли, в самом сложном (бесклевом) варианте.

Раннее утро. На этом озере окунь до половины десятого утра обычно совсем, ни на что, не реагирует, но все же нам надо его поймать, так как время щучьего жора стремительно уходит. Сначала в ход идет небольшой «голый» (без подсадки) чертик. Первая проводка - мелкая, аккуратная игра, с медленным подъемом на 5-7 см, с последующим падением приманки на дно. И так пять раз. Обычно он все же не выдерживает этой однообразной игры и на очередном подъеме трогает чертика губами. Но не подсекается. Хотя главное сделано – известно, что окунь здесь есть. Далее следует смена на более энергичную игру. Опять невысокий подъем (утром окунь здесь стоит у дна), но уже с большой амплитудой и частотой. Также несколько однообразных подъемов, с последним высотой до метра. В этом случае есть шанс на более уверенную поклевку.

Если реакции нет, значит на этой лунке, с данной приманкой, терять время больше не стоит. Окунь пока совсем пассивный, он мормышку оценил и быстро потерял к ней интерес (это не мои домыслы, а результаты подводных наблюдений). Помочь может только смена приманки – например, легкого чертика, на вольфрамовую медузу с подвижными крючками. Откидываем в сторону одно удилище и быстро разматываем нужное. Первые три проводки опять с простой аккуратной игрой, потом одна плавно-замедленнная и последняя высокочастотная, вплоть до самого мелкого дриблинга. То есть, быстро прогоняем все основные виды проводок, надеясь именно на смену приманки. Если результата нет, то медузу, не сматывая, также откладываем на лед. Она пригодиться позже.

Бежим на соседнюю лунку, так как под этой лункой окунь уже в полном «отказе» и удивить его чем-то сложно. На новой лунке первым опускаем опять чертика, и вновь пробуем такой же сценарий действий. Это проверка на наличие и активность окуня в этой точке. Если окунь под лункой есть, то он обязательно затронет мормышку. И очень важно проводить проверку именно «голым» чертиком (проверка с мотылем обычно не эффективна в то время, когда у рыбы нет аппетита и она все живое просто игнорирует). Проверили. Поклевки есть, но очень слабые. Значит что-то не так, и пробуем ловить на мормышку, максимально отличную от формы «чертика». В ход идет самая мелкая дробинка с одной белой бусинкой и золотистым окрасом, так как еще сумеречно и света подо льдом маловато. Игра сначала самая аккуратная, с паузами, потом наоборот активная. Если ничего не помогает, то переходим опять на чертика или медузу, только другой формы. В итоге все таки находится рабочий вариант и окунь постепенно входит в раж и начинает брать уверенно.

Все действо, что описал выше, занимает времени всего минут десять. За это время определяемся на что сегодня лучше реагирует окунь. Затем, если мормышка в этот раз не в приоритете (то есть у нее нет явного преимущества), ловим только чертиком. Он все-таки самый эффективный, хотя, надо сказать, что сходов с него больше. Если вы применяете также и подсадку, то может создаться иллюзия, что с мотылем клюет лучше, но это не так! В 80% случаев почти всего живца я ловлю именно на «голого» чертика. Сначала он капризничает, но когда получается ввести рыбу в ажиотаж, то она начинает уверенно хватать подряд на любые проводки. Только все надо делать быстро, стараясь максимально быстро опустить мормышку под лед. Не дать окуню «успокоиться» ))

Заключение

И, как видите, в моем примере нет великого множества моделей мормышек и объясняется это все очень просто. Есть приманки которые нам полюбились сразу и мы их используем часто, так как просто в них верим. Соответственно экспериментальным путем мы изучаем все возможности этих моделей и первыми запускаем в ход уже ранее проверенные варианты игры. И они у нас сразу ловят. То есть срабатывает стереотип, который, кстати, победить довольно непросто. Но попробуйте разловить новую модель и результат вас может очень порадовать. Например, одна из мормышек мне приглянулась чисто визуально еще при покупке своей своеобразной формой и долго лежала без дела в коробке, пока не настал момент «Х» - я ждал жерличного флага и просто от безделья перебирал мормышки, испытывая все новые варианты. И вот эта «гирлянда» вдруг меня очень удивила. Разловив тогда эту модель на прозрачных окушках и мелкой плотве, позже я поставил ее в первый ряд именно для ловли крупного окуня и плотвы. Хотя изначально абсолютно в нее не верил. И сколько подобных сюрпризов было в моей практике!

Но все-таки, как не крути, истина очень проста и правильна, не зря же она повторяется уже в тысячный раз. Главное не приманка, а способ ее применения. Что бы кто не говорил, а это самое главное. Опытный рыболов может пользоваться всего пятью мормышками и ловить ими очень хорошо во многих условиях, так как знает, что с ними надо делать. А перебор со снастями, излишнее им поклонение может дать обратный эффект. Мой совет начинающим безнасадочникам: оснастите 5 удилищ мормышками максимально отличающимися по всем параметрам, наиболее близко подходящим к вашим условиям. Каждый вариант приманки оборудуйте леской и кивком, соответствующим ее весу и размеру. Насверлите побольше лунок, прикормите их небольшим количеством мотыля и как можно больше по ним перемещайтесь, постоянно меняя снасти. Не зацикливайтесь на каких-то «рекомендованных» проводках, больше экспериментируйте, а соблюдайте только основные правила. Делайте все аккуратно, не забывая, что любое движение сторожка передается на мормышку и может необратимо все испортить. Пытайтесь представить, что происходит на дне и старайтесь именно раздразнить рыбу, а не просто поймать ее. Применяйте комбинации проводок и старайтесь делать их максимально идентичными в каждой серии. Это очень важно. Ну и конечно не забывайте, что любая модель мормышки требует своего подхода – персонально разлова и способа применения.

Удачи на льду! Марат (MARIK)

Предыдущие части статьи: «Безнасадка 1»«Безнасадка 2», «Безнасадка 3».

Моё видео по этой теме: «Подлещик на медузу»

«Редакторский» вариант статьи был опубликован в журнале «Спортивное рыболовство» в 2010 году.