Самостоятельное ТО безинерционной катушки

Altezz

Старожил
Регистрация
21.10.2009
Сообщения
3 031
Местоположение
Новосибирск

Вариант восстановления сломанной лапки катушки
ТО подшипников закрытого типа со съемными пыльниками
ТО подшипников закрытого типа с несъемными (запрессованными) пыльниками
Сглаживание "тракторного" хода шестерни
Как надежно закрепить гайку ротора от раскручивания
Шлифовка повреждений отбортовки шпули (сохранность лески/шнура при забросе)
Выбор осевого люфта ведущей шестерни
Что делать, если ширина подшипника, заменяющего подроторный подшипник, меньше требуемого?
Варианты уменьшения осевого люфта кноба
Восстановление клипсы для фиксации шнура/лески на шпуле
Защитный "чехол" на шпулю, защищающий отбортовку от мехповреждений
Тюнинг дужки лесоукладывателя
Изготовление шайб из подручного листового материала
Коррекция конуса намотки на Daiwa







 

prank

Старожил
Регистрация
24.07.2007
Сообщения
4 136
Местоположение
Новосибирск
Убираем болтанку (люфты) кноба на Тиерре:
Исходно - имелся осевой и очень небольшой радиальный люфт на кнобе.
Рис. 1 - вытачиваем дополнительные шайбы для исключения осевого люфта. Если они будут металлическими, то полностью люфт кноба (в собранном виде) они не должны исключать - иначе перетянем по оси ШП и они достаточно быстро износятся. Рис. 2-4 ТО ШП. Рис. 5 - примеряем наточенные шайбы. Рис.6 - проверяем, что их наружный диаметр меньше внутреннего диаметра наружной обоймы ШП и они не мешают его вращению (не поддтирают наружную обойму).
01.jpg
Рис.7 Палочку с натягом во внутреннюю обойму, ШП на место, палочку качаем - определяем болтанку наружной обоймы, т.е. наличие радиального люфта. В данном случае он присутствовал. Его можно исключить, сделав подмотку из ленты ФУМ (Рис.8 ), но мне больше нравится проложить тонкой пленкой из фторопласта (можно полиэтилена или лавсана) - Рис.9. На рис.10 - вставляем ШП, выравниваем его вровень с торцом кноба, и отрезаем излишек прокладки (Рис.11), после чего утапливаем его до упора во втулку кноба (Рис.12).
02.jpg
Рис.13-16 - ставим кноб на место, при необходимости радиально уплотняя второй ШП. На Рис.15. - фиксатор резьбы, капельку которого неплохо капнуть на винт при окончательном его закручивании, когда убедимся, что кноб легко крутится без особых люфтов, при полной его затяжке на проверочной сборке.
03.jpg
Примечание: При минимизации осевого люфта кноба одну из шайб можно резать из фторопласта. При этом, если по суммарной толщине шайб несколько переборщим, фторопласт достаточно быстро сдеформируется и разгрузит натянутые в осевом направлении ШП, что не приведет к их повышенному износу.
 

Вложения

  • 01.jpg
    01.jpg
    271 КБ · Просмотры: 11 568
  • 02.jpg
    02.jpg
    184.3 КБ · Просмотры: 11 283
  • 03.jpg
    03.jpg
    217.8 КБ · Просмотры: 11 502

prank

Старожил
Регистрация
24.07.2007
Сообщения
4 136
Местоположение
Новосибирск
То же самое, но на TD Advantage:
На этой катушке кноб на 1 втулке, роль второй (ближе к ручке), выполняет ступенчатый вал, увеличенного диаметра, сформированный при изготовлении оси кноба, и соответственно внутренняя поверхность пластиковой втулки-оси самого кноба. Отдельной детали, понимаемой обычно как втулка, там нет. При этом внутренняя поверхность пластиковой оси - втулки, контактирующая со "ступенькой" на валу оси была подношена, отсюда повышенный радиальный люфт. С целью его уменьшения, снова использована фторопластовая пленка подходящей толщины, свернутая во втулочку (Рис.1). Остальные рисунки поясняют минимизацию осевого люфта и выбор радиального зазора в посадке наружной втулки во втулку-ось кноба. Наружную втулку с легкостью можно апгрейдировать на полноценный ШП, размером 4х7х2,5 мм.
01.jpg
02.jpg
 

