Зимняя контр-эволюция

kvs
kvs
2294 Анапа
9 февраля 2016, 01:01

В "эволюции зимнего судачатника" рассказал историю длительной трасформации взглядов от блесны-имитации плавающей рыбки к вертикальному джигу, основанной на практике своей и своих коллег. Контр-эволюция – не отказ от этих взглядов, а движение в другом направлении. Навстречу. То есть не от практики к пониманию, а от науки к пониманию того же самого.

Наука – это лимнология, которая изучает во взаимосвязи физические, химические и биологические аспекты пресноводных водоёмов. Спасибо Интернету, с его развитием смог прочитать кучу научной (не рыболовной, подчёркиваю) литературы в первоисточнике, то есть в англоязычных изданиях и выудить оттуда некоторые факты, имеющие непосредственное значение для понимания зимней рыбалки на судака. Вот основные.

1) Первую зиму подо льдом не переживает большое количество молоди практически всех рыб, и случаются периоды их массовой гибели.

2) Судак является активным потребителем гибнущей и погибшей рыбы (зимой он, таким образом, часто является падальщиком), и он лучше остальных хищников для этого приспособлен.

3) Пищевая активность совпадает с его "пробегом в единицу времени", то есть подвижностью, и зимой, в отличие от лета, его максимальный пробег приходится на светлое время суток. Чтобы не было вопросов: отловили "электроудочкой", вшили радиопередатчик, позволяющий отследить его точную локализацию и некоторые параметры жизнедеятельности (пульс, к примеру), отпустили и катаются по водоёму на лодке с приёмником, или на снегоходе по льду, мониторят эту самую "радиометку". (Эх, работёнка!)

Итак, это чисто моя интерпретация, не навязываю:

Первое объясняет его абсолютный пофигизм к типу приманки (блесна, шестигранник, трубочка, кусок пинцета, чебурашка с двойником и пр.) и к её цвету (от серебристой, фосфоресцирующей или разноцветной красочной до чёрной). Рыба ведь гибнет разная (чебачки, окушки, ёршики и т.д.), потому и клюёт судак на "чё попало" (то есть на то, что может придумать человек разумный в своём неистребимом стремлении изобразить то, что, по его мнению, судак любит больше всего).

Второе лежит в основе того, что зимняя пауза в активном движении приманки гораздо длительнее, чем летом. Это при хорошем клёве 7 – 10 секунд. При плохом – ещё больше, и даже вообще на неподвижную блесну (на "замри"). Неужели ни у кого не было: не клюёт, подвесил блесну над дном, положив удочку на лёд, налил чайку, достал бутер, а он, ублюдок, ба-бах! Лови удочку! А что это, пардон, за игры на дне? Положил блесну на дно, пошевелил, потихоньку приподнял, ждёшь…. Или положил, пошевелил, медленным "мормышенгом" приподнял, подождал, медленно положил… Так это и есть та самая помирающая бедняжка на пороге перехода в мир иной, представляющий собой на первом этапе пасть поджидающего её падальщика.

Третье. Самое частое на моей памяти проявление того, когда надо упражняться с блесной на дне, изображая помирающую бедняжку. Примерно так: на обычную игру не клюёт, а паскуды косыночники и экранщики (в 90-е всегда присутствовали, сейчас – не знаю) с завидным постоянством извлекают из лунок полные свои сеточки с парой – тройкой судаков. То есть, судак активен, подвижен (в сеточки влетает), а на игру не клюёт. Это и есть период его питания падалью, когда он за ней "бегает", собирая со дна, а "живую и подвижную" мишень игнорирует.

И ещё. Почему судак ловится зимой не на крутых бровках и не на пупках-возвышенностях, где меньше "грязи и падали", а, наоборот, под малыми перепадами, особенно поперёк слабенькому течению водохранилища? Потому что именно туда падаль сносит (давайте без рефлексов, вода холодная, рыба не портится долго).

Кое-что осталось в вопросах, на которые мне уже не ответить. Если случился массовый "падёж", судак должен клевать со дна на "помирающую бедняжку" только в первой половине дня и очень недолго (падали много, наедается быстро), а потом – ноль. Например, погода стабильна, с утра "да" а вечером – ни поклёвки. (?)

Ситуации, когда он клюёт в метре ото дна, на мели под берегом и т.д. объяснить тоже не могу.

PS: Я за судаком по морю ходил всю зиму. И регулярно в феврале (лишь бы погода "лётная"). Так вот, на эти самые упражнения у дна не то, чтобы супер-уловы имел, но ведь ловил! В так называемое "глухозимье"! Не понимая сути того, что изображаю помирающую бедняжку (тогда думал, ну, наверное, очень малоактивную рыбку). В чём была красота – ни-ко-го! Я, собака, санки и судак! Пусть всего один. И именно в феврале я однажды нарвался на "хозяина", с которым не смог справиться. На паузе поклёвка, подсекаю – как в табуретку. То есть крючок втыкается и стоп (обычно какое-то движение по ходу подсечки идёт), потом пошло вверх потихоньку, потихоньку… потом придавил, пошли вниз… опять пошёл потихоньку вверх. И всё. Пусто. Сход. Он победил.

 

Лучшие комментарии
Гриня
Гриня
33861 Новосибирск
10 февраля 2016, 00:42
kvs, Дорогой,Владимир Сергеевич, с вами конкретно спорить не смею, ибо отношусь с большим уважением. Просто последнее время не могу спокойно на ту нацию смотреть))))
Комментариев28
STAS59
STAS59
1673 Киселевск
9 февраля 2016, 07:33
Полезная статья!+
mikki
mikki
4662 Новосибирск
9 февраля 2016, 09:12
Спасибо, согласен.+
Хищник123
Хищник123
23126 Новосибирск
9 февраля 2016, 11:57
Ну всё , накрылся бизнес-)))) На самом деле очень интересная статья.
юрбас
юрбас
1717
9 февраля 2016, 12:05
kvs Соглашусь , так я часто использую донку . Сверлю две лунки рядом , в одну опускаю блесну на пять см от дна на удочке с треногой и кивком . Она стоит на льду и в процессе просто иногда шевелю кивок . Ну а вторая лунка обычным махом . Такая тактика неплохо работает . Бывает на стояк и налим садится .
Гриня
Гриня
33861 Новосибирск
9 февраля 2016, 15:57
Владимир Сергеевич, хочу поставить под сомнение:

1) Первую зиму подо льдом не переживает большое количество молоди практически всех рыб, и случаются периоды их массовой гибели.
2) Судак является активным потребителем гибнущей и погибшей рыбы (зимой он, таким образом, часто является падальщиком), и он лучше остальных хищников для этого приспособлен.