Вложения

  • 01.jpg
    01.jpg
    185.8 КБ · Просмотры: 11 434
  • 02.jpg
    02.jpg
    153.4 КБ · Просмотры: 11 412

prank

Старожил
Регистрация
24.07.2007
Сообщения
4 136
Местоположение
Новосибирск
Кнобная тематика на экземпляре Ryobi Zauber:
Отличительная особенность - пластичность алюминиевого сплава оси кноба, использованного изготовителем в данной модели катушки. В результате чего, и видимо не без особенностей обращения хозяина, в данном экземпляре ушатанного Заубера, ось кноба болталась и крутилась в кулаке рукоятки во всех возможных направлениях. Выкрутить торцевой винт после снятия заглушки (Рис.1) не удавалось ни при каких ухищрениях - ось тупо проворачивалась (Рис.2,3), несмотря на попытки перекосом ее заблокировать в кулаке рукоятки. В результате вышел из ситуации, взяв кусок стальной проволоки и сверло такого же диаметра (Рис.4), засверлил неглубокое (ок. 1...1,5 мм) глухое отверстие на границе наружной расклепанной шляпки оси и кулака рукоятки (Рис.5) и вставил проволоку в отверстие, заблокировав проворот оси в кулаке (Рис.6).
01.jpg
Только тогда удалось выкрутить торцевой винт и снять кноб (Рис.7). Проверка люфтов в посадке оси окончательно показала наличие в посадке радиального зазора (Рис.8,9) и к тому же еще осевого (Рис.10,11). Кроме того, опорная шайба с отбортовкой тоже несколько люфтила по оси кноба (Рис.12)
02.jpg
Чтобы надежно закрепить ось в кулаке рукоятки сделал по периметру еще 3 неглубоких глухих отверстия, а по оси - центральное глубокое отверсие (ок. 8 мм глубиной) на всю толщину кулака рукоятки кноба (Рис.13). Обточил 2 очень твердых закаленных гвоздя (можно обломок хвостовика сверла) из высокоуглеродистой стали (какие-то забавные гвозди - не согнешь и и не откусишь). Форма заточки - оживало и конус, показаны на Рис.14. Диаметр гвоздей больше диаметра центрального засверленного отверстия на (0,2...0,4)мм. Капнул в щель между осью и кулаком каплю суперклея и использовав гвозди как дорны, молотком загоняя понемногу в центральное отверстие. Другой конец оси при этом опирал на деревянный брусок, чтобы исключить деформацию его торца (Рис.15,16). При этой процедуре вал кноба (ввиду его мягкости, как писал выше) раздался немного в стороны, выбрав зазор в посадке кулака и надежно в нем зафиксировавшись. Край шляпки оси кноба раскернил в 4-х ранее подготовленных глухих отверстиях (Рис.17).
03.jpg
На рис.18-21 показан радиальный люфт кноба на оси, образовавшийся в результате износа внутренней поверхности пластмассовой втулки кноба. Судя по круговым царапинам на утолщенной части оси - частицы песка сыграли в этом не последнюю роль. Наружную поверхность утолщения на оси полирнул (Рис.23) с целью придания легкости будущему вращению кноба. По величине люфта подобрал толщину пленки и свернул из него трубку - втулочку, выбирающую радиальный зазор между утолщенной частью оси и втулкой кноба (Рис.24).
04.jpg
Ввиду того, что трубочку ничего не сдержит от осевого перемещения внутри втулки кноба, так как внутри втулка гладкая и не имеет опорного уступа, фторопластовую втулку-трубочку пришлось делать длинной, до упора в ШП (Рис.25). На Рис.26 - фторопластовые торцевые упорные шайбы, которые исключают осевой люфт кноба и втулка-трубочка. Рис.27 - проверка, что большая шайба вырезана удачно и хорошо ложиться на дно упорной шайбы с отбортовкой. На рис.29 - проверка всего в сборе. Рис.29 - окончательные элементы, включая от-ТО-шенный ШП. Рис.30 - окончательная сборка. На штатную металлическую шайбу с отбортовкой положено чуть смазки и сверху -2 фторопластовых шайбы.
05.jpg
На Рис. 31 - одета втулка - трубочка. Рис.32 - ШП на место, винт затянут. Рис.33 - никаких ощутимых люфтов, а вращение тем не менее - очень легкое.
06.jpg
 