Нельзя такие постулаты делать обощенными. каждый водоем имеет- разное содержание кислорода, глубины, гниющую растительность и пр. Поэтому, отношусь скептически.
Якут
Якут
5298 Новосибирск
9 февраля 2016, 17:43
Как всегда, полезно и интересно, грамотно и красиво. +
kvs
kvs
2294 Анапа
9 февраля 2016, 18:14
Гриня,
Привет! Это не постулаты, это то, что я вычитал в западных ихтиологических журналах.
1. Сеголетки массово гибнут по разным причинам, главные из которых: низкие температуры, мало кислорода, мало корма. Кто первую зиму сможет пережить - милости просим жить дальше.
2. А падалью зимой промышляет не только судак, я в своё время на снулых мальков ловил даже лещей.
Ты прав в том, что в разных водоёмах эти процессы выражены по-разному. Данные, которые я привёл здесь, - от европейских и американских исследователей. На югах, где реки не замерзают, картина может отличаться
kvs
kvs
2294 Анапа
9 февраля 2016, 18:16
юрбас,
Браво! Жаль, я в своё время не догадался..
vlad
vlad
1191
9 февраля 2016, 19:12
+ )))
есть ряд вопросов.
1. чё это за радиопередатчик такой? это ж изобретение на нобелевскую премию и попадание в форбс
2. почему этот судак, поедающий дохлятину не клюет на эту же дохлятину на жерлицы и прочие поставки (что пробовали делать многие неоднократно)?
kvs
kvs
2294 Анапа
9 февраля 2016, 19:55
vlad,
1. Не, на "Нобелевку" пока авторов не представляли, у меня на диске где-то целый обзор этого метода есть. Найду - выложу (называется "радиометка")
2. Один мой приятель не любил блеснить и возил с собой мороженную кильку (или мойву). И часто ловил на эту дохлятину не менее моего. Я свидетель...
kvs
kvs
2294 Анапа
9 февраля 2016, 20:56
vlad,
А пока посмотри здесь
https://atstrack.com/tracking-systems.html
и, если интересно, набери в поисковике словосочетание "fish radio telemetry'
vlad
vlad
1191
9 февраля 2016, 21:14
kvs, это не радиосигнал... это акустический... соответственно будет ловить там, куда дойдет в воде звук. для небольшого озера подойдет.
а радиометки на основе радиосигнала да, применяются для отслеживания животных. но только сигнал идет по воздуху. для рыб тоже применяется, но для тех, которые всплывают на поверхность. так что для судака не идет.
оставляем нобелевскую премию для будущих изобретений.
Пы.Сы. физику крайний раз изучал в 10м классе ))
vlad
vlad
1191
9 февраля 2016, 21:21
хм... действительно нашел, что канадцы метят судаков и даже налимов. но как они это делают, если радиосигнал не передается в воде? это ж прорыв в поиске рыбы. отпускаем судака с меткой и на следующей рыбалке находим весь косяк )))
kvs
kvs
2294 Анапа
9 февраля 2016, 21:24
vlad,
Я тоже в 10-м... Но она (метка) называется в инглише "радиометка", я и написал "радиопередатчик", иначе по-нашему это воспринималось бы (радиометка) как радиоактивная метка. Мы так привыкли. Но суть не страдает - мониторинг местоположения. Более того, читал, что некоторые такие метки содержат сенсоры пульса, температуры и прочих параметров жизнедеятельности (наряду с индивидуальным кодом), которые также передаются исследователю...
Работают люди... не только над высокоточным оружием...
kvs
kvs
2294 Анапа
9 февраля 2016, 21:29
vlad,
Видимо потому они и извели эндемика Великих озёр - голубого судака и остались с одним желтопёрым, которого заботливо разводят и расселяют по всем водоёмам страны.
vlad
vlad
1191
9 февраля 2016, 21:55
все равно ниче не понял, но сильно возбудился. акустический сигнал далеко не идет, а они перемещения на сотни километров отслеживали по реке. как?
если это возможно, то надо делать радиоуправляемые подводные камеры-подлодки. запустил ее в лунку, она плавает, ищет рыбу и возвращается с координатами... продажи прибору обеспечены ))))
kvs
kvs
2294 Анапа
9 февраля 2016, 22:46
Тож не знаю, но ведь подлодки как-то общаются.
Гриня
Гриня
33861 Новосибирск
9 февраля 2016, 23:00
vlad, по их схеме,главное убедить инвестора, что это возможно, а дальше уже налепят)))
kvs
kvs
2294 Анапа
10 февраля 2016, 00:05
Гриня, ты не прав!
Это работает. У меня несколько статей по этому поводу. ПЕРВИЧНЫХ. Научных. Это потом появилась коммерция. Как и с эхолотами для рыбалки (наука - технологии - приборы - массовое производство). На Западе - это быстрее, увы.
Для доказательства пытаюсь разместить тут статьи, не получается , они - в pdf.
Про твой скепсис могу сказать, что он, особенно в России, дело нужное, ибо у нас столько пройдох, что если всем верить, без штанов останешься. Но наука на Западе, поверь, рецензируема (каждая статья оценивается признанными экспертами в своей области), поэтому то, что публикуется - заслуживает доверия и уважения.
А ссылки на научные статьи найду
Гриня
Гриня
33861 Новосибирск
10 февраля 2016, 00:42
kvs, Дорогой,Владимир Сергеевич, с вами конкретно спорить не смею, ибо отношусь с большим уважением. Просто последнее время не могу спокойно на ту нацию смотреть))))
Якут
Якут
5298 Новосибирск
10 февраля 2016, 10:18
vlad, это метка радиоактивная. А способы находить излучающий объект известны, ну хотя бы вот такие http://www.freepatent.ru/patents/2420762
kvs
kvs
2294 Анапа
10 февраля 2016, 11:14
Гриня, посмотри это, большая статья аж 2005 года в pdf, можно скачать. Про щуку: куда, когда и зачем (чаще всего пожрать) ходит по водоёму
http://www.fao.org/3/a-y5999e/y5999e23.pdf
kvs
kvs
2294 Анапа
10 февраля 2016, 11:20
Якут, а как же охрана окружающей среды?))
Есть и другие методы: FM-радио, FM-акустика и др.
А вот, есть и такое: Fish radio telemetry involves tracking the movement of fish using surgically-implanted radio transmitters (радио передатчики).
http://www.ramp-alberta.org/ramp/community/telemetry.aspx
Гриня
Гриня
33861 Новосибирск
10 февраля 2016, 11:36
kvs, нет ,спасибо. Мне их опыт совсем не интересен, я сам могу книгу написать про это)))))
kvs
kvs
2294 Анапа
10 февраля 2016, 11:47
Гриня, OK!
skaz
skaz
2151 Новосибирск
10 февраля 2016, 12:41
Вот интересно. Так же .Учеными доказано.Что в зимний период рыба начинает экономить свою энергию. Тогда возникает вопрос ,о каких перемещениях речь?И гибель малька в каком кол-ве ,когда .?Даже если учесть ,что произошло оное.Это всего лишь какой то период. А чем и что вкушает судак в другое время?.
TaPaKaH
TaPaKaH
128 Новосибирск
10 февраля 2016, 20:56
Гриня, Пиши книгу, я первый ее куплю )))
kvs
kvs
2294 Анапа
10 февраля 2016, 21:31
TaPaKaH,
я тоже, а то щукарь из меня никакой, а тут - плавни и лиманы. Царство щук.
farun
farun
558 Новосибирск
17 июня 2026, 11:09

Путешествие на Коргон, Кумир,Чарыш.

Вести Алтайский край

Всех приветствую!

Удалось побывать с сыновьями в прекрасных местах с чистой водой, рыбой, воздухом. Стояли на Коргоне прошлую неделю меняли дневные места и реки, по рыбе 5+, местные рыбаки за час на вечерке 7/10шт у нас чуть меньше. Ходили в радиалку по Коргону до Чертова моста по конной тропе, виды захватывающие, также были на Девичьих плесах и выше у Ипатьевского моста на Кумире. Лучше всего ловилось на Чарыше.

Леопольд
Леопольд
7178
17 июня 2026, 10:27

За год язек хорошо подрос.

Вести Алтайский край

Вечерком прокатились на Бурлу для закрепления результатов прошлого выезда.Воды еще даже очень много.Течение приличное ,вода теплая, у берега все затянуто тиною.

Первый в бой пошел ветеран язевой охоты не известный китайский воблерок с большим послужным списком. На третьем забросе дал результат , два удара в руку на третьем сильная потяжка и спиннинг в дугу. О эти моменты борьбы , подвожу ближе к себе вижу широкую спину ,крупную чешую и между нами полтора метра травы. Продрать не получилось ,а боец воспользовался шансом и ушел. Ловим настроение уже задано.

Дальность заброса решает, крупный язь рыба осторожная шума и волнения не любит. Ну и все вводные определены рыбалка пошла .Частые аккуратные перемещения одна две поклевки с поимкой или нет и надо менять место. Лучше через время вернутся.

В сравнении с прошлым годом подъязок изрядно подрос и стал язем. Крпный был грам 400, сегодня 600 грамм самый мелкий.

P.S. Выезд позитивный к тому же внушающий надежы на трофей.

Дата рыбалки
16.06.2026
Время ловли
18-00 23-00
Место ловли
р. Бурла
Способ ловли
спиннинг
Снасти, насадки
воблеры вертушки
Улов
9 голов
Погода
солнечно
Doctor383
Doctor383
26193 Новосибирск
16 июня 2026, 22:25

Вечерняя Угрюмка.

Вести Новосибирская область

Привет. Стоит жара, рыба малоактивная , знакомые водоёмы почти замолчали. Ни сидеть же дома, отправился изучать новые места. Приехал на Обскую протоку, пух летит, комары с мошкой не дремлют, побрызгался и пошел изучать новое место. В работе удилище в росте 3,8 м. Оснастка в стиле Херабуна. Глубина в данном месте около 2-х метров, очень хорошо, есть шанс на поимку крупной рыбы. Замешал два вида теста, клубнику и клубнику с красной 2-ой. Заброса с 5-го ловлю приятного размера карася, следом ещё одного и обидный сход, поторопился с подсечкой. Тишина, лишь изредка вздрагивает поплавок от мелочи. Очередной заброс и антена поплавка стемительно вылетает из воды, подскажите и приятное сопротивление, как же это круто. За пару часов активности удалось хоть немного но кайфануть. Разведка удалась.Улов отпустил подрастать).

RUS_ak1987
RUS_ak1987
1252 Новосибирск
16 июня 2026, 19:16

Зелёный мыс

Вести Новосибирская область

Всех приветствую! Вчера посетил нижнюю ельцовку, результат плачевный, окуня мало и очень мелкий, вода значительно прибыла. Поэтому сегодня принял решение посетить окрестности зелёного мыса и не зря, окунь проявил себя сразу, размер более менее, в копилку собрал самых крупных, цвет предпочитал натуральный либо моторное масло, крупные приманки его уже не пугают, кормится отлично малька гоняет. На рыбалку потратил около 3-х часов больше небыло возможности. Всем нхнч и натянутых лесок! Первое фото с ельцовки.

Дата рыбалки
16.06.2026
Время ловли
11:30-15:00
Место ловли
Правый берег
Способ ловли
спиннинг
Снасти, насадки
Отводной
Улов
Окунь
Погода
👍