Вложения

  • 01.jpg
    01.jpg
    216.9 КБ · Просмотры: 11 487
  • 02.jpg
    02.jpg
    242.9 КБ · Просмотры: 11 305
  • 03.jpg
    03.jpg
    339.8 КБ · Просмотры: 11 067
  • 04.jpg
    04.jpg
    297.5 КБ · Просмотры: 11 158
  • 05.jpg
    05.jpg
    283.1 КБ · Просмотры: 11 230
  • 06.jpg
    06.jpg
    197.3 КБ · Просмотры: 11 040

Kem42

Писатель-рыбак
Регистрация
14.12.2009
Сообщения
166
Местоположение
Кемерово
Re: Сам себе ТО катушки - грабли

prank сказал(а):
Сам спросил, и сам случайно на форуме одного сайта ответ нашел (может кому понадобится ссылка): В Рыболов-Спортсмене.

Посмотрел но не увидел там подшипник лесоукладывателя, только Гусак целиком.
Подскажите где можно купить?
Ryobi Zauber 4000
 

prank

Старожил
Регистрация
24.07.2007
Сообщения
4 136
Местоположение
Новосибирск
Re: Сам себе ТО катушки - грабли

Kem42 сказал(а):
Посмотрел но не увидел там подшипник лесоукладывателя, только Гусак целиком.
Подскажите где можно купить?
Ryobi Zauber 4000
Да, там действительно ШП под ролик ЛУ отдельно нет.
Посмотрите по 2-м последним ссылкам в данном сообщении. Размер 4х7х2,5 мм. Кстати в данном Заубере ШП такого размера 3 шт.: под кнобом, в шпуле (работает только одновременно с фрикционом) и под роликом ЛУ. Если заказывать - можно сразу несколько, тем более, что размер распространенный, для большинства катушек подходит (в основном на апгрейд подкнобной втулочки), если НЕ заказывать - можно махнуть местами, поставив под ЛУ самый живой, а под шпулю - самый мертвый.
P1060121.JPG
 

Вложения

  • P1060121.JPG
    P1060121.JPG
    129.9 КБ · Просмотры: 11 288

Kem42

Писатель-рыбак
Регистрация
14.12.2009
Сообщения
166
Местоположение
Кемерово
Переставил подшипник от шпули, стало не много получше, но желание поменять их не прошло.
Посмотрел, по ссылкам цены на них очень разные от 19.95$ за 10 шт и до 119,95 за 1шт.
Туда любые подойдут?
Если нет посоветуйте оптимальные по цене и качеству.
 

prank

Старожил
Регистрация
24.07.2007
Сообщения
4 136
Местоположение
Новосибирск
В катушках (не подвально-китайского происхождения) изготовитель ставит ШП у которых материал обойм, шариков, сепаратора, (защитных экранов и стопорных колец при наличии) - нержавеющая сталь (Stainless Steel). Они несколько подороже (примерно в 2 раза), чем подшипники из хромистой стали (Chrome Steel), которые склонны к коррозии при контакте с водой. Кроме того они бывают разного класса точности по спецификации ABEC. ABEC 1 - самый люфтящий (условно, конечно), ABEC 9 - самый высокоточнейший с минимальными люфтами. Цена сильно зависит и от точности. Для мясорубок оптимальным будет ABEC 3 ... ABEC 5.
Оптимальный ШП под ролик ЛУ наверное SMR74-ZZ #5 Radial Bearings или SMR74ZZ Bearing
Вариант заказа и установки ШП из из хромистой стали тоже не исключен. Перед установкой такой ШП обмазать снаружи тонким слоем густой смазки, и периодически проверять как работает. Если начнет ржаветь - выкинуть, заменив новым.
 

kolyan4ik_m

Старожил
Регистрация
27.12.2011
Сообщения
511
Местоположение
Алт.край
После принисенных катушек Риоби Эксия В размере 2000 и двух подаренных на З/части первые были подвергнуты тО и проблем с ними нет.Собственно речь не об этом.,а о подшипниках.
Какими мог воспользоваться пока,это 7*11*3мм,таковые стоят справа на ГП.Эти идеально подошли на Адвантейдж 2500А и SOL 2500 на апгрейд в подшпульный узел вместо (Адвантейдж пластиковая втулка, и TD SOL аллюминивая).Хотелось собственно отметить качество подшипников Риоби по истечению двух годичной эксплуатации,что поМацав их не посчитал нужным вскрывать и проводитьт им ТО по полной программе,ну может ссылаясь на то,что нагрузки в подшпульных узлах минимальны и они еще прослужат долго верой и правдой.
Вывод этого поста собственно в поддержку подшипников на катушках Риоби.как и впрочем самой модели (соотношение .цена,качество) и тем более как отловившему на них более двух сезонов и проводившему ТО этих катушек.Полет нормальный ,решили купить,берите даже не задумываясь,тем более за эти бабки это действительно хорошие катьки,думаю многие меня поддержут . С ув.,
 

prank

Старожил
Регистрация
24.07.2007
Сообщения
4 136
Местоположение
Новосибирск
3 недостатка увиделось по Риоби:
  • Мягкий бесконечник (хотелось бы иметь из алюминиевой бронзы (но этот момент актуален скорее не для Эксии, а для Заубера)).
  • Слишком большой вес, нивелируемый правда надежностью и повышенной стойкостью к износу, используемого алюминиевого сплава в крышке корпуса (понравилось), роторе (не понравилось), плечах дужки ЛУ (не понравилось).
  • Мягкость алюминиевого сплава, используемого под ось кноба. Тут у меня отрицательного опыта мало (см. пост выше), однако косвенно подтверждают статьи по ТО, в которых отмечается, что вал (ось) погнут.
Альтернативы практически не вижу за эти деньги. Как исключение, наверное Banax Herse (сейчас видимо снята с производства) (у нее крышка корпуса, ротор и плечи дужки пластиковые с наполнителем из угольной пыли, при этом инерционность ротора очень мала (разница с Риоби сильно чувствуется)), или пришедшая ей на смену Ares. При этом стоит отметить, что в Ares отверткой не тыкал, поэтому - только предположения, и если кто собирается осуществлять выбор - советую предварительно покрутить и то и то.
Последний плюс в выбор Риоби - это распространенность данной марки у нас в стране - соответственно меньше проблем в выборе ТО-шника, который возьмется за Вашу катушку.
 

prank

Старожил
Регистрация
24.07.2007
Сообщения
4 136
Местоположение
Новосибирск
kolyan4ik_m сказал(а):
...Эти идеально подошли на Адвантейдж 2500А и SOL 2500 на апгрейд в подшпульный узел вместо (Адвантейдж пластиковая втулка, и TD SOL аллюминивая)...
Николай, привез себе с Боки под эти же цели ШП - и вот сижу и кумекаю - нафига козе баян, если шайбы фрикциона все равно штатные, а не угольные... :( . Со стоковыми шайбами ШП под шпулю думаю мало что добавит... равномерность и стабильность фрикциона все-таки более шайбами определяется, нежели втулкой/ШП. Вот такие мысли... :(
 

kolyan4ik_m

Старожил
Регистрация
27.12.2011
Сообщения
511
Местоположение
Алт.край
prank сказал(а):
Николай, привез себе с Боки под эти же цели ШП - и вот сижу и кумекаю - нафига козе баян, если шайбы фрикциона все равно штатные, а не угольные... :( . Со стоковыми шайбами ШП под шпулю думаю мало что добавит... равномерность и стабильность фрикциона все-таки более шайбами определяется, нежели втулкой/ШП. Вот такие мысли... :(


Владимир,это просто начитались про этот апгрейд для катушек,вот и подумал ,че не подурачиться,Тем более подшипники халявые.А так по большому счету,ну какая разница на чем эта шпуля крутится на втулке или на ШП,можно подумать у нее там бешеные обороты,да и случается за сезон открытой воды работа фрикциона не так и часто. С ув..
 

prank

Старожил
Регистрация
24.07.2007
Сообщения
4 136
Местоположение
Новосибирск
На одном из форумов встретил вопрос, связанный с коррекцией конуса намотки на Дайве. Обычно имеем обратный конус с большим основанием в сторону тюльпана и хотим откорректировать ближе к цилиндру. Для реализации этого используем дополнительные шайбы-прокладки под шпулю, на фланец опорной втулки на штоке. Таким действием шпуля поднимается относительно ролика ЛУ и конусность обратного конуса уменьшается. Однако в данном вопросе автор говорит о проблемах противоположных - с намоткой в виде прямого конуса, в результате чего имеет повышенное сбрасывание петель.
Для корректировки прямого конуса в сторону цилиндра или превращения его в обратный предлагаю рассмотреть следующие решения опускания шпули относительно ролика ЛУ:
1 Вариант: Снимаем опорную пластиковую шайбу с фланца опорной подшпульной втулки и на листе наждачной бумаги круговыми движениями уменьшаем ее толщину.
2 Вариант: Подкладываем под ротор дополнительные шайбы, следя за тем, чтобы у выступающей из ротора оставшейся при этом длины резьбы на оси ведомой шестерни было достаточно для надежной фиксации центральной гайкой ротора.
3 Вариант возможно подойдет, если первые два недостаточны для решения проблемы (пытаюсь показать идею последовательно, для большего понимания):
Рис.1,2 - снимаем стопорное шестигранное проволочное кольцо. Рис.3 - убираем подкладочную/ые шайбу/ы и пружинку-трещетку. Рис.4 - вытаскиваем поперечный штифт - фиксатор. На рис.5 фланцевая втулка лежит рядом со штоком в положении по оси, соответствующему изначальному. На рис.6 - желательное новое положение по оси, которое позволит опустить шпулю по отношению к ролику ЛУ, а далее с помощью регулировочных подкладочных шайб тонко отрегулировать желаемый профиль намотки.
01.jpg
Добиться опускания фланцевой втулки относительно штока можно с помощью 2-х действий: На рис.7,8 показан внутренний буртик-ступенька на фланцевой втулке. После извлечения штифта, данный буртик будет препятствовать смещению опорной фланцевой втулки по штоку в сторону ротора, упираясь в ступень на штоке. Его потребуется либо уменьшить по ширине (вдоль оси), использовав подобранное по диаметру сверло, со стороны ротора (фото), либо убрать совсем (в этом случае аккуратно можно и круглым надфилем). На рис.9 - маркером нанесено перекрестие - место сверления нового радиального отверстия под поперечный штифт - фиксатор.
02.jpg
После фиксации фланцевой втулки штифтом в новом отверстии, пластиковую белую втулку (на рис.1,2 следует поднять с помощью шайбы-подкладки, до перекрытия втулкой нового отверстия (чтобы штифт не выпал). При этом естественно канавка станет недоступной, а роль стопорного шестигранного проволочного кольца сможет выполнить например небольшой кембрик из термоусадки. Хотя с другой стороны, поднимать белую втулку не обязательно, а штифт заблокировать штатным стопорным шестигранным кольцом.
 

Вложения

  • 01.jpg
    01.jpg
    278.6 КБ · Просмотры: 10 841
  • 02.jpg
    02.jpg
    159.1 КБ · Просмотры: 11 188

barin20

Писатель-рыбак
Регистрация
07.10.2009
Сообщения
475
Местоположение
Искитим
. По величине люфта подобрал толщину пленки и свернул из него трубку - втулочку, выбирающую радиальный зазор между утолщенной частью оси и втулкой кноба (Рис.24).
Владимир Вы из чего делали втулочку, что за пленка и где взять?
 

prank

Старожил
Регистрация
24.07.2007
Сообщения
4 136
Местоположение
Новосибирск
barin20 сказал(а):
...что за пленка и где взять?
Фторопласт-4. Радиобарахолка в районе Дачной, 31а. Спрашиваешь про пленку. Обычно они одну-две номенклатуры по толщине имеют в наличии но могут привезти других толщин. Договариваешься, чтобы все какие есть притащил. Еще прутками и кругом (прутком большого диаметра) торгуют - в принципе пруток мне 1 раз понадобился - точил на дрели фланцевую опорную втулку (заднюю опору для ведомой шестерни).
 

kost

Новичок
Регистрация
30.04.2012
Сообщения
1
Местоположение
Томск
Прошу совета у знатоков.
Немного истории - 2 года назад мне подарили спин Aiko и катушку Shimano Nexave 2500. С тех пор на рыбалку ездил нечасто (может раз 15-20). пробовал ловить вертушками и колеблющимися блеснами. На работе подогнали одну блесну, покидал ее, кое чего даже поймал, но катушка с ней зашумела. Взвесил колебалку - оказалось 40 гр. теперь катушка иногда шелестит под нагрузкой. Начитавшись всего по этой теме решил катушку разобрать. в некоторых местах смазка потемнела, но на ГП как новая, однако обнаружил внутри песчинки :(((

Подскажите - опасен ли этот звук(шелест под назгузкой) для катушки. Кроме этого есть небольшой продольный люфт ось шпули. Не помню был ли он на новой катушке. Нужно ли с этим бороться?
 

prank

Старожил
Регистрация
24.07.2007
Сообщения
4 136
Местоположение
Новосибирск
kost сказал(а):
..
Подскажите - опасен ли этот звук(шелест под назгузкой) для катушки. Кроме этого есть небольшой продольный люфт ось шпули. Не помню был ли он на новой катушке. Нужно ли с этим бороться?
Шелест под нагрузкой пальцев не оторвет, опасности тут нет. Осевой люфт штока шпули в разной степени есть на всех катушках. Если профиль намотки стабилен при Вашем использовании катушки, уменьшать его нет необходимости.
 

Рубикон

Старожил
Регистрация
14.05.2009
Сообщения
1 988
Местоположение
г.Новосибирск (Академ)
kost сказал(а):
Прошу совета у знатоков.
Немного истории - 2 года назад мне подарили спин Aiko и катушку Shimano Nexave 2500. С тех пор на рыбалку ездил нечасто (может раз 15-20). пробовал ловить вертушками и колеблющимися блеснами. На работе подогнали одну блесну, покидал ее, кое чего даже поймал, но катушка с ней зашумела. Взвесил колебалку - оказалось 40 гр. теперь катушка иногда шелестит под нагрузкой. Начитавшись всего по этой теме решил катушку разобрать. в некоторых местах смазка потемнела, но на ГП как новая, однако обнаружил внутри песчинки :(((

Подскажите - опасен ли этот звук(шелест под назгузкой) для катушки. Кроме этого есть небольшой продольный люфт ось шпули. Не помню был ли он на новой катушке. Нужно ли с этим бороться?
Ну ведь этоже ролик лесоукладывателя. Разбери, промой, смаж, поставь на место и на рыбалку. ;)
 

prank

Старожил
Регистрация
24.07.2007
Сообщения
4 136
Местоположение
Новосибирск
Рубикон сказал(а):
.. Ну ведь этоже ролик лесоукладывателя. Разбери, промой, смаж, поставь на место и на рыбалку. ;)
Вполне вариант. Диагностируется путем одного оборота плетни вокруг ролика ЛУ, беремся за концы плетни и внатяг гоняем, нагружая ролик.
 

Рубикон

Старожил
Регистрация
14.05.2009
Сообщения
1 988
Местоположение
г.Новосибирск (Академ)
prank сказал(а):
Вполне вариант. Диагностируется путем одного оборота плетни вокруг ролика ЛУ, беремся за концы плетни и внатяг гоняем, нагружая ролик.
Володя (prank), Тебе привет! А-а-а П-О-Т-О-М разбери, промой, смаж, поставь на место и на рыбалку. :lol:
 

kolyan4ik_m

Старожил
Регистрация
27.12.2011
Сообщения
511
Местоположение
Алт.край
prank По поводу коррекции конуса на Дайве.Мне кажется не стоит этим так сильно заморачиватся.На своем новом Соле ,так же как и на Адвант.(ксати не обессудьте Вашу шайбу я заменил на родную) лично меня такая намотка устраивает вполне.За два с лишним сезона ловли ни одного сброса петель. Товарищи взяли два Экселера,я взял для лайта Ревроса ,на всех трех катьках убрали по одной тонкой шайбе и получилось то чего хотели.
Владимир,хотел обратить внимание на люфты ГП.На Экселерах присутствуют,а вот на Ревросе вообще без вопросов.У нас открылся новый магазин ,там я его и выхватил,может так и есть старое.доброе.
Не крутится,а шепчет даже обгонки практически не слышно! + шарик В ролике ЛУ :lol: С ув..